Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Совет № 12. Помните о балансе между словами и образами



 

Здесь все зависит от типа инфодудлинга, которым вы занимаетесь. Начнем с персонального инфодудлинга. Когда занимаетесь данным типом инфодудлинга, экспериментируйте, меняя удельный вес слов и образов, пока не поймете, какое соотношение между ними лучше всего влияет на ваше понимание и запоминание. Нет ответа, который годился бы для всех. Каждый должен подобрать баланс сам. Но ситуация резко меняется, когда вы занимаетесь презентационным или коллективным инфодудлингом, поскольку ваша аудитория не ограничивается только вами. Есть и другие люди. Это означает, что баланс, который наилучшим образом подходит лично вам, зачастую приходится корректировать в интересах других людей. Это обусловлено двумя причинами.

 

Причина № 1 – и мы это уже обсуждали – образы субъективны. Это означает, что аудитории необходима текстовая информация, чтобы правильно понять значение визуальных образов и суть разговора. Поэтому, если лично для вас (в персональном инфодудлинге) наилучшее соотношение слов и образов составляет, скажем, 20/80, вам придется изменить его на 50/50 или даже 70/30, когда вы работаете на аудиторию. Ваша цель – создать визуальное отображение вербальной информации, которое максимально ее сохраняет. Слова и образы играют важную роль, и вы должны подобрать оптимальное соотношение между ними.

 

Когда вы работаете в группе, из этого правила есть исключения, хоть и редкие. Вот один пример. Через несколько месяцев после урагана «Катрина» собрали беженцев и попросили их рассказать свои истории, наглядным отображением которых занимался один из моих коллег. Он решил сосредоточиться на ярких образах и визуальных сценах, почти обходясь без слов. То, что люди пережили, было настолько заряжено эмоциями, что словами описать это было невозможно. Поэтому, когда оцениваете оптимальный баланс слов и образов, задайте себе такой вопрос: «Если сделать основной упор на образы, не будет ли это наилучшим способом описать историю группы, на которую я работаю? »

 

Причина № 2. Когда мы занимаемся презентационным или коллективным инфодудлингом, результат нашей работы впоследствии переносится на цифровой носитель и распространяется среди заинтересованных лиц, чтобы они могли использовать этот инфодудл в своих целях. И представьте, что они получают инфодудл, состоящий из одних картинок. Он может показаться им очаровательным, но от него не будет никакой пользы, если по картинкам невозможно восстановить содержание. С другой стороны, допустим, они получают инфодудл, состоящий из одних слов. Люди вправе посчитать, что это мог бы сделать и стенографист, только лучше. Поэтому я прошу вас помнить о балансе между словами и образами. Очень многое зависит от целей инфодудла и аудитории.

 

Совет № 13. Будьте проще в своих наглядных образах

 

Самых простых фигур достаточно, чтобы создать визуальный ландшафт, активизирующий вашу память и память тех, кто наблюдает за вашей работой. Простота и экономичность визуального языка являются важными атрибутами в этой работе. Они вовсе не указывают на недостаток таланта, а помогают быстрее и точнее отразить материал, что и является вашей работой. Нет ничего хуже, чем инфодудлер, увлекающийся рисованием и совершенно упускающий из виду ту информацию, которую ему надо отображать. Если только мы не занимаемся переводом на визуальный язык книги или документа, работая в своем собственном ритме (тогда уж вы можете позволять себе любые изыски), мы осознанно стараемся рисовать как можно проще, потому что наши рисунки призваны стимулировать память и не мешать слушать выступающего.

 

Совет № 14. Развивайте визуальный лексикон

 

Визуальный словарь – это секрет (наряду с желтым маркером, о чем читайте во врезке) успешного инфодудлинга вживую. Он позволяет инфодудлеру выглядеть гораздо более талантливым в области визуальной импровизации. Визуальный словарь представляет собой набор заранее заготовленных визуальных образов различных слов и понятий. Это очень мощное средство быстрой визуализации воспринимаемого на слух текста. Профессиональный инфодудлер прибывает на место уже полный идей, как отображать информацию. (Если он настоящий профессионал, то заготовит еще и визуальный мини‑ словарик специально к данному мероприятию[69].) Например, как можно отобразить слово «идея»? Очень легко – лампочка. «Партнерство» – линейные человечки, обнимающие руками друг друга. «Стратегия» – шахматная фигура. Лучшее, что вы можете сделать, – это создать свою библиотеку пиктограмм, хорошенько ее запомнить, а потом пользоваться в разных ситуациях. Это упражнение повысит эффективность вашей работы и одновременно добавит уверенности.

 

Технике использования желтого маркера я научилась давным‑ давно, когда работала на компанию «Grove Consultants International» в Сан‑ Франциско. Эта блестящая техника для начинающих состоит в следующем. Вы выполняете пробные линии желтым цветом, а затем прорисовываете темным цветом те линии, которые получились как надо. Поэтому, если вы не уверены, как нарисовать покупателя, завязывающего шнурки, можете поработать желтым маркером, внести необходимые исправления, а затем уже подправленный рисунок выделить темным цветом. И никто из присутствующих ничего не заметит. Желтый маркер можно использовать также для того, чтобы обеспечить ровность строчек теста. Вам достаточно провести горизонтальную линию (если она не получается, ничто не мешает сделать несколько попыток) и затем писать текст поверх нее, не позволяя ему уходить вниз. Желтые линии остаются практически невидимыми для зрителей, если только не присматриваться к ним специально.

 

Ну вот и все советы тем, кто хочет научиться слушать. Надеюсь, рекомендации воодушевят вас, а не повергнут в уныние. Реальность такова, что вам так или иначе придется познакомиться с тем, что я советовала, когда вы начнете дудлить на слух. Поэтому нет смысла перегружать свой мозг, пытаясь заучить все сказанное мною на память. Когда начнете экспериментировать со слушанием в различных контекстах, мои рекомендации на инстинктивном уровне всплывут в вашем сознании. Вам нужно лишь окунуться в процесс, и все получится само собой. Вы поразитесь силе своих слуховых мускулов.

 

Оптимизация письменного текста: отсеивайте ненужное

 

Если у вас нет планов заниматься инфодудлингом вживую и вы собираетесь заниматься исключительно персональным инфодудлингом в записи – что, вне всяких сомнений, очень полезно, – тогда этот раздел для вас. Учиться слушать в этой ситуации необязательно (хотя, конечно, это здорово пригодилось бы вам в жизни вообще). А вот что необходимо выработать, так это навык отбирать прочитанную информацию, чтобы ее можно было визуализировать. Таким образом, из этого раздела вы узнаете, как отсеивать ненужный материал, чтобы визуальное отображение информации было оптимальным для изучения и запоминания. Помните Вирджинию Скофилд? Персональный инфодудлинг помог ей разобраться в сложнейшем учебнике химии и сдать самый трудный экзамен! И вам навык вычитания ненужной информации поможет стать умелым визуальным переводчиком.

Готовы? Отлично! Я собираюсь представить вам «бритву прагматика».

 

Бритва прагматика

 

В начале этой книги я назвала себя прагматиком. Энергию я направляю только туда, где она может быть использована с максимальной выгодой. Не хочу, чтобы вы изучали текст и анализировали, какие слова можно отбросить в зависимости от того, какой частью речи они являются. Вместо этого я разработала набор вопросов, которые помогут вам решить, должна ли найти отражение в вашем инфодудле информация, которую в данный момент вы читаете в книге или научной статье. Вопросы следующие.

1. Какова цель этой сессии инфодудлинга? Пытаюсь ли я визуализировать что‑ то конкретное, отталкиваясь от данного информационного источника? Мы уже говорили об этом, но идея требует подкрепления. Если вы штудируете учебник с целью выстроить хронологию событий Французской революции, тогда вам надо сосредоточиться на датах и событиях. На всякие побочные истории (скажем, на врезки, рассказывающие о выпекании хлеба) отвлекаться не следует, если только они не связаны каким‑ то образом с хронологией революции. Понятно? Всегда знайте, зачем вы анализируете информацию, и не отвлекайтесь на то, что с вашими целями не связано, – особенно если работаете в условиях ограниченного времени, что подводит нас к следующему вопросу.

2. Сколько времени у меня есть? (Сколько времени я готов уделить этому занятию? ) Время, как правило, имеет значение, поэтому соизмеряйте рамки и глубину своего инфодудла с количеством времени, имеющимся в вашем распоряжении. Чем больше у вас времени, тем более детальным может быть ваш инфодудл и тем больше информации, не связанной непосредственно с целью работы, вы можете включить туда. Когда времени мало, ограничивайтесь только самым необходимым.

3. Имеет ли данная информация непосредственное отношение к моей цели или к целям тех, на кого я работаю? Если нет – пропустите ее, если да – включите ее в инфодудл. То, что Томас Эдисон любил вздремнуть после обеда, – факт сам по себе любопытный, но поможет ли он вам разобраться в принципе работы лампы накаливания? Сомневаюсь. Если же вы изучаете вопрос о том, как был организован творческий процесс у Эдисона, дневной сон может иметь к этому отношение.

4. Кто‑ то будет проверять меня на знание этой информации? (Необходима ли мне эта информация для учебы или работы? ) Если кто‑ то требует от вас знания определенной информации, вы не можете отсеивать ее как ненужную, даже если лично вам она совсем не интересна. Скучная информация, за знание которой вы отчитываетесь перед кем‑ то, тоже должна найти место в вашем инфодудле.

5. Вносит ли эта информация сколько‑ нибудь существенный вклад в общее понимание изучаемого мною предмета? Является она центральной для понимания или маргинальной? Если нарисовать концентрические круги, соответствующие уровню релевантности информации, как далеко от центра расположилась бы эта информация? Оценка степени близости сведений к центральной концепции помогает решить вопрос о том, стоит ли помещать ее в инфодудл. Иначе говоря, если какие‑ то данные помогают вам разобраться в сущности изучаемого вопроса, значит, их стоит отразить в инфодудле, если же они играют лишь третьестепенную роль, тогда ими можно пожертвовать.

6. Нахожу ли я эту информацию достаточно интересной и хочу ли ее усвоить и запомнить? Если какой‑ то материал кажется интересным и вы имеете желание и возможность визуализировать его, сделайте это. Бритва прагматика не требует от вас игнорировать то, что интересно. Она лишь предоставляет возможность согласовать интересы с системами и обязательствами. (Под системами здесь понимается учебная аудитория или трудовой коллектив, а под обязательствами – предстоящие экзамены или участие в реализации рабочих проектов.) Если вы можете безболезненно, ничем важным не жертвуя (с точки зрения затрат времени или достижения понимания), совместить приятное с полезным, тогда пожалуйста.

7. Если я планирую распространить копии своего инфодудла среди других людей, важно ли для них, включу я эту информацию или нет? Поймут ли они мой дудл как надо, если я не включу эту информацию? Не забывайте, что, если создаете инфодудл в своем темпе, в записи, это еще не означает, что вы работаете только для себя и никому другому он не пригодится. Если собираетесь поделиться результатом своих трудов с другими, чтобы помочь и им набраться знаний, тогда стоит задуматься над тем, будет ли полезным включение в дудл той или иной информации. Я не говорю, что вы должны игнорировать собственные интересы, пытаясь подстраиваться под кого‑ то, но вам необходимо принимать во внимание ценность того или иного материала для других людей, которые, возможно, захотят воспользоваться вашим инфодудлом как справочным или учебным пособием. Забота о других – хорошее качество инфодудлера.

 

Итак, ответы на эти вопросы могут весьма существенно облегчить жизнь любому инфодудлеру, работающему в записи. Вопросы я составила на основе своего собственного опыта. Ведь мне тоже постоянно приходится выбирать, включить в дудл ту или иную информацию или нет. Мои тезисы – не догма. Это не Библия, Коран, Тора или Бхагават‑ гита. Это просто вопросы, что должен задавать себе инфодудлер, у которого есть цель, но поджимает время. Данные вопросы важно поднимать, потому что многие инфодудлеры выбирают, что визуализировать, на основе своего отношения и интереса к рассматриваемому предмету. Если вы собираетесь идти таким путем, занимайтесь инфодудлингом ради удовольствия или тренировки. Не рассчитывайте, что он будет полезен, если вам предстоит экзамен или ваши знания будут иным образом проверяться. Инфодудлеры, старающиеся использовать этот инструмент для сосредоточенного изучения материала, не рассматривают свои чувства как индикатор важности материала. Преподавателя по химии не интересует ваш философский взгляд на природу атомов. Он спросит, какова структура атома и как взаимодействуют его части. Босс не станет выяснять у вас, как методы распространения информации содействуют развитию демократии. Он спросит, как организован обмен информацией между подразделениями, чтобы вы могли доводить до клиентов все, что им надо знать. Набираясь опыта и уверенности в революционном дудлинге, постепенно разрабатывайте собственный профессиональный стиль. Придумайте вопросы, которые наилучшим образом помогут вам определить, заслуживает ли та или иная информация включения в дудл. Каждый решает эту проблему для себя сам, а предложенные мною вопросы лишь подсказывают идею. Просто не упускайте из виду свою цель, чтобы не утонуть во второстепенных деталях.

 

Ниже приводится пример вычитания информации из письменного текста, основанный на отрывке из эссе Скотта Беркуна «Заминки творческого мышления». Из этого текста я вычеркну все, чему необязательно быть в окончательном инфодудле, и выделю полужирным шрифтом все то, что намерена оставить.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь