Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОТИВОСТОЯТЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬ.
Родителям о том, как избежать добровольного ухода детей из жизни.
г. ****** 2000 год.
Противостоять и предотвратить: Родителям о том, как избежать добровольного ухода детей из жизни.
Нет большего горя для родителей, чем потеря своего ребенка. Страдания от беды многократно увеличиваются, если мир маленького человека перестает существовать по его собственному решению, когда его жизнь прекращается в результате самоубийства. Ребенок, находясь на определенном этапе своего формирования иногда не в состоянии адекватно оценить конфликтную ситуацию и тогда решается на последний, с его точки зрения соответствующий ситуации шаг. Неутешимо горе родителей. Они полны недоумения от произошедшего. Сухие цифры статистики говорят, что 77% семей не подозревало, что их ребенок близок к самоубийству. Своевременному вскрытию мотивов суицидальных намерений мы посвящаем эту книгу. Надеемся, что несколько сот детских жизней, спасенных, благодаря знаниям, почерпнутых из этой книги, будет самой лучшей оценкой написанному. Авторы книги: руководитель Федерального научно-методического Центра суицидологии, доктор медицинских наук В.Ф. Войцех, начальник группы психологической помощи и реабилитации Вооруженных Сил Российской Федерации А.А. Кучер и сотрудник кафедры кадрового обеспечения и управления персоналом ОВД Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России В.П. Костюкевич. Мы долгое время занимаемся вопросами предотвращения самоубийств среди различных категорий населения Российской Федерации и на сегодняшний день мы абсолютно уверены, что большинство суицидальных происшествий можно выявить на ранней стадии формирования суицидальных намерений и не допустить трагического исхода во многих судьбах.
Термин - суицид впервые был введен Г.Дэзэ (итальянским психологом) в 1947 году как " поведение с намерением лишить себя жизни". Отечественная наука трактует суицид как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные, психологические и психофизиологические факторы. Основной его детерминантой всегда является социально-психологическая дезадаптация личности, наступающая вследствие неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств, либо при субъективной интерпретации этих обстоятельств как неразрешимых.
Предисловие.
Биологи и врачи общего профиля ищут причины самоубийств в плохом здоровье и прочих биологических факторах; психиатры, специалисты в области психических расстройств, видят мотивы самоубийств в формировании психологического или психического кризисного состояния, возникшего в результате того или иного болезненного опыта, подобно безответной любви, разочарованию, потере близкого человека, страху перед наказанием и т. д. Однако это только мотивы известные каждому человеку, сами же причины более глубинны. Специалисты пытаются найти причины в метеорологических, климатических, географических условиях, в воздействиях социальных и экономических факторов, например, в результате социо-экономических кризисов, ведущих к дезинтеграции общества, чувству отчуждения, одиночества, обнищанию масс, бедности, и банкротству. История пока не может дать однозначные ответы на многие вопросы, однако характерно, что в различные исторические периоды сохранялись как исторически устойчивые общечеловеческие мотивы, так и мотивы свойственные только этому периоду. Поэтому изучение условий, при которых Сенека вскрыл себе вены, мало, что даст для причинного анализа, которым бы можно воспользоваться сегодня. Когда суициденты (лица совершившие попытку самоубийства) указывают на несчастную любовь как на причину попытки, то совершенно ясно, что причинный фактор скрыт за предшествующей социально-психологической дезадаптацией этой личности, ее потребностями, ценностными ориентировками и т.д., поскольку миллионы людей в подобных обстоятельствах не совершали самоубийство. То же самое можно сказать о любом отдельном случае самоубийства, изучаемом в соответствии с какой-либо одной из специальных дисциплин. Простое частное исследование того или иного случая не вскрывает его причины, да она и не должна вскрываться в силу сугубо индивидуального поступка, поскольку в этом акте задействовано много переменных. Причинные факторы начинают проявляться при изучении суицидов как статистически устойчивого явления в том или ином обществе. Поэтому самоубийство следует исследовать как феномен, который повторяется в разных обществах и в различные исторические периоды. В таком качестве оно становится не отдельным случаем, а статистически устойчивым явлением, существующим всегда и повсюду. Если его рассматривать таким образом, то мы получим данные о его частностях в различных общественных и культуральных группах и периодах. Тем не менее, нас интересует каждый отдельный случай и возможность оказать соответствующую помощь. Доказано, что суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях пережи-ваемого неразрешенного микросоциального конфликта (А.Г.Амбрумова). С учетом этих обстоятельств и имея ряд других данных, мы можем посове-товать Вам как предупредить и предотвратить самоубийство близко-го человека. Самоубийство и отношение к нему в обществе. В истории человечества проблема самоубийств оценивались по-разному: от резкого осуждения до признания самоубийства как достойного способа ухода из жизни. В разные исторические эпохи в различных обществах, а иногда и в разных слоях одного общества самоубийству давались противоположные моральные оценки. По-разному оценивалось самоубийство и юриспруденцией. Отношение к этому акту зависело от философских, религиозных, правовых и научных воззрений. Первые упоминания о самоубийствах мы встречаем в мифах. Напри-мер, в мифологии народов Европы считалось, что самоубийцы превраща-лись в вампиров. Различные поверья относительно самоубийц встречаются у всех народов мира, что говорит о возникновении самоубийств на самых ранних этапах развития человечества. По религиозным взглядам древних германцев в рай попадали только мужчины, а так же женщины, покончившие жизнь самоубийством после смерти мужа. У многих народов самоубийство считалось предпоч-тительнее, чем сдача в плен или рабство. В Индии, Китае, Японии оно было относительно распространено и в определенных случаях носило характер социального предписания. Наоборот, в Спарте и Афинах трупы самоубийц сжигали со знаками презрения. Отрицательное к этому акту обоснование можно найти в учениях греческих философов: Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др. В Древнем Риме отношение к суициду было двойственным, одни прославляли суицид, другие осуждали. В средние века под давлением религии в Австрии, Пруссии, Франции и некоторых других странах самоубийство стали относить к преступлениям. На Руси оно оценивалось отрицательно на основании взглядов православной церкви. Самоубийцы не отпевались священнослу-жителями, их не разрешалось хоронить на кладбищах, обычно захоро-нение происходило у дороги. Жесткие кары за попытки самоубийства были введены при Петре 1, затем они были смягчены, но по «Положению о наказаниях уголовных и исправительных от 1885 года» лишение себя жизни не влекло уголовного наказания только в случаях, когда " кто-либо по великодушному патриотизму подвергнет себя очевидной опасности или прямо верной смерти, а равно женщина лишит себя жизни для спасения от грозившего насилия" (ст. 1474). Статьи об ответственности за самоубийство и за покушение на него действовали в России вплоть до 1917 года. В Англии уголовные санкции за покушение на самоубийство были отменены только в 1961 году.
Немного статистики.
Угроза наказанием и применение других мер воздействия за попыт-ку самоубийства мало способствовали их сокращению. А вот нравственное состояние общества, его стабильность, духовность, доброжелательное отношение друг к другу его членов, уверенность в завтрашнем дне заметно влияли на отношение человека к собственной жизни. Патриархальная Россия испокон веков исповедовавшая духовность и осуждавшая самоубийство как порок, до 1917 года занимала последнее место в Европе по количеству самоубийств. Всего 3-4 случая на 100 тысяч человек. Этот духовный запал в условиях почти всеобщего вероисповедания сохранился до 30-х годов нашего столетия. Так в 1926 году уровень самоубийств в нашей стране в расчете на 100 тысяч населения составлял 7, 8 человек. До наших дней в деревнях, куда еще не проник вирус отчужденности и равнодушия, сохранился обычай пожелания здоровья при встрече даже с незнакомыми людьми, пожелания " бог в помощь", выполняющим какую-либо работу, коллективное строительство жилья, сопереживание и поддержка в горе. Поныне сохранился в церквях обряд исповеди, который также играет немаловажную роль для человека угнетенного навалившимися проблемами. По мнению настоятеля церкви Покрова Богородицы в Москве, протоиерея И. Рязанцева: " Это счастье, что в церкви существует таинство исповеди: самоубийцы имеют возмож-ность своевременно получить утешение в скорбях, которые увы, нельзя пока получить ни в департаменте, ни в милиции, ни даже в семье". Нарушение внутренних нравственных ограничений на лишение себя жизни, фактическое исчезновение общественных запретов на само-убийство, технократизация и дезинтеграция общества, игнорирование проблемы государственными институтами и общественностью, а также рост алкоголизма, наркомании, усугубление психосоциальных, экономи-ческих, экологических и др. факторов привели к тому, что во второй половине ХХ века начался резкий рост числа самоубийств во всем мире, особенно ощутимо это произошло в нашей стране. В Союзном государстве наибольший уровень самоубийств был отмечен в 1984-1985 годах и составил около 30 человек на 100 тыс. населения. В годы, так называемой, борьбы с пьянством и надеждах связанных с перестройкой снизили уро-вень самоубийств. В 1991 году этот уровень составлял около 27 само-убийств на 100 тысяч человек. Однако уже с 1992 года начался новый и довольно значительный рост самоубийств как в нашей стране, так и в странах СНГ. Многочисленные исследования показывают, что суицидальное поведение - результат сложного взаимодействия различного рода психофизиологических, моральных, психологических, социальных, эколо-гических и социокультурных факторов - следствие физических и эмоциональных перегрузок со снижением сопротивляемости к стрессовым воздействиям и эмоциональным нагрузкам, неблагополучием в коммуникативных сферах, слабостью психологической защиты личности, снижением или утратой ценности жизни при дефектах нравственного воспитания личности. Попытки свести увеличение числа самоубийств только к социально-экономическим трудностям не всегда оправданы. Жизнь показывает, что высокий уровень суицидов отмечается как в экономически благополучных странах, равно как и низкий в странах с относительно невысоким уровнем экономического развития. По данным ЮНЕСКО в Финляндии происходит 25 самоубийств на 100 тыс. населения в Японии - 24 самоубийства, в Швеции - 18, в Гватемале и Египте по 0, 5. Самый высокий уровень самоубийств был отмечен в Венгрии - 47, 3 на 100 тыс. населения. Однако за последние годы этот уровень значительно снизился. Весьма различен уровень самоубийств в странах СНГ. Самый низкий в государствах Средней Азии и Закавказья (в Армении, например, около 5 на 100 тыс. населения). Самый высокий в бывших Прибалтийских республиках - более 30. Имеются различия уровня самоубийств в различных регионах Российской Федерации. Вместе с тем, анализ статистических данных показывает, что уровень самоубийств зависит в определенной степени от интенсивности ряда социальных процессов, приводящих к дезадаптации целые категории населения. Опыт мировой суицидологической практики полон примеров о существовании известных зависимостей между частотой самоубийств и такими переменными как степень индустриализации, урбанизации, экономической нестабильности, интенсивность миграционных потоков, нарушение жизненных стереотипов под воздействием социальных и политических преобразований. Кроме того, следует учитывать важную роль ослабления традиционных социальных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными людьми, степенью дезинтеграции общества и его культурными традициями. Тем не менее, очевидно одно, что значительное увеличение числа самоубийств является тревожным симптомом болезни нашего общества, который в полной мере затронул и нашу молодежь. Души людей в пустыне бездуховности царящей в обществе, как листья кактуса приспособились ко лжи, унижениям, несправедливости, одиночеству, жестокости, борьбе за свой кусок - и стали такими же колю-чими и неприступными. Такими становятся многие молодые люди.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы