Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Национализм и интернационализм
Национализм — это идеология, политика, психология и социальная практика обособления одной нации другим. Он поднимает на щит идеи национального превосходства, национальной исключительности. Нация же трактуется как высшая внеисторическая и надклассовая форма общественного единства, все социальные группы которого связаны общими интересами. Причем за общенациональные выдаются интересы господствующего класса, социальной группы или политической партии, которая в данных конкретно-исторических условиях является носителем националистической идеологии и политики. В условиях империализма содержание национализма приобретает еще более реакционный, агрессивный характер. Его крайняя форма — шовинизм, проповедующий неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам. Под стать ему и расизм 1. Однако следует строго различать национализм гос- 1 Нации следует отличать от рас. Все люди, живущие на нашей планете, суть единый биологический вид. Однако они, как известно, различаются по подствующих наций (великодержавный шовинизм и расизм) и национализм угнетенных наций. Марксизм-ленинизм отвергает реакционную идеологию оправдания господства одной нации над другой и признает исторически прогрессивную направленность национализма угнетенных наций, поскольку он отстаивает национальную независимость. Интернационализм есть добровольное сотрудничество трудящихся разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Он поэтому не только не исключает, но, напротив, предполагает чувство патриотизма. Пролетарский интернационализм — важнейший принцип марксистско-ленинской идеологии, служащий объединению усилий национальных отрядов рабочего класса, надежной гарантией против проявлений в рабочем движении национальной ограниченности. Нации при социализме Социалистические нации развиваются на базе общественной собственности на средства производства, которая объединяет и сближает народы, коренным образом изменяет их облик и отношения между ними. Социально-классовой основой социалистических наций является прочный союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Социализм гарантирует свободу самоопределения, равную возможность строить и развивать национальную государственность, промышленность, сельское хозяйство, науку, культуру. Он стремится к уничтожению национального неравенства во всех его формах и проявлениях. В нашем обществе одновременно действуют две прогрессивные и взаимосвязанные тенденции — развитие, расцвет наций и их взаимообогащение. В Советском Союзе сложилась новая историческая общность людей — советский народ, качественно новая социальная и интернациональная общность, спаянная единством экономических и социальных интересов, идеологии и политических целей. Достижения нашего общества в области межнациональных отношений не должны, однако, создавать представления о беспроблемности национальных процессов. Противоречия свойственны всякому развитию, неизбежны они и в этой сфере. Еще не изжито полностью и порой болезненно заявляет о себе второстепенным физическим особенностям — цвету кожи и волос, форме головы и т. и. Иными словами, каждый индивид есть представитель определенной расы. Раса — это исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, а также передаваемых по наследству внешних физических особенностей. Различие между расами носит внешний характер, в своей же человеческой, духовной сущности все расы равны. Идеологи буржуазии нередко предпринимали попытки объяснить экономический, политический и культурный уровень того или иного народа или данного конкретного человека его расовой принадлежностью. Подобные расистские доктрины, делящие народы на «высшие» и «низшие», «полноценные» и «неполноценные» расы, теоретически несостоятельны и политически реакционны. стремление к национальной замкнутости. «Идущая от Ленина традиция нашей партии — особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается национальной политики, затрагивает интересы каждой нации и народности, национальные чувства людей, и в то же время — принципиальная борьба против проявлений национальной ограниченности и кичливости, национализма и шовинизма, в какие бы одежды они ни рядились» 1 — такова политика партии в области национальных отношений. Расцвет и взаимное обогащение наций, их добровольное сотрудничество, неуклонный процесс интернационализации общественной жизни суть объективный естественноисторический процесс. Семья и быт Брак и семья Семья, объединяющая супругов и их потомство, — одна из исходных форм социальной общности людей, ее малая группа, в которой осуществляются жизненно важные для общества функции, прежде всего связанные с продолжением человеческого рода. Юридической основой семьи служит оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Однако высшим нравственным законом для супружества является любовь. Этот закон требует не вступать в брак без любви. Брак без любви фактически становится расторженным в тот момент, когда он совершается, и кто вступил в брак без любви, тот нарушил закон супружества. Любовь — глубокое и устойчивое интимное нравственно-эстетическое индивидуально-избирательное чувство, выражающееся в самозабвенной устремленности на другую личность.
«Подлинная сущность любви, — по словам Гегеля, — состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою» 2. Самозабвенность в любви — чувство чрезвычайно богатое: человек достигает наивысшего расцвета своей личности только через полную отдачу себя другому и совместное восхождение к вершинам душевно-духовного. Всеохватность и глубина этого чувства делает человека как бы «одержимым» присутствием другого. И тогда экстаз «пребывания вне самого себя» выступает результатом восхождения в высшее отношение и союз с другим человеком; трагедия же разбитой любви переживается как отчаяние нисхождения в свое прежнее одинокое «я». Постоянное мысленное присутствие (репрезентация) любимого в сознании любящего, а также идеализация (кристаллизация) его образа — существенные психологические особенности любви. Гиперболизация достоинств личности любимого достигает здесь столь высокой степени, что в ней, с одной стороны, растворяются ее недостатки, а с другой — она же помогает ярче высветить положительное, составляющее глубинную суть ее.
1 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 54. 2 Гегель. Эстетика. В 4-х т. М., 1969, т. 2, с. 253. Любовь — это наглядное воплощение идеала, глубоко эстетическое чувство, дарящее человеку радость переживания прекрасного; любовь может достигать вершин поэзии и музыки, а поэзия и музыка, как и другие виды искусства, могут выражать это чувство во всей полноте его содержания. Своим нравственно-эстетическим прогрессом человечество во многом обязано именно этому чувству. Пожалуй, ничто не возвышает так человека в самой его сокровенной сущности, как любовь. Любовь выступает как одна из высших ценностей, как стабилизирующий фактор общества, воплощая в себе идею сотрудничества — неотъемлемого принципа человеческого прогресса. Любовь с неизбежностью включает в себя порыв и волю к постоянству, выражаемые в этическом требовании верности. Истинная любовь может родиться только как свободное проявление чувства, как момент неожиданного порыва эмоциональных глубин личности; ее нельзя вызвать по принуждению, насильно, так же как невозможно насильно разом и преодолеть. Любовь внутренне противоречива: радость неотделима здесь от тревоги и даже страдания, блаженство — от боли; они как бы «сжаты» в одной точке, порождая удивительную гармонию движений души. Но истинная любовь — это и труд. Любовь как нравственное начало жизни — единственно истинная любовь. Отнимите у этого чувства постоянную нравственную работу, и оно станет чем-то совсем иным — влюбленностью, увлечением, утратив свою цельность и тем самым суть. В любви духовно-социальное реализуется через механизмы биологического, а само биологическое как естественная предпосылка этого чувства, будучи уникально-интимным, становится и общезначимым. Осуществляясь на широком социальном фоне, любовь выступает одной из биосоциальных форм реализации личности. Люди удивительно гетерогенны, то есть многообразны в проявлении своих дарований. Любовь — тот же дар; она, как и другие творческие потенции человека, как бы ждет своего выражения и расцвета. В любви люди также уникальны и многообразны в соответствии с богатством оттенков своих душевных качеств. В ней тоже можно быть как гениальным, так и бездарным. Однако в этом отнюдь нет чего-то наследственно фатального. Возможность развивать душевные качества, в том числе и способность любить, — это то благодатное поле, на котором возделывается культура личности, оттачиваются грани ее собственно человеческой, гуманистической сущности.
Семья — явление историческое. Она возникла и развивалась вместе с формированием человеческого общества, видоизменяясь в процессе смены общественно-экономических формаций, а также типов культур. «…Мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству — парный брак, цивилизации — моногамия…» 1. Брачно-семейные отношения детерминируются в первую очередь социально-экономическими факторами. Однако их воздействие опосредствуется культурными, прежде всего нравственными, эстетическими и правовыми, политическими ценностями. Поэтому брачно-семейные отношения даже в пределах одной формации по-разному испытывают на себе влияние социально-экономической системы того или иного общества, развиваясь относительно самостоятельно. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 77. В классово-антагонистических обществах семья испытывает на себе влияние классовых противоречий, что выражается, в частности, в том, что людям, принадлежащим к разным классам и слоям общества, трудно, а порой и невозможно вступить в брак. Браки же между представителями одного — господствующего — класса нередко заключаются не на добровольной основе, а по принуждению, когда мотивом их заключения являются корыстные интересы как самих вступающих в брак, так и членов их семей. Принципиально иной характер носят брачно-семейные отношения при социализме. Здесь брачный союз свободен от сковывающих пут частнособственнических интересов. Нормы социалистической нравственности требуют серьезного отношения к любви, браку и семье. В нашем обществе семья строится на основе равноправия мужчин и женщин, их равной ответственности за семью. Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны; они связаны с интимной жизнью супругов, продлением рода, воспитанием нового поколения, с общим ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью в быту. Вес это немыслимо без душевного общения 1, без соблюдения нравственных и правовых норм. Семья — демографический фундамент общества, а также та микросреда, климат которой способствует (или препятствует) сохранению и развитию моральных и физических сил человека, душевного комфорта, оказывая тем самым положительное (или отрицательное) влияние на трудовую и общественную активность граждан. Семья тем самым — важнейшая ячейка социального влияния на становление личности: именно здесь ребенок, взрослея, впервые приобретает элементарные трудовые навыки, усваивает общепринятые ценности и нормы поведения, овладевает языком и нормами мышления, дающими ему возможность приобщения к общечеловеческим ценностям культуры, именно здесь у него начинает вырабатываться определенное понимание жизни как общественного явления; с семьи начинается процесс социализации человека. От духовно-нравственного здоровья родителей, поддерживаемого чувством любви (со временем переходящей от «пылкой» 1 У каждого человека есть неистребимая потребность не просто общения, которое он осуществляет со многими людьми, а именно интимного общения, в котором он может выразить, излить свою душу, найти поддержку, признание, утешение и совет, искреннюю заинтересованность, сопереживание и сострадание, помогающие ему в решении как социально ориентированных, так и сугубо личных проблем. Именно в семье создается та особая атмосфера откровенности, доверительности, взаимоуважения, которые воспитываются в человеке как неотъемлемые качества личности. к устойчиво дружеской, товарищеской в прочном, заботливо и разумно организованном браке), во многом зависит и здоровье детей. Взаимоотношения родителей, в индивидуальности которых преломилось и общечеловеческое, создают тот микроклимат, тот социальный «малый мир», из которого ребенок выходит в «большой мир» социума. Семья поэтому несет особую, чрезвычайно высокую ответственность перед обществом за воспитание здорового и полноценного подрастающего поколения. Специальные исследования показали, что психическое состояние членов общества во многом зависит от нравственно-психологического климата семьи. Стрессы и психофизиологические перегрузки — одна из острейших проблем, порожденных современностью. Отсюда острая противоречивая ситуация: возрастающая значимость терапевтической функции семьи, с одной стороны, а с другой — все большее количество неблагополучных, конфликтных семей. Конфликтной именуют такую семью, в которой существует психологическая несовместимость либо между родителями, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на нравственно-психическом здоровье детей, либо между родителями и детьми 1. Конфликтная ситуация в семье не только отрицательно сказывается на воспроизводстве физически и нравственно здорового молодого поколения, но и на состоянии самих мужчин и женщин и в конечном счете снижает их трудовую и социальную активность. Общество, разумеется, не может безучастно относиться к этому. Оно кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Прочная семья — один из важнейших устоев нашего общества. Она требует внимания и помощи со стороны государственных и общественных организаций в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий. Однако устои семьи, согласие, как основа ее прочности, — дело прежде всего самой семьи. Создающие семью должны со всей ответственностью понимать, что та нравственная работа, которая необходима для сохранения взаимной любви, требует не меньших, а даже еще больших усилий для поддержания прочного семейного союза. Без общей взаимной заботы, без общего семейного дела супружеская любовь не может сохраняться и создавать атмосферу открытости людей друг другу до глубочайших тайников души. Именно эта супружеская любовь в 1 Проблемы отклоняющегося поведения, преступности несовершеннолетних нередко являются следствием скрытой и открытой безотцовщины, детской безнадзорности и отсутствия должной педагогической культуры родителей. Медицина констатирует прямую зависимость между так называемыми неблагополучными семьями, алкоголизмом родителей и ухудшением физического и нравственно-психологического здоровья детей. прозаических мелочах быта, повседневности и открывает простые, но сокровенные, земные и одновременно возвышенные душевно-духовные тайны действительного человеческого бытия. Сфера быта Современная семья составляет малую социальную группу, члены которой связаны не только брачными или родственными отношениями, но и общностью быта. Быт — это социальная внепроизводственная сфера жизни, где удовлетворяется определенный круг потребностей людей: в пище, одежде, в благоустройстве жилища, в поддержании здоровья, в организации досуга и отсюда в приобщении к культурным ценностям, к занятиям спортом, различного рода развлечениям. Иначе, это то, что мы называем укладом нашей повседневной жизни, в которой реализуются потребности людей во взаимном общении, выходящем за сферу производственной деятельности. Разумно организованный быт оказывает благотворное влияние на все сферы социальной жизни, и прежде всего на формы трудовой активности (делая ее более продуктивной и творческой), на общественную деятельность, наконец, на настроение и поведение людей. Быт — явление социально-историческое. В разные времена и у разных народов уклад жизни неодинаков: в их быту вырабатываются свои особые традиции, обычаи, обряды. Быт господствующих и угнетенных классов существенно различен (например, быт русских помещиков и их крепостных). Различен и быт города и деревни. Бытовые условия непосредственно зависят от достигнутого в обществе уровня материального и духовного производства, благосостояния народа. Так, в нашей стране в результате социально-экономических и культурных перемен быт трудящихся города и деревни существенно изменился. Сфера быта предполагает различные виды домашнего труда, его рациональную организацию и разделение между членами семьи. Отсюда попятно, что на стабильность семьи немалое влияние оказывает не только повышение материального благосостояния, увеличение заработной платы, совершенствование распределения общественных фондов потребления, забота о детях, улучшение условий отдыха трудящихся, медицинского обслуживания, создание благоприятных условий для женщин-тружениц, но и организация сферы быта и услуг с целью облегчения всех видов домашнего труда и высвобождения времени для самостоятельной организации досуга, повышения культурного уровня, гармоничного развития каждого человека как личности. Глава XIII Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы