Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ОЧИЩАЮЩАЯ ТЕРАПИЯ. ПАНЧАКАРМА




Очищающая терапия включает в себя пять компонентов: «очищающие клизмы, очищение носа, использование слабительных, вызывание рвоты и кровопускание» (Аштанга Хридайя XIV, 5). Эти методы широко известны под названием «Панчакарма» — пять очищающих действий. Они считаются наиболее радикальным средством очищения организма, окончательно устраняющим доши, вызывающие болезни.

Эти методы могут применяться при острых заболеваниях. Так, рвотная терапия используется для лечения астматических приступов. Можно обучить пациента самостоятельному применению этих методов для очищения организма — например, рвотной терапии в качестве средства от ожирения при высокой Капхе. Методы Панчакармы являются сильнодействующими, и применять их можно только тогда, когда пациент не слишком ослаблен.

Некоторые из этих методов могут использоваться как составная часть какой-либо другой терапии. Например, клизмы с тонизирующими травами применяются при тонизирующей терапии.

В задачу данной книги не входит подробное описание практики Панчакармы. Это в основном клиническая практика, выполнение которой без соответствующих приспособлений может быть лишь весьма ограниченным. В программу подготовки медицинских сестер по Аюрведе обязательно входят навыки выполнения процедур Панчакармы, а также методики измерения выведенных из организма субстанций. Однако ниже я изложу в общих чертах основные принципы этого важного направления врачебного искусства. Панчакарма еще не встретила на Западе должного понимания, а ошибочных представлений о ней бытует уже достаточно много. Прежде всего нужно понять, что система Панчакармы включает в себя несколько терапевтических методов и что пути их применения могут быть различными. Методы варьируются в зависимости от характера заболевания, индивидуальных особенностей больного, от времени года, условий конкретной культуры и т.д. Многие их модификации можно использовать более широко, в том числе и в гигиенических целях.

Предварительные практики (Пурва карма) Подготовка

Панчакарме обычно предшествует паллиативная терапия, включающая в себя предварительное устранение токсинов и снижение Амы, с учетом доминирующей доши пациента. Она проводится в течение короткого (неделя), среднего (месяц) или длительного (6 месяцев) периода. При острых состояниях применяется краткосрочная паллиативная терапия.

Методы масляной и потогонной терапии

Масляная терапия (снехана) — один из эффективных аюрведических методов лечения, включающий в себя как наружное, так и внутреннее применение масел. Другим эффективным методом является шведана — паровая терапия, или терапевтическое потение. Оба метода используются в Панчакарме, но эффективны и сами по себе при лечении различных болезненных состояний и в профилактических целях. Это основные предварительные практики Панчакармы.

За очищением от токсинов следует период ежедневных масляных и потогонных процедур, который продолжается не менее одной недели, если лечение профилактическое, и не менее трех недель при серьезном заболевании. Все тело обильно смазывается теплым кунжутным маслом. На области, непосредственно пораженные болезнью, можно в небольших количествах наносить специальные лекарственные масла (например Нараян или Маханараян). Мы не будем рассматривать здесь приемы массажа, поскольку работа с телом — это серьезное искусство, требующее отдельной темы для рассмотрения. В масляной терапии главное не массаж, а нанесение масел. Одновременно масла (чаще всего ги) принимаются внутрь.

Спустя некоторое время после масляных процедур выполняются потогонные. Для них используют специальную камеру, наполненную парами потогонных трав (камфоры, эвкалипта, мяты полевой, мирта), а если больной ослаблен — тонизирующих средств (Дашамулы и балы). Травы настаивают под давлением в специальном сосуде, к верхней части которого прикреплен шланг (нади шведа). Насыщенный целебными веществами пар направляют на определенные участки тела (например, на опухшие суставы при лечении артрита).

Следует заметить, что масляная терапия и терапевтическое потение — это не вся Панчакарма и даже не основная ее часть, а лишь главные из предварительных практик. Хотя эти методы требуют больше времени, чем основные практики. Терапия Панчакармы в значительной степени представляет собой подготовку к выведению из организма токсинов, и главную роль здесь играют масляная терапия и терапевтическое потение. Когда такая подготовка проведена, само очищение осуществляется достаточно быстро. Но остановиться на этом предварительном этапе значило бы не выполнить Панчакарму.

Цель масляной и потогонной терапии — переместить возбужденные доши в желудочно-кишечный тракт для последующего выведения из организма. Благодаря этим процедурам доши смягчаются и разжижаются, и тогда их легче направить с внешнего пути распространения болезни, то есть из плазмы и крови, на внутренний — в желудочно-кишечный тракт. Если остановиться на этом, то возбужденные доши вернутся в места их первоначального скопления, что может вновь вызвать болезненные расстройства и заболевания. Если не вывести доши из организма, они снова впитаются в те же ткани.

Если, например, привести в движение Вату, но не удалить ее при помощи основных процедур Панчакармы (таких как использование клизм), то она вызовет нарушения аппетита, газообразование, вздутие живота, запоры и бессонницу. Питта в аналогичном случае приведет к раздражительности, лихорадочному состоянию и гиперактивности, а Капха — к потере аппетита, слабости и застойным явлениям.

Нанесение избыточного количества масла может оказать подавляющее действие на пищеварительный огонь и нарушить пищеварение, вызвав потерю аппетита и запоры. Поэтому при масляной терапии нужно соблюдать меру. Можно уравновешивать ее приемом имбиря или других пряностей, усиливающих пищеварительный огонь.

Ежедневное умеренное нанесение масел в течение длительного периода во многом дает тот же эффект, что и кратковременный курс интенсивного масляного массажа. Для потогонных процедур можно использовать сауну, теплые ванны или душ, а также потогонный чай, например из корицы или имбиря. Но и в этом случае следует время от времени выполнять основные процедуры Панчакармы, например, использовать клизмы или слабительные, чтобы предотвратить скопление дош. Принимая лекарственные масла в больших количествах внутрь, также следует помнить о поддержке пищеварительного огня при помощи соответствующих трав и специй.

 

Основные практики (Прадхана карма)

Очистительные клизмы

Клизмы (басти) относятся к числу щадящих методов терапии и могут использоваться при многих болезненных состояниях. Существует множество видов клизм, из которых одни применяются в тонизирующей, а другие в облегчающей терапии. Очистительные клизмы (нируха басти) используются в Панчакарме для удаления высокой Ваты из толстого кишечника, где она обычно локализуется. Для очистительных клизм используют отвары трав, снижающих Вату. Хотя тонизирующие и питательные клизмы, строго говоря, не относятся к Панчакарме, их нередко назначают после очистительных клизм как часть последующих практик и как омолаживающее средство.

Типичную очистительную клизму можно приготовить с такими травами, как аир, фенхель и имбирь, добавив на литр настоя 1 — 2 чайные ложки каменной соли и не более 1/2 чашки кунжутного масла. Без добавления масла или смягчающих трав типа солодки очистительные клизмы могут оказаться чрезмерно осушающими и истощающими.

Очищение через нос

В Аюрведе существует обширный перечень способов непосредственного воздействия на носовые проходы с помощью травяных отваров, растительных масел, ги, курения трав. На санскрите они называются «насья» (буквально — «то, что относится к носу»). При процедурах Панчакармы в нос закапывают травяные отвары или масла или вдыхают носом порошки из трав. К числу подходящих для этого трав относятся аир, мирт, шалфей, базилик, брами.

Для прочистки пазух можно вдыхать носом порошок из аира, мирта, шалфея или имбиря. Ги и масла с аиром или брами применяются в виде капель для очищения и питания мозга. Для очищения носовых проходов курят гвоздику, аир и мирт.

Насья полезна при многих расстройствах Ваты и Капхи. Она оказывает непосредственное воздействие на Прану и мозг. Обладая сильным противозастойным действием, она способствует более целенаправленному использованию отхаркивающих трав. Насья также помогает при некоторых нарушениях Питты и при заболеваниях головы и носовых проходов.

Масляный массаж головы и лица в сочетании с вдыханием пара способствует выведению токсинов из мест их локализации и повышает эффективность Насьи, поэтому обычно он предваряет ее применение.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2020 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.) Главная | Обратная связь