Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЛЕГЕНДЫ О СВЯЩЕННИКАХ И ЗНАХАРЯХ
Св. Андерс из Слагелсе
В 1205 году в Слагелсе жил священник церкви Св. Петра, которого называли Святым Андерсом. Об этом человеке рассказывают, что он отправился в Святую землю вместе с одиннадцатью спутниками. Однако, когда пребывание их в Святой земле завершилось, задул попутный ветер и спутники его уже были готовы пуститься в обратный путь, Андерс не согласился отъезжать до тех пор, пока не прослушает мессу в Йоппе. Когда служба завершилась и спутники его уже находились в море, Андерс оказался на берегу в затруднительном положении. Однако тут к нему подъехал всадник, предложивший Андерсу сесть перед ним на коня. Андерс так и сделал, но когда они тронулись с места, заснул на руках незнакомца. Пробудившись, он с изумлением обнаружил, что находится на холме неподалеку от Слагелсе — и что в памяти его сохранились воспоминания о посещении св. Якова Компостельского в Португалии[721], св. Олафа в Дронтхейме — и многих других святых мест. Прошло немало времени до того, как его спутники, с которыми он расстался в Йоппе, вернулись в Данию, — весьма удивленные тем, что он опередил их. Андерс был столь святым человеком, что когда молился на открытом воздухе, то мог повесить шапку и перчатки на солнечные лучи[722]. Впоследствии он приобрел исключительный авторитет и в конце концов стал святым покровителем Слагелсе. Однажды он повесил свои перчатки на солнечные лучи, и они упали. Это поразило святого Андерса, и он спросил Бога, в чем он провинился. Ему было дано понять, что один из братьев монастыря украл столб для изгороди и тем самым осквернил святое сообщество. Холм, на котором проснулся святой Андерс после своего путешествия, получил название Хвилехёй (холм отдыха), каковым называется и по сей день. Святой Андерс заботился о живших в Слагелсе людях и писал о них прошения королю Вальдемару, после чего король пообещал прибавить Слагелсе земли столько, сколько святой Андерс сумеет объехать на однодневном жеребенке за то время, пока король будет принимать ванну. Святой Андерс поймал короля на слове и поскакал с такой скоростью, что наблюдавшим за ним придворным пришлось бежать к королю, чтобы тот быстрее выбирался из нее, иначе святой Андерс успеет объехать всю страну. Именно этому случаю Слагелсе обязан своими обширными полями. На Хвилехёе поставили крест с надписью: «In memoriam divi Andreae, quiescentis Joppae et heic lod expergefacti» (лат. «В память о божественном Андерсе, упокоившемся в Йоппе и в сем же месте пробужденном»). Когда этот крест обрушился, начался падеж скота — но как только крест восстановили, падеж прекратился.
Мастер Лауридс
В Хадсхерреде, в Ютландии, некогда жил священник, которого звали Мастером Лауридсом. Он умел вызывать из могил духи усопших и посылать их обратно. Едва ли нужно говорить, что при таком умении ему не раз приходилось вступать в поединок с дьяволом — в котором он неизменно побеждал. Однажды мастер Лауридс, возвращаясь из короткого путешествия, проезжал мимо церкви Скандруп. Вдруг его лошади остановились, не имея сил сдвинуть экипаж с места, — однако мастер Лауридс, который сразу понял, в чем дело, покачал головой и велел своему вознице снять правое заднёе колесо и положить его в корзину в повозке — поскольку ему было прекрасно известно, что это дьявол уселся на колесо, чтобы не дать ему повернуться. Однако дьявол совершенно не рассчитывал на это, и в итоге ему пришлось стать под повозку и нести ее на плечах. Мастер Лауридс спокойно проездил на нем всю ночь. Когда он наконец освободил дьявола, этот враг рода человеческого бросил колесную ось с плеч с такой силой, что та переломилась. На это мастер Лауридс сказал со спокойной улыбкой: «Смотрите-ка! Он еще способен на это! » О том, что дьявол в подобных случаях может нести повозку вместо четвертого колеса, было известно не только в Дании, ной в других странах. Одна католическая легенда рассказывала о подобном чуде, совершенном св. Бенедиктом. Иллюстрацией к этой легенде может также служить находящаяся в Риме известная картина художника Дитлефа Линдау.
Священник Нёрре-Вилструпа
В конце прошлого столетия в деревне Нёрре-Вилструп около Вейле[723] жил священник, который умел не только читать молитвы, но и обладал сверхъестественными способностями, приобретенными в Черной школе[724]. Свои знания он использовал ради счастья и благосостояния своих прихожан, за что его очень уважали и любили. Чтобы сохранить свои способности, он постоянно носил одну подтяжку, и его никто не видел в двух. Церкви этой принадлежал небольшой, находившийся недалеко от деревни лесок, и из него часто воровали припасенный для церкви хворост и дрова. Когда однажды этот священник спросил у своих слуг, есть ли в лесу дрова, они ответили отрицательно. «Все равно берите телегу и езжайте за валежником». Слуги так и сделали — и обнаружили в лесу одного из деревенских жителей, который уже погрузил дрова на телегу и собирался уехать. Слуги священника отобрали у него валежник и отвезли дрова домой. Провост Петрус Эгидий из Брёнса был волшебником. Один молодой человек, который хотел съездить в Рибе, попытался без спроса взять на лугу его лошадь — однако она не пожелала идти вперед, а парень не сумел слезть с ее крупа, даже при помощи двух мельников. Ему оставалось только поехать к священнику. «Ты уже здесь? — спросил добрый человек. — Отведи лошадь назад в поле — и не устраивай больше подобных проделок! » [725] .
4. Св. Кильд из Виборга [726]
Святой Кильд, человек очень набожный, совершил множество чудес, был произведен по этому поводу в епископы Виборга и после смерти был канонизирован папой. Еще до того как стала известна святость этого человека, монахи однажды изгнали его из монастыря. Но по дороге он встретил одного из монастырских послушников, который нес воду, и попросил дать ему попить из кувшина. Он превратил воду в вино и попросил отнести его братии с просьбой выпить за его здоровье. Узнав об этом, за ним срочно послали, вернули в монастырь и встретили с большой радостью. Однажды рано утром во время совершения мессы на алтаре внезапно погасли свечи, и стало очень темно. Однако Кильд тем не менее продолжил чтение молитв. После смерти Кильда весть о его святости дошла до римского папы, который приказал занести его имя в список святых. Тело св. Кильда положили в дорогую раку, которую подвесили на золотых цепях под сводом капеллы. Позолоченную раку святого, называвшуюся ковчегом св. Кильда, почитали до Реформации, после чего ее опустили вниз и поставили за алтарем собора, где она и погибла во время сильнейшего пожара.
СОКРОВИЩА И ИСКАТЕЛИ СОКРОВИЩ Сокровища в Хвирвел Банке
Рассказывают, что в холме Хвирвел Бакке некогда было много золота, и именно потому в канун Рождества холм сверкает огнем. Если кто-нибудь осмелится выстрелить поверх bakke[727], то сможет забрать все золото — однако в наши дни никто не осмеливается так поступить.
Сокровища в Даугбиерг-Даус
В Даугструпе, расположенном неподалеку от Виборга, есть луг, называемый Даугбиерг-Даус. Об этом луге говорят, что он всегда окутан голубым туманом, а под ним находится большой медный котел, полный денег. Однажды ночью два крестьянина отправились откапывать эти сокровища и докопались до его ручек, и в это время начала происходить всякая чертовщина, чтобы они отказались от своего намерения. Сперва увидели большую черную собаку с огненным языком; потом появился петух, впряженный в телегу с копной, затем к ним подъехала колесница, запряженная четырьмя черными лошадьми, — но несмотря на это, крестьяне продолжали рыть, не произнося ни звука. Наконец, к ним подошел шут, остановился и воскликнул: «Смотрите-ка, Даугбиерг горит! » — и когда они посмотрели на свою деревню, то увидели, что вся она охвачена огнем[728]. В этот момент один из крестьян забыл о том, что следует хранить молчание. И едва он охнул, как сокровища ушли под землю. И хотя впоследствии крестьяне еще не раз пытались их достать, тролли всегда мешали этому своим колдовством. При выкапывании сокровищ следует соблюдать строжайшие правила; потому Эленшлегер в своей поэме «Skattegraveren» (Искатель сокровищ) говорит:
Men hvis et Ord du taler Forsvinder den igien. Но если слово ты произнесешь, Оно исчезнет снова.
Сокровища Фуура
Маленький островок Фуур в Лиимфьорде покоится на огромном камне, в середине которого обитает тролль. Когда пастухи на поле прикладывают свое ухо к земле, они иногда слышат, как тролль запирает и отпирает свои огромные сундуки с деньгами. Один крестьянин, который под Рождество три ночи подряд ходил туда в полночь, на третий раз увидел, как тролль сидит на холме, перебирая свои сокровища. Если выстрелить поверх сокровищ, человек, сделавший это, может забрать из сокровищ столько, сколько сможет. Крестьянин так и сделал. Но когда он возвращался домой и был недалеко от своего жилья, ему показалось, что его дом горит. В ужасе бросив все, что взял, он побежал домой, но когда добрался до дома, тот оказался цел, а все сокровища исчезли. На северной стороне острова среди высоких, покрытых вереском холмов можно видеть небольшую часть этого большого камня. На этом камне написано множество фамилий людей, которые когда-либо посещали это место. На одном уровне с землей находится отверстие, через которое человек может войти в камень — но неизвестно, как далеко он может уйти, поскольку никто не отваживался отойти от входа далее чем на пять шагов.
Сокровища Лодаля
В Саллингхерреде есть долина, называемая Лодаль, посреди которой в прежние времена каждую ночь светился огонь. Случилось так, что один голштинец пришел в это место, потому что ему приснился сон, что на месте, где горит огонь, он найдет сокровища. Следуя своему сну, он начал копать — и нашел в земле полный золота огромный медный котел, но на золоте лежал большой черный пудель с кольцом вокруг шеи. Он осторожно поднял собаку с котла и переложил ее на свое пальто, таким образом сделавшись владельцем сокровищ, частью которых поделился с помогавшими ему крестьянами. После этого он ушел из этих мест. С этого времени свет больше не горел, но иногда можно было видеть собаку, бегавшую вокруг Лодаля.
ЛЕГЕНДЫ О РАЗБОЙНИКАХ Тире Болёксе и ее сыновья
Неподалеку от рукава Иссефьорда в Зеландии дорога проходит через лес Борревеиле, где до сих пор можно видеть так называемую пещеру Тире. Эта Тире, по прозванию Болёксе, со своими двенадцатью сыновьями была известной разбойницей, но в конце концов ее схватили и казнили в Роескильде[729]. Относительно Болёксе и её сыновей у окрестного крестьянства существует следующая легенда. Часто случается, что когда кто-либо едет мимо пещеры Тире ночью, лошади внезапно начинают сильно потеть и почти не способны сдвинуть с места экипаж. Один крестьянин, попавший в такую ситуацию, сошел со своей повозки и посмотрел сквозь левый недоуздок. И тогда он увидел Тире Болёксе и ее двенадцать сыновей, сидящих на телеге. Тогда крестьянин прибег к единственному возможному в таком случае средству: он снял заднее колесо и положил его на повозку — поскольку, сделав так, он заставил привидения бежать под повозкой для того, чтобы поддержать ось. 2. Старк Ольгер В обширном лесу Угилткрат (чаще), между Хиорингом и Фладстрандом, жил разбойник, называвший себя Стаерк (Сильный) Ольгер или Оле. Он убивал и грабил всегда, когда ему предоставлялась такая возможность, но особенно мрачную славу ему принесло убийство беременных женщин. Наконец, мужчины вооружились, окружили лес и схватили разбойника. Тот признался: «Хорошо, что вы схватили меня сейчас, поскольку потом вы не смогли бы справиться со мной. Я уже съел сердца шести нерожденных детей! Жаль, что не успел съесть седьмое сердце! »
ДЕНЬ ВОЛЬДБОРГА
В день Вольдборга, предшествующий Троицыну дню, в прежние времена по всей стране творилось большое веселье в честь, как говорили тогда, приезда лета. Молодежь обеих полов готовилась к празднику и наряжалась во все самое лучшее. Во главе конной процессии молодых людей ехали два распорядителя, объявляя о ее приближении. За процессией следовало два старика; каждый держал в своей руке по шесту. К этим шестам были привязаны ленты, гирлянды, шелковые платки — и всякие прочие украшения. Следом шествовал майский граф (майгреве) с двумя прислужниками. За ним следовала собственно процессия — по двое в ряд, в синих или красных кафтанах, с белыми кушаками через плечо и с лентами на шляпах. У майского графа было две гирлянды, по одной на каждом плече, в то время как у прочих была только одна. В середине процессии ехали музыканты, играющие на скрипках, барабанах и дудках. Въезжая, они вешали один венок у ворот, а когда оказывались в деревне или поместье, бросали венки встречавшим их девицам и молодым женщинам, приглашая их таким образом на праздник. При въезде в город или деревню оба распорядителя заходили в какой-нибудь дом и спрашивали разрешения на въезд. Получая таковое, они трижды объезжали вокруг двора — и, заглядывая в окна приветствовали домашних. Затем они сходили с лошадей, и запевалы начинали петь. Остальные, в конце каждого куплета, повторяли слова med Glaede (с радостью). На определенном куплете двое участников процессии направлялись к церкви и преклоняли перед ней колена, а все остальные заканчивали песню. После они некоторое время плясали и получали в виде награды пиво и бренди — а иногда и деньги. Участники процессии снова поднимались на лошадей, еще раз объезжали двор и следовали дальше в том же порядке. Девушки собирались на праздник, наряженные в зеленые платья, с белыми передниками и с венками на головах и плечах. После того они отправлялись в поле и водили там хороводы. Распорядитель примеривал им свой венок — та, которой венок оказывался впору, становилась майской графиней (Maigrevinde). После этого процессия объезжала округу. Майская графиня возглавляла процессию, высоко держа шест с венками и гирляндами в знак своего положения. В других местах майскую графиню выбирал майский граф, надевавший свой венок на голову выбранной им девушки.
МОНАХ РУУС [730] (продолжение главы «Монах Руус» этого же раздела)
Будучи умелым кулинаром и в связи с некоторыми тайными услугами, оказанными им аббату и монахам Эсрома, Руус был, по всеобщему согласию, принят в члены братства — и в этом качестве состоял на протяжении семи лет. Имея много свободного времени, он имел обыкновение сидеть у ворот монастыря и вырезать деревянные дубины. Когда его спросили, с какой целью он вырезает дубины, он ответил, что готовится к посещению ночных воров. Вскоре после этого среди братьев разгорелся спор по поводу одной женщины; одну сторону возглавлял аббат, другую — приор. Обе стороны обратились к Руусу за дубинками и получили их. После этого в церкви во время чтения часов началось сражение. Руус погасил свет, а потом бросил скамейку в самый центр баталии. У многих оказались сломаны конечности, другие отделались ушибами. Тогда Руус с набожным выражением на лице появился среди монахов со светом, пожурил их за недостойное поведение и призвал их к миру и согласию. Вскоре после этого события Руус отправился развлечься и забыл приготовить для братии ужин. Когда он спешил домой, то увидел, как на лугу пасется корова. Он ее убил и взял с собой заднюю четверть туши. Из предшествующей истории ö Руусе мы уже знаем, что хозяин коровы залег рядом, рассчитывая увидеть вора — но, спрятавшись в пустом стволе дуба, увидел Люцифера в компании собравшихся дьяволов. Они рассказали своему князю о своих подвигах, а присутствовавший при сем Руус обещал привести в ад всех братьев монастыря, которые перед этим должны были перебить друг друга. Когда дьяволы исчезли, крестьянин поспешил в монастырь, где рассказал аббату все, что слышал, находясь в дереве. Рассказ его привел в ужас аббата, который, собрав братьев, передал им все, что сказал ему крестьянин. После этого монахи решили отслужить мессу. Аббат приказал Руусу присутствовать на ней и никуда не отлучаться. Когда Руус сказал, что не может больше оставаться в церкви во время причастия, аббат превратил его в коня. Когда Руус пообещал не приносить больше зла, его освободили и отправили в Англию. Там он вселился в прекрасную принцессу, и хотя отец ее послал за учеными и мудрецами в Париж и прочие места, никто из них не имел достаточного могущества, чтобы изгнать из тела девушки злого духа. Наконец, сам дьявол воскликнул: «Я — брат Руус. Никто не сумеет изгнать меня из этого прекрасного сосуда, за исключением аббата Эсрома, которому я обещал повиноваться». Указанный аббат, видимо, успел обрести высокую святость. Соответственно за ним послали, и он изгнал злого духа, приказав ему предстать перед собой в виде лошади. Затем, к большому удивлению короля и всех присутствующих, аббат связал его тяжелой цепью. Увидев поблизости некоторое количество свинца, аббат попросил его в качестве награды, чтобы покрыть им крышу своего монастыря, — столько, сколько Руус сумеет унести на себе. Руус унес огромную тяжесть — целых триста тысяч фунтов. После этого король и аббат сели за ужин, но перед тем, как они принялись за угощение, перед ними появился Руус, который доложил, что унес свинец и ждет дальнейших приказаний. Также он спросил — следует ли ему взять дворец и поставить его рядом с монастырем. Аббат пожелал, чтобы дворец стоял на прежнем месте, и приказал Руусу просто перенести его обратно в Эсром. Простившись с королем и дав ему свое благословение, святой человек протянул руку дьяволу[731], который доставил его обратно в целости и сохранности прямо к воротам монастыря. Затем дьявол спросил, где ему теперь надо находиться, и аббат указал ему на соседний холм, в котором дьявол будет пребывать до самого судного дня.
ДАТСКИЕ НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ [732]
1. Если девушка хочет знать, какой будет у нее муж, она должна в канун Нового года налить немного расплавленного свинца в стакан воды и на следующее утро посмотреть, какую форму этот свинец примет. Если свинец напоминает пару ножниц, она получит в мужья портного; если свинец примет форму молота, он будет кузнецом и т. д. Есть и другой, столь же действенный метод — надо разбить яйцо в стакан воды и сделать суждения по форме, которую примет содержимое яйца. 2. Если какая-нибудь девушка желает увидеть своего будущего мужа на Крещение, то перед тем, как отправиться в постель, она должна повторить следующие стихи:
О, три святых царя, вас молю, Дайте мне ныне увидеть того, Чью скатерть накрою, Чью кровать расстелю, Чьим именем назовусь, Чьей невестой стану.
3. Есть еще один заговор, который, скорее всего, повторяли в годовщину праздника святой Люсии (13 декабря):
Люсия милосердная, дай мне знать, Чью скатерть накрою, Чью кровать постелю, Чьего ребенка понесу, Чьей возлюбленной стану, В чьих объятьях усну.
4. У девушек в Иванов день существовал обычай помещать зверобой продырявленный между балками под крышу, чтобы по виду растений составить представление о будущем. Обыкновенно одно растение сажают за себя, а другое для возлюбленного: если они растут вместе, это предвещает свадьбу. Иначе растения сажают между балками, чтобы узнать, кто из родственников будет долго жить, а кто мало. Если растение растет к крыше, это хороший знак, а если вниз, это предвещает болезнь и смерть[733]. 5. Когда парни и девушки желают узнать, кому предстоит покинуть дом, а кому остаться, они бросают к двери через голову башмак. Если он упадает так, что носок останется направленным к двери, они уедут. Если носок указывает от двери, они останутся. 6. Если какой-нибудь человек слышит кукушку первый раз в году во время поста, тогда говорят: «Кукушка дурачит нас». Если этот крестьянин ищет свою корову или что-то другое, он ничего не найдет. Если кукушку слышит крестьянка, она должна быть настороже с мужчинами, поскольку они ее могут обмануть. Если кукушку слышат старики, у них есть все основания бояться болезни. 7. Если слуги первый раз в году увидят аиста летящим, это означает, что они изменят место своего жительства в течение года. Если они видят его стоящим, они останутся на прежнем месте. 8. Чтобы найти вора, особенно среди слуг, в прежние времена существовал обычай «просеивания». Для этой цели хозяин дома вешал сито на концы ножниц, а потом повторял имена всех слуг, одновременно с этим глядя на сито, которое на каком-либо имени начинало качаться. Это имя неизменно оказывалось именем вора. 9. Когда что-либо было украдено, следовало обращаться к «хитрецам», умевшим заставлять воров возвращать обратно украденную собственность. 10. От Рождества до новогоднего праздника нельзя было ничего крутить или вертеть. Таким образом, нельзя было ни ткать, ни мотать[734]. 11. В Рождественскую ночь в полночь животные поднимаются в своих стойлах. 12. Если, сидя за столом в канун Рождества, вы захотите узнать, кто из ваших родителей умрет перед следующим Рождеством, тихо выйдите наружу и посмотрите через оконное стекло: человек, который покажется сидящим за столом без головы, умрет в течение этого года. 13. Плохо, если в пирушке участвуют тринадцать человек: тогда один из них обязательно умрет до окончания года. 14. Подрезать ногти следует в пятницу: это приносит удачу. 15. Срезанные волосы или ногти надо либо сжечь, либо закопать, поскольку если они попадут к злому человеку, он может напустить на их обладателя порчу[735]. 16. Если какой-нибудь человек найдет на земле сломанную иглу, то, до того как он прочтет утреннюю молитву, получит либо удары, либо услышит ругань[736]. 17. Если глаза умершего остаются открытыми, то кто-то из семьи вскоре умрет. 18. Принадлежавшие покойному одежда и постельное белье быстро сгниют и распадутся на куски, пока труп будет разлагаться в могиле. 19. Умершего нельзя хоронить в одежде живого человека, поскольку, пока одежда будет разлагаться в земле, этот человек будет болеть. 20. Когда сало в горящей свече стекает вниз и завивается подобно опилкам, это предвещает смерть — и скорее всего человека, на которого указывает завиток[737]. 21. Нельзя плакать над умирающим, и не следует ронять на него слез, поскольку тогда он не сможет успокоиться в могиле. 22. Если утром на теле появляются синие пятна, это щипки привидения — они предвещают смерть родственника или дорогого друга. 23. В прежние времена существовал обычай: когда человек умирал, то сразу звонили в колокола, пока душа поднималась на небо[738]. 24. Собачий вой предвещает смерть. 25. Когда сорока садится на дом, это знак, что к дому подходит незнакомец. 26. Если ласточки или аисты строят себе гнезда на доме, их не надо тревожить — они принесут удачу[739]. 27. Если вы нашли клевер с четырьмя лепестками или двойной орех, вам следует сохранить находку, потому что она принесет удачу. 28. Выходя из дома, следует обращать внимание на встречных. Плохой приметой является встреча со старой женщиной. Если дорогу перебежит заяц, это к несчастью[740]. 29. Если какой-либо человек желает увидеть дьявола или завести с ним какие-нибудь дела, он должен трижды обойти вокруг церкви, а потом остановиться у ее двери и либо крикнуть «Выходи», либо свистнуть в замочную скважину. 30. Если кто-либо хочет узнать, имел ли покойный какие-либо дела с дьяволом, нужно посмотреть назад через упряжь лошадей, которые тащат катафалк. Если подобные случаи имели место, то будет видна черная собака, сидящая за повозкой. 31. Человек, владевший книгой Киприана, может с ее помощью творить самые разные чудеса. Однако человек, ставший хозяином этой книги, не способен от нее легко отделаться. Если он ее продаст, сожжет или зароет, она всегда к нему вернется. 32. Тот, у кого есть книга Киприана, может призвать дьявола. Но для дьявола следует приготовить работу, которая вызовет его раздражение. Плохо будет, если этот человек не будет знать, как отослать дьявола обратно. 33. Духов могут видеть только те дети, которые были рождены в воскресенье или на праздник. 34. Тот, кто боится привидений, должен рассыпать перед дверью семя льна. Тогда ни один призрак не пересечет порог. Столь же эффективным являются тапочки, поставленные задниками к кровати[741]. Духов можно также изгнать, обкуривая комнату запахом сальной свечи. Свет восковой свечи притягивает духов; именно этим объясняется то, что в церкви водятся привидения. От привидений можно также защититься, прикрепив к двери какой-нибудь стальной предмет. 35. Если гвоздями прибить подкову над дверью, ни один дух не сможет войти в дом[742]. 36. Замешивая тесто, крестьянка крестит его; тогда тролли не могут принести тесту вреда. 37. Если какой-нибудь человек войдет в церковь самым ранним утром, он может увидеть покойников, сидящих там на скамейках. 38. Тролли не осмеливаются произносить слово «крест», а вместо этого говорят «здесь и там». 39. На рыбалке рыбаки не должны спорить о погоде и не должны завидовать друг другу, поскольку в этом случае рыба незамедлительно исчезнет с этого места. 40. Если умирает какой-либо человек, который может вернуться призраком, в качестве предупредительной меры следом за трупом выплескивают воду. 41. Нельзя стрелять в приведение, поскольку пуля попадет в стрелявшего. Но если ружье зарядить серебряной пулей, она попадет точно в цель. 42. На третью ночь после смерти мертвецы выходят пройтись. 43. Беременная женщина не должна проходить по месту, над которым точили нож, поскольку это грозит тяжелыми родами. Но если она трижды плюнет на это место, опасность перестанет грозить ей. 44. Если ребенка взвесить сразу после рождения, это не сулит ему ничего хорошего. 45. Если ребенка вынести из одного окна и взять через другое, он никогда не вырастет. 46. Если беременная женщина умирает до родов, она родит в могиле через сорок недель. По этой причине в ее гроб следует положить иглу, нитки, ножницы и т. д., чтобы она могла сшить ребенку одежду. 47. По грудной кости гуся, подаваемого на Мартынов день, можно узнать, какой будет зима. Белая кость означает снег, коричневая сулит очень сильный холод. Передняя часть шеи говорит о части зимы, предшествующей Рождеству, задняя — о зиме после Рождества. 48. Погода, установившаяся на Семерых спящих отроков Ефесских (27 июля), продержится семь недель. 49. Часто случается, что моряки в открытом море видят проплывающий мимо корабль, во всех отношениях напоминающий настоящий. Внезапно этот корабль пропадает из виду. Это корабль-призрак, он предвещает, что заметившее его судно скоро пойдет ко дну. 50. Каждый седьмой год петух откладывает яйцо. Когда яйцо высижено, из него вылупляется василиск, который убивает людей взглядом. Говорят, что это животное можно убить, только поставив перед ним зеркало. Оно столь уродливо, что не может вынести собственного вида. 51. Тот, кто хочет узнать свою судьбу в новом году, должен взять буханку хлеба, нож и скиллинг[743], в новолуние посмотреть на луну. Если после этого он откроет Псалтирь, прочтет в ней очень важные для себя вещи. 52. В канун Великого четверга на Страстной неделе крестьяне бросают топоры и железные клинья на засеянные поля и прикрепляют стальные предметы к дверям, чтобы ведьмы не причинили им вреда. 53. Звон в левом ухе означает, что кто-то говорит о вас плохо, но если звенит в правом ухе, значит о вас говорят хорошо. 54. Если кто-нибудь пойдет в церковь в Великий четверг Страстной недели и, не зная того, возьмет с собой первое снесенное наседкой яйцо, то увидит, кто из женщин являются ведьмами. На головах их окажутся сита или подойники. 55. Против зубной боли рекомендуется следующее средство. Надо взять ветку бузины, засунуть ее в рот, а затем ударить ей по стене со словами: «Выходи, о, злой дух». 56. В качестве средства от лихорадки хорошо воткнуть в землю ветку бузины: — но не произнося при этом ни звука. После этого болезнь перейдет в ветку, а потом — на того человека, которому случится попасть на это место. 57. Увидеть зайца в Норвегии считается признаком несчастья, счастье приносит встреча с медведем или волком.
Том III Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы