Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Достижения живописи во второй половине XIX века. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма. Одним из крупнейших художников этого направления является Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни. В 1861 г. Перов пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе». Успех картины перерос в общественный скандал. На ней изображен пьяный поп с помутившимся взглядом, рухнувший на крыльцо в смертельном опьянении дьячок с кадилом в руках, старичок, несущий перевернутую вниз головой икону, хозяйка избы, отливающая мертвецки пьяного, и т. д. Картина воспринималась как обличение духовенства и невежества темного, забитого нуждой народа. Картины В. Г. Перова — это развернутый рассказ о положении российских сословий («Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы»). Особое впечатление производят полотна, изображающие нелегкую жизнь детей («Тройка»). В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Они обосновывали это тем, что в современной российской жизни есть более достойные для кисти темы. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали Петербургскую артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и по всей России. Это было своеобразное «хождение в народ» русских художников. Основным критерием для отбора картин на выставки, ставшие выдающимися событиями в жизни российской провинции, явилось требование отражать жизнь со всеми ее острыми проблемами, во всей злободневности. Руководителем и теоретиком передвижников был Иван Николаевич Крамской. Крамской вошел в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист. Он создал целую серию образов крупнейших деятелей русской культуры — портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Многие произведения Крамского стоят на грани портрета и тематической картины («Неизвестная», «Неутешное горе»). Среди художников, подписавших первый устав Товарищества передвижников, были также Н. Н. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, братья К. Е. и В. Е. Маковские, В. Г. Перов. Несколько позднее к ним присоединились И. Е. Репин, В. И. Суриков, братья В. М. и А. М. Васнецовы, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий и др. С середины 80-х гг. участие в выставках принимают В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов. Вершиной реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа. Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста». В 70—80-х гг. художник увлекся историческими темами — «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин обладал и несомненным даром портретиста. Он также оставил нам образы писателей, композиторов, актеров. Полотна Сурикова — это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» — эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры. К жанру русских народных сказаний обратился Виктор Михайлович Васнецов («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами»). Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа-богатыря. Главным объектом внимания многих художников стал среднерусский пейзаж, суровая природа Русского Севера. Картины Ивана Ивановича Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу («Рожь», «Рубка леса», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»). Алексею Кондратьевичу Саврасову ближе пейзаж лирический, пронизанный щемящей любовью к родной земле («Грачи прилетели»). Особое место в пейзаже второй половины XIX в. занимает Архип Иванович Куинджи, который был мастером поразительных световых эффектов («Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Изумительные по красоте русские пейзажи изображены на картинах Исаака Ильича Левитана. Большой популярностью пользовались полотна Ивана Константиновича Айвазовского, который больше всего любил изображать море. Архитектура, музыка и театр во второй половине XIX века. Архитектура. В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Новые типы зданий промышленных предприятий и государственных учреждений, вокзалов, магазинов, рынков, больниц, банков, мостов, театров, выставочных залов требовали новых архитектурных решений. Зодчие стали искать их в прошлом, используя мотивы и закономерности архитектурных стилей готики, ренессанса, барокко и пр. Это привело к господству эклектики (от греческого слова «эклегейн» — выбирать, избирать). Так, М. Месмахер создает здание Архива Государственного совета в Петербурге в духе архитектуры эпохи Возрождения. Мотивы эпохи Возрождения использует также и А. И. Кракау в здании Балтийского вокзала и особняке барона Штиглица на Английской набережной Невы. Распространенным становится «неорусский» (или «псевдорусский») стиль. В моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники, по меткому замечанию современника, — «мраморные полотенца и кирпичная вышивка». В этом стиле были построены знаменитые московские здания — Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Городской думы (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев). Особая страница в русской архитектуре второй половины XIX в. — это доходные многоэтажные и многоквартирные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль, затрачивая на их сооружение минимальные средства. Сооружение таких домов не требовало и значительных творческих усилий. Они стали прологом к появлению типовой архитектуры XX в. Музыка. Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства. Его символом становится творчество «Могучей кучки» — содружества пяти выдающихся композиторов: Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова. Их отличительной чертой было стремление передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера, связать ее с основными запросами народа. Главный источник вдохновения они черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений, среди которых можно выделить музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», оперу Римского-Корса- кова «Псковитянка», музыкальное полотно Бородина «Князь Игорь» и др.
Вторая половина XIX в. подарила миру гений Петра Ильича Чайковского, оставившего богатейшее музыкальное наследие. Вершинами его творчества являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Колоссален вклад Чайковского в симфоническую и камерную музыку. В 80-х и 90-х гг. постепенно расцветает творчество нового поколения композиторов — С. И. Танеева, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. С. Аренского и др. Получают известность и совсем молодые композиторы — С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин. Беспримерный взлет композиторского творчества сопровождается подъемом исполнительского искусства. Ма- риинский оперный театр в Петербурге украшали такие певцы, как В. Р. Петров, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова. В Московском Большом театре пели П. А. Хохлов, Б. Б. Корсов. Музыка, как и иные области художественной культуры, выполняла во второй половине XIX в. многие просветительские задачи. Использование народных песенных мотивов, обращение к народным сюжетам предполагали приобщение к музыкальному творчеству самых широких масс населения. В самом начале 60-х гг. на этом поприще выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Работа Музыкального общества была поставлена столь серьезно, что даже люди, вовсе не увлекавшиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах. В числе исполнителей хора Московского отделения выступали любители-певцы из самых различных слоев московского общества. В 1866 г. при Музыкальном обществе была создана консерватория (в Петербурге консерватория была открыта в 1862 г.). Директором консерватории стал Н. Г. Рубинштейн, он вел в ней также класс фортепьянной игры. Возникло нотное издательство. Театр. Особая роль в пореформенной России отводилась театру. Он был в то время единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным серьезным культурным развлечением. Особенно велика была роль театра в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах. В 1865 г. по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского в Москве были организованы Артистический кружок и первый народный театр. В спектаклях, которые ставились этими организациями, наряду с профессионалами принимали участие самодеятельные артисты, представлявшие все сословия. История русского театра второй половины XIX в. неразрывно связана с именем Александра Николаевича Островского, создавшего около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Снегурочка» и др.). Он выступал против невежества, отсталости и других пороков, свойственных обществу, взывая к гуманности, просвещению, прогрессу в широком его понимании. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями разночинной молодежи, они пользовались огромным успехом. Первое место в театральном мире занимал Малый театр. Постановками пьес в нем руководил сам А. Н. Островский. Большим успехом пользовался Александринский театр в Петербурге. В актерской среде выдающееся место принадлежало театральным династиям — Садовских, Самойловых, Васильевых. Пров Михайлович Садовский прославился исполнением ролей купцов-самодуров в пьесах Островского. В 70-х гг. взошла звезда Марии Николаевны Ермоловой. После первой же ее роли все поняли, что появилось совершенно исключительное дарование. В 1873 г. молодая актриса получила в Малом театре роль Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Так началась в ее творческой биографии череда свободолюбивых, протестующих против насилия, социального и духовного рабства героинь. Особого накала эти мотивы достигли в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега). Эта пьеса благодаря игре М. Н. Ермоловой получила такое современное звучание, что ее постановка была запрещена после нескольких спектаклей.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1927; Нарушение авторского права страницы