Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
IV.2. Публикации в периодике⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
461. Браун Ф.А. Шведская руническая надпись, найденная на о. Березань // ИАК, 23, СПб, 1907. 462. Бычков А.А. Вендские руны // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 7, 1998. 463. Городцов В.А. Заметка о глиняном сосуде с загадочными надписями // АИЗ, V, 12, 1897. 464. ван Дарт А. Некоторые практические аспекты работы с рунами // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 8, 1998. 465. Климка А.А. Рунические календари в Литве // Историко-астрономические исследования. М., 1986. 466. Лазарев E.С. Валаам — твердыня чудес // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 1, 1995. 467. Лазарев E.С. Руны Белого Моря // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4, 1997. 468. Лецеевский В. Рунические надписи на алекановских урнах // Древности, XIX, 2, 1901. 469. Майстров Л.Е. Рунический резной календарь Петрозаводского музея // Историко-астрономические исследования. М., 1986. 470. Макаев Э.А. Руническая надпись из Новгорода // Советская археология, № 3, 1962. 471. Платов А. В. Гвидо фон Лист и концепция Арманического футарка // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 5, 1997. 472. Платов А.В. Знак Даждъбога. Несколько слов о руне Ингуз // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996. 473. Платов А.В. Культовые изображения из славянского храма в Ретре // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2, 1996. 474. Платов А.В. Магические руны славян // Наука и религия, № 11, 1993. 475. Платов А.В. Несколько слов о футарках Эдды // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4, 1997. 476. Платов А.В. Памятники рунического искусства славян // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1997. 477. Платов А.В. Работы мастеров западной школы рунической магии на территории Руси // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996. 478. Платов А.В. Рунические надписи Северной Америки // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 9, 1998. 479. Платов А.В. Трёхчастные рунические заклинания // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4, 1996. 480. Срезневский И.И. Древние письмена славянские // Журнал министерства народного просвещения, 1, IX, 1848. 481. Тороп В.В. Футарк Сигрдривы. // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2, 1996. 482. Тороп В.В. Футарк Знахарей // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4, 1996. 483. Шумовский А. Острие с рунической надписью, найденное в дер. Сушично // Вестник археологии и истории, VII, СПб., 1888. 484. Энговатов Н.В. Находки рунических надписей на территории СССР // Скандинавский сборник, VI. Таллин, 1963. 485. Энговатов Н.В. Руническая эпиграфика с территории СССР и норманизм // Советская археология, № 4, 1964. 486. d'Apremont A. Odin, Maitre des Runes // IRMIN, № 1, 1994. 487. Tyson D. Rune Correspondences // Llewellyn's Magickal Almanac, 1991. 488. Vertemont J. Runes et asterismes vediques // Antaios, № 8/9, 1995. V. Заклинательные искусства древних европейцев 489. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний. Собр. соч., т. 5. М.-А., 1952. 490. Виноградов Н.Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.. СПб., 1908. 491. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. 492. Калыгин В.П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986. 493. Калыгин В.П., Королёв А.А. Введение в кельтскую филологию. М., 1989. 494. Королёв А.А. Древнейшие памятники ирландского языка. М., 1984. 495. Майков Л. Великорусские заклинания. СПб., 1869. 496. Платов А.В. Квасир и Квасура: скандинаво-славянские параллели Эдды Снорри Стурлуссона и Книги Велеса // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 1, 1995. 497. Платов А.В. Руническая магия. М., 1994. 498. Познанский Н.Ф. Заговоры. Петроград, 1917. 499. Розов А.Н. К сравнительному изучению поэтики календарных песен // Поэтика русского фольклора. Русский фольклор, т. XXI, 1981. 500. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, ч. 1-4. СПб., 1908. 501. Рыбаков Б.А. Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991. 502. Смирницкая О.А. Поэтическое искусство англо-саксов. В кн.: Древнеанглийская поэзия. М., 1982. 503. Смирницкая О.А. Стих и язык древнегерманской поэзии. М., 1994. 504. Стеблин-Каменский М.И. Скальдическая поэзия. В кн.: Поэзия скальдов. Л., 1979. 505. Хроленко А.Т. Ассоциативные ряды в народной лирике // Поэтика русского фольклора. Русский фольклор, т. ХХ1, 1981. 506. Шкунаев С.В. Герои и хранители ирландских преданий. В кн.: Предания и мифы средневековой Ирландии. Пер. С.В.Шкунаева. М., 1993. 507. Dumezil G. Le festin d'immortalite // Etude de mythologie comparee indo-europeenne. P, 1924. 508. Stewart R.J. & Williamson R. Celtic Bards, Celtic Druids. L, 1996. 509. Thurneysen R. Mittelirische Verslebre. In: Irische Texte. 3. Serie, 1. Heft. Leipzig, 1891. 510. Ward D. On the poets and poetry of the Indo-Europeans // Journal of the Indo-Europeans Studies, № 1, 1973. VI. Магия Земли 511. Белкин И. Московский круг капищ // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 7, 1998. 512. Белкин И. Байка о двух монастырях // Аномалия, № 3-4, 1998. 513. Бурлешин М. Геопатогенные зоны, глазами геологов // Мир непознанного, № 6, 1994. 514. Валле Ж. Параллельный мир. М., 1995. 515. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981. 516. Гончаров Н., Макаров В., Морозов В. В лучах кристалла Земли // Техника — молодёжи, № 1, 1981. 517. Горбовский А.А. Колдуны, целители, пророки. М., 1993. 518. Ермаков С.Э. Волшебные пути, по которым движутся духи // Мифы и магия ин-доверопейцев, вып. 3, 1996. 519. Ермаков С.Э. О гадах «ползучих и летаючих». Ещё одна попытка интепретации некоторых мифологических сюжетов // Мифы и магия индоверопейцев, вып. 2, 1996. 520. Ермаков С.Э., Платов А. В. Плещеева озеро: загадки Древней Земли // Аномалия, № 3-4, 1998. 521. Ермаков С.Э., Платов А.В. Ярилов Холм: новое о старом // Мифы и магия индоверопейцев, вып. 5, 1997. 522. Ермаков С.Э., Фаминская Т.В. Практические аспекты экологии энергоинформационного обмена. Тайны Живой Земли. М., 1996. 523. Жилко А. Как найти Алатырь-камень // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 9, 2000. 524. Жрецов А. Врата в иные миры? // Аномалия, № 3-4, 1998. 525. Жрецов А. Тайны священной равнины // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 8, 1998. 526. Золотов Ю.М. Остатки древнего святилища на реке Кимерше // Балто-славянские исследования. Вып. 1980 г. М., 1981. 527. Ивасенко А. Аномальные зоны и кристаллические структуры Земли // Природа и аномальные явления, № 11, 1991. 528. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991. 529. Корзин О.А. Геомансия — утраченные знания и мастерство древних // Парапсихология и психофизика, № 3, 1992. 530. Куратов А.А. О каменных лабиринтах Северной Европы: опыт классификации //Советская археология, № 1, 1970. 531. Лазарев Е. Забытая культура российского Севера // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1998. 532. Лазарев Е. Ключ к святилищам Гипербореи // Аномалия, № 3-4, 1998. 533. Лазарев Е. Святилище Солнечной Девы. К вопросу о символике лабиринтов европейского Севера // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1998. 534. Маланин И.Д. Ещё один загадочный знак на камне // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 5, 1997. 535. Маланин И.Д. Земные прототипы Алатыръ-Камня // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996. 536 Маланин И.Д. Невельский камень Ильина // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 7, 1998. 537. Мельников Е.К., Мусийчук Ю.И., Потифоров А.И., Рудник В.А., Рымарёв В.И. Геопатогенные зоны — миф или реальность. Материалы к Международному симпозиуму «Город XXI века: экология, медицина, экономика». СПб., 1993. 538. Никитин А.Л. Каменные лабиринты Севера // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1998. 539. Никитин А.Л. Костры на берегах. М., 1986. 540. Никитин А.Л. Остановка в Чапоме. М., 1990. 541. Никитинский И. Тиуновское языческое святилище // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 9, 2000. 542. Перепелицын А. Тайны Чёртова Городища // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996. 543. Перепелицын А., Ерёменко А. Взгляд на проблему аномальных зон и краткий обзор предполагаемых аномальных зон Калужской области. Калуга, 1995. 544. Пискарёв А.И. О местонахождении каменных баб в России // Записки Императорского Археологического Общества, т. 3, 1851. 545. Платов А.В. Волшебные камни земли Вантит. О древнем обсерваторном комплексе на Куликовом Поле // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2, 1996. 546. Платов А.В. Дорога на Аваллон. М., 1998. 547. Платов А. В. Дорога на Хай Бразил, или индоевропейский миф о структуре Мира // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 1, 1995. 548. Платов А.В. Киндяковский Камень: Святилище у слияния трёх вод // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996. 549. Россбах С. Фэн-Шуй. Китайское искусство композиции. Львов-Киев, 1995. 550. Сальников В.Н. Прогнозирование времени и места реализации аномальных явлений // Доклады Второй Всесоюзной междисциплинарной научно-технической школы-семинара «Непериодические быстропротекающие явления в окружающей среде». Томск, 1990. 551. Тонаканян А., Тохатян К. Заговорят ли камни? Загадка мегалитического сооружения на севере Армении // Звартноц, 1991, № 4. 552. Уваров А.С. Сведения о каменных бабах (с 40 рис.): Сборник мелких трудов. Т.2. М., 1910. 553. Фомин Ю.А. Познание тайны. М., 1995. 554. Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1973. 555. Эльдемуров Ф.П. Находки меж ветвей и трав // Аномалия, № 4, 1994. 556. Bord J, Bord С. The Secret Country. L, 1978. 557. Burl A. The Stone Circles of the British Isles. New Haven, 1976. 558. Devereux P. Places of Power: Secret Energies at Ancient Sites. L, 1990. 559. Devereux P., Steel J. & Kubrin D. Earthmind. N.Y., 1989. 560. Devereux P. The Truth Abut leys // The Ley Hunter, is. 107, 1987. 561. Graves T. Needles of Stone. L, 1978. 562. Heselton P. The Elements of Earth Mysteries. Shaftesbury, 1991. 563. Michell J. The Earth Spirit. L, 1974. 564. Mystic Places. Amsterdam, 1992. 565. Pennick N. The Ancient Science of Geomancy. L., 1979. 566. Roberts A. Geomythics // The Ley Hunter, is. 88, 1980. 567. Watkins A. Early British Trackways, Moats, Mounds, Camps and Sites. Private, 1922. 568. Watkins А. The Old Straight Track. L, 1925.
www.e-puzzle.ru
[1] М. И. Стеблин-Каменский. Миф. Л., 1976. [2] См., напр.: А.Н. Афанасьев. Древо Жизни. М., 1982. [3] М.Ф. Альбедиль. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991. [4] The Mabinogion. Translated by Gwyn Jones. London, 1957; Волшебные сказки и предания кельтов, Кн.1: Сказания Красного Дракона. Под ред. А.В.Платова, М., 1996. [5] Подробнее о символике Перехода см.: А.В.Платов. Дорога на Аваллон. М., 1998. [6] Похищение быка из Куальнге. Пер. Т.А.Михайловой и С.В.Шкунаева. М., 1985. [7] Здесь и далее мы используем содержание песни «Речи Гримнира» (Старшая Эдда). Текст песни относится к концу I тысячелетия н.э. [8] Гримнир — дословно Скрывающийся-под-Маской, одно из имён бога Одина. [9] Бог Воинов — хейти Одина. (Хейти — скандинавский термин, означающий своего рода прозвище, «имя для посторонних», употребляемое тогда, когда истинное имя человека, бога или предмета сакрализовано или просто не должно быть упомянуто в текущий момент. Употребление хейти — общий магический приём многих народов.) Фактически этой фразой Гримнир признал, что он — Один, так как в Средние Века хейти богов были известны каждому образованному человеку. [10] Подробнее см.: A. d'Apremont. Yggdrasill, l'Axe de Vie des anciens Nordiques // IRMIN, №2, 1994; №4 1995. [11] Подробнее см.: А.Андреев. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996; вып. 4, 1997. [12] Подробнее см.: А.В.Платов. Трикстер, или Обратная сторона монеты // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4, 1997. [13] Эйктюрнир (дословно: «с дубовыми кончиками рогов») — имя небесного оленя; Лерад — ещё одно имя священного Ясеня. [14] И по текстам Миролюбова, но это тоже, уже не фольклор. [15] Такова, например, русская сказка о девушке, чародейством созданной из цветов и позднее погибшей. Сказка является, вероятно, параллелью кельтским сказаниям о народе Дон и принце Гвидионе, которых касался Пушкин, но была записана лишь в начале XX века и опубликована И.Симоновым в 1960 году (Охотники за сказками. М., I960). Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что Пушкин пользовался и лубочным вариантом русской «Сказки о Бове-королевиче», восходящим к итальянскому варианту, который восходит куда-то ещё... [16] Кермт, Эрмт, Керлауг — реки, окружающие это место. Мост асов — радуга, путь между мирами, скандинавы называли его Биврест. [17] Barddas. Ed. by D.J.Roderic. London, 1862. [18]...асов сынам — людям; Игг (дословно ужасающий) — одно из имён Одина. [19] A. d'Apremont Odin, Maitre des Runes // IRMIN, № 1, 1994. [20] См., напр.: Ж.Дюмезиль. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. [21] См. последний раздел этой главы. [22] Вопрос о кастовом устройстве общества очень сложен, и здесь не место для подробного его рассмотрения. Отметим лишь, что известное в отношении князя определение «первый среди равных» в воинском сословии принадлежит Средневековью и не отвечает Традиции. Так, в Скандинавии богом князей почитался не Тор — бог воинов, но Один. [23] См.: R. Jakobson. The Slavic god Veles and his Indo-European cognates // Studi linguistici in onore di Vittore Pisani. Brescia, 1969. [24] Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984. [25] См., напр.: R.Nichols. The Book of Druidry. Wellingborough, 1990. [26] Мананнан — древнеирландское имя этого бога; валлийцы называли его несколько иначе, на свой лад — Манавидан. [27] См. раздел 9 «Обратная сторона Одина». [28] А.В.Платов. Дорога на Аваллон. М., 1998. Его же: Феномен виртуальной реальности и проблема «вхождения в магию» // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996. [29] Там же. [30] А.Грин. Бегущая по волнам. [31] См., напр.: N. Pennick. Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996. Отмечу, однако, что эта параллель не полна: Мощь представляет собой термин значительно более общий, нежели прана. [32] У. ле Гуин. Волшебник Земноморья. [33] См. раздел 5 этой главы. [34] И к делу развала этого представления мы вернёмся ещё не раз — см. раздел «Бой на Калиновом Мосту». [35] Вероятно, впрочем, имеет смысл упомянуть об определении особых точек человеческого тела как центров «энергетических областей», о которых идёт речь ниже, и точек их соприкосновения. [36] См., напр.: А.Андреев. Русская Лествица // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 5, 1997. [37] У Шри Ауробиндо хорошо показана связь супраментала и деятельности верхних чакр человека со внутренним магическим крутом (хотя Шри Ауробиндо и не употребляет этот термин). [38] Подробности об этих группах богов см. в последующих разделах и главах. Здесь же нас интересует только суть. [39] О тюркских «рунах» см., напр., в кн.: Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. О древнекитайской насечной письменности — А.Критов. Китайские аналоги скандинавских рун // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2, 1996. [40] Б.А. Рыбаков. Язычество древней Руси. М., 1987. [41] А. Голан. Миф и символ. М, 1993. [42] Имеется в виду термин хримтурс — «ведикан инея», «инеистый великан». [43] Закон архетипов — Один земной был воплощением того же архетипа, что и Один небесный. [44] Подробнее о структуре и внутренних взаимосвязях Футарка см.: А.В.Платов, А. ван Дарт. Практический курс рунического Исскуства. М., 2000. [45] Как правило, именно первая — экзотерическая — компонента Традиции и ассоциируется с религией, в то время как вторая — с магией. [46] Шрипада Садашивачарья. Три типа, характера (бхавы) практикующих Тантру // Тантрический путь, вып. 3, 1996. [47] См., напр.: А.Андреев. Игра и Игрецы // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2, 1996. Его же: Русская Лествица // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 5, 1997. [48] А.Андреев. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996 — вып. 4, 1997. [49] См., напр.: Scandinavian legends and Folk Tales, by Gwyn Jones. Oxford, 1956. [50] От древней основы кош — «жребий», «судьба». См.: Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. М., 1981. [51] См. этнографические материалы и работы Афанасьева, Максимова, Рыбакова и других авторов. [52] См., напр.: И.Белкин. Как выглядел Чёрный Бог? // Мифы и магия индоевропейцев, вып.4-5, 1997. [53] Некоторые фольклорные свидетельства о Вие см. в кн.: А.Н.Афанасьев. Древо Жизни. М, 1980. [54] Ю.И. Белкин. Как выглядел Чёрный Бог... [55] Предания и мифы средневековой Ирландии. Пер. С.В.Шкунаева. М., 1993. [56] Волшебные сказки и предания кельтов. Кн.1: Сказания Красного Дракона. Под ред. А.В.Платова. М, 1996. [57] А.В. Платов. Дорога на Аваллон. М., 1998. [58] Под «пограничными инцидентами» мы разумеем описанные в сказаниях и сказках события, происходящие на грани миров или при наложении реальности Иного Мира на реальность нашего (См.: А.В.Платов. Дорога на Аваллон...). [59] Сказание о Килухе более других пострадало от времени. Принцип «свой — чужой» выделен здесь гораздо слабее и на другом уровне (принц не может жениться ни на ком, кроме неизвестной никому Олвэн), и тем не менее он, пусть не совсем явно, но присутствует. [60] См., напр.: G.Dumezil. Loki. Paris, 1948. E.J. Gras. De noordse Loki-mythen i huu onderling verband. Haarlem, 1931. A.B. Rooth. Loki in Scandinavian mythology. Lund, 1961. F.Strom. Loki. Ein mythologisches Problem. Gö teborg, 1956. J. de Vries. The problem of Loki. Helsinki, 1933. [61] Один, Хенир и Лодур (Локи) — сыновья демиурга Бора. [62] Достаточно в качестве примера упомянуть Эпиметея древних греков или Легбу догонов. [63] E.J. Gras. De noordse Loki-mythen... [64] F. Strom. Loki. Ein mythologisches Problem. Gö teborg, 1956. [65] Записки Юлия Цезаря. М., 1962. [66] Совершенно аналогичным образом вычисляются и восемь особых точек суток: Alban Eiler нужно соотнести с восходом солнца, a Alban Elued — с заходом, два солнцеворота — с полуднем и полночью, и вычислить четыре оставшиеся точки, развернув «второй крест» по золотому сечению от «первого». Очевидно, что с течением года точное время наступления восьми особых (магических) моментов — кроме полудня и полночи — будет меняться. [67] Примечание для тех читателей, которые ещё помнят, что был когда-то такой «революционный» праздник — 1 Мая: первые революционеры мудро использовали древнюю политику православной церкви — назначили этот самый «Праздник Солидарности» на тот день, когда люди отмечали прекрасный и древний праздник Весны. [68] И не имеет, вопреки распространённому мнению, никакого отношения к лат. «календы». [69] А.Н. Афанасьев. Древо Жизни. М., 1980. [70] А.В.Платов. Руническая магия. М., 1994. [71] R.Nichols. The Book of Druidry. Wellingborough. 1990. [72] Ю.Петухов. Родина Аполлона // Дорогами тысячелетий. М., 1988. [73] Подробнее о кельтских «кругах» Мироздания см. в разделе «Древо Мира» второй главы книги. [74] См.: А.В.Платов. Руническая магия. М., 1994; N.Pennick. Rune Magic. L, 1992. [75] А.В.Платов. Знак Даждьбога. Несколько слов о руне Ингуз // Мифы и магия индоевропейцев, вып.3, 1996. [76] R.Nichols. The Book of Druidry... [77] Аналогично происхождению этнонима немцы, что означает всего лишь «немые», т.е. не разумеющие по-русски. [78] См.: А.В. Платов. Дорога на Аваллон. М., 1998. [79] N. Pennick. Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996. [80] Н.Н.Харузин. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии // Известия Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии, т. LXI, Труды этнографического отдела, кн. IX, вып.1, 1889. [81] Там же. [82] N. Pennick. Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996. [83] Ph. Carr-Gomm. The Druid Way. Shaftesbury, 1993. [84] T.Graves. Needles of Stone. L, 1978. Пер. с англ. С.Э.Ермакова. [85] С.Э.Ермаков, Т.В.Фаминская. Практические аспекты экологии энергоинформационного обмена. Тайны Живой Земли. М., 1996. [86] A.Watkins. Early British Trackways, Moats, Mounds, Camps and Sites. Private, 1922; A.Watkins. The Old Straight Track. L, 1925. [87] [88] С.Э.Ермаков. Лозоходство. Неопубликованные лекционные материалы. [89] Предания и волшебные сказки Англии. Под. ред. А.В.Платова. М., 2001. [90] Отсюда, к слову, и произошли, вероятно, многочисленные песенные вариации на тему «а женщины тем временем копали...» (См.: И.Белкин. Байка о двух монастырях // Аномалия, 1997, №3-4.) [91] См., напр.: А.Н.Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869. [92] Орловские Епархиальные Ведомости. 1884. №157. [93] С.В.Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. [94] Ю.М.Золотов Остатки древнего святилища на реке Кимерше // Балто-славянские исследования. Вып. 1980 г. М., 1981. [95] См., напр.: И.Д.Маланин. Земные прототипы Алатырь-Камня // Мифы и магия индоевропейцев, вып.3, 1996. [96] А.В.Платов. Киндяковский камень: святилище у слияния трёх вод // Мифы и магия индоевропейцев, вып.4, 1997. [97] Подробнее см.: С.Э.Ермаков, А.В.Платов. Ярилин Холм: новое о старом // Мифы и магия индоевропейцев, вып.5, 1997. [98] См.: А.В.Платов. Волшебные камни Земли Вантит (несколько слов о древнем обсерваторном комплексе на Куликовом поле) // Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996. [99] «Мерьским» — разумеется, не от существительного мерзость, но от этнонима меря. [100] О Долине Смерти см., напр.: А.Горбовский. Колдуны, целители, пророки. М., 1993. [101] М.Alexander. British folklore, Myths and Legends. L, 1982. [102] См., напр.: Дж.Вуд. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981. [103] А.В.Платов. Волшебные камни... [104] J.Bord, С.Bord The Secret Country. L, 1978. [105] А.Никитин. Костры на берегах. М., 1986. [106] Е.Лазарев. Забытая, культура российского Севера // Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1998. [107] Ю.ВАндреев. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990. [108] N. Pennick. Magie du Nord.... [109] А.В.Платов. Дорога на Аваллон. М., 1998. [110] Подробнее вопрос о датировке и происхождении лабиринтов рассматривает Андрей Леонидович Никитин в своей работе «Каменные лабиринты Севера» (Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1998). [111] N. Pennick. Magie du Nord... [112] A.Watkins. Early British Trackways, Moats, Mounds, Camps and Sites. Private, 1922. [113] Примерами употребления таких систем могут слркить Рипневский фрагмент, Шутерадские надписи и т.д. Относительно поздние рунические надписи на Микоржинских камнях уже обнаруживают влияние скандинавских рунических алфавитов. [114] Примерами использования знаковых систем такого рода могут слркить многочисленные древнеславянские ювелирные изделия магического и ритуального назначения: ритуальные серебрянные браслеты начала I тысячелетия н.э., височные кольца того же времени и т.д. [115] В данном издании графика рунических знаков, применяемых при передаче текстов надписей в иллюстрациях, стандартизирована. Латинскими буквами обозначаются части надписей, выполненные на разных сторонах одного предмета. Если оригинальная надпись разбита на строки, в иллюстрациях строки нумеруются. [116] Т.е. жертвенную кровь. [117] Само слово атт и означает «восьмёрка». [118] Uppland Runestenar. By Ingrid Karlmar and Urban Fredriksson. WWW-document, 1996. [119] Таков, например, знаменитый скандинавский Abecedarium Normannicum (IX век); монументальный свод подобных рукописей издан в 1954 году в Бельгии (R.Derolez. Runica Manuscripta. Brugge, 1954). [120] О Сэмунде Мудром см., напр.: А.В.Платов. Кто учил магии Сэмунда Мудрого? // Мифы и магия индоевропейцев, вып.3, 1996. [121] Е.Лазарев. Валаам — твердыня чудес // Мифы и магия индоевропейцев, вып.1, 1995. [122] Прошу принять во внимание, что это верно не всегда, но лишь в большинстве случаев. [123] См.: В.В.Тороп. Футарк Сигрдривы. Раскрыта ещё одна тайна рунического искусства // Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996. А.В.Платов. Несколько слов о Футарках Эдды // Мифы и магия индоевропейцев, вып.4, 1996. [124] В квадратных скобках здесь и далее приводится значение руны, не входящее непосредственно в её имя. [125] R.Blum. The Book of Runes. London, 1984. [126] Э.Торссон. Источник судьбы. М., 2001. [127] См. главу, посвящённую заклинательным искусствам. [128] Существует несколько принципиально различных систем рунической мантики; сказанное о прямом и перевёрнутом положениях руны верно только для той системы, которая используется на этих страницах в качестве примера. [129] А.В.Платов. Трёхчастные рунические заклинания // Мифы и магия индоевропейцев, вып.4, 1996. [130] Отмечу также, что слово в целом — gud — может быть прочитано как «бог» или «боги». Насколько это имеет значение в данном случае и сделано ли это намеренно, судить сложно. [131] Вероятно — исходя из того, что сочетание Иса и Турисаз может быть прочитано как «великан льда»; великаны льда, или инеистые великаны, известны в скандинавской мифологии. [132] И.В.Ягич. Вопрос о рунах у славян // Энциклопедия славянской филологии. Изд. Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып.3: Графика у славян. СПб., 1911. [133] N.Pennick. Rune Magic. L, 1992; The Secret Lore of Runes and Other Ancient Alphabets. L, 1991. [134] D.Zunkovic. Die slavische Vorzeit. Maribor, 1918. [135] В качестве примера приведу р. Руну, впадающую в Верхневолжские озёра на границе Тверской и Новгородской областей. [136] Автор просит принимать во внимание определение рунического искусства и рунических знаков, данное им в первом разделе данной главы. [137] См., напр.: М.А.Тиханова. Следы рунической письменности в черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. М., 1976. [138] А.В.Платов. Культовые изображения из храма в Ретре // Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996. [139] A.G.Masch. Die Gottesdiensflichen Alferfhnmer der Obotriten, aus dem Tempel zu Rhetra. Berlin, 1771. [140] Подробнее см.: А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян // Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1997. [141] А.В.Платов. Руническая магия. М., 1994. [142] См. раздел 7 третьей главы. [143] Нередко руну Отал путают с более поздней внеалфавитной руной Эрда (см. раздел 24 главы 7). Иногда такое смещение оправдано, иногда — нет. [144] Амброзия (греч.), амрита (вед.) — от индоевропейского a-mri — «бессмертный», «не-умираюгций»; нектар (греч.) — от основы со значением «мёртвый». [145] Можно так же упомянуть несколько деформированное предание о Мёде Поэзии и у кельтов — это легенда об украденном Гвионом волшебном напитке Керидвены. Подробнее см.: А.В.Платов. В поисках Святого Грааля: король Артур и мистерии древних кельтов. М., 1999. [146] См., напр.: О.А.Смирницкая. Стих и язык древнегерманской поэзии. М., 1994. [147] Одни и те же законы скальдического стихосложения, восходящие к древнегерманскому аллитерационному стиху, применялись и для построения заклинаний, и в придворной поэзии. [148] Все стихотворные переводы скальдических произведений в этой главе приводятся по кн.: Поэзия скальдов. Под ред. М.И.Стеблина-Каменского. Л., 1979. [149] K.H.Jackson The Pictish language. In: The problem of the Picts. Edinburgh, 1955. [150] Гэлы — слово того же корня, что галлы. [151] Отсюда английское имя Шотландии — Scotland, «Земля скоттов». [152] В Северной Ирландии это противостояние, возникшее полтора тысячелетия тому назад, сохраняется и по сей день. [153] Эйре — Ирландия. [154] Отголоски схожих представлений мы можем найти и у кельтов Бретани, но и они не были чисто континентальным кельтским народом: только в середине I тысячелетия н.э. они попали на континент, будучи вытеснены саксами из Корнуолла и Южного Уэльса. [155] Книга Захватов Ирландии. Пер. цит. по: Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. [156] До наших дней сохранились «программы» обучения в этих школах, содержащие подробные перечисления текстов, которые требовалось знать филидам разных степеней посвящения. Подробнее см., напр.: В.П.Калыгин. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986. [157] Логрия — заселённая до нашествия англосаксов кельтами область Британии, примерно совпадающая с современной Англией или её южной частью. [158] Речь идёт о XX веке. (ред.) [159] Впрочем, за всю историю Уэльса известен лишь один случай убийства барда. [160] Перевод некоторых приписываемых Талесину текстов (в том числе — и знаменитой «Битвы Деревьев») см., напр., в книге: The Mabinogion. Translated and edited by Lady Sharlotte Guest. London, 1906. Оригиналы текстов см в: The Poems of Taliesin. Edited by J. Caerwin Williams. Dublin, 1968. [161] Коракль — небольшая кельтская лодка, имеющая обшивку из кожи, натянутую на плетёный каркас. [162] Здесь и далее стихи, звучащие от лица Талесина, приводятся в переводе автора по изданию: The Mabinogi and other Medieval Welsh Tales. Translated by P.K.Ford. Berkley, Los Angeles, London, 1977. Эти стихи, как и тексты самих сказаний о Гвионе и Талесине, содержатся в ряде валлийских манускриптов, древнейший из которых датируется серединой XVI столетия. [163] См, напр.: R.Nichols. The Book of Druidry. Wellingborough, 1990. Кроме того, по этому же вопросу см.: R.J.Stewart. The Mystic Life of Merlin. Arkana, 1987. N.Tolstoy. The Quest for Merlin. Hamish Hamilton, 1987. [164] R.Nichols. Op. cit. (Эту же историю приводит Гальфрид Монмутский, рассказывая о Мерлине.) [165] Вариант перевода: Я был тропой, я был орлом, я был челном в океане. [166] Каэр Невенир — замок в Уэльсе. [167] Гвидион — Гвидион ап Дон, один из могущественнейших магов древнего Уэльса, упоминаемый многими источниками. Его мать Дон большинством исследователей отождествляется с богиней Дану ирландских преданий. [168] Вариант: И заколдовали деревья... [169] Перевод затруднителен. Вариант: Испустила девушка горький вздох [...], первая по знатности, прекрасная девушка, жизнь без сна... [170] В этих строках речь идёт о Потопе, распятии Христа и Страшном Суде. [171] Вариант: Орешник оружье считал в смятении боя. [172] Вариант: Могучий хранитель Врат против врага, имя его во всех землях. [173] Гвархан Маэлдэру — имя либо могущественного мага, либо некой божественной силы. [174] Мат — Мат, сын Матонви, ещё один могущественный чародей валлийских преданий, брат Дон, матери Гвидиона. [175] Дилан Мор — весьма предположительно, один из валлийских морских богов. [176] Эта часть текста «Битвы» весьма сложна для перевода и понимания. Другой возможный вариант: Любой другой певец, кто знает полностью все девять сотен, которые известны мне, о запятнанном кровью мече. Честь — мой проводник. Полезное знание — от Бога. Я знаю убийство быка, его появление и исчезновение, его знание языков. [177] Вариант строки: Я прорицаю: не будет зла. [178] …между морем и брегом — возможно, это выражение как-то связано с древним северным преданием о том, что находящаяся между собственно морем и собственно сушей полоса земли, заливаемой в прилив, не принадлежит ни миру моря, ни миру земли. В таком случае всю строку в целом — и сам я не слаб между морем и брегом — можно было бы попытаться трактовать как «на границах миров». [179] Вариант: Разве не лучший я на кровавом поле? Сто частей — моя доля в добыче. [180] Вариант: Красные камни в моём венце, златом окован мой щит. [181] Горонви из Доли Эдрыви — валлийский маг, упоминаемый «Триадами Острова Британия». [182]...пророчили Артуру — имеется в виду король Артур. [183] Золотистый, золотошкурый — барды-маги в древнем западном мире нередко ассоциировались с драконами. [184] Известное сейчас имя артурова меча — Экскалибур — представляет собой позднее французское искажение (от промежуточного Калибурн) древнего кельтского имени. [185] Немного меньше миллиона фунтов стерлингов в современной валюте. [186] Гнилая Кожа — рукопись Старшей эады, обнаруженная в 1643 году епископом Бриньольвом Свейнссоном. [187] См., напр.: А.Андреев. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1997. [188] О связях между Дивным Народом и Иным Миром см.: А.В.Платов. Дорога на Аваллон. М, 1998. [189] Автор благодарит БГ за прекрасный образ. [190] См. четвёртую главу этой книги. [191] В следующей главе см. раздел, посвящённый боевым искусствам. [192] Здесь же следует упомянуть о культовых и магических предметах, выполненных в виде когтя, зуба или лапы животного-тотема. [193] Что естественно, ибо копьё Одина (Луга) — это всё то же Древо Мира. [194] N.Pennick. Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996. [195] Та же основа dru/drw в русском слове древо. [196] Некоторые исследователи полагают, что на Севере такое рябиновое ожерелье считалось отражением Брисингамен, священного ожерелья Фрейи... [197] Rowan. Crystals — who are we fooling? // White Dragon, Samhain is., 1994. [198] См.: Изборник великого князя Святослава Ярославича 1073 г. СПб., 1880. [199] Тем не менее, представление о том, что самородный или «звёздный» металл обладает особенно мощной магией, не исчезло. Ещё в Средние Века маленькие самородки серебра, меди или золота нередко носили как амулеты, а меч или нож, выкованный из метеоритного железа, всегда считался магическим. [200] Полный текст см. в разделе 15 пятой главы, посвящённой руническому искусству. [201] Валаам вообще в значительной степени тяготеет к кельтской культуре, так что появление на острове креста, форма которого содержит традиционные кельтские священные мотивы, не случайно (см.: Е.Лазарев. Валаам — твердыня чудес // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 1, 1995). [202] А.Андреев, частное сообщение. 1994. [203] См.: Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. М., 1981. Его же: Язычество древней Руси. М., 1988. [204] См., напр.: A.Meehan. Celtic Design: Spiral Patterns. L, 1995. [205] N.Pennick. Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996. [206] Брес сын Элаты — в ирландском эпосе верховный король острова из рода фоморов, воевавшего с богами Племён Богини Дану. Согласно другим источникам, Огма сам принадлежал Племенам. [207] Rowan. Crystals — who are we fooling? // White Dragon, Samhain is., 1994. [208] Имеются в виду Британские острова. [209] Найджел Пенник, например, так описывает сдерживающий магию, «закрывающий» эффект узлов: «Магические узлы [...] служат для создания магического препятствия входу (выходу) духов и сущностей и для психологической поддержки тех, кто их использует» (Magie du Nord...) [210] Такой приём известен, например, в рунической магии, где нередко использовалось многократное начертание нужной руны для усиления воздействия. [211] Несомненно, огромную роль в формировании современного «широкого интереса» к волшебным кольцам сыграла знаменитая трилогия Дж.Р.Р.Толкиена. [212] J.Bord, С.Bord. The Secret Country. L, 1978. [213] Транслитерация данной надписи приводится по Найджелу Пеннику (N.Pennick. Rune Magic. L, 1992.), но я не считаю эту транслитерацию полностью верной. [214] Ibid. [215] N.Pennick. Magic du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996. [216] Ф.Кардини. Истоки средевекового рыцарства. М., 1987. [217] Рунемейстер — человек, владеющий руническим письмом и магией рун. [218] Мы не затрагиваем здесь примыкающие к данной проблеме внутренние шаманские техники, такие, как «вытанцовывание зверя» и т.д. [219] В данном случае имеется в виду Один «земной», скандинавский вождь — воплощение Одина «небесного». [220] Вполне возможно, что некоторые из рун или сакральных знаков, им предшествовавших, появились именно как символическое изображение человека, занимающего определённую магическую позу. [221] См., напр.: F.В.Marby. Der germanische Einweihungsweg in Sinnbildern und Symbolenmittel der germanischen Runen-Gymnastik. Stuttgart, 1989. [222] О современном состоянии данного вопроса см., напр.: К.Wü rthner. Das Arbeitsbuch zu den Runen. Mü nchen, 1995. [223] N.Pennick Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996. [224] Один из крупнейших «стеклянных замков» расположен близ Ивернена в Шотландии. Размеры внутренней стены крепости превышают 100 на 30 метров. Камни различных пород расплавились и, остыв, образовали однородную массу. [225] Т.Graves. Needle of Stone. L, 1978. Цит. по: Н.Брутальский. Метамифология истории // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 5, 1997. [226] Текст приводится по английскому изложению проф. Гвина Джонса: Scandinavian legends and Folk Tales, by Gwyn Jones. Oxford, 1956. [227] Ботвар сын Бьорна Медведя владел волшебным мечом, у которого было три свойства: его можно было обнажать лишь в случае смертельной опасности; его едва можно было вытащить из ножен, а если уж он появлялся оттуда, то с пронзительным криком; использовать его во время жизни его владельца можно было лишь три раза. [228] Западные историки — раз уж зашла об этом речь — частенько вообще игнорируют сам факт сокрушительного поражения тевтонов в битве 1242 года, выявившей разительное превосходство русского оружия. Мне доводилось встречать публикации немецких историков, в которых число погибших на весеннем льду Чудского озера немцев оценивается всего в несколько десятков! [229] См. об этом и о сеёде вообщ Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы