Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Каковы специфика и источник философских проблем? – Сформулируйте несколько актуальных для Вас философских проблем и проследите их происхождение.



Вопросы к экзамену

1.Б. Рассел: «Один из главных триумфов математики заключается в открытии, в чем действительно состоит математика». – А в чем состоит философия? Рассел показывает, что " Принципы математики" сообщают нам знание о действительном мире. В них утверждается, что мир состоит из " фактов" и что все эти факты имеют атомарную природу, т.е. что каждый факт может быть описан некоторым атомарным высказыванием. Также здесь подчеркивается, что в мире не существует никаких " общих" фактов. В мире нет факта, соответствующего общему высказыванию " Все люди смертны", поскольку это высказывание опять-таки сводится к множеству атомарных высказываний типа " Джон смертен", " Джеймс смертен" и т.д. для каждого отдельного человека, который является смертным. Конечными элементами мира являются " факты", а каждый отдельный факт состоит из отдельного предмета и его индивидуальных характеристик. Философия, по мнению Рассела, занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет определённую духовную силу, оказывающую значительное влияние на жизнь общества и его историю. Рассел признает взаимную связь философии с политическими и социальными условиями развития общества. История философии, по Расселу, это история оригинальных концепций выдающихся творческих личностей, оказывающих своими системами существенное воздействие на общественную жизнь. Наиболее плодотворными традициями в истории философии Рассел считает антиклерикализм и стремление поставить теоретико-познавательные исследования на почву логики. Книги Рассела «Проблемы философии» (1912) и «История западной философии» (1945) до сих пор считаются в англосаксонских странах лучшим введением в философию.

2. «Здесь и сейчас! » – главная заповедь морального человека. – Как Вы это объясните?

Быть здесь и сейчас означает быть в настоящем. Настоящее – это то действительное, что вас окружает, и что вы ощущаете как данность. Только настоящее доступно нам по настоящему. Потому, что на него реагирует не наш ум, а всё наше естество. Ни наша фантазия, ни наши воспоминания не могут затронуть и изменить настоящее. Только из момента настоящего, возможно наше движение в прошлое или будущее. Но это движение есть движение нашего сознания. А в настоящем движение имеет другоё смысл. Всё сущее движется через нас. И проходя через нас, оно вызывает у нас вполне реальные ощущения и чувства. Позже из них рождаются наши рассуждения о нём. Невозможно ощутить прошлое или будущее, потому, что в нём нашего естества. Оно уже в настоящем. Нет никаких реальных ощущений прошлого или будущего. Есть только наши воспоминания о них или желание их повторить.

Каковы специфика и источник философских проблем? – Сформулируйте несколько актуальных для Вас философских проблем и проследите их происхождение.

Проблема познания или познаваемости – происходит из своего определения, где необходимо соблюдение достоверности получаемого знания. Вот эта достоверность, её критерии и ставятся под сомнения в каждом конкретном случае;

Проблема времени – проста в выражении, но архи сложна в решении: время величина субъективная и относительная, или объективная и фундаментальная? На мой взгляд, время это чисто субъективная величина измерения протяжённости процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Безусловно, о каждом вопросе требующем пристального детального рассмотрения я расскажу отдельно;

Проблема истины порождается вопросами что ложно, а что, напротив, истинно и ведёт исследователя к упомянутой ранее проблеме познания;

Проблема веры и разума – это не о религиозной вере идёт речь, а о том, что и насколько разум знает, действительно знает, а не принимает на веру, проблемные критерии и аспекты знания, соотношение веры и разума;

К специфике проблем философии можно отнести: сложность определения критериев проблемы; способы определения характера истинности; экзистенциальность философского исследования; фундаментальность и предельность, универсальность и конкретика; антиномия и парадокс, априорность и апория – формы интенсивного развития; рамки проблематики: исторические, применимости и прочее (общие, частные, практические, локально-ситуативные и так далее).

4. Онтология как раздел философии.Онтология.

Онтология – учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; соотношение между бытием (абстрагированная природа) и сознанием духа (абстрагированный человек) - основной вопрос философии (об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям). Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Термин онтология впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (161З) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Основные направления онтологии:

Материализм отвечает на основной вопрос философии так: материя, бытие, природа первичны, а мышление, сознание и идеи вторичны и появляются на определенном этапе познания природы. Материализм подразделяется на следующие направления:

- Метафизический. В его рамках вещи рассматриваются вне истории их возникновения, вне их развития и взаимодействия, несмотря на то, что считается, что они материальны. Основные представители (самые яркие — это французские материалисты XVIII века): Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, так же к этому направлению можно отнести и Демокрита.

- Диалектический: вещи рассматриваются в их историческом развитии и в их взаимодействии. Основатели: Маркс, Энгельс.

Идеализм: мышление, сознание и идеи первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Подразделяется также на два направления:

- Объективный: сознание, мышление и дух первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Мышление отрывается от человека и объективизируется. Тоже происходит с сознанием и идеями человека. Основные представители: Платон и Гегель.

- Субъективный. Мир – это комплекс наших отношений. Не вещи вызывают ощущения, а комплекс ощущений есть то, что мы называем вещами. Основные представители: Беркли, так же можно отнести и Дэвида Юма.

Предмет онтологии:

- Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

- Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю.

- Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто. В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

5. На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи - к дверям философов, Платон ответил: «Потому, что одни знают, что им нужно, а другие этого не знают». – Кто «знает, что нужно»? У философов нет дверей, их дома открыты для всех. Двери нужны богачам, они всех боятся.

Щ

Чем объяснить притягательность свободы во все времена?

Интеллигент, - пишет Юрий Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». – Какими качествами обладает интеллигент?

Мысль всегда одиночество», - говорил М. Хайдеггер. – Что это значит?

Один из героев Э.М. Ремарка «Три товарища» рассуждает так: «Мораль – это выдумка человечества, но не вывод из жизненного опыта». – Что здесь сказано?

Вопросы к экзамену

1.Б. Рассел: «Один из главных триумфов математики заключается в открытии, в чем действительно состоит математика». – А в чем состоит философия? Рассел показывает, что " Принципы математики" сообщают нам знание о действительном мире. В них утверждается, что мир состоит из " фактов" и что все эти факты имеют атомарную природу, т.е. что каждый факт может быть описан некоторым атомарным высказыванием. Также здесь подчеркивается, что в мире не существует никаких " общих" фактов. В мире нет факта, соответствующего общему высказыванию " Все люди смертны", поскольку это высказывание опять-таки сводится к множеству атомарных высказываний типа " Джон смертен", " Джеймс смертен" и т.д. для каждого отдельного человека, который является смертным. Конечными элементами мира являются " факты", а каждый отдельный факт состоит из отдельного предмета и его индивидуальных характеристик. Философия, по мнению Рассела, занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет определённую духовную силу, оказывающую значительное влияние на жизнь общества и его историю. Рассел признает взаимную связь философии с политическими и социальными условиями развития общества. История философии, по Расселу, это история оригинальных концепций выдающихся творческих личностей, оказывающих своими системами существенное воздействие на общественную жизнь. Наиболее плодотворными традициями в истории философии Рассел считает антиклерикализм и стремление поставить теоретико-познавательные исследования на почву логики. Книги Рассела «Проблемы философии» (1912) и «История западной философии» (1945) до сих пор считаются в англосаксонских странах лучшим введением в философию.

2. «Здесь и сейчас! » – главная заповедь морального человека. – Как Вы это объясните?

Быть здесь и сейчас означает быть в настоящем. Настоящее – это то действительное, что вас окружает, и что вы ощущаете как данность. Только настоящее доступно нам по настоящему. Потому, что на него реагирует не наш ум, а всё наше естество. Ни наша фантазия, ни наши воспоминания не могут затронуть и изменить настоящее. Только из момента настоящего, возможно наше движение в прошлое или будущее. Но это движение есть движение нашего сознания. А в настоящем движение имеет другоё смысл. Всё сущее движется через нас. И проходя через нас, оно вызывает у нас вполне реальные ощущения и чувства. Позже из них рождаются наши рассуждения о нём. Невозможно ощутить прошлое или будущее, потому, что в нём нашего естества. Оно уже в настоящем. Нет никаких реальных ощущений прошлого или будущего. Есть только наши воспоминания о них или желание их повторить.

Каковы специфика и источник философских проблем? – Сформулируйте несколько актуальных для Вас философских проблем и проследите их происхождение.

Проблема познания или познаваемости – происходит из своего определения, где необходимо соблюдение достоверности получаемого знания. Вот эта достоверность, её критерии и ставятся под сомнения в каждом конкретном случае;

Проблема времени – проста в выражении, но архи сложна в решении: время величина субъективная и относительная, или объективная и фундаментальная? На мой взгляд, время это чисто субъективная величина измерения протяжённости процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Безусловно, о каждом вопросе требующем пристального детального рассмотрения я расскажу отдельно;

Проблема истины порождается вопросами что ложно, а что, напротив, истинно и ведёт исследователя к упомянутой ранее проблеме познания;

Проблема веры и разума – это не о религиозной вере идёт речь, а о том, что и насколько разум знает, действительно знает, а не принимает на веру, проблемные критерии и аспекты знания, соотношение веры и разума;

К специфике проблем философии можно отнести: сложность определения критериев проблемы; способы определения характера истинности; экзистенциальность философского исследования; фундаментальность и предельность, универсальность и конкретика; антиномия и парадокс, априорность и апория – формы интенсивного развития; рамки проблематики: исторические, применимости и прочее (общие, частные, практические, локально-ситуативные и так далее).

4. Онтология как раздел философии.Онтология.

Онтология – учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; соотношение между бытием (абстрагированная природа) и сознанием духа (абстрагированный человек) - основной вопрос философии (об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям). Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Термин онтология впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (161З) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Основные направления онтологии:

Материализм отвечает на основной вопрос философии так: материя, бытие, природа первичны, а мышление, сознание и идеи вторичны и появляются на определенном этапе познания природы. Материализм подразделяется на следующие направления:

- Метафизический. В его рамках вещи рассматриваются вне истории их возникновения, вне их развития и взаимодействия, несмотря на то, что считается, что они материальны. Основные представители (самые яркие — это французские материалисты XVIII века): Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, так же к этому направлению можно отнести и Демокрита.

- Диалектический: вещи рассматриваются в их историческом развитии и в их взаимодействии. Основатели: Маркс, Энгельс.

Идеализм: мышление, сознание и идеи первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Подразделяется также на два направления:

- Объективный: сознание, мышление и дух первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Мышление отрывается от человека и объективизируется. Тоже происходит с сознанием и идеями человека. Основные представители: Платон и Гегель.

- Субъективный. Мир – это комплекс наших отношений. Не вещи вызывают ощущения, а комплекс ощущений есть то, что мы называем вещами. Основные представители: Беркли, так же можно отнести и Дэвида Юма.

Предмет онтологии:

- Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

- Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю.

- Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто. В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

5. На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи - к дверям философов, Платон ответил: «Потому, что одни знают, что им нужно, а другие этого не знают». – Кто «знает, что нужно»? У философов нет дверей, их дома открыты для всех. Двери нужны богачам, они всех боятся.

Щ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь