Часть 5. Техническое описание маршрута

1. День - 31 мая 2014г.

Группа встретилась на Ж.Д. станции Удельная в 7.30.Мы купили билеты на экспресс поезд, проследовавший Зеленогорск – Выборг. Поезд шел по расписанию Верхнее-Черкасово. Затем случился казус, поезд встал на месте т.к. отключили электричество через 1.40 минут после остановки он приехал в Выборг. На станции нас ждал заказной автобус. Он проследовал до станции поселок Лосево.

Из поселка Лосево начался наш маршрут. Мы пошли по дороге в направлении на Север. С правой стороны было озеро Ясное. Пройдя 40 минут у нас был первый привал. Хорошая грунтовая дорога вела нас все время на север и на северо - восток. Пройдя опять 40 минут мы остановились на привал. Через 3 км. дорога поворачивает на северо-восток. Далее пройдя от поселка Лосево 12 км. группа остановилась на обед. Примерно через 1 км. дорога разветвляется на север на Топольки. Наш путь лежал на восток. А наша дорога на северо-восток. По основной дороги ходили машины. От разветвления до Треугольного озера 5 км. На озерах было очень много народа. Мы остановились на Верхнем Новоселовском озере. За этот день мы прошли 17 км.

2 День - 1 июня

Все встали в 8.30.В10.15 мы спустились вдоль речке, у которой был построен мост.От моста тропа уходит на север вдоль.Пройдя от скального массива мы повернули на право на 320 градусов. Вернувшись, пошли вниз по - течению на 150 градусов вниз. Прошли первый порог, который был примерно 50 метров, второй 100 метров, третий 300 метров. От порогов дорога идет на 160 градусов севернее примерно на 500 метров и мы выходим на дорогу (260 градусов) её протяжённость примерно 2 км.Идя по этой дороге мы выходим к Треугольным Озерам. Так закончилась первая часть

радиального выхода. Это был кольцевой маршрут.

Пообедав, в 18.37 началась вторая часть нашего путешествия, на Красные скалы. Пройдя по основной дороге в сторону Свободного. После перехода между двумя озерами, мы свернули, Идя по тропе вышли к Красным скалам. На них пробито очень много разных маршрутов. После мы тем же путем вернулись к месту стоянки. Этим радиальным выходом мы прошли 7 км.

3. День – 2 июня

Сегодня мы встали в 7.15.И уже в 9.15 мы двинулись по маршруту. Выйдя на дорогу к Свободному на северо-восток мы через 30 минут от стоянки пересекли мост под, которым протекала речка Новоселовка.

Река Новоселовка.

Река Новоселовка, исток Козловки, вытекает из озера Пурнуярви на территории Финляндии на уровне 68 м и впадает в озеро Михалевское на уровне 16 м. Длина реки 45 км (российская часть - 41 км), а с истоком на 20 км больше, средний уклон 1, 41 м/км. Начинать маршрут можно от деревни Топольки (31-й км реки, уровень 57 м), моста шоссе Зайцево-Светорорск (11-й км, уровень 21 м), станции Бородинское железнодорожной ветки Каменногорск - Хиитола (3-й км реки, уровень 19 м).

Озеро Свободное имеет длину 4, 5 км, ширину около 500 м, уровень 21 м. Река Новоселовка между озерами Свободное и Бородинское имеет длину 4, 5 км, средний уклон 0, 44 м/км.

Озеро Бородинское имеет длину 4, 5 км, ширину от 300 м до 1 км, уровень 19 м. Река Новоселовка между озерами Бородинское и Михалевское имеет длину 2 км, средний уклон 1, 5 м/км.

«Источники информации: Л.А. Плечко. Водные маршруты Ленинградской области.»

С 10.00 - 10.20 у нас был привал, от этого места мы пошли прямо по дороге. С 10.40 - 11.00 был второй привал, от которого мы пошли прямо по дороге примерно на 80 градусов вниз, затем по мосту через реку. Не доходя до Свободного мы остановились около братской могилы(в11.40). В 11.57 мы пришли на старо -финскую могилу.

Выйдя из поселка Свободное началась асфальтированная дорога. Пройдя 3 км мы дошли до перекрестка. В 13.15 у нас был перекус. После перекуса мы остановились на ещё один привал, после привала на двух перекрёстках мы повернули на право. В 16.14 мы начали собирать байдарки и катамараны.В16.45 был обед. И уже вечеров (в 21.30) мы поплыли к месту нашей стоянки, которая находилась около поселка Холмово (в 22.30). Вот так и закончился наш третий день похода.

4 день – 3 июня

Мы встали в 10.00, позавтракали и в 13.10 начали своё движение по очень сильной струе. Судна спускаем на воду сделав обнос мота. В это время года уровень воды очень высокий, течение сильное и нужно быть готовым к решению нестандартных ситуаций.

Пройдя по речке Дымовки, мы попадаем в оз. Лунное

(Озеро Лунное имеет длину 3 км, ширину 200-300 м, уровень 12 м.)

Река Дымовка.

Река Дымовка образуется около станции Лайкко на территории Финляндии на уровне 90 м и впадает в Любимовское на уровне 11 м. Длина реки 60 км (российская часть - 50 км), средний уклон 1, 32 (российская часть - 0, 89 м/км).

Начинать маршрут можно от поселка Дымово (23-й км реки, уровень 21 м) или станции Инниля железнодорожной ветки Каменогорск-Хиитола (14-й км реки, уровень 14 м).

Озеро Горское имеет длину 3, 5 км, ширину около 600 м, уровень 15 м.

Водная часть нашего пути началась с озера Зайцево. Сделав небольшой обнос реки Дымовки (около 100 метров) мы оказались на озере Зайцево. (Озеро Зайцево имеет длину 2, 5 км, ширину около 300 м, уровень 14 м.)

Течение довольно сильное и идти надо вниз по течению или на юго-восток. Пройдя примерно 4км, течение усиливается, нужно пристать к левому берегу у моста и поднять судна наверх. Наверху есть хорошая площадка для стоянки. От моста начинается слив, ширина протоки (реки) до 100 метров.

В июне месяце очень высокий уровень воды, много поломанных веток, под масловским мостом была очень сильная струя, но мы её преодолели. 10 км. занял у нас этот переход (13.20-16.10). Плыли мы через речку Дымовку до озераЛунное. Здесь находится мост дороги Мельниково – Бородинское и пройдя под мостом выходим на Нижнее Любимовское озеро. В самом начале озера, на левом берегу, высокие (25 м) гранитные Масловские скалы. Хорошие стоянки тут же, на мысу, а также напротив, на высоком правом берегу. Двигаясь на юго-восток, обходим полуостров по левому берегу и видим перед собой небольшой

перешеек. Это стоянка. На нее можно встать как по ходу движения, так и обогнув мыс. Хорошим ориентиром является рыбное хозяйство по разведению лососевых рыб. Усиливается скорость ветра, волна приближается к 1 баллу, погода ухудшается. Моросит очень мелкий дождь. Мы остановились здесь на ночлег, т.к. начался дождь, спать легли в 21.00. Подъем предполагается в 3.00

Вуоксу иногда лучше проходить ночью, т.к. ночью практически всегда бывает штиль.

5 День – 4 июня

Мы встали в 3.00 был штиль. В 4.50 отправились в путь. В это время был очень густой туман, видимость не более 10-15 метров. Судна шли в пределах этой видимости. Пройдя Нижнее Любимовское озеро, входим в протоку в его юго-восточном конце. В ее истоке, на правом берегу, пляж и многочисленные стоянки автомобилистов. В протоке значительное течение. Вскоре русло реки перекрывается разрушенной плотиной мельницы - обнос 120 м по правому берегу. К 7.45 мы подошли к старой Финской плотине, пристали по правому берегу. Место перед плотиной немного, для одного катамарана и нескольких байдарок. Необходимо разгружаться, т.к. судна надо поднимать сразу в гору вверх метров 10 и затем перенести через дорогу и опустить судна с другой стороны плотины. До 8.15 был обнос байдарок и катамаранов, эта часть у нас заняла 18 км. В 600 м от плотины начинается небольшое озеро Синее. По озеру идем вдоль правого берега, на север, и выходим в протоку, ведущую к Мельниково. Она узкая, извилистая, с низкими, заболоченными берегами, заросшими камышом. В Мельниково, под автомобильным мостом, расположена несложная, но довольно опасная для судов шиверка. За мостом справа впадает протока с Васильевского плеса. Пройдя за нее, идти вдоль правого берега. Вскоре на этом берегу откроется скальный обрыв, уходящий в воду, - девичья скала, с которой можно нырять. Здесь же на берегу или напротив на острове есть стоянки. За Девичьей скалой небольшой участок быстротока, за которой река вновь успокаивается. Вскоре, пройдя под деревянным мостом справа от острова, выходим в плес, который надо пересекать на северо-восток, стараясь не зайти в залив. Вскоре за плесом начинается Горский водосброс на месте старой плотины. Проходить его надо по главной струе, при необходимости можно осмотреть по правому берегу. Здесь же начинается поселок Горы. Быстроток за водосбросом выводит под автомобильный мост, здесь очень мелко и есть камни. Далее мы попадаем в фарватер, который выходит в озеро Вуокса. Мы остановились на острове, перед выходом в озеро Вуокса. Там довольно большие две стоянки.

Весь путь у нас занял 33 км.

6 День – 5 июня

Подъем у нас в 8.30 и цель нашего сегодняшнего дня пройти озеро Вуокса (Приозерский плес) и подойти поближе к Приозерску. И остановится на западном берегу перед островом Крайний-Средний.

Обойдя остров у мыса Створный с юго-восточной стороны мы вышли в озеро Вуокса и пройдя западным берегом острова Дальний с севера Народный, повернули на южный берег острова Медвежий (в 12.40). За 1час 15 минут ы прошли75 км. Остановились на перекус и купание. Был небольшой ветер, который мешал грести. Обогнув южный остров Медвежий мы двинулись на юго-восток, пересекли залив Перекрестный, вышли на окраину полуострова примерно на 20 градусов по фарватеру Призерского плеса (3км) мимо острова Снегирь(1км) км к месту стоянки. Встали на южном берегу.

7 День 6 июня 2014г

В последний день мы встали в 7.45, нашей целью было сегодня закончить поход в городе Приозерске у крепости Корела. В 9.25 со своей стоянки мы поворачиваем на восток проходим мимо острова Козий и входим в протоку южного берега острова Чудный двигаемся в направлении Приозерска. Когда мы подплыли к крепости, то начали разгружаться и сушить байдарки и катамараны(в11.00). В 13.30 мы пошли на экскурсию по крепости Корела, и в 14.40 мы побежали на электричку, которая была 15.14.Мы на неё успели. Вот так и закончился этот поход.

Раздел подготовила: Миронова Любовь и Реутова Анастасия

5.1 Сравнение заявленной и реально пройденной нитки маршрута

Дни в пути Заявленная нитка маршрута, километраж без повышающего коэффициента   Реально пройденная нитка маршрута   Причины изменения маршрута
СПб-Выборг п.Лосево – оз.Верх.Новосельское п.Лосево – оз.Верх.Новосельское
Дневка. Радиальный выход на скальный массив «Треугольные озера», скальный массив оз. Верхнего Новоселовского 10 (в зачет 5)     14 ( в зачет 7)
оз.Верх.Новосельское -п.Свободное- п.Зайцево-п.Холмово, оз. Зайцево Оз.В.Новосельковское-п.Свободное-п.Зайцево-п.Холмово 28 + В п. Зайцево удобный подъезд машины к речке Дымовка, имеется довольно ровная площадка для сбора судов
оз.Зайцево-оз.Лунное-оз.Любимовское оз.Зайцево-оз.Лунное-оз.Любимовское Из-за плохой погоды выход назначили на 5 часов утра.
оз.Любимовское-оз.Синее-с.Мельниково оз.Любимовское-оз.Синее-с.Мельниково –Горы Вышли в 5.00 утра, к 8.00 подошли к Мельниково (там мало стоянок, поэтому мы решили спуститься до п. Горы. На стоянку остановились практически на выходе в озеро Вуокса.
с.Мельниково-п.Хвойное-п.Горы-оз.Вуокса, о.Народный О. Вуокса-о.Народный-о. Никитский – западный берег материковой части, напротив о. Большой Средний. Далее мы шли по своему маршруту, изменив только место стоянки, чтобы на следующий день быть ближе к Приозерску.
о.Народный –о. Олений – о. Никитинский (А-выход – п.Синево) Западный берег материковой части, напротив о. Большой Средний-обход О.Б.Средний по-западному берегу-далее на восток входим в протоку – и проходим крепость Корела и останавливаемся на разгрузку на правом берегу. Изменения в маршруте были вызваны тем, что в предыдущий день был большой переход, и мы немного обогнали сами себя. Кроме этого 8 июня мы укезжали в путешествие по Таманскому полуострову и лишний день перед отъездом нам очень не помешал.
о. Никитинский – Приозерск Приозерск – СПб

5.2 Определяющие препятствия на маршруте Кучугурный Егор

Препятствия на реке соответствуют 1 категории сложности, а с включением в маршрут значительных участков по Ладожскому озеру маршрут будет соответствовать 2 категории сложности.