Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 5. Структура сновидений
Сны – модель мира
Эта глава дает общее представление о процессе сновидений. Пока во сне ваша голова витает в облаках, обратите внимание на ноги, стоящие на земле. Главная задача мозга, как обсуждалось во второй главе, предсказывать и воздействовать на результаты действий во внешнем мире. Для этого он строит модель мира. Свою версию происходящего в мире мозг основывает на информации, постоянно поступающей от наших органов чувств. А наиболее доступной является уже имеющаяся у нас информация, которая воплощена в воспоминаниях, ожиданиях, страхах, желаниях и т.д. Я считаю, что сны – это результат обработки этой внутренней информации с целью создания модели мира, результат тех же самых процессов восприятия и осмысления, с помощью которых мы воспринимаем мир в состоянии бодрствования. Поэтому чтобы понять процесс сновидения, необходимо разобраться в процессе восприятия в процессе бодрствования и в происходящих в нем изменениях.
Структура восприятия
Процесс восприятия представляет собой сложную и изначально бессознательную оценку сенсорной информации, а также другие факторы, распадающиеся на два основных вида: ожидания и мотивации.
Восприятие и ожидание
Восприятие (то, что мы видим, слышим, осязаем и т.д.) в значительной степени зависит от наших ожиданий. То есть в первую очередь, мы воспринимаем то, чего больше всего ожидаем. Ожидания принимают различные формы, и одними из наиболее важных являются обстоятельства. Чтобы понять, насколько мощно влияет обстановка на восприятие, заметьте, сколько времени у вас уйдет, чтобы прочитать вслух следующие два предложения:
Образуют расставленные их случайно же быстро но примере правильно слова легче осмысленное гораздо поэтому слова предложение эти в как чем прочитать самые предыдущем те.
Эти слова образуют осмысленное предложение поэтому прочитать их быстро и правильно гораздо легче чем те же самые слова, но расставленные случайно как в предыдущем примере.
Очевидно, что чтение первого предложения у вас заняло больше времени, чем второго. Произошло это потому, что во втором предложении слова расставлены с определенным смыслом. Каждое слово входит в разумный контекст, который помогает вам это слово увидеть, прочитать и понять. В первом же предложении вы лишены поддержки контекста и поэтому на осмысление слов у вас уходит больше времени. Легче также воспринимается все более привычное. Попробуйте идентифицировать все три элемента на рис. 5.1. Сколько времени вы потратили на каждую из фигур? Первой вы, вероятно, узнали собачку, потом – корабль, и последним – слона. Это соответствует степени их близости нам в нашей жизни. То есть ожидаешь привычного. Другим важным фактором, влияющим на восприятие, является недавний опыт, связанный с объектом восприятия. По данным Стейнфелда, испытуемые, которым была рассказана история об океанском круизе, узнали на рисунке 5.1.с пароход менее чем за 5 секунд. У тех же, кому предлагался рассказ на другую тему, на это уходило 30 секунд. Мы предполагаем, что текущие события будут похожи на то, что было недавно. На восприятие человека могут сильно повлиять также и личные интересы, род занятий и особенности характера. Этот факт используется в тестах типа " клякс Роршаха", в которых на основе интерпретации фигур неправильной формы производится оценка личности. Бартлет заметил, что испытуемые, которых просят истолковать кляксы, в свои объяснения часто вкладывают информацию о роде своих занятий и интересах. Например, одна и та же клякса напомнила женщине " шляпку с перьями", министру " раскаленную Вавилонскую печь Навуходоносора", а физиологу – " снимок поясничного отдела пищеварительной системы". Посмотрите на рисунок 5.2. Что напоминает эта клякса вам? Различия в восприятии обусловленные профессиями людей проявляются и более непосредственно. Клиффорд и Булл в течение нескольких часов показывали полицейским и гражданским лицам киносъемку городских улиц. Задачей испытуемых было искать беглых преступников (по фото) и следить за переменами в обстановке (от легальной к криминальной и т.п.). Хотя в целом обе группы отметили одинаковое количество людей и событий, полицейские заподозрили больше краж, чем граждане, поскольку ожидали увидеть криминал. Ожидание изменяет восприятие в соответствии с вашим представлением о предмете восприятия.
Восприятие и мотивация
Другим важным фактором, влияющим на восприятие, является мотивация. Мотивации – это причины, побуждающие нас делать то или иное. Существует множество типов мотивации, от наиболее примитивных, например, голода, жажды, полового влечения, до психологических потребностей – любви, признания, уважения, и в конце концов, высших побуждений, таких как альтруизм, а также того, что Абрахам Мэслоу назвал самореализацией – потребности осуществить то уникальное, что заложено в каждом человеке природой. На процессы восприятия влияют мотивации всех уровней. Влияние мотивации низших уровней осуществляется непосредственно. Например, в одном эксперименте детей попросили оценить размеры монет. При этом одна и та же монета бедным детям казалась больше, чем богатым. В другом эксперименте школьникам показывали одни и те же неправильные фигуры до и после еды. При этом до еды они ассоциировались с видом пищи в среднем в два раза чаще, чем после. Как гласит пословица: " What bread looks like depends upon whether you are hungry or not" (каким вам видится хлеб зависит от того, голодны вы или нет). Определенное влияние на поведение и восприятие оказывают сильные эмоции. Известно, что рассерженный человек склонен везде видеть врагов. Робкий всегда преувеличивает опасность, принимая порой муху за слона. Влюбленные, подогреваемые стремлением видеть предмет своего обожания, могут ошибочно принять за него постороннего человека. В общем, мотивации направляет действия людей на удовлетворение их потребностей. Мотив или эмоция изменяет ваше восприятие событий в сторону желаемого их исхода.
Схемы: строительные леса ума
Восприятие, включающее анализ и оценку сенсорной информации, предполагает наличие механизма определения информации, которую мы воспринимаем. Например, перед нами расплывчатая тень какого-то предмета. Что это – куст или медведь? Булыжник или груша? Для отождествления с любым из этих предметов, вы уже должны иметь их умозрительные модели, с которыми можно было бы сравнивать информацию от ваших органов чувств. Самая подходящая скорее всего совпадет с тем, что вы видите. То же происходит и на более абстрактных уровнях сознания, включая язык, мышление и память. Например, вы не сможете сделать вывод, о тактичности или правдивости говорящего, пока у вас не будет умозрительной модели тактичности или правдивости. Эти умозрительные модели, именуемые " схемами", или " каркасами", или " сценариями" представляют собой блоки, на которых основывается восприятие или мышление. Новые схемы создаются путем изменения или комбинирования старых, некоторые из которых заложены геннетически. При этом учитываются основные закономерности окружающего мира и прогноз трансформации на будущее. Схема – это модель, или абстрактное знание относительно какой-то области реальности. Это " разновидность неформальной, несформулированной теории о природе событий, объектов или ситуаций, с которыми мы сталкиваемся". Весь имеющийся у нас набор схем для интерпретации нашего мира", – пишет стэнфордский психолог Дэвид Румельхарт, – " в каком-то смысле представляет нашу личную теорию о природе реальности". Схемы помогают упорядочить восприятие, группируя вместе типичные наборы признаков или свойств объектов, людей или ситуаций. Это дает нам возможность выходить за пределы той неполной информации, что доступна нашим чувствам, и воспринимать мир целостно.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы