Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурное пространство» древневосточных цивилизаций



 

Первые цивилизации Древнего Востока начали складываться в Двуречье и в долине Нила в IV тыс. до н.э. Экономической основой этих (цилизаций являлось ирригационное земледелие, которое хотя и требовало колоссальных трудовых затрат, кооперации и особой организации работ, но зато позволяло собирать даже не один, а несколько богатых урожаев в год. Получение значительного избыточного продукта стало экономической предпосылкой быстрого развития социальных отношений, классообразования, общественного разделе­ния труда, возникновения специализированных ремесел (гончарно­го, ткацкого, кораблестроительного, металлургического, камнерез­ного и др.), обособления собственности, генезиса соседско-территориальных общин, образования господствующего класса, государст­венного аппарата, храмового персонала.

В ранних (как правило, относительно небольших по территории и населению) государственных образованиях постепенно формиро­валось два сектора экономики. Первый — это децентрализованный общинный сектор, представленный большим количеством владев­ших землей, самоуправляющихся соседско-территориальных общин, свободные и полноправные члены которых вели усилиями патриар­хальной семьи земледельческо-скотоводческое натуральное хозяйст­во. Второй сектор — централизованные государственные (царско-храмовые) хозяйства (как правило, крупные), широко использовав­шие труд зависимых и полузависимых крестьян-общинников, а также рабов.

На таком экономическом базисе сложилась и соответствующая социально-классовая структура, представленная тремя основными классами. Высший класс — это класс людей, которые непосредствен­но не занимались производительным трудом, но либо сами владели средствами производства, либо распоряжались государственной и храмовой собственностью от имени царя или касты жрецов. Благода­ря деятельности части представителей этого класса складывается особая система духовного производства, (относительно) независи­мая от материального производства. Именно в этой системе духовно­го производства зарождается протонаучная деятельность.

Второй, средний класс — это класс свободных крестьян-общинни­ков и городских (или сельских) ремесленников, непосредственно владевших средствами производства и занятых производительным трудом.

И наконец, третий, низший класс — зависимые, не обладавшие собственностью работники, которые подвергались внеэкономичес­кой эксплуатации. В качестве таких работников выступали лишив­шиеся собственности и попавшие в зависимость крестьяне, а также рабы.

Новым историческим явлением становится город. Урбаниза­ция — неотъемлемая черта цивилизации. Город возник как геогра­фическое место экономического, политического, военного и куль­турного притяжения. В городе осуществлялся обмен продуктами ремесла и земледелия между двумя секторами экономики; в городе находились органы власти, государственный аппарат; город — это место нахождения храма главного местного божества, государственных и храмовых школ; крупные города обносились защитной стеной, в центре города располагалась цитадель, крепость. Немаловажно, что город нес с собой обычно и высокий уровень бытовой культуры, был средоточием развлечений, земных радостей и бытового комфорта.

Уже во II— I тыс. до н.э. в крупных городах Месопотамии население исчислялось не десятками, а сотнями тысяч человек! Так, в I тыс. до н.э.. в Ниневии жило свыше 250 тыс. жителей, в Вавилоне — до 100 тыс. горожан. О масштабах градостроительства можно судить по следующим археологическим данным: еще в VII тыс. до н.э. оборонительная система Иерихона состояла из рва (ширина 8, 5 м и глубина 2, 1 м), каменной стены (толщина 1, 6 м и высота около 4 м) и круглой каменной башни, сохранившейся до наших дней высотой свыше 8 м (! )

Древневосточный город — это, как правило, открытое «социальное пространство», в котором есть место людям разных национальностей, этносов, где смешиваются разные культуры, традиции, где преодолевается консерватизм, традиционность психологии сельского общинника, где быстро развиваются и изменяются ценности, где требуется высокий уровень критицизма, самоанализа, интеллекта.

Вместе с тем особенности «культурного пространства» ранних восточных цивилизаций обусловлены наличием еще значительныx следов мифологического сознания, для которого характерна образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий, различение закономерного и необходимого, причинно-следственных связей, доминирование ассоциативного мышления по аналогии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропоморфизм. Очень медленно шел в сознании процесс различения природного и человеческого, преодоления слитности человека с природой. Об этом свидетельствует отсутствие пейзажа в изобразительном искусстве Древнего Ближнего Востока III тыс. до н.э., словесных описаний природы в ранней художественной литературе. Здесь еще мир вещей не отрывался от мира людей; вещи наделялись качествами людей, а человек — качествами вещей, которые ему принадлежат. Только во II тыс. до н.э. в древнеегипетской живописи появляется пейзаж, что свидетельствует о постепенном различении в сознании людей природного и человеческого.

Пространственным представлениям и категориям (исторически сложившимся раньше временных) присущи качественная определенность, слитность с оценочными представлениями. Есть пространство «хорошее» и «плохое», пространство «доброе» и «злое», пространство сакральное и профанное; пространство своей страны «лучше» пространства «чужой» страны. Такими же качественно неоднородными являлись и представления о времени: есть время «хорошее» (дневное) и время «плохое» (ночное), различные дни, недели и меся­цы года имели определенные предназначения, были «благоприятны­ми» или «неблагоприятными» для разных дел.

Человек древневосточных цивилизаций жил в мире, в котором самым теснейшим образом переплетались земное и божественное, мир людей и мир богов. По мнению людей того времени, множество богов постоянно вмешивается в повседневную жизнь людей и чело­век находится в их полной власти. Поэтому божественными знаме­ниями интересовались, их боялись, пытались избежать. Единствен­ное, что может сделать человек — научиться предвидеть божествен­ные воздействия на него и защищаться от таких воздействий с помо­щью своих личных, семейных богов-защитников («личный бог») и сверхъестественных сил. Этим объясняется важное значение, прида­вавшееся прорицателям, гадателям, астрологам, которые этой свое­образной деятельностью попутно накапливали и определенный опыт объективного познания мира.

Основная тенденция развития духовной культуры древневосточ­ных цивилизаций — возрастание индивидуализации сознания, нарас­тание антропоцентризма духовной культуры, что проявлялось в уси­лении интереса к человеку, его сознанию, психологии, внутреннему миру, к человеческому телу. Человек начинает осознавать себя как индивидуальность, как самоценность, как личность, постоянно ре­шающая проблему выбора оптимальной линии своего поведения, вопросы координации своих отношений с другими людьми, с коллек­тивом, с обществом, с природой. Теперь уже не только родовая общи­на противостоит природе, но складывается еще одно фундаменталь­ное противоречие — противоречие индивида и рода. Появляется проблема выбора индивидуальных ценностей, смысла жизни, места человека в обществе и в системе Космоса. Индивидуальность осозна­ется часто как одиночество человека, его противостояние судьбе, року. В этих условиях складывается героический эпос, в центре кото­рого — образ героя получеловека-полубога. Герой бросает вызов не только людям, но и самим богам, он может преодолеть все, кроме одного — своей судьбы. Весьма характерен в этом отношении древне­вавилонский «Эпос о Гильгамеше» (записан не позже XIX в. до н.э.). Много опасных приключений подстерегает в странствиях главного героя эпоса — Гильгамеша, но основная цель странствий — бессмер­тие — недостижима и недоступна.

Такое противопоставление героя и богов, героя и Космоса, героя и Хаоса, героя и толпы является показателем того, что рационализа­ция сознания поднялась на новый уровень — уровень теоретического осознания отношений человека и мира, уровень самосознания. Миф трансформируется в рациональный Логос. На этом пути постепенно зарождается наука, разумеется, сначала в самой простейшей форме — в форме протонауки.

 

2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования цивилизаций Древнего Востока

 

От Мифа к Логосу (Науке)

 

В эпоху классообразования и раннеклассовых обществ духовная культура находится в состоянии перехода от мифологического первобытного мышления к новому историческому типу культуры. Радикально меняются все три основные составляющие деятельности сознания — нравственная, эстетическая и познавательная. Причем ведущей в эту эпоху являлась нравственная составляющая. Утверждение новых типов отношений людей, способов регуляции их поведения, Эволюционные сдвиги в системе соционормативной культуры — все это имело, по-видимому, фундаментальное значение. Мотивы столкновения первобытной морали рода и новой, нарождающейся обще-человеческой морали, с одной стороны, и классовой морали, с другой стороны, пронизывали все сферы духовной культуры. Новые социо-нормативные нормы утверждались во всех средствах духовного воздействия на человека. Эстетическое и познавательное по сравнению с нравственным отступают на второй план. Но, конечно, остается тесное и многообразное взаимодействие эстетической, познавательной и нравственной составляющих деятельности сознания.

Мифологическое сознание постепенно и медленно преобразо­валось и преодолевалось рациональными формами. Это преобразование хорошо прослеживается на одной из главных тем первобытной мифологии — теме творения Мира (Космоса) из Хаоса. Мы уже отмечали (см. 1.3), что мифологическим представлением о Мире и Космосе была пронизана вся жизнь первобытного коллектива. Хаoc олицетворялся с неорганизованной, враждебной человеку, темной и пугающей своей связью с миром умерших силой. При этом в каждой родовой традиции складывались свои конкретные представления и о Хаосе (первичный океан, мировая тьма, бездна, вечная ночь, земная твердь, подземный мир и др.), и о Космосе (мировое дерево, мировое яйцо, мировая гора, небесный свод, брак неба и земли и др.). Образ жизни первобытных родовых коллекти­вов подчинялся общей линии мифологического сюжета о связи Хаоса и Космоса. Нормы коллективного поведения, ритмизированная повседневная будничная жизнь (охота, собирательство, потребление пищи, воспроизводство рода и др.) соотносились с образом космической организации. Космоса как целого. Родовой коллектив рассматривался как частица, органическая часть Космоса, а любые перемены в ритмах образа жизни (включая празднества; семейные перемены, т.е. рождение детей, смерть сородичей, особенно вождя; смена сезонной хозяйственной деятельности и др.) оценивались как особые состояния, при которых организованное космическое целое подвергается опасности. Опасность усматривалась в возмож­ности проникновения в организованное космическое целое враждебных человеку, злых, сверхъестественных, несущих в себе разру­шающее начало хаотических сил. Спасение от их воздействия ви­делось в магических ритуалах, и чем более они эмоциональны, выразительны, художественны, тем эффективнее.

Эстетическое начало выступало в глазах первобытного человека как главное спасительное средство от враждебного хаотического на­чала. Поэтому обрядовые магические ритуалы исключительно художественны. Карнавальные шествия, танцы, маски добрых и злых духов, ритуальные инсценировки восстаний против правителя, даже ритуальные оргии должны были продемонстрировать господство че­ловеческих организованных сил над силами Хаоса, поставить хаоти­ческое под контроль человека, подчинить его человеку. В этих худо­жественно оформленных магических ритуалах вновь и вновь из Хаоса воссоздавался антропоморфно организованный Космос. Таким образом, магическое сознание стимулировало становление художественных, эстетических образов, различных видов искусства вплоть до требовавших огромных трудовых усилий мегалитических сооружений, скульптурных изваяний, родовых святилищ, погребаль­ных сооружений и др.

Мифологические образы периодического вмешательства хаоти­ческих сил в космическую организацию со временем трансформиро­вались в систему представлений о мировых циклах. Такая система (в различных вариантах) впоследствии вошла почти во все ранние фи­лософские учения. Появилось понятие мировой катастрофы, кото­рая опосредует собой переход от одного космического цикла к друго­му. Гибель мира, катастрофа — это победа сил Хаоса над космически организованным целым, над человеком, над обществом. Человеку не удалось сдержать напор хаотического, враждебного мировой гармо­нии начала, и Космос под его воздействием рушится. Но катастрофы не вечны. Космос затем восстанавливается из Хаоса, и начинается новый период космического развития, новый его цикл. Представле­ние о мировой космической катастрофе органично интегрировалось и с новыми структурами сознания — абстрактными категориями буду­щего, пространства, времени и космоса. Еще в раннеклассовом обществе сформировались такие важные общие понятия (категории), как даль», «бесконечность», «ничто», «бытие», «сущее», «несущее» и др.* Возникновение таких широких абстракций (понятий, категорий) явилось одной из важнейших предпосылок становления естествознанания.

* См.: Кейпер Г.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1985.

 

Развитие критической функции мышления, самосознания, установки на обоснование знания, становление всеобщих понятий, категорий мышления («бытие», «ничто», «пространство», «сущее», «несущее» и др.) выступили познавательными предпосылками генезиса естествознания. Эти предпосылки формировались прежде всего в процессе разрешения ряда противоречий в системе сознания:

§ между мифологическим видением мира и накапливающимся рациональным знанием, абстрактным мышлением;

§ в самой системе мифологии — между различными противоречащими друг другу мифами как следствие рационального упорядочения и систематизации мифологии;

§ между рациональными знаниями и все возрастающими практическими потребностями в расширении массива таких знаний.

Решение этих противоречий осуществлялось посредством систематизации и логического упорядочения мифов (разрешения или противоречий, которые возникали между отдельными мифами, между мифологией и усложнившейся действительностью), накопления, обобщения и систематизации рациональных знаний (их увязывания со всеми остальными компонентами духовной культуры), развития абстрактного мышления, категориального аппарата сознания критической функции разума, приемов обоснования знания, сферы самосознания.

В русле этих преобразований складывались и соответствующие познавательные предпосылки становления науки. Первые три из них (систематизация мифов, накопление и обобщение рациональных знаний, развитие категориального аппарата сознания) сложились уже в первых цивилизациях Древнего Востока — Древнем Египте и Древнем Вавилоне. Четвертая предпосылка (идея рационального обоснования знания как важнейшее условие возникновения теоретического самосознания) формируется в древнегреческой цивилизации.

 

Географические знания.

 

Рост населения, его подвижности, динамизма образа жизни, укрепле­ние племенных союзов, развитие военного дела, политический и военный экспансионизм, развитие обмена, торговли — все это спо­собствовало значительному расширению географического кругозо­ра человека.

Наряду с освоением новых пространств, развитием представле­ний о границах ойкумены (населенной части планеты) совершенст­вовались формы картографии, создавались карты — схемы местнос­ти, способы ориентации по звездам, особенно у народов, осваивав­ших океанские просторы, народов-мореплавателей (например, у на­родов Океании). Интересная характеристика географических познаний эпохи разложения первобытного общества и зарождения раннеклассовых отношений дана Л.Г. Морганом в исследовании жизни ирокезов:

Столетия за столетиями и племя за племенем протаптывал... человек... древние исхоженные тропы. От Атлантического океана до Миссисипи и от Северных озер до Мексиканского залива главные индейские пути через страну были так же тщательно и разумно проложены и так же хорошо известны, как наши собственные. По многим из этих длиннейших троп ирокезы совершали военные экспедиции и таким образом практически изучали географию страны. В пределах своих непосредственных территорий они так же были знакомы с географическими особенностями, маршрутами путешествий, озерами, холмами и реками, как впоследствии мы сами *.

* Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983. С. 32—33.

 

На смену простейшим способам схематического изображения местности с помощью камней, палок, рисунков на песке и др., кото­рые были характерны для первобытного общества, приходят более долговременные и совершенные «карты». Их либо рисовали, либо вышивали на коже или ткани, либо чертили ножом на коре дерева, и т.п. Эти карты обычно были схемами маршрута, так как отражали не местность в целом, а отдельный маршрут. На такой карте-схеме изображались гидрографическая сеть (главная река, ее притоки, озера и др.), речные пороги, броды, дороги, тропы, жилища, горы, следы проживания людей в данном районе и др. Длина маршрута определялась в днях пути. Есть этнографические данные о том, что у некоторых народов была традиция собирать такие карты местности в особых хранилищах.

Новый дополнительный импульс развитию картографии был по­лучен вместе с расширением торговой деятельности, появлением класса купцов, осваивавших дальние и неизведанные торговые пути. Наиболее распространенные и трудные маршруты снабжались определенными указательными знаками (на деревьях, на камнях, на скалах и др.), включая знаки, предупреждающие о возможности нападения (так зарождалось то, что на современном языке называется «служба эксплуатации дорог»). Указательные знаки также отмечались на картах-схемах маршрутов.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь