Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Православные братства в Беларуси
В борьбе против католическо-иезуитской политики в отношении белорусского и украинского народов главную роль сыграли православные братства. Братства, представлявшие собой национально-религиозные союзы православного населения на территории Беларуси и Украины, были тем бастионом русской народности, который отразил атаки иезуитов. Эти национально-религиозные союзы городского и сельского населения (мещан и крестьян) явились тем центром, к которому стягивалось православное население, в том числе и православная шляхта в борьбе за свою веру и свободу. Правда, первоначально функция представителей и покровителей русского народа и русской церкви принадлежала русскому высшему сословию в лице князей и крупных православных землевладельцев. «Эти покровители православной церкви в западной России получили особое название, назывались патронами»[1]. Патроны обладали рядом существенных прав. «Они обладали правом обеспечивать русскую церковь и православные монастыри материальными средствами (jusdonandi); избирать настоятелей, священников (juspraesentandi) и охранять от беспорядков, обид и притеснений (juspatronandi)»[2]. Например, в жалованной грамоте польского короля Сигизмунда I от 12 марта 1510 года вдове умершего польского короля Александра Елене Иоанновне, дочери московского государя Ивана III, на право «поданья» (juspatronatus) Виленского монастыря, говорится: «...Дали в ее милости поданье, до ее милости живота. Мает ее милость обиратиархимандрыта к тому монастыру и подавати тому, кому будет воля ее милости; а нам ся в то, а ни митрополиту не вступати: боесмо ее милости тот манастыр в ее поданье дали, до ее милости живота...»[3]. Главное место среди патронов принадлежало виднейшему русскому князю Константину Константиновичу Острожскому. Польский король Стефан Баторий признал за князем Острожским право на высший и самый обширный патронат в Западнорусской церкви и назвал его верховным хранителем и защитником ее. Как отмечает М.Коялович, такой титул князя К.К.Острожского не был одним почетом. Когда иезуиты появились в Беларуси, они обратили внимание именно на православных патронов с целью обращения их в католическую веру. Это было делать нетрудно, поскольку к концу XVI века русские князья и магнаты практически ополячились и потеряли всякую связь со своим русским народом. Единицы, как, например, князь К.К.Острожский, оставшихся преданными вере своих предков, уже сходили с исторической сцены. В результате право патроната превратилось в свою противоположность. Стоило только патрону поменять свою веру, как он из защитника православия превращался в гонителя. Таким образом, русская народность подверглась двойному удару. С одной стороны, против русской веры изощренно работали иноземцы-иезуиты, а с другой – ополячившиеся и окатоличившиеся русские князья. Наступила самая тяжелая пора в жизни нашего народа. Необходимо было из собственно народных недр найти силы, которые бы встали на защиту национального развития «тутейшего» русского народа (белорусов и украинцев). Такой силой и оказались православные братства. Наиболее крупными из братств, оказавших решающее влияние на весь ход национально-освободительного движения белорусов и украинцев, были Львовское и Виленское. Во время посещения Львова в 1586 году Антиохийский патриарх Иоаким учредил Львовское братство с правом наблюдать за высшей православной иерархией и даже подвергать ее суду на церковных соборах. Львовское братство вело большую просветительскую деятельность среди православных. Оно основывало школы, где дети учились славянскому и греческому языкам, обзаводилось типографиями, издавало книги, обличало злоупотребления и недостойное поведение высшей церковной иерархии. При конфликте между львовским епископом Гедеоном Балабаном и братством сам Константинопольский патриарх Иеремия стал на сторону братства и грозил Львовскому епископу низложением. В 1589 году православную церковь в Речи Посполитой посетил Константинопольский патриарх Иеремия. По требованию православных мирян он низложил Киевского митрополита Онисифора за его нежелание защищать права народа русского и на его место поставил минского архимандрита Михаила Рогозу. Кроме того, Константинопольский патриарх утвердил права Львовского братства, сделал его ставропигиальным, т.е. полностью независимым от епископа и митрополита. В это же время Патриарх Иеремия санкционировал основание Виленского братства в Троицкой церкви. Была утверждена программа Виленского братства, в которой предусматривалась учеба детей языкам – русскому, греческому, латинскому и польскому, а также печатание книг как церковных, так и школьных на греческом, славянском, русском и польском языках. В 1592 году было учреждено Брестское братство. В жалованной грамоте польского короля Сигизмунда III 11 октября 1592 года брестским православным жителям говорится, что «на чоломбитье мещан места нашего Берестейского, людей народу Русского закону Греческого, з ласки нашоегосподарское позволяет им церковное братство учинить, а для науки детей хрестьянскогопозволяем мети школу Греческого, Латинского, Польского и Русского языка»[4]. В этом же году была выдана жалованная грамота на основание Минского братства со школой на греческом и русском языках. Православные братства объединили вокруг себя весь русский народ, за исключением незначительной группы русского высшего сословия и высшей православной иерархии – митрополита и епископов. Деятельность братств отражалась на всех институциях русской цивилизации, начиная от церковной организации и кончая гражданскими сообществами. Православные братства как выразители русских начал жизни выступили против засилья иноземщины в Беларуси, в частности, против магдебургского, или немецкого права. Известно, что феномен Магдебургского права «национально-сознательная» интеллигенция выставила в качестве европейской сущности Великого княжества Литовского. В этом смысле миф о демократическом характеремагдебургского права на территории Беларуси ничем не отличается от точно такого же мифа, который создан «белорусизаторами» вокруг церковной унии. Что касается введения магдебургского права в Великом княжестве Литовском, то большой ошибкой было бы рассматривать в радужных красках появление этого института, абстрагируясь от конкретно-исторических обстоятельств. Магдебургское право имеет определенное историческое значение в Германии. И все. За пределами собственно Западной Европы магдебургское право теряет свою прогрессивную окраску. Немецкое право, искусственно пересаженное на почву русской цивилизации, не выходило за пределы упорядочения фискальной политики великого литовского князя. «Города, получившие немецкое право, освобождались от натуральных повинностей, взамен чего платили в казну денежные подати с разных торгов и промыслов, что на практике обыкновенно сводило на нет дарованное право»[5]. Кроме того, внедрение немецкого права в Великом княжестве Литовском вело к ущемлению национальной самобытности коренных народов, к вытеснению русского права и русской культуры чужеземными правовыми и культурными нормами, что не могло не вызывать протеста со стороны русского народа. Обратимся к источникам. 22 февраля 1507 года волковысским мещанам была выдана жалованная подтвердительная грамота на магдебургское право, где прямо указывается, что «право Немецкое Майтборское держать, отдаляючивси иные права, Польские и Литовские и Русские, вси обычаи иные, которые же бы были на переказ праву тому Немецкому Майтборскому»[6]. А что были обязаны исполнять мещане? «А пашню нашу (великокняжескую. – Л.К.) толокою два дни маютьорати и два дни жати. И теж для тых платов и подачек, штоесмо им отпустили, мають нам в каждый год давати по тридцати золотых. Мають они тыи платы збирати на одно место и в одну скринкукласти, и с того серебщизну и ордынщину маютьдавати. А мещанам Волковыйским велел его милость на службу свою, на войну ходити, водле уставы, как из иных мест»[7]. Аналогична жалованная грамота жителям Новогрудка Литовского на магдебургское право 26 июля 1511 года: «Место нашо Новгородок с Права Литовского и Рускогоу право Немецкое, которое зовется Майтборское, переменяем на вечные часы, устовляем... Мают мещане нынешние и по них будучыи в каждый год давати нам доскарбунашого по пятидесяти золотых угорских... А серебщизну нашу великую и малую, и теж ордынщину, коли положим по всим городом и местом и волостем нашим у отчизне нашой великом князьстве Литовском, мають нам мещане Новгородские без кождоевымовыдавати, по давному...»[8]. Учреждение православных братств объективно подрывало влияние немецкого права, всех чужеземных институтов на территории Беларуси. Это понимало польско-литовское правительство и сознательно ограничивало юрисдикцию братств. В жалованной грамоте могилевским мещанам Православной веры 21 марта 1597 года об учреждении при Спасском монастыре церковного братства имеется примечательное пояснение. «Мають мещане наши Могилевские того братства уживати на вси потомные часы, згожаючися во всем подлуг веры закону Руского, будучи в речах духовных под послушенством владыки теперешнего Полоцкого и напотомбудучих, а в справах светских под владзоюврядуместского права Майдеборскогомешкаючи и трываючи»[9]. Здесь можно видеть, как господствующий класс Речи Посполитой стремится поставить деятельность Могилевского братства в зависимость как от полоцкого униата-архиепископа, так и от польских урядников, прикрывающих вмешательство в русскую жизнь могилевчан ссылкой на «дарованное» немецкое право. Историческая заслуга православных братств состоит в том, что они в труднейших условиях сумели убедить русское общество в необходимости возложения задачи защиты русской цивилизации от посягательств иезуитов и правительства Речи Посполитой на плечи самого русского народа (белорусов и украинцев). По глубокому замечанию М.Кояловича, «история западной России получает с тех пор по преимуществу народное направление»[10]. Православные братства, будучи знаменем трудового люда Беларуси и Украины, «составляли исключение не только в западнорусской церкви, но и во всем мире христианском»[11]. Эта исключительная роль православных братств в истории Беларуси дает право говорить о своеобразном православном социализме, выступившем против средневекового католицизма, который являлся главным орудием духовного, национального и социального угнетения белорусского народа. Осмысливая философско-историческое развитие Беларуси, выдающийся белорусский историк М. Коялович высказал изумительную мысль, которая и сегодня звучит как никогда актуально. «Западнорусская история, – говорил наш великий соотечественник в 1864 году, – есть история социализма, ищущего восстановления древних, родных порядков жизни, т.е. тоже русских и православных»[12]. Думается, что гениальное положение основоположника белорусской исторической школы полезно было бы заучить нынешним недалеким «западникам», толкающим Беларусь в Западную цивилизацию. Образование. Под влиянием Контрреформации образование и воспитание молодежи строго контролировались католической церковью. Ее школы во второй половине XVII — первой половине XVIII в. подразделялись на иезуитские и пиарские коллегиумы. Также действовали арианские и братские (православные) школы. В школах учились только мальчики. Девочки получали домашнее образование. Постигали науку в школах преимущественно шляхетские дети. Причем шляхта считала просвещение вредным для народных низов. Ведущее место в обучении принадлежало ордену иезуитов. На территории Беларуси иезуитские школы были организованы в Бресте, Витебске, Гродно, Жодишках, Минске, Новогрудке, Новой Мыши, Несвиже, Орше, Пинске, Полоцке, Слуцке. Принимали туда не только католиков, но и представителей других вероисповеданий (протестантов, православных). Это соответствовало задаче ордена иезуитов — расширять влияние католичества. Учебный процесс состоял из пяти классов. Учащиеся изучали латинский язык, считавшийся языком науки, древнегреческий язык и литературу, риторику, поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку. Большое значение придавалось умению вести диспуты, организовывались театральные постановки. Образование в коллегиумах соответствовало западноевропейскому образцу. Историческая справка Основным стимулом в обучении иезуиты считали соревнование. Каждый ученик имел своего соперника, и большой честью считалось превзойти в знаниях ровесников. Победители получали награды, например почетные места в классной комнате. А вот отстающие в учебе носили специальный знак «ослиные уши». Учителя пользовались авторитетом из-за обширных знаний и эрудиции, педагогического таланта и строгости. Физические наказания использовались редко, и выполнял их не учитель, а специальный человек - корректор. С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарские школы. Их также называли коллегиумами. Они появились в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде и других местечках и городах. Пиары («отцы набожных школ») принадлежали к католическому монашескому ордену, основанному в 1597 г. испанским священником Иосифом Каласанцем. В отличие от иезуитов пиары свою главную задачу видели в обучении и воспитании молодежи, а не в миссионерской и политической деятельности. В пиарских коллегиумах изучали те же предметы, что и в иезуитских. Но дисциплина была менее строгой. Потому эти школы пользовались большей популярностью у юношей. Причем ученики — дети обедневших родителей — содержались за счет ордена. За это они должны были работать на школьном хозяйстве. Во второй половине XVI — начале XVII в. в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке действовали арианские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. Ученики кроме богословия изучали произведения древних мыслителей, греческий, латинский, польский и старобелорусский языки, риторику, этику, логику, музыку, медицину. У детей воспитывали уважение к человеку и его уму, их учили самостоятельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье (Гродненская область), основанная магнатом Яном Кишкой. Ректор школы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения для детей и написал несколько учебников. Среди них первое в Беларуси пособие по иностранным языкам, составленное в 1589 г. на латинском, польском и немецком языках. Историческая личность ЯН ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ (начало 1560-х гг. - между 1633-1636) происходил из Силезии. Окончил Краковский университет. Проповедовал арианство в Новогрудке. Известен как одаренный писатель и оратор. Также в Витебске, Глубоком, Заславле, Ивенце, Минске, Орше, Свислочи, Могилеве и других городах и местечках были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял от 6 до 10 лет. Лучшие воспитанники получали возможность продолжить учебу в университетах Англии и Германии. Основное внимание в этих школах уделялось богословию, физическому воспитанию. Также изучались древнегреческий, латинский, старобелорусский, польский языки, риторика, история, математика, античная поэзия. Самой известной стала кальвинистская гимназия в Слуцке, основанная в 1617 г. князем ЯнушемРадзивиллом. Она просуществовала вплоть до 1918 г. С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. К числу первых относятся школы в Вильне, Могилеве, Бресте. После начального образования в них изучали «тривиум»: грамматику, риторику, диалектику, затем — «квадривиум»: арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Особое внимание уделялось изучению церковнославянского языка, в котором видели средство противостояния католичеству. Учеников набирали в основном из непривилегированных сословий: мещан и крестьян. Плата за обучение составляла 12 грошей. Виленский университет. Привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория иезуитский коллегиум в Вильне был преобразован в высшее учебное заведение — академию (университет). Это решение в 1579 г. утвердил римский папа. Первым ректором академии стал известный иезуит Петр Скарга. Сначала обучение велось на философском и богословском факультетах, позже — на правовом и медицинском. Количество студентов уже в скором времени достигло более тысячи человек. Среди первых преподавателей академии был философ Мартин Смиглецкий (1563—1618). На основании лекций, прочитанных воспитанникам академии, он в 1618 г. издал книгу «Логика». Этот трактат считался самым популярным учебником в Западной Европе вплоть до середины XIX в. Одним из первых начал знакомить студентов с гелиоцентрической системой Коперника профессор математики Освальд Крюгер (1598—1655). Широкую известность приобрели его работы по математике, астрономии, военной инженерии, оптике и метрологии. Крюгер был архитектором восстановления Несвижского замка после пожара. Позже король Речи Посполитой назначил его инженером, ответственным за сооружение военных машин в Гродно. Славу академии принес историк ВойцехКоялович (1609—1677). Ему принадлежит первый систематизированный курс истории Великого Княжества Литовского. В 1650—1669 гг. он опубликовал на латинском языке двухтомную «Историю Литвы». Изданная за границей, книга познакомила жителей Западной Европы с историей Княжества. Академию поддерживали короли Речи Посполитой, католическое духовенство, магнаты, шляхта. Известно, что оснащение для академической типографии перевез из Бреста в Вильну Николай КриштофРадзивилл (Сиротка). Сын Льва Сапеги — Казимир Сапега — передал академии ценную библиотеку. Он же финансировал открытие правового факультета в 1641 г. На средства Казимира Сапеги содержали четырех профессоров-юристов. С момента основания в академии действовал театр, публичная аптека, а в середине XVIII в. была открыта астрономическая обсерватория. Средства на ее организацию выделила шляхтянка с Мстиславщины Елизавета Пузына. Наук а В середине XVII — начале XVIII в. по причине войн и разгрома реформационного движения сложились неблагоприятные условия для научной деятельности. Мыслители того времени доказывали правдивость христианской веры. Они утверждали, что мир, созданный Богом, управляется им с помощью ангелов, что вера в Бога доступна человеческому разуму и подкрепляется логическими доказательствами. Математика и медицина не получили значительного развития. Тем не менее многие научные открытия постепенно пробивали себе дорогу, в частности в школах. Интересный обзор по истории астрономии и календарных систем опубликовал униатский писатель Ян Дубович (? —1646) в книге «Календарь правдивый церкви Христовой» (1644). Он защищал введение григорианского календаря, высоко оценивал учение Коперника, но отрицал его гелиоцентрическую теорию. Выдающимся научным произведением стала монументальная работа Казимира Семеновича (около 1600 — после 1651) «Великое искусство артиллерии», изданная в 1650 г. В этой книге он описал множество конструкций пушек и ракет, в том числе многоступенчатой ракеты. Трактат был переведен на французский, немецкий, английский, голландский и другие языки, что свидетельствовало о его популярности в Европе. Лучшую в Европе карту ВКЛ, напечатанную в Амстердаме в 1613 г. (первое издание около 1603 г. не сохранилось), подготовил Томаш Маковский (1562 или 1575—1630). Он был на службе у Николая КриштофаРадзивилла (Сиротки), жил в Несвиже. Дело Маковского продолжил картограф и математик Юзеф Нароньский. В середине XVII в. он также работал у Радзивиллов и написал большую книгу с чертежами «Геометрия, или Трактование и мастерство всякого измерения».
Передовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси Илья Копиевич (1651 — 1714), который жил в Амстердаме, Гданьске и Москве. Он был сторонником российского царя Петра I и пропагандистом светских знаний. Копиевич написал свыше 20 книг и учебников. Среди них работы по истории, арифметике, грамматике, астрономии, навигации. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1449; Нарушение авторского права страницы