Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Опыт неудач. Откуда и почему?



А теперь вернемся к началу. Помните решение задач на сообразительность, про то, что с неудачей в этих ситуациях чаще сталкивались те, кто ждет ее? Я думаю, теперь лишь одной подсказки достаточно, чтобы вы сами объяснили при­чину их неудач. Подсказка такая. На мешочках, которые ис­пользовались в лотерее, было написано, сколько в нем выиг­рышных фишек, сколько проигрышных, причем в некоторых было больше первых, в других — вторых и лишь в одном их количество было одинаково. В эксперименте на решение за­дач, как уже говорилось, они различались по трудности, при­чем все знали и видели, где лежат легкие задачи, где средней трудности, а где сложные, можно было выбирать следующую, ориентируясь на результат предыдущей. Теперь вы знаете все. Итак, каков ваш вывод?

Правильно. Те, кому не везло, решая, что делать (или, вы­ражаясь научным языком, выбирая стратегию своего поведе­ния), ориентировались не на реальные условия ситуации (ка­ких фишек больше? какую я скорее всего, следовательно, могу достать? смогу ли я решить задачу этой сложности, ведь более легкую я не решил? я решил трудную задачу, значит, я могу попробовать решить еще более сложную? ), а на свои внутрен­ние представления о своей удачливости или умения решать задачи либо на готовые правила, «принципы поведения», на­пример: «Всегда надо стремиться к удаче», «Перед собой надо ставить только трудные задачи», «Лучше синица в руках (т. е. избегание штрафа в лотерее, решение совсем легкой задачи), чем журавль в небе» и т. п.

Такой неучет условий ситуации, ориентация на прошлый опыт, на усвоенные в прошлом правила и нормы поведения, в общем на какие-то свои внутренние ощущения, представле­ния, и отличал неудачника от тех, кому в этих случаях улыбну­лась удача. Последние просто обращали внимание на то, что происходит вокруг («Сейчас больше проигрышных фишек, зна­чит, надо загадать проигрышную, а вот в этом больше вы­игрышных, следовательно, можно попробовать поставить на выигрыш»). Не забывали и о себе, но о себе не как о носителе рока или Фортуны — счастливчике, неудачнике, а о себе как о деятеле-человеке, обладающем какими-то способностями, умениями («Я никогда не решал таких задач, но я вообще-то сообразительный, поэтому начну с трудных задач, а там по­смотрю» или «Я никогда не умела и не любила решать голово­ломки. Начну с легких»). Поэтому они могли гибко изменять свой план, корректировать деятельность в зависимости от того, как проходило решение задач, накапливались успехи и неус­пехи в лотерее, т. е. от того, как изменялись условия ситуа­ции. Другими словами, если для первых наши эксперимен­тальные ситуации были еще одной игрой с судьбой, по из­вестным правилам и часто с предрешенным результатом, то для вторых — реальной деятельностью в новой ситуации, ус­ловия которой можно и нужно понять и использовать для своих целей. Именно поэтому первые действовали жестко, подобно автомату с включенной заранее программой, а вторые — гиб­ко и динамично, ориентируясь на условия ситуации и подчи­няя их себе. И в результате — первых чаще ждала неудача, а вторых — успех. Вот вам и ключ 8:

Руководствуйтесь в своей деятельности соответ­ствием реальности, анализируйте условия ситуа­ции, думайте о своих возможностях и решайте, чего вы можете достигнуть.

Еще немного о лотерее. Неудачники вели себя в ней по-разному. Одни все время «ставили на успех», другие заранее смирялись со своим проигрышем и, кажется, были даже довольны, когда их прогноз подтверждался. Третьи ста­рались обмануть судьбу, т. е. в тех случаях, когда надо было ждать выигрыша, они ожидали проигрыша и наоборот. Ре­зультат во всех трех случаях был практически предрешен. Они не замечали самого главного, что ситуация требует от них но­вого решения, выбора, и действовали как всегда. А вы? Не проходите ли вы мимо ситуаций, которые требуют от вас того же? Давайте проверим это, выполнив третье задание.

 

Прежде всего составьте перечень ситуаций за послед­нюю неделю, которые требовали от вас решения, выбо­ра, определения стратегии поведения. Сколько вы вспом­нили таких ситуаций? Ни одной? Одну-две? Подумайте, не живете ли вы автоматически, не задумываясь о по­вседневной жизни? Может быть, вы упускаете шанс по­влиять на свою жизнь и свою судьбу?

Если вы не смогли вспомнить такие ситуации, составьте спи­сок событий своей жизни, когда вам очень хотелось чего-то до­биться, что-то получить, чего-то достичь. Составили? Посмот­рите, насколько далеко они отстоят от сегодняшнего дня. Чем дальше, тем больше шансов за то, что ваши теперешние неудачи определяются тем, что вы живете в прошлом, теми решениями, выборами (или отсутствием их), которые были тогда.

А теперь вспомните и проанализируйте свое проанализируйте свое поведение в ситуациях последней недели или событий прошлой жизни, ориентируясь на приведенный выше рассказ о том, как вели себя «счастливчики» и «неудачники» в наших экспериментах. Для этого ответьте на такие вопросы:

— думал ли я, что надо сделать, чтобы достичь цели, принимал ли решение или действовал автоматически, как всегда?

— стремился ли понять условия ситуации, что в ней ведет к успеху что — к неудаче?

— анализировал ли свою деятельность по ходу ситуации?

— изменял ли стратегию поведения, приспосабливая ее к изменившимся (в том числе и в результате моей деятельности) условиям?

— старался ли заранее оценить шансы на успех и неудачу?

Итак, какое поведение вам больше свойственно: победите­ля или неудачника? И если последнее, то не пора ли подумать о том, как изменить это?

Давайте сделаем следующий шаг. Перейдем от самодиа­гностики к изменениям.

В течение завтрашнего дня рассматривайте все, что с вами происходит, так, как если бы все события требовали от вас выбора, сознательного решения о наиболее удачной стратегии поведения. Вечером перед сном запишите и про­анализируйте свои впечатления. Даже если вы сразу за­были об этом задании, а вспомнили только что, запишите и продумайте, предположите, почему так получилось.

Мы сделали лишь первую пробу. В дальнейшем таких за­даний будет много, и если вы действительно решили изме­нить свою жизнь, а в чем-то и самого себя, записи очень при­годятся.

Давайте снова посмотримся в «бумажное зеркало». Еще один популярный тест. Он разработан американскими психолога­ми, но немного изменен для наших целей и условий. Опубли­кован он в той же книжке, о которой говорилось выше *[†].

Из предлагаемых ниже вариантов ответов выберите тот. который подходит вам больше всего.

1. Ваши сны:

а) драматичны, страшны;

б) туманны, неясны;

в) приятны;

г) эротичны.

2. О чем вы думаете утром, только что проснувшись:

а) какая будет погода;

б) о делах, которыми вы любите заниматься;

в) делах, которыми вы не любите заниматься;

г) о друге, любимом человеке;

д) о человеке, который вам неприятен.

3. Как вы обычно завтракаете:

а) выделяете необходимое время, сервируете стол;

б) во время завтрака ворчите, что не выспались;

в) любите поговорить;

г) часто опаздываете и потому спешите.

4. Когда вы читаете газету, то на чем прежде всего останавливаете внимание:

а) на политических и экономических новостях;

б) на сообщениях о происшествиях и преступлениях;

в) на материалах о спорте, о культуре;

г) вообще не читаю газет.

5. Как вы реагируете, узнав о каком-то ЧП, преступлении, скандале:

а) вам безразлично;

б) беспокоитесь, чтобы такое же не случилось и с вами;

в) возмущаетесь, что правоохранительные органы не могут навес­ти порядок;

г) понимаете, что в жизни может быть всякое.

6. Как вы ведете себя при первой встрече с незнакомым человеком:

а) сразу же доверяетесь ему;

б) ждете, когда он о чем-то спросит вас;

в) с интересом наблюдаете за ним;

г) следите за ним, но не делаете каких-либо выводов.

7. Что вы делаете, если замечаете, что кто-то разглядывает вас (в театре, кино, на улице...):

а) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;

б) начинаете думать, что у вас не в порядке одежда, прическа;

в) смотрите на себя в какую-нибудь витрину, зеркало;

г) вам это даже приятно;

д) не обращаете внимания, вам все равно.

8. Вы ищете какое-то место в чужом городе, зная только адрес

а) предпочитаете взять такси;

б) будете расспрашивать прохожих;

в) предварительно выясните у знакомых, как лучше всего добраться,

г) попытаетесь найти сами;

д) все время будете бояться, что не сможете найти.

9. С какими мыслями вы начинаете учебный день, идете в школу

а) надеетесь, что день будет успешным;

б) ждете, чтобы уроки скорее кончились;

в) в школе всегда приятно поболтать с приятелями;

г) надеетесь, что в этот день вас не подстерегают какие-то проблемы, неприятности.

10. Вы проигрываете в.какую-нибудь игру:

а) это вас расстраивает, вы думаете: «Видимо, для меня это пло­хой день»;

б) будете играть и дальше, пока не начнете выигрывать;

в) считаете, что игра есть игра — кто-то ведь должен проигрывать. так почему не вы;

г) пытаетесь придумать способ выиграть.

11. Когда вы сидите за столом и вам подают небольшую порцию чего-то особенно вкусного:

а) набрасываетесь на нее с аппетитом;

б) боитесь, как бы не поправиться;

в) съедаете все, но с угрызениями совести;

г) боитесь, что «даст сбой» ваш желудок.

12. Когда вы ссоритесь с кем-то, кто вам симпатичен, то:

а) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;

б) относитесь к этому спокойно: во всем есть свой смысл;

в) считаете, что наверняка быстро помиритесь и все будет в по­рядке;

г) слишком гладкие отношения скучны.

13. Когда в ванной смотрите на свою фигуру, вы думаете:

а) «в общем, впечатление хорошее, хотя для совершенства нет пре­делов»;

б) «надо сбросить лишний вес, но для этого надо столько трудиться»,

в) «неплохо бы накачать мускулы, но это требует слишком много усилий»;

г) «фигура как фигура, как у всех, ничего особенного»;

д) сразу же решаете, что надо заняться гимнастикой.

14. Когда вы влюблены:

а) полностью отдаетесь увлечению, даже кратковременному;

б) ловите себя на мысли, приятно ли проявление ваших чувств парт­неру;

в) вас все время что-то угнетает, вы постоянно настороже, встре­вожены, обеспокоены;

г) все время думаете об отсутствии взаимности;

д) ни о чем не беспокоитесь, чувствуете себя хорошо.

15. Вы прошли медицинский осмотр и пока ждете результатов:

а) боитесь, как бы у вас не нашли чего-то серьезного;

б) знаете, что врач вам все равно не скажет правду;

в) думаете, что раз у вас ничего нет, то чего же вам бояться;

г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду.

16. Каждый день, общаясь с людьми, вы:

а) держитесь приветливо или прохладно — в зависимости от обстоя­тельств;

б) часто чувствуете себя неловко, не знаете, как себя вести с не­знакомыми людьми;

в) внимательно следите за тем, как вас оценят, что скажут о вас, о вашем поведении другие;

г) нередко вам кажется, что вы лучше других;

д) зачастую вы думаете, что хуже других.

17. Вам предстоит длительное путешествие, как вы готовитесь к нему:

а) тщательно планируете;

б) не сомневаетесь, что наверняка произойдет какой-нибудь сбой, что-нибудь обязательно будет не так;

в) считаете, что все утрясется как-то само собой, поэтому к поезд­ке особенно не готовитесь;

г) до самого отъезда находитесь в сильном возбуждении и только потом успокаиваетесь.

18. Какой из перечисленных цветов вы предпочитаете:

а) красный;

б) серый;

в) зеленый;

г) синий.

19. Когда вы принимаете решение, на что рассчитываете:

а) уповаете на везение, счастье, удачу;

б) только на самого себя;

в) вы в состоянии объективно оценить свои шансы;

г) обращаете внимание на предметы и предзнаменования (встре­чу с черной кошкой и т. п.);

д) считаете, что у каждого своя судьба.

20. У вас есть возможность выбора, что вы предпочтете:

а) получить небольшое наследство;

б) достичь устойчивых успехов в профессии;

в) создать что-то значительное в искусстве, науке;

г) встретить большую любовь;

д) заиметь хорошего, настоящего друга.

Теперь по таблице подсчитайте очки.

Ответ Номер вопроса  
2 3 4 5 10 11 12 13 14
а 2 5 2 3 2 5 1 5 3
б 5 2 1 1 1 2 2 2 2
в 2 3 4 2 5 3 5 2 1
г 4 1 2 4 3 1 4 3 1
д                     2 5            

 

Этот тест носит название «Оптимист ли вы? ». Вот какую оценку результатам дают его авторы:

24—35 очков. Вы неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то делать! Так ли уж плох оптимизм?

36—47 очков. Хотя у вас время от времени и появляются какие-то проблески оптимизма; пес­симизм чаще всего берет верх. Постарайтесь по­радостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.

48—60 очков. У вас очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться от пессимистических настроений.

61—75 очков. У вас четкие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм.

76—90 очков. Вы оптимист от рождения. И вы правы! Но это ваше качество в известной мере мешает вам исправлять свои ошибки. А жаль!

91—100 очков. Это уже не оптимизм, а необузданное лег­комыслие.

Вам понравилось ваше изображение в зеркале? Нет? Ре­зультат кажется вам неправильным? Считаете, что для вас этот тест не подходит? Возможно. Как уже говорилось, популяр­ные тесты — это во многом игра, хотя, если человек искренен сам с собой, они дают возможность многое узнать. Ведь зер­кало можно держать пыльным и мутным и трактовать как тебе нравится то неясное изображение, которое там едва видно. А если зеркало чистое, там можно увидеть много неприятного, зато и исправить можно кое-что до того, как этот недостаток причинит тебе много неприятностей и на него будут указы­вать все кому не лень. Чистота и прозрачность «бумажного зеркала» зависят от искренности, а еще от того, насколько вы знаете себя, думали о себе раньше. Часто оно позволяет уви­деть то, о чем мы редко задумываемся в сутолоке буден.

Вот, например, тест, который вы только что заполнили, дает возможность подумать об очень серьезной вещи — об общем позитивном или негативном отношении к жизни. Об этом очень хорошо написал американский социолог Поль Вайнцвайг в своей интересной книге «Десять заповедей творчес­кой личности», и я позволю себе привести довольно длинную цитату из нее: «Отношение — это предрасположение к мысли, чувству или действию, направленное в определенное русло. Отношение (английское — attitude) происходит от латинского apere, что означает прикреплять или присоединять. Действи­тельно, наше отношение и является тем фактором, который привязывает нас к нашей судьбе — к каким-то конкретным людям, идеям, ситуациям и последствиям...»* Прервем цита­ту и обратимся к родному языку. По словарю В. Даля, одно из значений русского слова «отношение» — причинная связь, а одно из значений слова «относиться», от которого происходит «отношение», — «приписывать, находить причину, повод, связь», а также «принадлежать, состоять в связи, в ведении, зависимости»** Таким образом, отношение для нас — это одновременно и выражение связи, и объяснение, и приписы­вание причин. И отсюда понятно психологическое определе­ние отношения как субъективного, избирательного, оценоч­ного, пристрастного подхода к действительности. Относясь к чему-то, мы выражаем свои пристрастия и таким образом объ­ясняем причины событий, того, что с нами происходит. Так что и в русском языке «отношение» во многом схоже с анг­лийским.

Но вернемся к Полю Вайнцвайгу: «Позитивное отношение (любовь, оптимизм, мужество) придает нам силы для осво­бождения из застенков условностей. Негативное же отноше­ние (подозрительность, страх, сомнение, зависть) обладает не меньшей силой, но направленной на несбыточность наших надежд и ограничение круга наших возможностей. Руководст­вуясь чисто физическими законами, можно сказать, что пози­тивное отношение делает из человека причину, а негативное — следствие. В отношениях заложены мощные силы, определяю­щие саму природу человеческого бытия. Отношение — как руль корабля, от которого зависит, куда плывет этот корабль. Главная проблема как раз и состоит в том, что люди в боль­шинстве своем не имеют об отношениях никакого представ­ления. До тех пор, пока наши отношения скрыты в области подсознания, человек не может управлять ими. Возвращаясь к сравнению с кораблем, можно сказать, что человек с глубо­ко запрятанными в подсознании отношениями похож на суд­но, где нарушена связь между рулем и штурвалом. Штурвал в данном случае олицетворяет наши мысли, чувства и действия, в то время как руль — наши отношения, нашу ориентацию в жизни. Без ясного, четкого и честного осознания наших отно­шений все попытки повернуть штурвал наших мыслей и чувств обречены на неудачу»[‡].

Итак, наше отношение к жизни, к самим себе, к другим людям — это то, что направляет корабль нашей жизни, определяет его путь, причем позитивное отношение позволяет нам самим прокладывать этот путь, быть хозяином своей жизни, негативное — превращает нас в игрушку в руках судьбы. Д-р Вайнцвайг идет дальше и предполагает, что позитивный и негативный настрой наших мыслей, позитивное и негативное отношение действует как своего род магнит, притягивая к нам положительные или отрицательные события. Вот, например, как он описывает последствия негативного отношения: «Бо­язнь увечья, потери, болезни и т. п. порой так овладевает во­ображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биохимический механизм стрес­са, ослабляющий щитовидную и другие эндокринные железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже несчастным случаям. Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы;, он вызывает также нарушение рав­новесия между двумя полушариями головного мозга, что, в свою очередь, нарушает координацию и дееспособность. Сила страха в самом страхе». И далее: «Если попытаться заменить страх некими позитивными субстанциями — храбростью, здо­ровым азартом, уверенностью в себе... то наши мысли и чув­ства превратятся в своего род позитивный магнит, усиливаю­щий работу воли» **.

Конечно, это всего лишь гипотеза, хотя она укоренилась прочно и в житейской мудрости, так называемой «наивной психологии», нашла свое отражение в фольклоре, в том числе и в русском. Мы еще вернемся к этой гипотезе, а пока зафик­сируем то, что безусловно, — значимость позитивного отно­шения. Ключ 9 выглядит так:

Позитивное отношение к жизни (оптимизм, актив­ность и уверенность в себе) — это то, что отли­чает «победителя», «счастливчика» от неудачни­ка. При этом успех и удача, конечно, способству­ют такому положительному отношению, но и само оно создает условия, «приманивает» удачу и ус­пех. Очень важно не путать такое позитивное отношение с без­думным ожиданием подарков судьбы, роз с неба, причем даже без шипов. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей.

А вот как добиться этого, мы поговорим попозже. Сейчас же еще об одной в каком-то смысле самой несчастной катего­рии неудачников, тех, которых психолог А. В. Толстых метко обозначил как людей с «комплексом Епиходова» — помните персонаж из «Вишневого сада» А. П. Чехова, который гово­рил о себе: «Я знаю свою фортуну, каждый день со мной слу­чается какое-нибудь несчастье...» и еще: «...судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю». Ин­тересно, что, объясняя этот феномен, А. В. Толстых совер­шенно с других теоретических позиций приходит примерно к тому же, о чем говорил П. Вайнцвайг, утверждая, что главную роль здесь играют внутренние страхи, переживания угрозы, которые заставляют человека обороняться, мешают ему нор­мально воспринимать жизнь, правильно ориентироваться в ней и, как пишет А. В. Толстых: «...делают, как это ни странно, подобного человека потенциальной жертвой собственных стра­хов... Получается нечто вроде самогипноза, когда человек в ожидании мнимой угрозы держит себя в состоянии напря­женности и как в сомнамбулическом сне неотвратимо дви­жется к источнику опасности. Подобная неумышленная так­тика поведения подобна известному военному действию — вызываю огонь на себя»*.

Действительно, то, что существуют люди в большей степе­ни, чем другие, подверженные несчастным случаям, было до­казано еще в 20-х годах нашего века, причем доказано психо­логами самых разных стран независимо друг от друга. Суще­ствует множество гипотез, объясняющих это явление, и вопрос далеко еще не решен. Вместе с тем многие авторы согласны, что в основе такой, как принято писать в современной психо­логической литературе, «индивидуальной склонности к не­счастным случаям» лежит повышенная эмоциональная напря­женность, связанная либо с ощущением угрозы, опасности, либо с боязнью не достичь цели, с одной стороны, и неуме­ние оценить реальную опасность, разобраться в условиях си­туации — с другой.

Как вы сами понимаете, первое тесно связано с тем, о чем говорилось раньше, — с позитивным или негативным отно­шением к жизни. Если вы помните, у самого Епиходова это проявлялось очень ясно: «...никак не могу понять направле­ния, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер».

Что же касается второго, то мне кажется очень убедитель­ным эксперимент, проведенный американским психологом Г. Ханом. Для этого эксперимента была специально вырыта яма и на дно ее набросаны бутылочные осколки. Испытуемого сначала просили внимательно посмотреть в яму с тем, что­бы он оценил степень опасности при падении в нее. Затем его отводили на 5 метров от ямы, завязывали глаза и просили подойти к краю ямы. По поведению в этой ситуации испытуе­мые разделились на три группы. Первые делали несколько шагов вперед (столько, сколько они считали безопасным), после чего останавливались и, несмотря ни на какие уговоры, не двигались с места. Вторые смело шли вперед и достигали края ямы столь быстро, что ассистентам психолога приходи­лось быть все время начеку, чтобы не прозевать и подхватить их в последний момент. Наконец, третьи проявляли повы­шенную осторожность буквально с первого шага.

Кто, как вы думаете, в наибольшей степени подвержен опасности? Совершенно очевидно, что те, кто относится ко второй группе. Но не только они. Оказалось, что в столь же, а может быть, еще в большей мере несчастным случаям подвер­жены «сверхосторожные» люди.

Я думаю, вы сами можете объяснить, почему это происхо­дит. А как повели бы себя в подобной ситуации вы? Это наше следующее задание. Вспомните, как вы ведете себя в потен­циально опасной ситуации, ситуации, чреватой несчастным случаем. Лучше, если таких ситуаций будет 2—3. Если вы жи­вете в большом городе, подумайте, например, о том, как вы переходите дорогу на нерегулируемом перекрестке. «Примерь­те» свое поведение к тому, которое было свойственно испыту­емым Г. Хана, и оцените, насколько для вас вероятны не­счастные случаи и чем это может быть вызвано, а главное, решите, что надо сделать, чтобы избежать их. Правда, вам может понадобиться еще один тип поведения — хаотическая, бестолковая реакция, когда начинаются и не заканчиваются совершенно разнонаправленные действия. Например, на пере­крестке, видя приближающуюся машину, человек то рванется вперед, то отступит назад, то застынет на месте. Очевидно, что такое поведение также весьма может способствовать не­счастному случаю.

Можно задать этот вопрос и по-другому, пользуясь извест­ной пословицей. Сколько раз вам нужно измерить, прежде чем отрезать? Если вы обычно сначала режете, а потом меряе­те или меряете очень много раз, а также если вы, несколько раз отмерив, режете потом где-то в другом месте, — знайте, несчастные случаи могут поджидать вас, вы притягиваете их своим поведением. Вам необходимо срочно изменить его.

Итак, несчастные случаи, как и другие варианты неудач, о которых мы говорили, связаны с нашим общим отношением к жизни, общим позитивным или негативным настроем и с умением правильно ориентироваться в ситуации, руководст­воваться реальностью. Именно над этими двумя моментами нам надо прежде всего начинать работать, если мы решили изменить свою судьбу.

Изменяем себя: первая проба

Сейчас еще одно задание — на пробу. Если вы читаете книгу днем, то прямо сразу, с этого момента, если вечером, перед сном, то с завтрашнего утра вы должны как можно дольше жить с положительным отношением, т. е. с переживанием уве­ренности, активности и оптимизма. Обратили внимание, я не написала «постарайтесь» (хотя, честно говоря, хотелось), мы ведь с вами выяснили, что стараться — это значит дать себе поблажку, возможность делать как бы не всерьез. Не надо ста­раться. Надо просто сейчас же посмотреть в зеркало, подмиг­нуть себе, показать язык или состроить рожу (это совершенно серьезное упражнение, которое рекомендуют психологи де­лать людям застенчивым, с трудностями в общении) и сказать себе что-то, чтобы ободрить себя, вызвать в себе чувство уве­ренности. Если таких слов нет, найдите их для себя. Я, на­пример, обычно говорю себе: «Не дрейфь, прорвемся! » Но это могут быть вообще не слова, а просто жест, улыбка. Важ­но, чтобы это давало вам чувство уверенности. Вызвали такое ощущение — и смело вперед.

Действуйте, сохраняя на губах улыбку, а в душе ощущение соб­ственной силы и возможностей. Держитесь как можно доль­ше. Держитесь, несмотря ни на что. Говорите себе, повто­ряйте про себя что-нибудь вроде: «Я могу! », «Я способен до­биться того, чего хочу! », «Я буду победителем! », «Моя жизнь принадлежит мне! », «Мне нравится мир и люди вокруг! » — любую формулу, которую вы найдете для себя сами и кото­рая в наибольшей степени поможет вам сохранить это пере­живание.

Если такое переживание вам обычно несвойственно, то, предупреждаю, — удержать его будет очень трудно. Но тем более важно. Пусть пока это будет лишь краткий эпизод ва­шей жизни. Самое главное, чтобы вы поняли и почувствовали это состояние.

Если вам не удалось, сделайте еще раз. Может быть, были неправильно найдены первые слова, может быть, вы слишком быстро сдались? У вас обязательно получится. Всякий чело­век может и должен жить с ощущением уверенности в своих силах, которая только и рождает доброжелательное и откры­тое отношение к окружающему миру.

Если вы смогли хотя бы недолго удержать это пережива­ние, повторяйте упражнение. С каждым разом оно будет да­ваться все легче, будет более органичным. Обязательно запи­шите в своем дневнике свои впечатления. Насколько легко вам было вызвать нужное переживание? Что вы для этого сде­лали? Изменилось ли что-нибудь, пусть даже что-то незначи­тельное, вокруг вас, в отношении к вам окружающих? Когда вы заметили, что это состояние пропало? Сколько времени вы сумели его удержать? Можете объяснить, почему оно ис­чезло?

Увы! Далеко не все и не у всех получится сразу. Более того, у кого-то расплатой за 10-минутное переживание может быть уныние, тоска, депрессия. Это может быть связано с самыми разными вещами, но чаще всего означает, что какие-то силы в вас сопротивляются, противостоят изменениям, причем обычно эти силы неосознанны или недостаточно осознанны. Дальше мы рассмотрим природу некоторых таких сопротив­лений, сейчас же некоторые простые советы, как их обма­нуть, обойти:

— «ловите момент». Это изречение было известно еще древ­ним римлянам, и каждый, естественно, относит его к чему-то нужному именно ему. Мы тоже используем его для наших целей. Выбирайте для начала упражнения те минуты, когда вы на самом деле испытываете уверенность, оптимизм. Ведь когда-нибудь вы это наверняка переживете. Следовательно. на первых порах вы будете выполнять лишь часть упражне­ния: не вызвать и удержать переживание, а только удержать. Ведь это намного проще, правда?

— не надо стараться, не напрягайтесь! Отнеситесь к уп­ражнению, как к игре. Ведите себя легко и свободно. Это же действительно всего лишь игра. Вы всего лишь играете роль свободного, раскованного, уверенного в себе человека. Так играйте же ее как можно лучше и насколько можно дольше;

— используйте принцип домино. Имеется в виду тот страшно серьезный принцип, согласно которому костяшки домино. поставленные друг за другом, падают от одного легкого щелч­ка. Начните с чего-нибудь одного, самого для вас простого. Например, с того, чтобы как можно дольше сохранять естест­венную улыбку. Вы думаете, это невозможно? Но ведь вы зна­ете, что есть целые народы — американцы или японцы, для которых улыбка на губах едва ли не входит в правила хороше­го тона. «Keep smiling», — говорят американцы, буквальный перевод — «держите улыбку». Пусть эта улыбка станет тем щелчком, который повалит косточки домино, разрушит со­противление и даст вам теперь уже заслуженное переживание чувства победы;

— поиграйте в поддавки. Уныние и депрессия? Прекрасно! Но тогда уж я буду унывать изо всех сил! Сострою самую пост­ную рожу, которую только смогу. Причем время от времени буду смотреть в зеркало, чтобы проверить, достаточно ли пост­на эта рожа. Может быть, даже надену все черное и буду по любому поводу громко вздыхать и говорить полузадушенным шепотом в лучших традициях старых провинциальных теат­ров. Как вы думаете, надолго вас хватит? Уверяю, что нет. Потому что в этом случае сопротивляться начнет другое чув­ство, существующее во всех нас, естественное, хотя часто и задавленное, чувство радости жизни и неотъемлемое от него чувство юмора;

— наденьте смокинг. Выберите из своего, пусть даже не­большого, гардероба то, в чем вы чувствуете себя наиболее подтянуто, старые портные сказали бы — ловко. Как певец в концертном фраке или дама в вечернем платье на балу. Пусть торжественность костюма приподнимет вас над повседневнос­тью и даст вам возможность почувствовать себя увереннее. Можно использовать и макияж;

— выговоритесь. Этот прием лучше использовать тогда, когда вы занимаетесь по этой книге не в одиночестве, а с другом или в группе, но можно и в тех случаях, когда у вас есть человек, который способен вас внимательно и доброже­лательно выслушать. Попросите, чтобы он не оценивал вас и не давал советов, а просто слушал внимательно, и столько времени, сколько вы захотите. Расскажите ему о тех труднос­тях, которые у вас возникли при выполнении этого упражне­ния или после него. Если вы будете говорить достаточно дол­го, а он слушать внимательно, то через некоторое время вы почувствуете облегчение и в следующий раз задание выпол­нять будет гораздо легче.

Конечно, не надо использовать все предложенные здесь советы. Найдите тот, который больше подходит именно вам.

Кстати, предложенные приемы годятся не только для раз­бираемого случая, но и для многих других, они в каком-то смысле универсальны. Особенно это относится к приему «вы­говоритесь», который можно использовать во многих случаях, когда вас что-то беспокоит, тревожит, когда у вас есть какая-то проблема.

А вот советы рок-музыканта Ди Снайдера: «Робость пре­одолеть трудно: потому что она, словно вечный двигатель, питает себя самое. Вот кто-нибудь подходит, говорит «Привет», и ты холодеешь от ужаса: ты не силен в беседах, потому что ТЫ РОБОК... Когда я решил «набирать очки», я заставлял себя быть самоуверенным, даже нахальным. Но все равно чув­ствовал себя очень неуютно.

Тогда я попробовал пойти другим путем. Если до того я старался избегать компаний, позволяя робости становиться на пути к людям, событиям и приключениям, то теперь я на­рочно начал всюду ходить, буквально загонял себя в разные ситуации. Это был вызов самому себе, и он сработал. Я всегда боялся заговаривать с девушками. А тут, как только я видел существо противоположного пола, которое казалось мне ин­тересным а, по правде говоря, мне нравились все, кто носил юбку, я на всех парах мчался вперед и затевал разговор до того, как успел испугаться. И — потрясающе! — иногда это срабатывало. Вместо того чтобы позволить ситуации завла­деть мной, я сам захватывал ситуацию».

И в заключение этого раздела 10 главных заповедей не­удачника. Они написаны после знакомства с книгой амери­канского психолога П. Вацлавика «Как стать несчастным без посторонней помощи» (М., 1990), которую горячо рекомен­дую всем, кто решил остаться неудачником до конца своих дней.

Десять главных заповедей неудачника

1. Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких).

2. Если на тебя неожиданно свалился успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится.

3. Будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов.

4. Выбери одно из двух— или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, как придется. Самое главное — не обращай внимания на то, что в действительности происходит.

5. Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.

6. Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и не­приятностей. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию.

7. Побольше занимайся самооправданиями. Помни, поиск само­оправдания и того, на кого можно свалить вину, — одно из ос­новных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во

всех случаях задавай вопрос «Кто виноват? » и никогда «Что делать? ».

8. Относись ко всему как можно серьезнее. Не позволяй себе лег­комысленного взгляда на вещи.

9. Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую жизнь.

10. Избегай любви к себе!


Поделиться:



Популярное:

  1. Chasek, Тьма, первобытная пустота – то, откуда появились Князь Тьмы и жизнь. То, откуда двинулся Самаель.
  2. III ПУТЬ ПРЯМОГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА
  3. Анализ проведения возбуждения по сердцу. Опыт Станиуса
  4. Анализируя опыт мирового развития, можно выделить пять наиболее типичных моделей капиталистической экономики, базирующейся на многообразии форм собственности.
  5. АНАТ0М0-ФИЗИ0Л0ГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОПЫТ И КОПЫТЕЦ
  6. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь
  7. Бейб Рут делал то же самое. Он очень ясно понимал, кем является и каково его отношение ко Мне, и свою жизнь он посвятил, чтобы отразить это, чтобы познать себя в своем собственном жизненном опыте.
  8. Бермудский треугольник попыток, или как по падать в фазу в два раза чаще
  9. БИЛЕТ 30. Гипотеза ле Бройля. Опыты Дэвиссона и Джермера. Дифракция микрочастиц. Принцип неопределенности Гейзенберга
  10. Благодарю тебя за возможность очиститься от того, что происходит во мне, и от того опыта, который я получил в результате твоего вопроса.
  11. В настоящее время традиционная модель семьи разбивается, уже в раннем возрасте дети получают сексуальный опыт, половина всех браков в развивающихся странах заканчиваются разводами.
  12. Ваши слова воздействуют на слушателя как правда, как несомненный здравый смысл. Происходит ли это потому, что Вы исходите из Ваших фундаментальных ощущений, а у слушателя нет опыта подобных ощущений?


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь