Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пространство и время в античной натурфилософииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Учебный год Лекция 4 Развитие представлений о пространстве и времени в естествознании. Основы специальной теории относительности (СТО) Пространство и время в античной натурфилософии Пространство и время играют важнейшую роль в человеческом мышлении. Эти понятия настолько фундаментальны, что на определенной ступени развития культуры в древних мифологических, религиозных и философских системах они рассматривались как генетическое начало мира. Отношение к пространству и времени в Древней Греции было тесно связано с представлениями о структуре материи. Так, атомисты (Левкипп (предпол. 500—440 до н.э.), Демокрит (460 – 370 до н.э.)) придерживались мнения о пустоте как о необходимом условии движения атомов: пустота — это «сцена», на которой «атомы разыгрывают пьесу Бытия». Если бы пустота отсутствовала, то атомы оказались бы вплотную прижатыми друг к другу и не могли бы двигаться. Противоположное мнение о существовании пустого пространства высказывали древнегреческие континуалисты (Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.), Аристотель (384-322 до н.э.)). Не отрицая категории пространства как вместилища материи, они тем не менее не допускали возможности существования пустого пространства, в котором отсутствует материя. Такое представление о пространстве имело множество сторонников в истории естествознания. Например, древнегреческий философ Зенон (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) так доказывал невозможность существования пустого пространства: «...Если все существующее существует в пространстве и само пространство существует, то где существует последнее? » Аналогичное мнение высказывал один из великих предшественников Ньютона Р. Декарт (1596-1650): «Что касается пустого пространства в том смысле, в каком философы понимают это слово, то есть такого пространства, в котором нет никакой субстанции, то очевидно, что в мире нет пространства, которое было бы таковым, потому что протяжение пространства как внутреннего места не отличается от протяжения тела... Поэтому относительно пространства, предполагаемого пустым, должно заключить, что раз в нем есть протяжение, то с необходимостью в нем должна быть и субстанция». Не меньшее внимание уделяли древнегреческие философы категории времени. В частности, Аристотель утверждал, что время немыслимо, не существует вне движения, но оно не есть и само движение. Распознать время, метризовать его (то есть принять какую-то шкалу времени) можно, лишь наблюдая какое-либо движение. Континуальный подход к понятию времени проявлялся у Аристотеля в его рассуждениях о делимости времени. В отличие от атомистов, считавших, что время, как и пространство, имеет дискретный характер, Аристотель придерживался концепции непрерывного времени. Абсолютное пространство и абсолютное время в классическом естествознании Развивая атомистическую доктрину материи, Ньютон (1643-1727) ввел в созданную им механику и непрерывные составляющие этой доктрины — абсолютное, не зависящее от материи, пустое пространство и абсолютное, не зависящее от пространства и от материи, время. Абсолютное пространство, считал Ньютон, по своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным, являясь пустым вместилищем материальных объектов. Важно отметить, что согласно такому представлению абсолютное пространство выступает фактически не как протяженность, а как абсолютное условие существования и движения материальных объектов. Абсолютное, истинное, математическое время у Ньютона — это время, которое само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. При таком подходе абсолютное время предстает как объект весьма парадоксальный. Во-первых, рассмотрение течения времени связано с представлением времени как процесса во времени, что логически неудовлетворительно. Во-вторых, трудно принять утверждение о равномерном течении времени, ибо это предполагает, что существует нечто, контролирующее скорость потока времени. Более того, если время рассматривается «без всякого отношения к чему-либо внешнему», то какой смысл может иметь предположение, что оно течет равномерно? Следует, однако, отметить, что абсолютное время Ньютон назвал не только истинным, но и математическим. В этом пункте заключено важное отличие его (Ньютона) представления от воззрений предшественников. До Ньютона истинное время иногда обозначало просто длительность, иногда бесконечное время, а иногда и саму вечность. Это время потом получало метризацию (масштаб) либо с помощью периодических природных движений, либо с помощью воспоминаний, ожиданий и прочего, что давало относительное время. У Ньютона появляется математическое время, длительность которого задается линией евклидовой геометрии, а ритм – натуральным рядом чисел. Математическое время, таким образом, есть непрерывная, монотонно возрастающая функция в интервале (-∞, +∞ ). Постулаты Эйнштейна и вакуумная концепция электромагнитного поля В основе СТО лежат два постулата. 1. Все инерциальные системы отсчета равноправны
2. Скорость света в вакууме постоянна во всех инерциальных Второй постулат связан с принципиально новым представлением о пространстве. Дело в том, что свет, в отличие от многих других волновых процессов, может распространяться и в пустом пространстве (вакууме). Это на первый взгляд кажется неожиданным, так как волна не может существовать без «субъектов» колебаний — взаимодействующих друг с другом осцилляторов, образующих среду. Можно сказать, что для света такой средой является электромагнитное поле. Но тогда возникает вопрос: каким образом это поле оказалось в пустоте? Существовало ли поле в пространстве, пока до него не дошла электромагнитная волна или же волна «принесла» это поле с собой? Наиболее радикальный ответ на этот вопрос связан с вакуумной концепцией электромагнитного поля, согласно которой это поле (как, впрочем, и другие физические поля) представляет собой особое, возмущенное состояние самого пространства (вакуума). Но, в отличие от эфира, который считался «средой» для электромагнитных волн, вакуум не может быть связан с какой-либо одной определенной ИСО. Другими словами, вакуум «неподвижен» одновременно во всех ИСО. Таким образом, второй постулат Эйнштейна является следствием вакуумной концепции электромагнитного поля. Учебный год Лекция 4 Развитие представлений о пространстве и времени в естествознании. Основы специальной теории относительности (СТО) Пространство и время в античной натурфилософии Пространство и время играют важнейшую роль в человеческом мышлении. Эти понятия настолько фундаментальны, что на определенной ступени развития культуры в древних мифологических, религиозных и философских системах они рассматривались как генетическое начало мира. Отношение к пространству и времени в Древней Греции было тесно связано с представлениями о структуре материи. Так, атомисты (Левкипп (предпол. 500—440 до н.э.), Демокрит (460 – 370 до н.э.)) придерживались мнения о пустоте как о необходимом условии движения атомов: пустота — это «сцена», на которой «атомы разыгрывают пьесу Бытия». Если бы пустота отсутствовала, то атомы оказались бы вплотную прижатыми друг к другу и не могли бы двигаться. Противоположное мнение о существовании пустого пространства высказывали древнегреческие континуалисты (Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.), Аристотель (384-322 до н.э.)). Не отрицая категории пространства как вместилища материи, они тем не менее не допускали возможности существования пустого пространства, в котором отсутствует материя. Такое представление о пространстве имело множество сторонников в истории естествознания. Например, древнегреческий философ Зенон (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) так доказывал невозможность существования пустого пространства: «...Если все существующее существует в пространстве и само пространство существует, то где существует последнее? » Аналогичное мнение высказывал один из великих предшественников Ньютона Р. Декарт (1596-1650): «Что касается пустого пространства в том смысле, в каком философы понимают это слово, то есть такого пространства, в котором нет никакой субстанции, то очевидно, что в мире нет пространства, которое было бы таковым, потому что протяжение пространства как внутреннего места не отличается от протяжения тела... Поэтому относительно пространства, предполагаемого пустым, должно заключить, что раз в нем есть протяжение, то с необходимостью в нем должна быть и субстанция». Не меньшее внимание уделяли древнегреческие философы категории времени. В частности, Аристотель утверждал, что время немыслимо, не существует вне движения, но оно не есть и само движение. Распознать время, метризовать его (то есть принять какую-то шкалу времени) можно, лишь наблюдая какое-либо движение. Континуальный подход к понятию времени проявлялся у Аристотеля в его рассуждениях о делимости времени. В отличие от атомистов, считавших, что время, как и пространство, имеет дискретный характер, Аристотель придерживался концепции непрерывного времени. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1719; Нарушение авторского права страницы