Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Символизм чакр в иудаизме и христианстве
Чакры широко упоминаются в Библии, особенно в Ветхом Завете. Однако их описания сильно искажены и скрыты за аллегориями и акростихами. Многие из историй Ветхого Завета в действительности представляют собой намеки на разные уровни чакр. Здесь мы ограничимся несколькими наиболее очевидными цитатами. В Книге Бытия говорится:
«И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней». (Быт. 28: 12)
Здесь лестница — это чакры, располагающиеся одна над другой. Нижний конец, стоящий на земле, — это муладхара, самая низшая из человеческих чакр, представляющая уровень повседневной материальной жизни. Вершина лестницы достигает небес. Это означает, что восхождение через чакры ведет к освобождению в сахасраре. Ангелы, движущиеся вверх и вниз по лестнице, соответствуют путям паврити и ниврити, широко упоминаемым в индийских писаниях. Путь паврити — это направленный вовне путь творения, большего ограничения и индивидуальности, наряду со снижением уровня сознания. Путь ниврити — это путь возвращения к источнику, связанный с разрушением индивидуальных барьеров и ограничений и с повышением уровня сознания. В этом библейском отрывке немногими словами передано множество идей и смыслов. Очень жаль, что в современную форму Библии не входит книга Еноха, поскольку она составляет неотъемлемую часть Библии и является одним из самых ясных символических описаний восхождения через чакры. Одна из лучших рукописей на эту тему недавно была обнаружена в России. Она называется «Книга тайн Еноха». О ее происхождении мало что известно, за исключением того, что ее дошедшая до нас форма была написана примерно в начале христианской эры. История рассказывает о мудреце по имени Енох (порой отождествляемом с древнеегипетским мистиком Гермесом Трисмегистом), который повышает свое сознание через различные чакры. В своем восхождении он проходит через десять, а не через семь небес. Тут нет никакого противоречия с индийской системой, поскольку существует много других чакр, которые часто упоминаются в тантрических рукописях, но не получили широкого применения в практиках. Например, над аджна чакрой есть несколько дополнительных чакр, в частности, сома чакра и манас чакра. Они не используются в таких практических приложениях йогических техник, как крийя‑ йога. В конечном итоге Енох поднимается к «престолу Господа» — сахасрара чакре, находящейся на десятых небесах. Это прекрасная символическая история, которая, к тому Же, проливает дополнительный свет на значение части современной Библии. Например, она дает гораздо более полное объяснение Адама и Евы, которое делает описание Книги Б более понятным. В Новом Завете есть общеизвестный стих:
«Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». (Откр. 1: 20)
Смысл совершенно ясен. Семь светильников и семь церквей — это чакры. Семь звезд — это правящие божества (ангелы) каждой чакры, то есть, силы и аспекты, которые представляют эти чакры. В иудаизме символом семи чакр служит менора, которая действительно состоит из семи подсвечников. В христианстве чакры представлены рождественской елкой, которая, по той же самой причине, имеет огромное языческое значение. Считается, что елку традиционно украшали семью свечами, расположенными друг над другом. Лишь в недавние времена значение и символика рождественской елки были забыты. Говорят, что дорога (виа Долороза), по которой проходил крестный путь Христа на Голгофу к месту распятия, символизирует восхождение через чакры. В действительности, это не скорбный путь, ибо хотя Христос страдает, именно так он очищает себя, чтобы пробуждать чакры. Шатающаяся походка Христа отражает последовательное продвижение через различные стадии инициации. Распятие на Голгофе означает утрату ограниченного эго и слияние с сахасрарой. Затем он перерождается (воскресает) для божественной жизни. В Библии множество символических историй. И Ветхий, и Новый заветы представляют собой искусно замаскированные и символизированные описания процесса пробуждения Я. Например, скиния — это символ просветления; чтобы изготовить ее, требуется семь месяцев, то есть, просветление приходит после прохождения через чакры. Истории пророков и, казалось бы, реальных исторических лиц персонифицируют процессы, связанные с духовным пробуждением. Они представляют изменения, которые происходят в существе человека, стремящегося к освобождению от уз неведения.
Чакры в мусульманстве
В исламе есть история, которая прямо относится к последовательному пробуждению чакр. В ней рассказывается о ночном путешествии Мохаммеда на небо, в ходе которого он проходит через семь небес, чтобы предстать перед Аллахом. Она очень похожа на историю Еноха. Однажды ночью Мохаммед был разбужен архангелом Гавриилом, который очистил пророка, вынув и омыв его сердце. Затем Мохаммед поехал в Иерусалим на странном существе под названием алборак — белом животном с телом мула, головой женщины и хвостом павлина. В Иерусалиме Мохаммед спешился на горе Мориа, откуда начал восходить по золотой лестнице, спускавшейся с небес. Затем он в сопровождении Гавриила проходил через семь небесных сфер (чакр). Врата на каждые небеса охранял один из патриархов, которому Мохаммед воздавал должные почести. Они соответствуют правящим божествам, представляющим природу каждой чакры. У врат первых небес (муладхара) стоял Адам, у вторых врат (свадхистхана) — Иоанн, у третьих врат (манипура) — Иосиф, у четвертых врат (анахата) — Енох, у пятых (вишуддхи) — Аарон, у шестых (аджна) — Моисей и у седьмых — Авраам (или, по другим описаниям, — Иисус). На этих небесах Мохаммед вступил на престол Аллаха — в сахасрару. В истории много символики, связанной с разными хранителями чакр. Но сама она представляет собой аллегорию пробуждения чакр. Известные суфии также были полностью знакомы с чакрами и использовали их в некоторых из своих практик.
Древнеегипетская символика чакр
Древние египтяне были полностью осведомлены о чакрах. Большинство их писаний было утрачено; один из немногих сохранившихся манускриптов носит название «Божественный Пимандр Гермеса Трисмегиста». Он содержит учения Герпеса, великого мистика Египта. В этом тексте сахасрара названа восьмой сферой — источником. Отсюда в нисходящем Порядке идут семь кругов, на которых сидят семь правителей. Это чакры и соответствующие им верховные божества. Они представляют все более низкие уровни сознания, идущие от восьмой сферы вниз. Каждый из кругов связан с планетой зодиака, которая обладает специфическим атрибутом, соответствующим данному уровню сознания. В книге ясно показано, что путь к высочайшему сознанию, именуемому «белым светом», представляет собой восхождение через эти сферы. В книге рассказывается история о том, как Гермес встречается с владыкой мира — великим драконом Пимандром, который дает ему духовные наставления. После этого Гермеса охватывает такое воодушевление, что он провозглашает:
«О народ земли, люди рожденные и сделанные из элементов, но с божественной сущностью внутри, восстаньте от своего сна, поднимитесь из своего неведения. Будьте чуткими и понимающими. Знайте, что ваш дом — не земля, но свет... готовьте себя к подъему через семь кругов (чакр) и слиянию с вечным светом».
Это очень интересный текст, вполне заслуживающий того, чтобы его прочитать. Говорят, что великий египетский гностик Василид придумал слово abraxas. Это слово из семи букв означает творческую силу и семь ангелов, соответствующих планетам. То есть, это слово представляет чакры и их верховные божества. В древнеегипетском мистицизме, хотя о нем известно очень мало, имеется еще очень много символики, имеющей отношение к чакрам.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1284; Нарушение авторского права страницы