Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Индо-буддийский тип культуры: проблема религиозного взаимодействияСтр 1 из 3Следующая ⇒
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Индо-буддийский тип культуры: проблема религиозного взаимодействия ПЛАН: Материальная и духовная культура индо-буддийского Востока: общая характеристика Религия в индо-буддийской культуре Этика в индо-буддийской культуре Особенности искусства индо-буддийского Востока Материальная и духовная культура индо-буддийского Востока: общая характеристика По своим размерам Древняя Индия превосходила другие древневосточные государства и отличалась разнообразием природных условий, благоприятным для земледелия климатом. Древняя Индия: климатические условия На значительной части территории число осадков достигало 700 мм в год и позволяло выращивать без искусственного орошения даже хлопок и такие влаголюбивые культуры, как рис, сахарный тростник и джут. Индия, вероятно, была первой страной, освоившей хлопкоткачество. Хлопковые ткани были для Индии предметом экспорта на протяжении нескольких тысячелетий. Кроме земледелия широкое развитие получили ремесла и торговля. На это указывает большое число гирь, найденных при раскопках. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнеиндийские города достигали больших размеров, население могло доходить до 100 тыс. Застройка городов производилась скорее всего по плану: улицы были параллельные и пересекались под прямым углом. По архитектуре здания довольно просты, но вполне благоустроены. Так, система городской канализации в Мохенджо-Даро является одной из самых совершенных на Древнем Востоке. При домах имелись специальные отстойники, откуда вода через подземные каналы, выложенные кирпичом, выводилась за пределы города. В городах находились административные здания: дом правителя, крытый рынок, культовые сооружения и др. Различия в уровне благоустройства жилых домов, а также разница между богатыми и бедными захоронениями свидетельствуют о значительном социальном расслоении. Хорошо налаженная городская жизнь, которой могла руководить лишь сильная администрация, говорит о существовании мощного государства с развитым аппаратом управления. К середине I тыс. до н.э. на территории Индии образуется несколько десятков государств, большинство из которых монархические или олигархические республики. Во главе стоял царь (раджа) – верховный распорядитель государственного имущества, в первую очередь земли. Даже в эпоху империи Маурьев при царе существовал совет Раджасабха, куда входили крупные сановники и знатные горожане. Особенностью всех древневосточных обществ было сословное деление, но в Древней Индии оно отличалось особой жесткостью и прочностью. Это находило свое выражение в делении общества на варны – сословия, имеющие кастовый характер. Всего было четыре варны: – брахманы – члены жреческих родов, – кшатрии – воины, – вайшьи – рядовые свободные общинники, – шудры – относящиеся к нижнему слою общества. Принадлежность к варнам определялась рождением и наследовалась. Браки между членами различных варн не считались законными, в особенности если мужчина принадлежал низшей варне, а женщина – к высшей. Особенностью кастового деления общества в Древней Индии было противопоставление первых трех высших варн четвертой, состоявшей из чужаков, пленников, а также лишившихся земли и помощи сородичей общинников. Шудры подвергались ряду ограничений в религиозном культе (им запрещалось читать Веды и даже слушать их), а также в общественной жизни. Кастовое деление общества представляло собой систему социального и внеэкономического принуждения, обеспечивавшую: – сохранение привилегий высших варн, сословную солидарность, – организационную структуру при всех возможных колебаниях в соотнесении сил при политических изменениях в условиях этнической пестроты. Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности многочисленного слоя общинного крестьянства. Это был слой свободных тружеников. В наиболее освоенных районах Индии земля была частной собственностью, хотя община контролировала ее использование. Как и другие народы древности, индийцы полагали, что жизнь природы и человека зависит от богов (дэвов) – существ, подобных людям, но превосходящих их могуществом. Наряду с дэвами признавались и другие божества – асуры, игравшие меньшую роль. В ведической религии одним из основополагающих было учение о карме. По представлениям древних индийцев, тело смертно, душа вечна, после смерти она переселяется в другое тело, в зависимости от поведения человека в прошлой жизни. Понятие карма («действие») означает не только поведение, но и воздаяние, с которым оно составляет единство. Душа добродетельного человека возрождается среди более высоких людей, а греховного – среди низших. Главный путь к хорошей карме – строгое соблюдение ритуала и своего места в системе варн, так как эта система божественного происхождения подробно представлена в Ведах – сборнике религиозных гимнов, ритуалов. Наряду с Ведами существовали и другие священные тексты, содержащие сведения, необходимые для понимания отношений между богами и людьми. Это эпические поэмы «Махабхараты» и «Рамаяна». Веды были своеобразной формой религиозно-мифологического осмысления мира и содержали многие мифы и сказания о происхождении вселенной, человека, возникновении варн, государства. В более поздней литературе, особенно в Упанишадах, комментариях Вед, содержатся попытки переосмыслить религиозные верования, свести их в единую религиозную систему – брахманизм. Упанишады ищут ответ на вопрос о том, каково же начало, от которого родятся все вещи, чем они поддерживаются и куда возвращаются. Этим начальным принципом является Брахман – интуитивно постигаемая действительность, а всякая бесконечно изменчивая картина мира – майя, самовыражение Брахмана. Человек как отдельная личность должен стремиться к освобождению из рабства чувственного и индивидуального, чтобы слиться со всеобщим и изначальным. Таким образом, начав с осмысления отношений между богами и людьми, древние индийцы пришли к рассуждениям о соотношении между природным и сверхприродным, духовным и материальным, т.е. вышли на определенный уровень абстрактного мышления, что должно было неизбежно привести к появлению религиозно-философских школ, затрагивающих различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру. К этим школам относятся: Санкхья, Веданта, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса. Пуруша – гигантский первочеловек. Пуруша был принесён в жертву богами древности (садхьями), а из частей его тела была создана Вселенная. Поэтому основа ведического культа – жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами. Варуна – бог нижнего мира и правосудия, карающий за грехи. Митра – брат Варуны, солнечный бог договора и дружелюбия. Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки. 1. Верховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и Шива), один как верховный бог почитался в прошлом, в брахманизме, в предыдущей религии (Брахма). Буддизм Буддизм – одна из мировых религий, основанная на учении о «четырёх благородных истинах». Четыре благородные истины (чатур арья сатьяни): 1. Истина о страдании: жизнь есть страдание (дуккха); 2. Истина о причине страдания: причина страданий – наши желания (дуккха самудая); 3. Истина о прекращении страданий: хочешь избавиться от страданий – избавься от желаний (дуккха ниродха); 4. Истина о пути: путь к избавлению от страданий называется восьмеричный (марга). О достижении нирваны говорит Четвертая Благородная Истина – истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий, то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга). Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности или соблюдения обетов (шила) и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней. I. Этап мудрости. Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения. Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения. II. Этап нравственности 3) Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду. 4) Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы: ненасилие, непричинение вреда живым существам; неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства; правильная сексуальная жизнь (в том числе и в смысле «не прелюбодействуй»); отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю. Правильный образ жизни. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное). III. Этап сосредоточения. Правильное усердие. Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Слово «йога» означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы». Правильное памятование. Контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами. Главные методы здесь – шаматха (успокоение) и випашьяна (созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания). Джайнизм Джайнизм – одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. и сохранившаяся до наших дней, для которой характерен аскетизм, запрещение убийства и причинения вреда любому живому существу. Основой джайнизма как дхармической религии является вера в цепь перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары (мокша), строгий аскетизм, неизменная ценность жизни в любой форме её проявления, и, как следствие, непричинение вреда живым существам – ахимса. В противовес брахманизму джайнизм признает возможность спасения души для каждого человека. В отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь есть зло и страдание – таковой является лишь дурная жизнь. Отсюда нирвана в джайнизме – это достижение душой вечного блаженства. В этом джайны видят смысл человеческой жизни. С целью достижения нирваны приверженцы джайнизма обязаны верить в своих пророков и строго соблюдать их предписания. Джайнизм исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет существовать. Джайны не отрицают бытия богов, но в общей схеме мироздания отводят им весьма скромное место. Бесконечные изменения мира не связаны с каким-либо божественным вмешательством. Поэтому, с точки зрения джайнизма, Веды и Брахманы не заслуживают доверия и не имеют ценности как источник знания. Согласно их представлениям, Вселенная проходит чередующиеся восходящие и нисходящие циклы развития, каждый из которых продолжается не поддающееся счету число лет. Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху. В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара («перевозчика через океан бытия»), 12 главных императоров и 64 великих человека. В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, жизнь его становится дольше, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку все потребности человека могут быть удовлетворены. В период упадка уменьшаются размеры человеческого тела, снижается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока сам он не превращается в слабовольное существо. Сейчас человечество живет в эпохе упадка, потому что последний из 24 тиртханкаров приходил в этот мир и уже покинул его. Важной отличительной особенностью джайнизма является анекантавада – учение о множественности или многосторонности видения объектов и феноменов разными наблюдателями. Реальность находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения о ней преходящи и условны. Любая вещь может рассматриваться с 350-ти различных точек зрения, поэтому невозможно быть уверенным ни в каком знании. Самый лучший метод суждения – это метод возможного: на каждое утверждение отвечать лишь: «может быть – может не быть» или «да – нет». Джайнизм исповедует дуалистический принцип разделения мира на джива (духовные, живые вечные существа) и аджива (неживая природа). Джива действует и способна к познанию; аджива имеет атомистическую природу и не сознает себя. Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные – три и более. Джайнизм разрешает есть только то, что имеет две адживы (молоко, воду, фрукты, орехи и овощи). Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы – непричинения вреда. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ – червей и насекомых). Особенности этики индуизма Поскольку в индуизме предписания дхармы регламентированы в соответствии с кастовым устройством, главной добродетелью считается следование предписаниям своей касты. «Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота, терпение, правдивость, знание, осуществление знания, вера – обязанности браминов... Могущество, великолепие, стойкость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев... Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев... Дело служение – обязанность шудр... Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает совершенства». Обязанности для брахмана регламентируют каждую минуту его жизни: как просыпаться, отправлять естественные надобности, пить воду, чистить зубы и т.д. Указывается, как глотать воду, куда обратиться лицом, какими жестами сопроводить питье и т.д. Неприкасаемым не разрешалось появляться в городе рано утром и после полудня, готовить пищу на огне. Общий путь к идеалу – добрые дела, влекущие за собой другие добрые дела. Тремя важнейшими ценностями и целями жизни в индуизме провозглашаются: – дхарма как праведность, добродетель; – артха – материальная собственность, процветание; – кама – удовольствие любовь. Соответственно три составляющих человеческой жизни – чувства, забота о хлебе насущном и добродетель. Духовная добродетель – высшая цель, но жизнь облечена в материальные рамки, которые нужно поддерживать (артха). Для избранных – освобождаться от них (мокша). Этические правила индуизма отражены во всех памятниках ведической литературы. В частности, в сутрах – метрических формулах-правилах, легких для запоминания. Правила запечатлены в дхармической литературе, многочисленных артхашастрах.
Особенности этики буддизма В буддийском каноне нормы подробно разработаны для сангхи и поверхностно для мирян. Рекомендации для мирян даются в джатаках, в комментаторской литературе, некоторых текстах «Сутта-питаки». Мирская мораль снисходительна. Пять благородных установлений (заповедей, основ, заветов) буддистов – не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй. Эти заповеди представляют буддийский этический кодекс в минимальном варианте. Для монаха существует 250 дополнительных мелких запретов и ограничений: не пой и не танцуй, не спи на удобных постелях, не ешь в неположенное время, не стяжай, не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет и т.д. Десять царственных добродетелей в буддизме: щедрость в даянии, строгое следование этическим нормам, терпимость, прямодушие, кротость, самоограничение, негневливость, непричинение зла живым существам, милосердие, стремление не отвечать силой на воздействие силы. Буддийский идеал – идеал просветленного Духовная самореализация – полное прекращение обычных функций психики, состояние глубочайшей сосредоточенности, полного бесстрастия, полная свобода от привязанности к миру. Буддийский идеал – идеал просветленного. Идеал достигается на высшей ступени самосовершенствования. Три ступени развития живых существ: – ступень имеющих желания, – ступень имеющих чувственность (элементы желаний), – ступень нечувственных (в сознании нет ни одного чувственного элемента). Высшая ступень находится за пределами норм морали. Идеал человека воплощен в бодхисатве («обладающий просветленной сущностью»), будущем Будде в последнем рождении до обретения просветления – бодхи. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Индо-буддийский тип культуры: проблема религиозного взаимодействия ПЛАН: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы