Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Брестский собор и провозглашение унии



 

Как униаты, так и православные собрались в Бресте 5 октября 1596 г.[599]

Униатов возглавлял митрополит Михаил Рогоза в сопровождении пяти епископов – Ипатия Поцея из Владимира-Волынского, Кирилла Терлецкого из Луцка, Германа из Полоцка, Ионы Гоголя из Пинска и Дионисия Збируйского из Холма. На их стороне было, по крайней мере, три архимандрита и несколько других представителей духовенства. Папа назначил на собор семерых представителей: Яна Димитра Соликовского, католического епископа Львова, католических епископов Луцка и Холма, и четырех иезуитов, включая Петра Скаргу. Король направил на собор в качестве своих посланников трех католических вельмож: Николая Криштофа Радзивилла, Льва Сапегу и Димитра Халецкого.[600]. Их сопровождало большое количество знати и слуг.

Во главе православной делегации были экзархи патриарха константинопольского Никифор и патриарха александрийского Кирилл Лукарис, а также два настоятеля монастыря с горы Афон. Со стороны православных прибыли только два западнорусских епископа: Гедеон Балабан из Львова и Михаил Капыстинский из Перемышля. Их поддерживало девять западнорусских архимандритов, два настоятеля и не менее ста священников.

Православными мирянами руководил князь Константин Острожский. С ним был его сын Александр (воевода из Волыни) и несколько вельмож, главным образом, – волынская знать. Кроме того, было много мирян, представляющих области и районы Вильно, Киева, Галиции, Волыни, Браслава, Перемышля и Пинска; города Вильно, Львов, Пинск, Бельск, Брест, Каменец-Подольский, Киев, Владимир-Волынский, Минск, Слуцк и ряд других; и, наконец, представителей от православных братств Вильно и Львова. Несколько протестантов, по всей видимости, брестские горожане, посещали собрания православных, хотя и не голосовали. Ради предосторожности князь Острожский и другие православные вельможи прибыли каждый с толпой вооруженных слуг, казаков и татар, даже прихватив пушки.

Накануне открытия собора экзархи восточных патриархов и князь Острожский послали свои приветствия митрополиту Михаилу Рогозе с просьбой о совместной встрече для определения вопросов, которые будут обсуждаться. Митрополит не дал определенного ответа, но 6 октября созвал всех униатских делегатов в брестский кафедральный собор на молитву, зарегистрировав этот акт через государственного нотариуса Бреста, как официальное открытие собора.

Православные не были приглашены в собор, более того, по приказу епископа Ипатия Поцея все русские церкви в Бресте на время собора были закрыты. Православные собрались в частном доме, принадлежавшем боярину Райскому, где был большой зал, который служил протестантской молитвенной часовней. Здесь православные провели весь день в неизвестности, ожидая ответа от митрополита Михаила. Поскольку никто не пришел, православные решили провести свой собственный собор, разделившись на два «кола» – один из священников и другой из мирян.

Таким образом вместо единого церковного собора в Бресте было организовано два – униатский и православный каждый из которых собирался порознь. 8 октября православный собор заявил о том, что вопрос об унии с Римом не может быть решен одной только западнорусской церковью, а лишь по соглашению с восточными патриархами и со всеми православными церквями. При таком положении дел Петр Скарга прислал православным требование королевских представителей направить на униатский собор депутатов, чтобы выслушать королевские приказы, и добился приватной беседы с князем Константином Острожским. Хотя последнего и не убедили доводы Скарги, православный собор согласился послать своих делегатов к представителям короля. Князь Острожский был членом этой делегации. Королевские посланники пытались убедить делегатов принять унию, но они согласись лишь передать дело на рассмотрение православного собора. Остожский вновь повторил королевским посланникам, что вопрос об унии может быть решен только всей православной церковью.

9 октября униатский собор торжественно провозгласил унию западнорусской церкви с Римом и отлучил от церкви епископа Гедеона Балабана и всех православных монахов и священников, которые отказались принять ее. В тот же день на заседании прав славного собора экзарх патриарха Никифор лишил униатского митрополита и епископов их сана и права проводить церковные службы. Затем православный собор объявил о своем отказе принять унию.

Оба собора обратились с петициями к королю, и каждый просил его утвердить соответствующие решения. Конечно же, король определил свою позицию уже давно: он утвердил права и привилегии униатской церкви, как единственно законной церкви русского населения Польши и Литвы.

Униаты обвинили Никифора в том, что тот является турецким шпионом. Он предстал перед судом, но был оправдан. Несмотря на это, он по приказу короля был заключен в Мариенбургекий замок, где, как об этом было доложено, в скором времени умер от голода.

Как единственно законная утвержденная западнорусская церковь, униатская церковь теперь стала требовать все церковные здания и земельные угодья православной церкви. Униатам удалось завладеть многими православными монастырями. Натиск униатов усилился в 1599 г., когда первый униатский митрополит Михаил Рогоза умер, и на его место пришел Ипатий Поцей. Православные были хоть как-то защищены только в тех городах и районах, которые находились под властью князя Константина Острожского и других – теперь уже немногочисленных – православных вельмож. В 1599 г. православные заключили соглашение с протестантами о совместной защите прав религиозных инакомыслящих.[601]

После принятия Брестской унии многие западнорусские дворяне либо присоединились к униатской церкви, либо раз и навсегда были обращены в католицизм. Однако среди городского населения, особенно среди крестьян, долгое время продолжалось упорное сопротивление унии.

На протяжении всего XVII века большинство украинских крестьян сохраняло свою традиционную веру, и давление униатов вызывало их сильное возмущение. Таким образом, организация униатской церкви не привела к принятию украинскими крестьянами польского режима. Введение унии фактически разделило западнорусскую церковь на две части: на униатскую церковь и православную церковь. Уния сеяла раздор и этим порождала раздражение. Она придала религиозный характер социальным разногласиям крестьян и казаков. Казаки вскоре стали поборниками православия.

 

 

ЗАМЕЧАНИЕ О РУССКИХ ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ

 

Фамилии в современном смысле этого слова редко употреблялись на Руси в XV и XVI веках. А когда употреблялись, то он главным образом, происходили от личного имени (или прозвища отца или деда того или иного человека. Человека боярского рода опознавали скорее по отчеству, нежели по фамилии.

Посмотрите, например, Генеалогическую таблицу IV, ниже. Предка Романовых звали Федор Кошка. Его сын был известен как Иван Федорович Кошкин. Фамилия «Кошкин» (если мы можем так сказать) использовалась только двумя или тремя поколениями, а затем была заменена на «Кошкин-Захарин» (сына Ивана Федоровича Кошкина звали Захарий). Впоследствии фамилия изменилась на «Захарин», затем на «Юрьев-Захарин», и, наконец, на «Романов».

Княжеские фамилии часто происходили от названия удельного города основателя рода определенной ветви той или иной семьи. Так, в Генеалогической таблице V фамилия князей Шуйских происходит от названия Шуя – удельного города родоначальника семейства. Отдельные ветви княжеских семей опознаются по прозвищу родоначальника той или иной ветви. Так, в Таблице V, князя Ивана Васильевича Шуйского называли Скопа. Его потомки стали известны как Скопины-Шуйские.

 

БИБЛИОГРАФИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

ААЭ. См.: Акты археологической экспедиции.

АЗР. См.: Акты Западной России.

АИ. См.: Акты исторические.

Акты археологической экспедиции (ААЭ) (С.-Петербург, 1836). 3тт.

Акты Западной России (АЗР) (С.-Петербург, 1846-53). 5 тт.

Акты исторические (С.-Петербург, 1841-42). 5 тт.

Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России (С.-Петербург, 1863-

92). 15 тт.

Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси конца XIV – начала XVI веков., Б.Д. Греков и Л.В. Черепнин, ред., 1.2 (Москва, 1952-58).

Архангельский А.С., Очерки из истории западнорусской литературы XVI – XVII

веков (Москва, 1888).

Архив Юго-западной России (Киев, 1859-1911). 24 тт.

АФЕД. См.: Казакова Н.А. и Лурье И.С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века.

АЮЗР. См.: Архив Юго-западной России.

Базилевич КВ., Внешняя политика русского централизованного государства. Вторая половина XV века (Москва, 1952).

Белокуров С., Сношения России с Кавказом (Москва. 1889).

Бершадский С.А. Документы и регесты к истории евреев в Литве (С.-Петербург, 1883).

Бершадский С.А. Литовские еореи (С.-Петербург, 1898).

Бестужев-Рюмин К.Н., Русская история, 2. Ч. I (С.-Петербург, 1885).

Брогкауз-Ефрон, Энциклопедический словарь (ЭС). Отсылки к изданию полутома.

БСЭ. Большая Советская Энциклопедия (2-е изд.).

Будовиц И., Русская публицистика XVI века (Москва, 1947).

Вальденберг В., Древнерусские учения о пределах царской власти (Петроград, 1916).

Вальденберг В., «Наставление писателя VI в. Агапита и русской письменности», Византийский Временник, 24 (1926), 27-34.

Василенко Н.П., «Литовско-русское государство», ЭС, 34 (1896), 818-827.

Василенко Н.П., «Право Магдебургское», ЭС, 48 (1898), 890-896.

Вельяминов-Зернов В.В., Исследование о касимовских царях и царевичах (С.-Петербург, 1863-87). 4 тт.

Вернадский Г., Древняя Русь.

Вернадский Г., Киевская Русь.

Вернадский Г., Монголы и Русь.

Вернадский Г., Начертание русской истории (Прага, 1927).

Веселовский Н.И., Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время (Петроград, 1922).

Веселовский С.Б., Феодальное землевладение в северо-восточной Руси (Москва и Ленинград, 1947).

Веселовский С.Б., «Владимир Гусев, составитель судебника 1497 года», Исторические записки, 5 (1939), 31-47.

Вилинский С.Г., Послание старца Артемия XVI века (Одесса, 1906).

Владимирский-Буданов М.Ф., Хрестоматия но истории русского права (С.-Петербург и Киев). 3 тт. Т. I, 6-е изд. (1908); Т. 2, 5-е изд. (1915); 4-е изд. (1908).

Владимирский-Буданов М.Ф., «Население Юго-западной России от половины XV века до Люблинской Унии», АЮЗР, 7, Ч. II (Киев, 1891).

Владимирский-Буданов М.Ф., «Немецкое право в Польше и Литве», ЖМНП, 8-12 (1866). Владимирский-Буданов М.Ф., Обзор истории русского права (7-е изд., С.-Петербург и Киев, 1915).

Власовский И., Нарыс истории украинской православной церкви, I (Нью-Йорк, 1955). Воскресенская Летопись, ПСРЛ, 7-8 (1856-59).

Временник– Временник общества истории и древностей.

Гаркави А., «Караимы», ЭС, 27 (1895), 427-431.

Герберштейн-Малеин. Герберштейп С. фон, Записки о московских делах, А.И. Малеин, изд. и пер. (на русский) (С.-Петербург, 1908).

ГНП. Грамоты Великого Новгорода и Пскова.

Голобуцкий В.А., Запорожское казачество (Киев, 1957).

Голубинский Е.Е., История русской церкви (Москва, 1901-17). 2 тт., каждый – в двух частях.

Грабарь И., История русского искусства. 6 тт., не завершена (Москва б/д (1909-1912); 2-е изд. 1-3, Москва, 1953-55).

Грабеньский В., История польского народа, русский перевод, Н. Ястребов, ред. (С.Петербург, 1910).

Грамоты Великого Новгорода и Пскова (ГНП), С.Н. Валк, ред. (Москва и Ленинград, 1949).

Греков Б.Д., Крестьяне на Руси до XVII века (Москва и Ленинград, 1946).

Греков Б.Д. и Якубовский А.И., Золотая Орла и ее падение (Москва и Ленинград, 1950).

Грушевский М., История украинской литературы (Киев, 1923-27). 5 тт.

Грушевский М., История Украины-Руси (Киев и Львов, 1898-1937). 10 тт.

Гудзий Н.К., История древнерусской литературы (2-е изд., Москва. 1941).

Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка (С.-Петербург, 1881; новое издание, Москва, 1954). 4 тт.

ДДГ. См.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI веков.

ДМАО. Древности Московского археологического общества. Труды славянской комиссии.

Дмитриева Р.П., Сказание о князьях Владимирских (Москва и Ленинград, 1955).

Дневник Люблинского Сейма 1569 года, М.И. Коялович. ред. (С.-Петербург, 1869).

Довнар-Запольский М.В., Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах (С.-Петербург, 1901).

Долгоруков П.Д., князь, Российская родословная книга (С.-Петербург, 1854-55). 4 тт.

Дорошенко Д., Нарыс истории Украины (Варшава, 1932-33), 2 тт.

Древности Московского археологического общества. Труды славянской комиссии (ДМАО).

Древняя Русь. См.: Вернадский, Древняя Русь.

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI веков (ДДГ), С.В. Бахрушин и Л.В. Черепнин, ред. (Москва и Ленинград, 1950).

Дьяконов М.А., Очерки общественного и государственного строя древней Руси" (4-е изд., С.-Петербург, 1912).

Еврейская энциклопедия, А. Гаркави и Л. Каценельсон, ред. (С.-Петербург, 1906-13). 15 тт.

Жереда до истории Украины-Руси (Львов, Комиссия Шевченковского научного общества, 1895-1919). 16 тт.

Жмакин В., Митрополит Даниил и его сочинения (Москва, 1881).

ЖМНП. Журнал Министерства народного просвещения (ЖМНП).

Записки научно-исследовательского объединения (ЗНИОП) (Прага).

Записки наукового товарыства имени Шевченка (ЗНТШ).

Записки Одесского общества истории и древностей (ЗОО).

Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества (ЗОРСА).

Записки Русского исторического общества в Праге (ЗРИОП).

Записки русского научного института в Белграде (ЗРНИБ).

Зимин А.А., И.С. Пересветов и его современники (Москва, 1958).

Зиновий Отенский, монах. Истины показание (Казань, 1863).

ЗНИОП. Записки научно-исследовательского объединения (Прага).

ЗНТШ. Записки наукового товарыства имя Шевченка.

Золотая Орда. См.: Греков БД. и Якубовский А.И., Золотая Орла и ее падение.

ЗОО. Записки Одесского общества истории и древностей.

ЗОРСА. Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества.

Зотов Р.В., О черниговских князьях по Любецскому синодику (С.-Петербург, 1892).

ЗРИОП. Записки русского исторического общества в Праге.

ЗРНИБ. Записки русского научного института и Белграде.

Зуров Л., Отчина (Рига, 1929).

ИА. Исторический архив.

ИЗ. Исторические записки.

Иконников B.C., Максим Грек (Киев, 1866).

Иконников B.C., Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории (Киев, 1869).

Иконников B.C., Опыт русской историографии (Киев, 1891-98). 2 тт., каждый – в двух частях.

Иоасафовская летопись (Москва, 1957).

Иосиф (Санин), Просветитель, или обличение ереси жидовствующих (3-е изд., Казань, 1896).

Исторические записки (ИЗ).

Исторический архив (ИА).

Источниковедение истории СССР, I, M.H. Тихомиров, ред. (Москва, 1940).

Казакова Н.А. и Лурье И.С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века (АФЕД) (Москва и Ленинград, 1955).

Казанская история, В.П. Адрианова-Перетц и Г.Н. Моисеева, ред. (Москва и Ленинград, 1954).

Калугин Ф:, Зиновий, инок Отенский (С.-Петербург, 1894).

Карамзин Н.М., История Государства Российского (6-е изд., С.-Петербург, А. Смирдин, 1851-53). 12 тт.

Карамзин Н.М., Примечания к истории Государства Российского (6-е изд., С.-Петербург, А. Смирдин, 1852-53). 12 тт.

Каратаев И., Описание славяно-русских книг, I (С.-Петербург, 1878).

Киевская Русь. См.: Вернадский, Киевская Русь.

Киевская старина (КиСт).

КиСт. Киевская старина.

КиУнИзв. Киев, Университет, Известия.

Ключевский В.О., Боярская дума древней Руси (4-е изд., Москва, 1910).

Ключевский В.О., Древнерусские жития как исторический источник (Москва, 1871).

Ключевский В.О., Курс русской истории (Anirrikan Council of Learned Societies Reprints, Russian Series, No 14). Воспроизведении московского издания 1937 г. 5 тт.

Кондаков Н.П., Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, I (С.Петербург, 1905).

Кондаков Н.П., Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры (Прага. 1929).

Константин, Архимандрит [К.И. Зайцев], «Чудо русской истории», I, «Возникновение православного царства», Православный путь (1951). сс. 108-126.

Копанев А.И., Манков А.Г., Носов Н.Е., Очерки истории СССР. Конец XV – начало XVII вв. (Ленинград. 1957).

Корсакова В., «Курбский», РБС, том «Кнанпе-Кюхельбекер», сс. 589-591.

Костомаров Н.И., Богдан Хмельницкий (4-е изд., С.-Петербург, 1884). 3 тт.

Костомаров Н.И.. Севернорусские народоправства (С.-Петербург, 1863).2 тт.

Крымский А.Е., История Туреччины (Киев, 1924).

Курбский А.М., князь, «Сочинения», Г.З. Кунцевич, изд., РИБ, 31 (1914).

Лаппо И.И., Литовский Статут 1588 года, I (Ч. 1-11), Исследование; 2, Текст (Каунас, 1934-37).

Лаппо И.И., Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской Унии до смерти Стефана Батория, I-II (С.-Петербург, 1901). Лаппо И.И., Западная Россия и ее соединение с Польшею (Прага, 1924).

Леонтович Ф.И., Крестьяне Юго-западной России по литовскому праву XV и XVI веков (Киев, 1863).

Леонтович Ф.И., «Крестьянский двор в Литовско-Русском государстве», ЖМНП, 2-4, 7, 10, 12 (1896), 4-5 (1897).

Леонтович Ф.И., «Рада великих князей литовских», ЖМНП, 9-10 (1907).

Лихачев Д.С., Русские летописи (Москва и Ленинград, 1947).

Лихачев Н.П., Разрядные дьяки XVI века (С.-Петербург, 1888).

«Литовская Метрика», РИБ, 20 (1903), 27 (1910), 30 (1914), 33 (1915).

«Литовский Статут», Первый (1529): и Временник, 21. Второй (1566): Временник, I. Третий (1588): Временник, 18. О последнем издании Третьего Статута см.: Лаппо, Литовский Статут 1588 года, 2.

Лобанов-Ростовский А.Б., князь. Русская родословная книга (2-е изд., С.-Петербург, 1895). 2 тт.

Лурье И.С., «Из истории политической борьбы при Иване III», Ленинградский университет. Отдел исторических наук, Ученые Записки, 10 (1940), 90-91.

Любавский М.К., Литовско-русский сейм (Москва, 1901).

Любавский М.К., Начальная история казачества, ЖМНП, 300 (1895), 217-244.

Любавский М.К., Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства (Москва, 1892).

Любавский М.К., Образование основной государственной территории великорусской народности (Ленинград, 1929).

Любавский М.К., Очерк истории Литовско-Русского государства (2-е изд., Москва, 1915).

Любович Н.Н., История реформации в Польше: кальвинисты и антитринитарии (Варшава, 1883).

Любович Н.Н., Начало католической реакции и упадок реформации в Польше (Варшава, 1890).

Лященко П.И., История народного хозяйства СССР, I (Москва, 1947).

Макарий (Булгаков), митрополит, История русской церкви (С.-Петербург, 1877-91). 12 тт.

Максимович Е.Ф., «Первосоветник Думы боярской», ЗРИОП, 2 (1930), 141-162.

Малинин В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания (Москва, 1901).

Матвей из Мехова (Меховита, Меховский), Трактат о двух сарматиях, С.А. Аннинский, ред. и пер. на русский, (Москва и Ленинград, 1936).

Материалы по истории СССР, 2, А.А. Новосельский, Л.В. Череинин, Л.Н. Пушкарев, ред. (Москва, 1955).

Меховита. См.: Матвей из Мехова.

Меховский. См.: Матвей из Мехова.

Милюков П., Очерки по истории русской культуры, 2-3 (Париж, 1930-31).

Монголы и Русь. См.: Вернадский, Монголы и Русь.

Московский университет. Общество истории и древностей. Чтения.

Никитин, Афанасий, Хождение за три моря Афанасия Никитина, 1466-1472 гг., Б.Д. Греков и В.П. Адрианова-Перетц, ред. (Москва и Ленинград, 1948).

Никитский А., История экономического быта Великого Новгорода (Москва, 1893).

Никитский А., Очерк внутренней истории Пскова (С.-Петербург, 1873).

Никитский А., Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде (С.-Петербург, 1879).

Никоновская летопись, ПСРЛ, 9-13 (1862-1906).

Новгородская первая летопись, А.Н. Насонов, ред. (Москва и Ленинград, 1950).

Новгородская третья летопись, ПСРЛ, 3, 205-279.

Новгородская четвертая летопись, ПСРЛ, 4 (2-е изд., Петроград, 1925)

Новицкий И.П., «Очерк истории крестьянского сословия Юго-западной России», АЮЗР, 6, Ч. I (Киев, 1876), 1-161.

Новосельский А.А., Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века (Москва, 1948).

Носов Н.Е., Очерки по истории местного управления русского государства первой половины XVI века (Москва и Ленинград, 1957).

Охлоблын О., Московская теория III Рима в XVI-XVII стол. (Мюнхен, 1951) Очерки 2, Очерки 3. Очерки истории СССР, Период феодализма: [602]XIV-XV вв.; [603]Конец XV – начало XVII вв. (Москва, 1953-55).

Павлов А. С., Исторический очерк секуляризации церковных земель к России (Одесса, 1871).

Павлов-Сильванский Н.П., Феодализм в удельной Руси (С.-Петербург, 1910).

Памятники дипломатических сношений (ПДС), I (С.-Петербург, 1851).

Памятники русского права (ПРП), 1-4, С.В. Юшков, Л.В. Череннин, А.А. Зимин, ред. (Москва, 1952-56).

Памятники старинной русской литературы (Памятники СРЛ), опубликованы графом Г. Кушелевым-Безбородько, тт. 1, 2, 4, Н. Костомаров, ред.; Т. 3, А.Н. Пыпии, ред. (С.-Петербург, 1860-62).

Панков А., Братства (Москва, 1900).

ПДС. См.: Памятники дипломатических сношений.

Пересветов И., Сочинения И. Пересветова, Д.С. Лихачев и А.А. Зимин, ред. (Москва и Ленинград, 1956).

Петухов Е.В., Русская литература, древний период (Юрьев, 1912).

Письма. Письма русских государей (Москва, 1848).

Пичета В.И„ Аграрная реформа Сигизмуида-Августа в Литовско-Русском государстве (Москва, 1958).

Платонов С.Ф., Лекции по русской истории (6-е изд., С.-Петербург, 1909).

Платонов С.Ф., Очерки по истории Смуты (С.-Петербург, 1899).

Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков, В.И. Малышев, ред. (Москва и Ленинград, 1952).

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ).

Порфиридов Н.Г., Древний Новгород (Москва и Ленинград, 1947).

Послания Ивана Грозного. Текст подготовлен Д.С. Лихачевым и И.С. Лурье и отредактирован В.П. Адриановой-Перетц (Москва и Ленинград, 1951).

Потемкин В.П., ред., История дипломатии, 1 (Москва, 1941).

Пресняков А.Е., Лекции но русской истории, 2, выпуск 1 (Москва, 1939).

Пресняков А.Е., Образование Великорусского государства (Петроград, 1918).

Просветитель. См.: Иосиф (Санин), Просветитель, или обличение ереси жидовствующих.

ПРП. См.: Памятники русской) права.

Псковские летописи, 1. А. Насонов, ред. (Москва и Ленинград, 1941). См. также ПСРЛ, 4.

Пушкарев СТ., Обзор русской истории (Нью-Йорк, Издательство имени Чехова, 1953).

Пушкарев С.Г., «Целовальники в суде и управлении Московской Руси», ЗРНИБ, 9 (1953), 17-53.

РАНИОН. Российская ассоциация научных институтеов общественных наук. Институт истории. Расовский Д.А., «К вопросу о происхождении Codex Ciimanicus», SK, 3 (1929), 193-214.

РБС. См.: Русский биографический словарь.

Ржига В.Ф., «Боярин-Западник XVI века (Ф.И. Карпов)», РАНИОН, 4 (1929), 39-50.

РИБ. См.: Русская историческая библиотека.

Родословная книга («Бархатная книга») (Москва, 1787). 2 тт.

«Родословная книга». Временник, 10 (1851), 1-286.

Российская ассоциация научных институтов общественных наук (РАНИОН).

Русская историческая библиотека (РИБ) (С.-Петербург, 1872-1927). 39 тт.

Русский биографический словарь (РБС) (С.-Петербург, 1896-1918). 25 тт.. не завершен.

Рязановский В.А., Обзор русской культуры, 1-2 (Нью-Йорк, 1947-48). т. 2 в двух частях.

Савва В., Московские цари и византийские василевсы (Харьков, 1901).

Садиков П.А., Очерки по истории опричнины (Москва и Ленинград, 1950).

Сборник. Сборник Императорского Русского исторического общества.

Сборник Русского археологического общества о королевстве С.Х.С. (СРАОКС).

Сборник старинных грамот и узаконении Российской Империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов (С.-Петербург, 1890).

СГТД. См.: Собрание государственных грамот и договоров.

Сергеевич В.И., Древности русского права (С.-Петербург, 1908-11). 3 тт.

Смирнов В.Д., Крымское ханство под верховенством Оттоманском Порты (С.-Петербург, 1887). Смирнов И.И., Очерки политической истории русского государства 30-50х годов XVI века (Москва, 1958).

Смирнов Н.А., Россия и Турция в XVI – XVII веках, 1 (Москва, 1946).

Собрание государственных грамот и договоров (СГГД) (С.-Петербург, 1813-94). 5 тт.

Соловьев А., «Святая Русь», СРАОКС, 1 (1927), 77-113

Соловьев С.М., История России с древнейших времен (1-е изд., Москва, 1851-79). 29 тт.

Соловьев С.М., Об отношениях Новгорода к великим князьям (Москва, 1845).

Спасский И.Г., Русская монетная система (Москва, 1957).

Сперанский М.Н., История древней русской литературы, 2 (Москва, 1921).

СРАОКС. Сборник Русского археологического общества в королевстве C.Х.C.

Струве П., «Наблюдения и исследования из области хозяйственной жизни и права древней Руси», отдельный оттиск из «Сборника Русского института в Праге», 1 (Прага, 1929).

Струве П., Социальная и экономическая история России (Париж, 1952).

Суворов Н., Учебник церковного права (4-е изд., Москва 1912).

Судебники. Судебники XV-XVI веков, БД. Греков, ред. (Москва и Ленинград, 1952). Таврическое общество истории, археологии и этнографии (Симферополь), Известия (ТОИАЭ).

Тарановский Ф.В., Обзор памятников Магдебургского права (Варшава, 1897).

Типографская летопись, ПСРЛ, 24 (1921).

ТОДРЛ. См.: Труды отдела древнерусской литературы.

ТОИАЭ. См.: Таврическое... Известия.

Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ) (Академия наук. Институт русской литературы).

Тупиков Н.М., «Словарь древнерусских личных собственных имен», ЗОРСА, 6 (1909). 58-913.

Ульянов Н.И., «Комплекс Фкяофея», Новый Журнал, 45 (1956), 249-273.

Устрялов Н., ред.. Сказания князя Курбского (2-е изд., С.-Петербург, 1842).

Устюжский летописный свод, К.Н. Сербина, ред. (Москва и Ленинград. 1950)

[Федоров И.] Первопечатник Иван Федоров (Москва, 1935).

Федотов Г.П., Святые Древней Руси (Париж, YMCA Press. 1931).

Флоровский А.В., Чехи и восточные славяне (Прага, 1936-1947). 2 тт.

Флоровский Г., Пути русского богословия (-Париж, 1937).

Форстен Г.В., Борьба из-за господства на Балтийском море в XV – XVI столетиях (С.-Петербург, 1884).

Харлампович К.В., Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века (Казань, 1898). Хрущев И., Исследования о сочинениях Иосифа Санина (С.-Петербург, 1868).

Черепнин Л.В., Русская палеография (Москва, 1956).

Черепнин Л.В., Русские феодальные архивы XIV – XVI веков, 1-2 (Москва, 1948-51).

Чтения. См.: Московский университет... Чтения.

Чубатый Н., «Державно-правне становище украиньскых земель Литовской державы», ЗНТШ (1926), 134-135, 144-145.

Шахматов М.В., «Государственно-национальные идеи чиновных книг венчания на царство московских государей», ЗРНИБ, 1 (1930), 245-278.

Шахматов М.В., «Исполнительная власть в Московской Руси», ЗНИОП, 1, No 5 (1935).

Шмурло Е., Курс русской истории, 2, Ч. 1-2 (Прага, 1933-34).

Штаков А.И., Учреждение патриаршества в России, 1 (Одесса, 1912), Приложения (Одесса, 1912).

Экземплярский А.В., «Глинский, князь М.Л.», ЭС, 16 (1893), 866-867.

Экземплярский А.В., Великие и удельные князья северной Руси в татарский период (С.-Петербург, 1889-91). 2 тт.

Эльяшевич В.Б., История права поземельной собственности в России, 1-2 (Париж, 1948-51).

Энциклопедический словарь (ЭС). См.: Брокгауз-Ефрон.

ЭС. См.: Брокгауз-Ефрон.

Ясинский И., «Сочинения князя Курбского как исторический источник», КиУнИзв (1888), NoNo 10-11.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]1.См. Монголы и Русь.

 

[2]2.Там же.

 

[3]3.Об их происхождении см.: Монголы и Русь.

 

[4]4.Об истоках терминов черкес и казак см.: Монголы и Русь.

 

[5]5.О древнеславянской религии и ее выживании в устной традиции, народной музыке и искусствах см.: Vernadsky. The Origins of Russia, pp. 108-173, 305-316.

 

[6]6.См. Монголы и Русь.

 

[7]7.Ibid, pp. 307-309.

 

[8]8.Ibid, pp. 296-297.

 

[9]9.Ibid, pp. 307-309, 311-312.

 

[10]10.ПДС, 1, 11-12; Базилевич, с. 263-264.

 

[11]11.См. генеалогическую таблицу I.

 

[12]12.Contarini, p. 163.

 

[13]13.Pierling, 1, 159.

 

[14]14.Приведено в «Очерках», т. 3, с. 103.

 

[15]15.Приведено в «Очерках», т. 3, после с. 206.

 

[16]16.Contarini, p. 159.

 

[17]17.Среди недавних работ относительно личности и наследственности см.: L. Szondi. Schicksalanalyse (Basel, 1944); M. de Ferdinandy. Ahnen and Schicksal (Munich, 1955).

 

[18]18.Монголы и Русь.

 

[19]19.Ibid, pp. 322-323.

 

[20]20.Базилевич, с. 76.

 

[21]21.Относительно Вольнс см.: Шмурло. «Вольпе», БЭ, 13 (1892), 147; Pierling, 1, 130-134.

 

[22]22.«Документы говорят ато непрямо», Pierling, I, 150.

 

[23]23.Ibid, p. 162.

 

[24]24.Псковские летописи, с. 74.

 

[25]25.Об эпизоде с Вольпе и Тревизано см.: Базилевич, с. 105-106.

 

[26]26.О титуле «деспот» см.: Монголы и Русь.

 

[27]27.См.: Савва, с. 43-45.

 

[28]28.Contarini, p. 164.

 

[29]29.Pierling, 1, 159.

 

[30]30.Ibid, pp.150-152; Савва, с. 42.

 

[31]31.Contarini, p. 163.

 

[32]32.ПСРЛ, 4, 154; 6, 21 и 232. Ср. Савва, с. 30.

 

[33]33.Herberstein-Backiis, p. 10.

 

[34]34.См.: Савва, с. 36-37.

 

[35]35.Там же, с. 1-57; Базилевич, с. 83-88

 

[36]36.Хождение за три моря Афанасия Никитина. Под редакцией Б.Д. Грекова и В.П. Адриановой-Перетц (Москва и Ленинград, 1948).

 

[37]37.Псковские летописи, с. 98.

 

[38]38.См. Монголы и Русь.

 

[39]39.Никитский. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде, с. 44-45.

 

[40]40.См.: Макарий. История русской церкви, 7, 123-125.

 

[41]41.Hamilton, plate 54B.

 

[42]42.Гудзий, с. 456.

 

[43]43.См.: Лихачев. Русские летописи, с. 312-316.

 

[44]44.Первая новгородская летопись, с. 475-477.

 

[45]45.Лихачев. Русские летописи, с. 341, Изображения новгородской архитектуры XII в. смотри у Гамильтона, илл. 8 и 9; XV в. представлен у Грабаря, I, 212-214. См. также Грабаря (2-е изд., 30-40, 63-71, текст и иллюстрации).

 

[46]46.См. Монголы и Русь.

 

[47]47.Грушевский. История Украины-Руси, 4, 225-226.

 

[48]48.Там же, с. 200.

 

[49]49.Новгородские договора с великими князьями Владимира и Москвы опубликованы в ГНП. Смотри также: Соловьев. Об отношении Новгорода к великим князьям. О Новгороде в целом см.: Н.И. Костомаров. Северорусские народоправства. 1, 2; Никитский. История экономического быта Великого Новгорода, ЖМНП, 145 (1869), 294-309 и ЖМНП, 150 (1870), 201-234; Ключевский. Курс русской истории, 2; Порфиридов. Древний Новгород; Очерки, 2

 

[50]50.Смотри: Никитский. «Очерки из жизни Великого Новгорода». Что касается новгородских глав города (посадников), то в научной литературе обычно подразумевается существование одного главы (степенного посадника); другие главы упоминаются как «старые», не находящиеся официально у власти. По моему мнению, в Новгороде было несколько городских голов в каждый момент времени. Старший именовался «степенным посадником»; другие известны как просто «посадники». «Степенный» производно от «степень», «помост», с которого делались официальные объявления.

 

[51]51.Соловьев. История России с древнейших времен, 5, 19.

 

[52]52.Vernadsky. Medieval Russian Laws, p. 84 (art. 6).

 

[53]53.ПСРЛ, 12, 111.

 

[54]54.Текст договора 1456 г. см. в ГНП, с. 39-43.

 

[55]55.ПСРЛ, 12, 126.

 

[56]56.Четвертая новгородская летопись, с. 503; ПСРЛ, 6, 5.

 

[57]57.ГНП, с. 113.

 

[58]58.ГНП, с. 242-243, 300.

 

[59]59.М. Пришвин. Избранное (Москва, 1946), с. 23.

 

[60]60.ГНП, 236.

 

[61]61.ГНП, 235.

 

[62]62.Л, 12, 126. Базилевич (с. 91) говорит, что псковская летопись также рассматривает Михаила как агента Казимира, цитируя фразу «от королевской руки». Это недоразумение. Фраза относится не к прибытию Михаила в Новгород, а к утверждению Казимира Олелько и его рода на киевском троне (ПСРЛ, 4, 235).

 

[63]63.Четвертая новгородская летопись, с.446.

 

[64]64.Великом княжестве Литовском этого периода как евреи талмудистской традиции, так и караимы именовались «евреями». Вопрос о том, были ли Захария его спутники последователями талмудизма или караимами, станет предметом о суждения в 5 т.

 

[65]65.См ее воспроизведение у Грабаря, 6, 261.

 

[66]66.Текст городского договора с Казимиром (1470 г.) см. в ГНП, с. 130-132.

 

[67]67.Грушевский. История Украины-Руси, 4, 224-225.

 

[68]68.ПСРЛ, 4, 237.

 

[69]69.ПСРЛ, 12, 129.

 

[70]70.Diugosz, 14, 698. См.: Базилевич, с. 98-99.

 

[71]71.О Нешавском статуте см.: Wojciechowski. Etat Polonais, pp. 254-256, 290.

 

[72]72.См.: Базилевич, с. 99.

 

[73]73.ПСРЛ, 12, 133-135.

 

[74]74.Четвертая новгородская летопись, с. 446-447.

 

[75]75.Там же, с. 447.

 

[76]76.Текст договора 1471 г. см.: ГНП, с. 45-51.

 

[77]77.Фрагмент уточненного текста Новгородской судной грамоты см.: Владимирский-Буданов. Хрестоматия, 1, 172-185; ПРП, 2, 212-218; английский перевод см.: Vernadsky. Medieval Russian Laws, pp. 83-92.

 

[78]78.ПСРЛ, 12, 163.

 

[79]79.Соловьев. История, 5, 23.

 

[80]80.Об этом см.: ПСРЛ, 6, 200-205 и 12, 158-168; Четвертая новгородская летопись, с. 449;

 

[81]81.ПСРЛ, 12, 169.

 

[82]82.ПСРЛ, 12, 169-170.

 

[83]83.Карамзин. Примечания, № 147 к т. 6.

 

[84]84.Об этом см.: ПСРЛ, 6, 207-221; 12, 171-179.

 

[85]85.Diugosz, 14, 697-698; Карамзин. История, 6, 131 и Примечания, 6, № 182.

 

[86]86.Карамзин. История, 6, 131 и Примечания, 6, № 182, содержащие ссылки на Arnt, Liefland Chronicle.

 

[87]87.Никитский. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде, с. 128.

 

[88]88.ПСРЛ, 4, 152-154; 6, 19-20; 12, 197-200; Четвертая новгородская летопись, с. 516

 

[89]89.Соловьев. История, 5, 37-39.

 

[90]90.Карамзин. Примечания, № 196 к т. 6; Никитский. Очерк...Новгороде, с. 127; ААЭ, 1, 476.

 

[91]91.ПСРЛ, 12, 214-215.

 

[92]92.Четвертая новгородская летопись, с. 467; Никитский. Очерк-Новгороде, с. 132-134.

 

[93]93.Соловьев. История, 5, 39-40.

 

[94]94.Согласно В.Н. Лазарцеву, та форма фрески, что известна в XIX веке, сложилась в XVI в. Она погибла во время немецкой оккупации Новгорода в 1941-1944 гг. (Грабарь, 2-е изд., 2, 73-74).

 

[95]95.Кондаков. Иконография Спаса, с. 50-51 и The Russian Icon, p. 94. О фреске см.: Кондаков. Иконография Спаса, с. 50; Грабарь, 6, 130.

 

[96]96.Кондаков. Иконография Спаса, с. 50; ПСРЛ, 3, с. 211.

 

[97]97.ПСРЛ, 6, 182.

 

[98]98.Ключевский. Курс русской истории, 2, 109.

 

[99]99.Памятники СРЛ, 1, 283-284; Гудзий, с. 261-262.

 

[100]100.Гудзий, с. 261.

 

[101]101.ПСРЛ, 12, 137-138.

 

[102]102.ПСРЛ, 4, 127.

 

[103]103.Гудзий, с. 260.

 

[104]104.Ключевский. Жития, с. 151-152; Гудзий, с. 259-260.

 

[105]105.Напомним, что тогда в Великом княжестве Литовском не делалось различий между раввинизмом и караизмом. Это также справедливо и в отношении Восточной Руси.

 

[106]106.Следует отметить, что некоторые ученые придерживаются мнения, что этот Захария был итальянцем, а не евреем. Так или иначе, Иван III трижды обращался к нему как к «Захарию иудею»; см. Сборник, 41, 41, 71.

 

[107]107.Kurat, p.49, line 17. Базилеиич (с. 112, No 2) дает неправильную страницу при ссылке на публикацию Курата.

 

[108]108.См. Монголы и Русь. Генеалогическая таблица VI.

 

[109]109.ДДГ, с. 197.

 

[110]110.ДДГ, с. 209.

 

[111]111.Казанская история, с. 55. См. также Г.Н. Моисеева. Автор Казанской Истории. ТОДРЛ, 9 (1953), 266-288.

 

[112]112.См. Монголы и Русь.

 

[113]113.ПСРЛ, 12, 113.

 

[114]114.ПСРЛ, 12. 116-117.

 

[115]115.Базилевич, ее. 99-101.

 

[116]116.Сборник. 41, 16-20.

 

[117]117.См. Базилевич, с. 133.

 

[118]118.Базилевич, ее. 134-147.

 

[119]119.Текст послания Вассиана (в известной нам форме) см. в ПСРЛ, 6, 225-230; 12, 203-212. См. также И.М. Кудрявцев, «Послание на Угру Вассиана Рыло», ТОДРЛ, 8 (1951), 158-186.

 

[120]120.Базилевич, с. 147.

 

[121]121.Грушевский, История Украины и Руси, 4, 228-229; Базилевич, ее. 150-153; Яблоновский, ее. 118-123.

 

[122]


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (1.986 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь