Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Время и пространство в романах Достоевского



Исследуя систему образов романа «Преступление и наказание», можно выявить, что значительное место в художественной ткани романа занимает пространственно-временной план. Именно время и пространство соединяют между собой все части произведения. Перед нами возникает единая, целостная картина.
В этом ракурсе интересен образ «вечности на аршине пространства», который не раз осмысляется автором и героями романа. Так, например, Раскольников, признавшись Соне в убийстве процентщицы, бродит без цели: «Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время... предчувствовалась какая-то вечность на аршине пространства».
Этот образ имеет характер не просто повторяющейся детали, но и своеобразного символа, поясняющего смысл романа в целом. Он возникает в сознании Раскольникова после убийства старухи, когда герой бродит по городу: «Где это я читал, как один приговоренный за час до смерти... думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь, стоя на аршине пространства всю жизнь, тысячу лет, вечность, — то лучше так жить, чем сейчас умирать!..»
Образ этот связан с выходом из сложных жизненных тупиков, в которых оказываются герои Достоевского. Именно в таком духовном тупике пребывает Раскольников: собираясь уже уйти от старухи-процентщицы, он «тотчас же одумался, вспомнив, что идти больше некуда...». Это «некуда» связано не только с бытовым, житейским планом, но и передает состояние безысходности, безвыходности положения Раскольникова, которому действительно уже «некуда идти». Герой задыхается в своей неуютной каморке, задыхается в квартире старухи. И это тоже включается автором в образ «вечности на аршине пространства».
Здесь вспоминаются слова другого героя романа — Мармеладова: «ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Эта простая на вид фраза заключает в себе определенную жизненную мудрость, так как не только Раскольников, но и остальные герои романа ищут выход из тупика, в который их загоняет жизнь. Это также и более обобщенный символ, связанный с надеждой любого человека на обретение душевного покоя и счастья. Итак, многие герои романа Достоевского понимают безвыходность своего положения. Некуда было идти Соне, и она оказывается на улице. Некуда пойти Свидригайлову, и он кончает с собой, и таким образом находит свои исход на своем «аршине пространства». В определенном смысле некуда идти и старухе-процентщице — ее участь также предрешена.
Образ-символ «аршина пространства» варьируется на протяжении всего повествования. Неслучайно квартира Раскольникова «походила более на шкаф, чем на квартиру». Здесь, в тесноте и духоте, проходит большая часть его жизни, здесь в его мозгу рождается идея преступления. И писатель действительно указывает на связь духовных устремлений своего героя и того «аршина пространства», на котором он находится.
Образ каморки-гроба Раскольникова связан с изображением каморки Сони: ее «комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Даже Раскольников угрюмо замечает: «Я бы в вашей комнате по ночам боялся». Каморки Сони и Раскольникова становятся в романе олицетворением пространства всего Петербурга. Весь город становится каморкой, где задыхаются люди. Так, мать Раскольникова размышляет: «Пусть пройдется, воздухом хоть подышит... а где тут воздухом дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек». Так складывается символ замкнутого, бездуховного пространства всего мира, который отделен стеной от живой жизни.
Существует ли исход из подобного тупика? Вот, к примеру, герой видит, как вытаскивают из воды женщину. «Что же это за исход! — думает он. —...Исход ли, однако? А все равно! Аршин пространства будет! » Как ни печально, но для многих героев романа подобный выход становится единственно возможным. Правда, Раскольникову иногда «случалось... уходить за город, выходить на большую дорогу», но «он поскорее возвращался в город». Герой чувствует внутреннюю необходимость в свободе мысли и духа, но в чем-то он уже сжился со своим «аршином пространства». Характерно, однако, что в развитии этого образа-символа прослеживается и воскресение Раскольникова. Оно происходит на открытом месте, залитом солнцем. Это еще раз, видимо, подтверждает, что мир образов Достоевского чрезвычайно богат и емок. Отсюда смысловая и художественная целостность его романов.


 

Время

 

Время… Что это такое? Что оно значит в жизни человека? Как отвечали на этот вопрос великие ученые? Например, для Платона время – это божественная вечность, разделенная на дни, годы. Аристотель видел во времени число, меру движения и покоя, а Альберт Энштейн писал о времени как о физической реальности, меняющей свой бег вследствии движения тел.

Но сегодня мне бы хотелось говорить о времени как об отрезке человеческой жизни. Время – самая главная ценность нашей жизни. Оно может изменить человека либо в лучшую, либо в худшую сторону. Оно помогает пережить тяжелые жизненные потрясения. Время постоянно уносит старое и приносит новое и неожиданное. Но подчинить его себе мы не можем: оно не зависит от нас. Мы просто можем выработать правильное отношение к нему. За время, которое мы живем на земле, мы должны успеть многое: добиться намеченной цели, узнать свое предназначение, оставить после себя добрую память. Все это мы успеем, если правильно распорядимся своим временем.

Для того, чтобы подробнее рассмотреть влияние времен на человека, обратимся к произведению А.П.Чехова «Пари». В нем мы можем проследить, как герой в течение пятнадцати лет жил в одиночестве. Он остался наедине со временем. Молодой двадцатипятилетний юрист заключил пари с богатым банкиром, чтобы через пятнадцать лет получить два миллиона.

Автор расписывает по годам, чем занимался молодой человек в одиночном заточении. Первый год он сильно страдал от скуки. Во второй год слушать музыку, начал читать исключительно классику. В пятый год только ел, пил, лежал. По ночам садился что-то писать, но под утро разрывал все написанное. На шестой год занялся изучением языков. На девятый — читал Евангелие, занялся историей религий и богословием. В последние годы герой читал чрезвычайно много, занялся естественными науками.

За эти годы он стал мудрее, изменил отношение к ценностям жизни. И если пятнадцать лет назад ему были важны только деньги, то сейчас он презирал их. Все эти годы молодой юрист зря не тратил время. Он много читал, совершенствовался. Время дало ему многое. Он стал совершенно другим человеком.

Таким образом, я могу заключить, что время очень важно в нашей жизни. Мы должны помнить о его ценности. Мы должны его беречь, уметь распоряжаться им и тратить его только на то, что имеет смысл.


 

Время

 

Что такое время? Если заглянем в толковый словарь, найдем: время — это продолжительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Главное свойство времени в том, что оно длится, то есть непрерывно и беспрестанно течет. Оно безостановочно, его невозможно остановить или повернуть вспять, поэтому нужно ценить время. Время может что-то у нас забрать, что-то может дать. Оно может изменить наши взгляды, интересы.

Время – понятие интересное. Какую же роль играет время в художественном произведении? В каком-то произведении оно — целая эпоха (А.Толстой «Петр Первый», Л.Н.Толстой «Война и мир»), в каком-то – день ((А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», Ч. Айтматов «И дольше века длится день). Чаще всего время в литературе – отрезок человеческой жизни, определенная ее пора. Писателю важно, что дало герою определенное время.

Хотел бы обратиться к рассказу А.П.Чехова «Пари». Именно пятнадцать лет жизни героя меня заинтересовали, потому что их герой провел в добровольном заключении. То есть он согласился на условия пари, по которым должен был получить два миллиона, ставя взамен свою свободу.

Молодой юрист, даже не думает о том, что потеряет целых пятнадцать лет жизни, потому что ему так важны эти два миллиона. А для другого участника пари – банкира — два миллиона – пустяки.

Каждый год заточения расписывается автором. Читатель узнает, что узник сначала страдает от одиночества, затем находит утешение в вине, музыке, книгах. В другие годы стал много читать, изучать языки, историю религий, богословие. Он писал уже письма на шести языках.

Полное одиночество и время, которое, может быть, тянулось для него как вечность. Представить страшно: пятнадцать лет никого не видеть, никого не слышать, ни с кем не говорить. Можно было отчаяться, сдаться. Герой использовал это время для своего развития. Время это сильно изменило его не только внешне. Изменения произошли в его мировоззрении. Он стал презирать деньги, которые были так важны для него пятнадцать лет назад. В конце концов, он нарушил условие пари, чтобы показать свое изменившееся отношение к миру.

А другой герой? Что стало с ним за эти пятнадцать лет? Он предался разгульной жизни, к сомнительным спекуляциям и растратил свои миллионы. Совершенно другое значение имело для него время. Беспощадное время сыграло с ним злую шутку.

Время все решает в жизни. Правильное его использование многое дает человеку. Поэтому нужно научиться ценить свое время.


 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. C4 (высокий уровень, время – 55 мин)
  2. II. Откровение, время и чудеса
  3. IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
  4. IX. ЗНАЧЕНИЕ «УНИВЕРСАЛИЙ» КОСМОС, ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО И РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ПСИХОДРАМЫ
  5. PortaTime (Portamento Time – время портаменто)
  6. Scrum во время боевых действий
  7. V. Механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению, позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.
  8. Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении тех, нического устройства или сооружения во время его работы.
  9. Автор говорит о том, кого мы видим перед собой во время беседы
  10. Атлантическое побережье США. Время. 05 ч. 25 мин.
  11. Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.
  12. В то же время, для динамического подхода было характерным построение вертикальных связей, объединяющих первичное с вторичным (функциональная связь) и высшее с низшим (иерархическая связь).


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь