Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Антропологический материализм Фейербаха.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Билет №11 Натурфилософия Возрождения. Ученые эпохи Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. На этом пути в ХУШ веке складывается натурфилософия Ее отличает прежде всего предмет исследования «философия природы», но также и подход к основным проблемам философии. Сами мыслители называли себя «натуральными философами. Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509—1588 г.г). Задачей философии считаёт не познание Бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Он отвергает упование на внешние авторитеты. Началами вещей Телезио считает материю - «телесную массу», и бестелесные активные силы —тепло и холод. В неразрывном единстве они образуют субстанцию. Борьба противоположных начал проявляется в противостоянии двух «великих тел»: космоса (неба) и Земли. Природа, объясняемая на основе «собственных начал», не нуждается в потустороннем вмешательстве. Ощущение лежит в основе всех наших знаний о вещах. Натурфилософия Джордано Бруно (1548—1600 г.г). Центральной категорией философии Бруно выступает Единое. Оно является одновременно и причиной бытия, и самим бытием вещей, в нем отождествляются их сущность и существование. В учении Бруно о Едином заключено совпадение материи и формы, бога и природы, их отождествление. Христианский бог здесь утрачивает свой надприродный характер; он как бы сливается с природой, а природа тем самым обожествляется. Такой взгляд на мир получил название п а н т е и з м а (всебожия). В учении Бруно о Едином выражена диалектическая идея о совпадении противоположностей. В учении о строении материи Бруно обращается к традициям античного атомизма. Внутренняя способность материи к движению и образованию форм - «Душа мира». Она является формальным образующим началом всех вещей, она не только находится внутри материи, но и главенствует над ней. Глубочайший смысл идеи панпсихизма — признание самодвижения в природе. Бруно отвергает отрыв пространства и времени от материи. Он показал, что в «бесконечной Вселенной» нет места фиксированному центру. Бесконечность у Бруно есть бесконечность материальной Вселенной. Задача разумного познания — проникнуть за внешний облик мира и, углубившись внутрь природных явлений, постичь законы бесконечно движущейся природы. Смертность души — одна из предпосылок этического учения Бруно. Только в труде, добиваясь господства над природой, человек осуществляет свое предназначение. 2 Общественное сознание. Его основные элементы, структуры. •Общ.сознание можно рассмотреть по разным критериям: Практический: •1. В зависимости от обслуживаемых общ.сознанием сфер общ. жизни и выполняемых при этом функций различают виды: Экономическое Правовое Бытовое Медицинское Образовательное 2.В зависимости от различных способов, средств идеального освоения действительности: •предметно-чувственное •абстрактно-логическое •фантастическое 3.В зависимости от степени близости общ.сознания к практическому преобразованию действительности и хар-равзаимоотн. С действительностью: •элем.сознания, отражающие действит. •элем, выраж. оценочное отношение к действит. •эл, непосредств. предваряющпракт. преобраз. иперехо-щие в него. Познавательный: В зависимости от глубины отражения действит. уровни общ. сознания: обыденный(стихийное возникновение) и теоретический (целенапр-ное отражение). Ценностно-оценочный: В зависимости от форм оценки в общ.сознании различаются: •общ.психика - чувственное отнош. к знанию о действит. •идеология - интеллектуальная оценка. В зав-ти от содержания ценностно-оценочного отнош. к действ, от сфер общ.жизни, в кот. отношение функционир: •Экономические •политические •правовые •эстетические •нравственные •философские •религиозные В зав-ти от устойчивости, длительности существования ценностно-оценочных элементов общ.сознания: убеждения идеалы ценностные ориентации переживания настроения эмоц. состояния мнения ? Исторический: 1.В зав-ти от влияния на историческое развитие общ.сознания чел-ва фундаментальных мат. основ чел. бытия можно выделить цивилизационные типы: * аграрный * индустриальный * информационный 2.В зав-ти от конкретно-историч. складывающейся в общ.счистемы общ. отнош. можно выделить формационные типы: первобытно-общинный азиатский античный феодальный капиталистический социалистический Конкретно-историческое состояние общественного сознания - его целостная, качественно-своеобразная хар-ка, обобщ. рез-атдиалектич. взаимод. всех его сотав. частей в какой-то момент ист. развития. Его признаки: -господствующие в общ-ве идеи -преоблад. чувства, эмоции, настроения. -кач-во отраж. реальн. действит. -характер и степень воздействия общ.сознания на реальную действительность.
Билет Антропологический материализм Фейербаха. С острой критикой идеализма выступил последний представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах(1804-1872). Фейербах отрицал основополагающий принцип гегелевской философии — принцип тождества объективного и субъективного, бытия и мышления. Фейербах утверждал, что вся полнота действительности заключается в природе со всеми ее порождениями, включая и наивысшее из них — человека. Фейербах выступал против слияния философии и религии. Фейербах счел необходимым раскрыть истинную сущность христианства. «Тайна» религии, по Фейербаху, заключается в том, что в ней человек объективирует свою сущность, превращая ее в бога, а сам начинает относиться к себе как к объекту божественного воздействия. Божественная сущность — не что иное как человеческая сущность, очищенная от действительного, телесного человека и почитаемая в качестве самостоятельной сущности. Фейербах решил, что разгадка тайны всех религий лежит в потребности человечества к постижению своей сущности. Фейербах находил доказательства того, что природа является изначальным объектом религии. Объектом поклонения выступает все же не природа сама по себе, а ее антропоморфизированный образ. Отношение между «Я» и «Ты» Фейербах представлял в виде христианской троичности: бог-отец — это Я, бог-сын — Ты, а дух — это единство Я и Ты на основе любви. По Фейербаху действительное отношение мышления к бытию заключается в том, что бытие первично, а мышление вторично. Фейербах утверждал, что «материя есть существенный объект ума. Не будь материи, не было бы для разума ни побуждения, ни материала для мышления, не было бы содержания». В онтологическом смысле чувственным бытием Фейербах именовал материальное бытие, существующее вне и независимо от человеческого сознания. Тем самым материальные вещи, предметы и явления природы интересовали его не сами по себе, а исключительно в их отношении к человеку, которое принимает вид их чувственной данности. Природу, бытие Фейербах трактует лишь в связи с человеком. О он превращает человека в единственный, универсальный и высший предмет философии. В своей философии Фейербах не ограничивался достижением точного понимания сущности человека, он ставил и практическую цель определения того, какими должны быть соответствующие этой сущности отношения между людьми и как их утвердить в жизни. В практическом аспекте философия Фейербаха выступала как «этика любвиг». Выступая против идеалистически понимаемой активности субъекта он обосновывал понимание практической деятельности человека как чувственной, предметно-преобразующей, т. е. материальной деятельности. Материалистические воззрения Фейербаха на природу и место человека в ней оказали значительное влияние на последующее развитие европейской философии, явились одной из важных предпосылок возникновения философии Маркса и Энгельса. Билет Билет 35 Билет 42 Билет №11 Натурфилософия Возрождения. Ученые эпохи Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. На этом пути в ХУШ веке складывается натурфилософия Ее отличает прежде всего предмет исследования «философия природы», но также и подход к основным проблемам философии. Сами мыслители называли себя «натуральными философами. Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509—1588 г.г). Задачей философии считаёт не познание Бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Он отвергает упование на внешние авторитеты. Началами вещей Телезио считает материю - «телесную массу», и бестелесные активные силы —тепло и холод. В неразрывном единстве они образуют субстанцию. Борьба противоположных начал проявляется в противостоянии двух «великих тел»: космоса (неба) и Земли. Природа, объясняемая на основе «собственных начал», не нуждается в потустороннем вмешательстве. Ощущение лежит в основе всех наших знаний о вещах. Натурфилософия Джордано Бруно (1548—1600 г.г). Центральной категорией философии Бруно выступает Единое. Оно является одновременно и причиной бытия, и самим бытием вещей, в нем отождествляются их сущность и существование. В учении Бруно о Едином заключено совпадение материи и формы, бога и природы, их отождествление. Христианский бог здесь утрачивает свой надприродный характер; он как бы сливается с природой, а природа тем самым обожествляется. Такой взгляд на мир получил название п а н т е и з м а (всебожия). В учении Бруно о Едином выражена диалектическая идея о совпадении противоположностей. В учении о строении материи Бруно обращается к традициям античного атомизма. Внутренняя способность материи к движению и образованию форм - «Душа мира». Она является формальным образующим началом всех вещей, она не только находится внутри материи, но и главенствует над ней. Глубочайший смысл идеи панпсихизма — признание самодвижения в природе. Бруно отвергает отрыв пространства и времени от материи. Он показал, что в «бесконечной Вселенной» нет места фиксированному центру. Бесконечность у Бруно есть бесконечность материальной Вселенной. Задача разумного познания — проникнуть за внешний облик мира и, углубившись внутрь природных явлений, постичь законы бесконечно движущейся природы. Смертность души — одна из предпосылок этического учения Бруно. Только в труде, добиваясь господства над природой, человек осуществляет свое предназначение. 2 Общественное сознание. Его основные элементы, структуры. •Общ.сознание можно рассмотреть по разным критериям: Практический: •1. В зависимости от обслуживаемых общ.сознанием сфер общ. жизни и выполняемых при этом функций различают виды: Экономическое Правовое Бытовое Медицинское Образовательное 2.В зависимости от различных способов, средств идеального освоения действительности: •предметно-чувственное •абстрактно-логическое •фантастическое 3.В зависимости от степени близости общ.сознания к практическому преобразованию действительности и хар-равзаимоотн. С действительностью: •элем.сознания, отражающие действит. •элем, выраж. оценочное отношение к действит. •эл, непосредств. предваряющпракт. преобраз. иперехо-щие в него. Познавательный: В зависимости от глубины отражения действит. уровни общ. сознания: обыденный(стихийное возникновение) и теоретический (целенапр-ное отражение). Ценностно-оценочный: В зависимости от форм оценки в общ.сознании различаются: •общ.психика - чувственное отнош. к знанию о действит. •идеология - интеллектуальная оценка. В зав-ти от содержания ценностно-оценочного отнош. к действ, от сфер общ.жизни, в кот. отношение функционир: •Экономические •политические •правовые •эстетические •нравственные •философские •религиозные В зав-ти от устойчивости, длительности существования ценностно-оценочных элементов общ.сознания: убеждения идеалы ценностные ориентации переживания настроения эмоц. состояния мнения ? Исторический: 1.В зав-ти от влияния на историческое развитие общ.сознания чел-ва фундаментальных мат. основ чел. бытия можно выделить цивилизационные типы: * аграрный * индустриальный * информационный 2.В зав-ти от конкретно-историч. складывающейся в общ.счистемы общ. отнош. можно выделить формационные типы: первобытно-общинный азиатский античный феодальный капиталистический социалистический Конкретно-историческое состояние общественного сознания - его целостная, качественно-своеобразная хар-ка, обобщ. рез-атдиалектич. взаимод. всех его сотав. частей в какой-то момент ист. развития. Его признаки: -господствующие в общ-ве идеи -преоблад. чувства, эмоции, настроения. -кач-во отраж. реальн. действит. -характер и степень воздействия общ.сознания на реальную действительность.
Билет Антропологический материализм Фейербаха. С острой критикой идеализма выступил последний представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах(1804-1872). Фейербах отрицал основополагающий принцип гегелевской философии — принцип тождества объективного и субъективного, бытия и мышления. Фейербах утверждал, что вся полнота действительности заключается в природе со всеми ее порождениями, включая и наивысшее из них — человека. Фейербах выступал против слияния философии и религии. Фейербах счел необходимым раскрыть истинную сущность христианства. «Тайна» религии, по Фейербаху, заключается в том, что в ней человек объективирует свою сущность, превращая ее в бога, а сам начинает относиться к себе как к объекту божественного воздействия. Божественная сущность — не что иное как человеческая сущность, очищенная от действительного, телесного человека и почитаемая в качестве самостоятельной сущности. Фейербах решил, что разгадка тайны всех религий лежит в потребности человечества к постижению своей сущности. Фейербах находил доказательства того, что природа является изначальным объектом религии. Объектом поклонения выступает все же не природа сама по себе, а ее антропоморфизированный образ. Отношение между «Я» и «Ты» Фейербах представлял в виде христианской троичности: бог-отец — это Я, бог-сын — Ты, а дух — это единство Я и Ты на основе любви. По Фейербаху действительное отношение мышления к бытию заключается в том, что бытие первично, а мышление вторично. Фейербах утверждал, что «материя есть существенный объект ума. Не будь материи, не было бы для разума ни побуждения, ни материала для мышления, не было бы содержания». В онтологическом смысле чувственным бытием Фейербах именовал материальное бытие, существующее вне и независимо от человеческого сознания. Тем самым материальные вещи, предметы и явления природы интересовали его не сами по себе, а исключительно в их отношении к человеку, которое принимает вид их чувственной данности. Природу, бытие Фейербах трактует лишь в связи с человеком. О он превращает человека в единственный, универсальный и высший предмет философии. В своей философии Фейербах не ограничивался достижением точного понимания сущности человека, он ставил и практическую цель определения того, какими должны быть соответствующие этой сущности отношения между людьми и как их утвердить в жизни. В практическом аспекте философия Фейербаха выступала как «этика любвиг». Выступая против идеалистически понимаемой активности субъекта он обосновывал понимание практической деятельности человека как чувственной, предметно-преобразующей, т. е. материальной деятельности. Материалистические воззрения Фейербаха на природу и место человека в ней оказали значительное влияние на последующее развитие европейской философии, явились одной из важных предпосылок возникновения философии Маркса и Энгельса. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы