Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историко-этнографические регионы и памятники Беларуси
В соответствии с историческими, этнокультурными и лингвистическими критериями на территории Белоруссии выделяется шесть историко-этнографических регионов: Северный (Поозерье), Восточный (Поднепровье), Центральный, Северо-Западный (Понеманье), Восточное Полесье и Западное Полесье (Рисунок 29.1). Большую роль в формировании историко-этнографических регионов Белоруссии сыграли социально-экономические факторы. Границы историко-этнографических ареалов близко соотносятся с границами основных диалектов белорусского языка. С современным административным делением исторически сложившиеся этнографические регионы соотносятся следующим образом: 1. Северный (Поозерье) - территория Витебской области (кроме Дубровенского, Оршанского и Толочинского районов), а также часть северных районов Минской области. 2. Восточный (Поднепровье) - Дубровенский, Оршанский и Толочинский районы Витебской области, основная часть Могилевской области (без Глусского, Бобруйского и Осиповичского районов) и восточная (до Днепра) часть Гомельской области. 3. Центральный - территория в центре республики. В основном это Минская область, три района (Глусский, Бобруйский и Осиповичский) Могилевской области и Барановичский и Ляховичский районы Брестской области. 4. Северо-Западный (Понеманье) - в основном территория Гродненской области. 5. Западное Полесье - основная часть Брестской области (без Барановичского и Ляховичского районов). 6. Восточное Полесье - остальная часть Гомельской области, западная окраина Брестской области и юго-западная окраина Минской области.
Рисунок 29.1 – Историко-этнографические регионы Республики Беларусь Северный (Поозерье) Белорусское Поозерье охватывает Витебщину и частично северные районы Минской области. В этом историко-этногарфическом регионе чрезвычайно живописный, холмистый рельеф с валунами, пригорками и низинами, в которых - многочисленные реки, озера, ручьи. Это обусловило особенности сельских поселений Поозерья, которые выделяются малодворностью и бессистемностью застройки. Именно потому экспозиционный сектор “Поозерье” представлен небольшой деревенькой и отдельно размещенным хутором - двумя характерными региону типами поселений. Своеобразие культуры и социума Северной Белоруссии (Поозерья) во многом обусловлено ее более тесными связями с соседними русскими регионами (в равной мере это относится и к Восточной Белоруссии). Свое влияние оказала и общая древняя этноплеменная основа - культура кривичей. Даже входя в состав Великого княжества Литовского, Полоцкая и Витебская земля пользовались привилегиями, которые гарантировали им территориальную целостность и неприкосновенность владений феодалов и мещан. Эти земли являлись ареной постоянных выступлений против власти польских королей, за воссоединение с Россией. В 1771 г. в результате первого раздела Речи Посполитой северная и восточная части белорусского этнокультурного ареала отошли к России. Остальная часть Белоруссии вошла в состав Российской империи только после второго и третьего разделов Речи Посполитой в 1793 и 1795 годах. Важной частью крестьянского хозяйственного комплексы были промысловые занятия - лесные промыслы, извоз, строительство, рыболовство. Большое значение играло отходничество в крупные городские центры. При относительно неразвитом зерновом хозяйстве в Поозерье интенсивно развивалось льноводство. Лен был товарной культурой, выращивался как в крестьянских, так и в помещичьих хозяйствах. В течение ХIХ в. расширялись посевы картофеля, который постепенно занял очень важное место в структуре питания местного населения. Для традиционной одежды жителей характерен прямой, свободный крой. Наиболее распространенными цветами одежды являлись белые и светло-серые. Из верхней одежды, кроме общебеларусских свит и кожухов, носили также кафтан, кабат. Женская поясная одежда определялась значительным типологическим разнообразием: льняная юбка, саяны, андараки. В технике украшения использовалась вышивка, складки, которые в женской одежде (сорочках, фартуках) гармонировали с кружевами. В вышивке доминировал красный цвет; юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Основу узорных мотивов складывали стилизованные ромашки, незабудки, горошек, земляника и др., что временами сочетались с геометрическим орнаментом. Керамика определялась массивностью форм и основательностью обработки, что не повышало функциональные качества. Региональной особенностью определяются местная устно-поэтическое творчество и традиционная обрядность. Рядом с общебелорусской календарно-земледельческими и семейно-обрядовыми песнями расширены те жанры, которые в других районах имеют ограниченный ареал или совсем неизвестны, - масленичняе, льнодельческие, толочные. Для песенного фольклора Поозерья свойственно сольное исполнение: мелодия песен ровная, а плавными переходами, напевы неторопливые и свободные. Для Поозерьи характерна дисперсная система расселения. Наиболее густонаселённым издавна был левый берег Днепра. Большая часть сельского населения проживала в малодворных деревнях (3-5 дворов) и на хуторах, образующих в целом сравнительно густую сеть расселения. Сельские поселения не имели четкой структуры, усадьбы располагались без особого плана в зависимости от рельефа местности. Аналогичная система расселения характерна и для южных районов Псковщины, примыкающих к белорусскому Поозерью. Жилой комплекс, характерный для северной Белоруссии образуется тремя помещениями в одном ряду - хата+сени+истопка (истопка - помещение для хранения продуктов). Для усадеб характерны замкнутые планы (усадьбы веночного - весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом). В Северном (а также и Восточном) регионе Белоруссии строили бани, тогда как в других регионах Белоруссии они были редкостью. Только в этих регионах строили просторные гумна с сушилками, где находилась печь. В структуры поозерской деревеньки с бессистемной планировкой входят культовые построения, поозерские веночные дворы-комплексы с жилыми и хозяйственными построениями, построения пригуменьев, малые архитектурные формы. На сегодняшний день на экспозиционном секторе восстановлено много памятников. Среди них ветряная мельница из д. Янушовка Мядзельского района - памятник народной архитектуры нач. ХХ в. с интересными двойными махами, которые обеспечивали самостоятельный поворот мельницы по направлению ветра. Также, хозяйственные построения пригуменья: сарай из д. Волковщина Мёрскоо района и гумно из д. Кемянцы Браславского района - большие срубные построения с низкими стенами над высокими крышами вальмовой конструкции, которые опускаются почти до земли. Веночные дворы Поозерья представлены отреставрированными памятниками из д. Варашылки Мядзельского района и д. Будзичи Докшицкого района. Со стороны улицы дворы замыкают брамы с воротами и вешницами, в жилых и хозяйственных помещениях восстановлены интерьеры. Неподалёку от них еще один памятник пригуменья - сарай из д. Левановичи Поставского района - каркасно-столбовое построение с четырехскатной крышей для сушки и хранения сена, соломы. В стадии воссоздания интересный памятник культового зодчества XVIII в. Поозерья - церковь со звонницей из д. Вялец Глыбокского района. Это типичный пример культового зодчества региона, церковь “клецкого” типа под двускатной крышей с крычолкам. Ниже на заливном луге реки Птичь воссоздаются построения хутора из д. Цимошкава Миерского района: дом, хлевы, клеть, восстановлено построение бани. Восточный (Поднепровье) Историко-этнографический регион Беларуси Поднепровье охватывает территорию бассейна Днепра и его притоков. Кроме соответствующих районов Могилевской области сюда входят Оршанский и Дубровенский районы Витебской области и районы Гомельской области вдоль Днепра и Сожа. Равнинный ландшафт обусловил развитие деревень с уличной застройкой. Обширные равнины, пересеченные руслами судоходных рек делали этот регион весьма доступным для заселения и разнонаправленных миграционных процессов. Верхнее Поднепровье в древнерусский период (IХ - ХII вв.) представляло собой в этнической плане широкую зону контактов различных славянских племен. В ХII - ХIII вв. основная территория Верхнего Поднепровья входила в состав Смоленского княжества. Исторические судьбы древнего Поднепровья тесно были связаны с историей других русских земель. В средние века северо-восточная область (территория Поднепровья и Подвинья) получила название Белой Руси. По языку, этнокультурным особенностям население белорусского верхнего Поднепровья имеет много общего с населением соседних областей России - Смоленщины, западной Брянщины. Говоры региона выделяются в особую витебско-могилевскую группу. Особыми группами в составе населения Придепровья выделялись так называемые панцирные и путные бояре (локализация - бассейны Сожа и Друти). Позднее они назывались также шляхтой и однодворцами. Их бытовая культура по ряду параметров (землепользование, застройка усадьбы, жилище, одежда и др.) отличалась от культуры окружающего населения. С древних времен поднепровцы занимались пчеловодством, земледелием, животноводством, извозом, ткачеством, строительствам, гончарством. В регионе исторически сложились центры ряда традиционных ремесел и промыслов: ткачество на Ветковщине, гончарство на Мстиславщине, узорчатой резьбы по дереву. Льноводство в Поднепровье хотя и было развито, но в меньшей степени, чем в Поозерье. Были различия и в технологии льноводства. Если в северном регионе льнотресту вымачивали в водоемах, то в Поднепровье ее расстилали на лугах. Значительное место, наряду со льном, отводилось также конопле. Из промысловых занятий сельских жителей Поднепровья можно отметить поташное и смолокуренное производства, углежжение, извоз, различные виду отхожих промыслов. Из животноводческих отраслей широко было развито скотоводство (крупный рогатый скот) и коневодство. В Поднепровье (а также в Пооозерье) именно лошадь была основной тягловой силой, в отличие от других регионов, где в качестве тягла использовались волы. Особенно коневодство было развито в Быховском и Рогачевском уездах Могилевской губернии. По данным на начало 1880-х годов здесь на одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем 3, 4 лошади. Здесь лошадь использовалась не только в хлебопашестве, но и на лесных промыслах. Широко занятием распространенным занятием жителей Поднепровья было пчеловодство. Наибольшее развитие это занятие получило в Гомельском и Рогачесвском уездах. Пчеловодством занимались не только крестьяне, но также шляхта и однодворцы. Поселения Поднепровья отличаются большей величиной, чем в Поозерье. В ХVIII - ХIХ вв. на каждую деревню приходилось 15-30 дворов. В Поднепровья, в отличие от Северного региона значительно более четко прочитывается планировочная структура поселений. Здесь преобладает уличная застройка, выявляется центральная часть и концы поселения. В центре крупного поселения, как правило, располагались церковь, волостное правление, корчма, общинный амбар, колодец и др. При строительстве усадеб в белорусском Поднепровье использовали в основном замкнутые планировочные схемы (усадьбы веночного типа). Реже встречается Г-образная и погонная застройка двора. Веночный двор во второй половине ХIХ в. мог эволюционировать в П-образную и двухрядную застройку. Жилое пространство образовывалось структурой типа хата+тристен. Тристен в такой системе иногда выполнял роль сеней, а иногда превращался в жилое помещение - приделом. Эта система могла эволюционировать в трехкамерное жилище: хата+придел+сени. Истопку в Поднепровье не строили, ее функции выполнял погреб. Главный фасад дома отличался богатым декоративным убранством, в основе которого - резьба по дереву, как сквозная, так и накладная. Здесь строили самые большие на территории Беларуси гумна и ветряные мельницы шатрового типа. Народная одежда воплотила старинные черты, свойственные традиционному костюму славянских народов. Типичная лёгкая одежда – слегка приталенный кожух светло-серого цвета со стоячим воротником без пуговиц (подвязывался вокруг талии плетеным поясом), а также кафтан-армяк, укороченная полусвитка и кожушок (полушубок). В традиционной женской одежде ещё в начале ХХ вв. бытовали старинные панёвы, узорные андараки, безрукавки (гарсет) с вышивкой, кружевами, и саяны, аналогичные русские сарафаны. Женские сорочки шили с плечевыми вставками, нагрудную часть делали с более тонкого холщового холста. Их украшали вышивками и тканным орнаментом красного или комбинированного (красного с черным) цветов (могилевский строй), отделывали складками, кружевами. Самобытным узорно-декоративным стилем украшения выделяется одежда южных районов. В орнаменте праздничной одежды и ткани доминировали относительно крупные геометризованные узоры, в Посожье частей встречались растительные мотивы. В образцовом ткачестве употреблялась бранная техника, в производстве андараковой ткани предпочиталось 2-нитевое ткачество. Своеобразными приемами отделки выделяются традиционные неглюбские ручники и будо-кошелевские ручники. Региональной особенностью определялась керамика. Посуда была легкая и грациозная. Ее делали преимущественно из красной глины с тонкими стенками и отделывали на горловинах или плечиках волнистыми поясками, которые наносились заостренным прутиком по сырой глине. Лингвистическая карта Беларуси выделяет диалектные особенности речи Поднепровья, которые выделены в восточно-могилевскую группу северо-восточного диалекта. Неоднородность культурных ландшафтов разрешает выделить в Поднепровье несколько локальных регионов (подрайонов) – левобережье и правобережье Днепра, Посожье и Березинский район – со свойственным каждому из них комплексом местных этнокультурных примет. Именно Поднепровье является своеобразным заповедником такого красивого и древнего вида танцевального искусства, как хоровод. Здесь бытовали различные типы хороводов: хороводы весенне-летней и зимней приуроченности; хороводы разных функций (обрядовые и игровые), разных рисунков (круговые, ленточные, " стенка на стенку" и др.), разных исполнительских стилей (медленные, подвижные, плясовые). Экспозиционный сектор “Поднепровье” размещается на относительно ровном плато территории музея, что соответствует ландшафту этого региона. В будущем можно будет пройти по улице экспозиционной поднепровской деревни с двусторонней застройкой, которую образуют замкнутые веночные дворы. Перспектива улицы завершается силуэтом Преоброженской церкви, памятником 1707 года постройки. Экспозиция недавно началась: восстановлены веночные дворы из д. Волева Дубровенского района (конец XIX в.) и деревни Бракава Слобода Чаусского района (нач. XX в.), подвал из д. Бракава Слобода. В стадии реставрации находятся Преображенская церковь из д. Барань Оршанского района и мельница из д. Зеленец Хотимского района (нач. XX в.). Веночные дворы — интересные памятники народной архитектуры, в которых жилые и хозяйственные построения размещены вокруг пространства открытого внутреннего двора. В памятниках восстановлены традиционные интерьеры, созданы выставки “Дубровенская керамика” и “Чаусский наряд”. Центральный Историко-этнографический регион Центральная Беларусь размещен в центре территории республики между другими регионами. Центральный регион Белоруссии расположен на территории " великого водораздела", откуда берут свое начало реки, текущие в разных направлениях - в Балтийское и Черное моря. С географической точки зрения здесь располагается граница между балтийским и черноморским ареалами. В этногенетическом плане территория Центральной Белоруссии была зоной взаимодействия между славянским и балтским этнолингвистическими компонентами. Население Центральной Беларуси складывалось на славянской основе (потомки кривичей и дриговичей) с участием отдельных групп поляков, русских, евреев, татаров и др. Центральная Белоруссия на протяжении веков была наиболее развитым экономически регионом. Культура Центральной Белоруссии отличалась, в целом, большей исторической динамичностью, сравнительно интенсивным процессом замены старых хозяйственных и культурных моделей на новые. В силу этого здесь одновременно сосуществовали более разнообразные, чем в других регионах, типы народной сельскохозяйственной техники, поселений и усадеб, жилища и одежды, календарных и семейных обрядов. В целом, центральный регион Белоруссии и этнографическом, и в языковом отношениях отличается обилием разнообразных переходных форм. Этнокультурный комплекс Центральной Беларуси сконцентрировал в себе многочисленные черты и элементы, характерные почти для всех регионов Беларуси. Тут сходятся также ареалы этнографических примет, свойственных как беларусам, так и соседним народам (различные варианты хозяйственных построений и др.). Лингвистическая карта выделяет местные речи в особую группу среднебелорусской речи, которая является переходным, междиалектным образованием. Для центральной части Белоруссии характерен высокий уровень развития земледелия. Особенно богатый сельскохозяйственный опыт был накоплен населением Слуцко-Несвижской равнины. Этот регион в ХIХ в. считался житницей Белоруссии. Для этого субрегиона характерна высокая плотность поселений. Центральная Белоруссия специализировалась на выращивании ржи, пшеницы, картофеля, льна. Развиты были также лесные и отхожие промыслы. В наиболее развитых в агрономическом отношении субрегионах Центральной Белоруссии рано стали практиковать многопольные севообороты и травосеяние. В Минской губернии на основе картофеля производили значительное количество спирта (в середине ХIХ в. первое место в России), развито было также производство сахара из сахарной свеклы. В социально-экономическом отношении на территории Центрального региона в период позднего феодализма господствовала фольварочно-барщинная система. Здесь располагались крупные магнатские латифундии. Численность частновладельческих крестьян была существенно выше численности государственных крестьян. Характер сельских поселений Центрального региона существенно меняется с севера на юг от сравнительно небольших деревень до крупных многодворных сел. На крупные поселения южной части региона большое влияние оказала волочная реформа ХVI в., способствовавшая формированию правильной планировки уличного типа. Как и в ряде других аспектов культуры в отношении усадьбы и жилища Центральный регион совмещает несколько разнообразных типов застройки. Здесь известны веночный тип двора, Г-образный, П-образный и двор с несвязанными постройками. Но наиболее характерной для Центральной Беларуси была уличная (линейная) застройка поселений: однорядная или двухрядная, с наличием развитого общественно-культурного центра округа, волости, уезда. Крестьянское жилище по большей части представляло собой двух- или трехкамерную постройку типа хата+сени или хата+сени+клеть. Народная одежда Центральной Беларуси до конца IX века сохраняла ряд традіціооных черт. Верхнюю одежду – свиту с откидным, ранее стоячим воротом, немного зауженую в талии, - шили с серого или черного сукна, на боках, ворота, отвороты руковов украшали цветными (голубыми, синими) шнурками. Для женского комплекса наиболее типичными были декорированна сорочка, суконный андарак (или льняная юбка), фартук, безрукавка, на голове – чепец-“каптур”, часто с ушками, платок, повойник, на шее – несколько рядов цветов. Особенным разнообразием и богатством узорных украшений выделялись копыльско-клецкий строй и пуховичский строй. Для народной одежды Случчины свойственны неяркие юбки, узорный рисунок, который слагали плавные цветные переходы горизонтальных полос. Спокойная тональность характерна и для андараков, тканный (полосатый или клетчатый) узор которых основанн на приглушенном контрасте черного и белого цветов. Местная керамика по своей технологии и мастерских качествах выделялась разнообразием и сочетала в себе черты, свойственные соседним регионам. В одних и тех же гончарных центрах были известны несколько способов обработки глины и изделия посуды. Формовочную массу готовили обычно из глины одного сорта, временами – с добавкой хряща, и обрабатывали на ножном гончарном кругу с подвижной осью. Изделия расписывались скромным узором в виде хвойных веток, стилизованных цветков, поясков, волнистых линий (ивенецкая керамика, раковская керамика). Главный памятник на площади экспозиционного села - Покровская церковь XVIII ст. из д. Логновичи Клецкого района. Вокруг церкви - забор с воротами и калиткой. Рядом с церковью - памятник деревянной архитектуры первой половины ХХ в. - школа из д. Калодчина Вилейского района. Это типичный пример крестьянской школы начала ХХ века. Далее хозяйственное построение - общественный амбар из д. Колочина Глусского района. С обратной строны от церкви, за жердковым забором села, при дороге стоит еще один памятник - трактир из д. Хвоева Несвижского района. В будущем на площади села будет восстановлено здание городского управления. По обеим сторонам улицы экспозиционного села, за заборами разного типа размещены усадьбы. В состав первой из них входит дом из д. Исерна Слуцкого района, хлев из д. Солан Стародорожского района и гумно из д. Лучники Слуцкого района. Это тип однорядной (линейной) застройки. В следующей усадьбе дом и хлев, перевезенный из д. Огородники Слуцкого района. Далее дом из д. Садовичи Копыльского района - погонный двор, который представляет собой пример линейной (погонной) застройки на окончательном этапе своего развития: многочисленные жилые и хозяйственные помещения размещенны в одну шеренгу под общей двускатной кровлей. По другую сторону улицы усадьбы из д. Забродье Столбцовского района - пример двухрядной линейной застройки: дом, хлев, огромное гумно, напротив дома - клеть, рядом с ей предполагается воссоздание маслобойни. В конце села - кузница из д. Клачкова Молодеченского района, а далее, на пригорке, около леса - ветряная мельница из д. Даматканавичи Клецкого района. Из уникальных памятников сектора “Центральная Беларусь” в стадии реставрации находится часовня из д. Каралеўцы Вилейского района. В памятниках восстановлены традиционные интерьеры, созданы разнообразные выставки из экспонатов фондовых коллекций музея. Северо-Западный (Понеманье) Северо-Западный регион Белоруссии локализуется в бассейне р. Неман. Границей между Северо-Западным и Центральным регионами служит крупный лесной массив - Налибокская пуща. В складывании этнокультурного облика Понеманья участвовали славянский и балтский компоненты. Население складывалось на славянской основе с участием ассимилированных литовцев, прусов, татар и др. В период средневековья Северо-Западный регион стал первоначальным центром формирования Русско-Литовского государства. С ХV в. по отношению к этому региону встречается название Черная Русь. Историк М.К. Любавский считал Черную Русь славянским этническим компонентом в Литовской земле. В письменной традиции и устной речи местное белорусское население долго называли " литвинами", а само Понеманье - Литвой. В ХV - ХVIII вв. в Понеманье проводилась активная политика окатоличивания и полонизации белорусского населения. В 1795 г. в результате раздела Польши белорусское Понеманье вошло в состав России. В ХIХ в. местные жители, исповедовавшие католичество, как правило, называли себя поляками, но при этом наиболее распространенным оставался белорусский язык. Белорусский язык Северо-Западного региона имеет свои диалектные особенности. Основным занятием крестьян Понеманья было земледелие. Выгодное географическое положение региона на пересечении торговых путей (Украина - Прибалтика, Россия - Польша) способствовали рыночной ориентации местного земледелия. Значительное количество зерновых шло на экспорт. Большое развитие в крае получила ярмарочная торговля. Из животноводческих отраслей сельского хозяйства особенно интенсивно развивалось овцеводство. Причем овцеводство носило не только крестьянский характер, овец содержали и во многих помещичьих хозяйствах. На базе местного овцеводства получила развитие суконно-шерстяная промышленность. В структуре питания сельского населения баранина занимала более важное место, чем говядина. В качестве подсобных занятий большую роль играла охота. Лесные угодья Понеманья были богаты дичью. Характер сельского расселения Понеманья отражал сложную этнокультурную и социальную историю края. Здесь бытовали небольшие деревни крестьян без четкой планировки, так называемые " уставные" села, околицы, выселки, фольварки, местечки. Уставные села появились в результате реализации " Устава на волоки" (1557 г.). В соответствии с положениями волочной реформы деревни перестраивались и вводились села уличного типа. Эта реформа затронула Понеманье в наибольшей степени по сравнению с другими регионами Белоруссии, охватив почти 90% деревень. Новые уставные села уличного типа располагались, как правило, близ озер и рек, вдоль дорог и трактов. Интенсивная торгово-экономическая жизнь порождала быстрое развитие в крае таких видов поселений как местечки. Местечки обычно вырастали из сел, принадлежавших крупным магнатам. В Северо-Западном регионе широкое распространение получили усадьбы погонного типа, когда жилые и хозяйственные постройки образовывали сплошную однорядную связь. За хатой и сенями размещались клеть, поветь, хлева, сеновал. В ситуации малоземелья второй половины ХIХ в. погонные дворы получали все большее распространение. Нередко соседние усадьбы вплотную примыкали друг к другу. В регионе вплоть до второй половины ХIХ в. большинство крестьянских хат были курными. В Понеманье раньше, чем в других регионах глинобитные печи были заменены кирпичными. Для внутреннего пространства жилого помещения Понеманья характерно широко распространенное отсутствие икон и вообще незначительная обрядовая роль " красного угла" в сравнении с другими регионами Белоруссии. Только на Понеманье и Западном Полесье известны жилые дома с " подтенями" - галереей на главном фасаде. Традиционная белорусская одежда сохранилась хуже, чем в других регионах Беларуси. Типичная верхняя одежда – бурнус с откидным воротом свободного покрова и приталенная свита с узким стоячим воротом с домотканого серого и темно-серого сукна. Мелкая знать и крестьяне носили капот с серо-зелёного сукна. Женщины носили более короткую катанку. С других типов верхней одежды в широком обиходе были кожух, полотняный носов, женский кафтан, мужская безрукавка. Обычный комплекс женской одежды складывался с льняной рубахой, андарака (или юбки), фартука, гарсета. Старинные туникообразные рубахи раньше чем в других района стала исподней одеждой. Праздничные рубахи и льняные фартуки украшал орнамент; наиболее распространенная фигура – восьмиугольная звезда (волковыско-каменецкий строй). Гарсеты из темного сукна шили приталенными, часто с надрезами в нижней части. Чепец (или каптур) нередко имел наушники и обшивался по краям красной лентой, как самостоятельный убор сохранился до начала XX в., обычно его одевали замужние женщины на праздники (новогрудский строй). В производстве керамической посуды и её декоративно-сберегательной обработки задымливание часто сочетали с лощением. Местная речь Поменонья входит в южно-западный диалект. Западное Полесье Археологические источники свидетельствуют о выделении Западного Полесья как особого этнокультурного региона уже по отношению к I тысячелетию н.э. По данным археологии, Западное и Восточное Полесье почти до конца I тысячелетия н.э. было населено разными этнолингвистическими группами. Предполагается, что Западное Полесье со времени появления здесь памятников лужицкой культуры было заселено славянскими племенами. В восточной части Полесья в этот период обитали балтские племена. С конца I тысячелетия н.э. Полесье стало полностью восточнославянским, но тем не менее существенные этнографические и языковые отличия сохранялись. Значительное влияние на сложение хозяйства и культуры Западного Полесья оказали ландшафтные и климатические особенности региона. Самая большая заболоченность почв, самый длительный в Белоруссии вегетационный период наложили свой отпечаток на всю систему сельского хозяйства, орудия труда, типы поселений и жилищ Западного Полесья. Соседство Западного Полесья с украинским и польским этнокультурными ареалами, сказалось на многих чертах традиционной культуры этой части Белоруссии. Большое влияние оказали и социально-политические факторы. На эту территорию распространялось, в частности, землеустройство, осуществлявшееся во всем княжестве Литовском. С конца 1540-х годов землеустройство охватило Гродненское, Давид-Городское, Клецкое, Кобринское и Пинское староства. Ранее и наиболее последовательное осуществление здесь реформы " Уставы на волоки" (1557 г.) определило во многом землеустроительную, поселенческую и социальную структуру села, оказало влияние на планировку усадеб и устройство жилища. Для народной культуры Полесья характерна устойчивость традиций на протяжении нескольких столетий. Важным фактором стабильности культуры являлось отсутствие в регионе интенсивных миграционных потоков. Для Западного Полесья характерны многодворные, с уличной планировкой поселения. Крестьянские дворы застраивались, как правило, однорядной связью. На усадьбе размещались две-три и больше хат, которые вместе с хозяйственными постройками выстраивались в одну длинную линию. Наиболее распространенным было трехкамерное жилище - хата+сени+комора или хата+сени+истопка. Своеобразием отличалась и строительная техника Западного Полесья. Жилые и хозяйственные постройки строили обычно не из круглых бревен, как в других частях Белоруссии, а из " дылей" - расколотых вдоль на две-четыре части бревен. Имелись особенности в рубке углов сруба. Крыша покрывалась снопиками соломы со ступенчатым выкладыванием углов, что находит параллели на территории Украины. Можно отметить ряд особенностей в комплексе традиционной одежды Западного Полесья. Для этого региона характерна, в частности, широкая распространенность однобортной свиты " з вусами" - двумя клиньями по бокам. Для женской поясной одежды были характерны белые полотняные юбки (" летнiкi" ), украшенные ярким тканым орнаментом в виде широких поперечных полос внизу и более узких сверху. Вообще одежда этого региона богато украшалась. В народной одежде хорошо сохранились традиционные черты, которые выявляют общеславянскую основу. Наиболее расширенной была панёва-плахта, которую носили с шерстяным фартуком (запаскай). В более ранее время носили две запаски – спереди и сзади. Рубаха имела образцовый декор (чаще вышивка) на воротнике, рукавах, груди и внизу на подоле. В узоре доминировали крупные растительные формы, которые в позднем средневековье вытеснили геометризованный крупнорастительный орнамент. Женские гарсеты украшались аппликацией и отличались локальными особенностями. В Припятском Полесье они более длинные, приталенные, а шерстяной ткани (брагинский, калинковичский строй), в Мозырском - преимущественно короткие, с домотканого полотна или фабричной ткани. Своеобразие стиля и украшения имела традиционная одежда Туровщины. В керамическом производстве известны несколько центров (Паричи, Юровичи, Лоев), которые специализировались по изделию задымленной и глазурованной посуды. На значительной части Западного Полесья бытовала и посуда из белой глины, которую привозили сюда гончары из д. Городная – крупнейшего центра керамического производства во всем Полесье. Выделение регионального этнокультурного массива в границах Западного Полесья дополняется лингвистическими и фольклорными данными. Местная Мозырская речь слагала особую группу южно-западного диалекта. Региональные особенности имеет и песенный фольклор: в конфиденциальности (приватности), свадебных напевах Западного Полесья свойственны празднично-превознесенные лиричные мотивы, что отличает их от западно-палесских. Исследователь песенного фольклора выделили здесь несколько локальных вариаций народных напевов (туровский, петриково-мозырский, нежнеприпятский и др.). В целом, Западное Полесье - это регион Белоруссии, где в наибольшей степени сохранялись этнокультурные традиции, традиционные (и даже архаические) особенности культуры. Восточное Полесье Восточное Полесье занимает обширную территорию Припятской низменности от русла Днепра на востоке до Горыни, притока Припяти, на западе. Ландшафт региона характеризуется чередованием возвышенностей и гряд с обширными болотистыми низинами. Население Полесья называли " полещуками". Обширные пространства заболоченных земель препятствовали равномерному заселению региона, что обусловило сравнительно небольшую плотность населения. При отсутствии хороших сухопутных дорог большое значение для Полещуков играл водный транспорт - лодки. Заболоченность почв приводила к слабому развитию земледельческих занятий. Пригодные к обработке поля были разбросаны небольшими массивами на большом расстоянии, что создавало неудобства при обработке и сборе урожая. На один двор могло приходится по 10-30 мелкоконтурных участков пахотной земли. В то же время для Восточного Полесья характерны обширные площади сенокосных угодий. Вследствие этого местные жители могли содержать большое количество скота. Зажиточные дворы держали по несколько десятков голов крупного рогатого скота. Наряду с земледелием и животноводством большую роль в хозяйственном комплексе полещуков играли собирательство, рыболовство, пчеловодства, домашние ремесла, лесные промыслы. На территории Восточного Полесья встречаются поселения разного типа. Наряду с многодворными поселениями встречаются также небольшие деревни в 5-10 дворов, хутора и застенки. Застройка двора в Восточном Полесье также отличается разнообразием. Здесь встречались дворы замкнутые (тесно примыкающие друг к другу постройки под непрерывной крышей по всему периметру двора), веночные, Г-образные, погонные, а также дворы с несвязанными постройками. В результате усиления плотности населения, скученности к концу ХIХ в. постепенно возрастала доля погонных дворов. Жилище чаще всего было двух камерным - хата+сени. Сени не имели потолка и служили подсобным помещением, где находилась хозяйственная утварь - жернова, ступа, посуда, инструменты и др. Летом сени использовались как спальня. Зодчество Восточного Полесья характеризуется чрезвычайным разнообразием композиционных приемов, богатством декоративного украшения жилого дома. Старинная плотничная декорация, в основе которой художественное осмысление роли конструктивных элементов, соединялась с новыми приемами пропильной резьбы. Только здесь известны дома с шатровой крышей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1449; Нарушение авторского права страницы