Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возникновение и организация власти Арабского Халифата.
Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все большее число областей, этот процесс затронул, прежде всего, те регионы, где было развито земледелие. Там же, где господствовало кочевое скотоводство, преобладали родоплеменные отношения. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, делились на южноарабские (йеменские) и североарабские. Особо следует сказать о предшествующей истории Йемена, которая относится Но к началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения. Рабовладельческое же общество Йемена переживало в VI в. острый кризис. Доисламская арабская религия основывалась на многобожии. Существовало представление и о верховном божестве, которого называли аллахом (араб. ал-илах). Разложение родоплеменного строя и появление феодальных отношений привели к упадку старой религиозной идеологии. Торговля арабов с соседними странами способствовала проникновению в Аравию христианства (из Сирии и Эфиопии, где христианство утвердилось в IV в.) и иудейства. В VI в. в Аравии появилось движение ханифов, признававших единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые верования, общие у этих двух религий. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога. Новое учение возникло в тех центрах Аравии, где феодальные отношения получили большее развитие, — прежде всего в Йемене и городе Ясрибе. Движением была захвачена и Мекка, где одним из представителей его был купец Мухаммед, который и явился реформатором религии единобожия — ислама. В Мекке это учение встретило оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. переселиться в Ясриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е. города Пророка (так стали называть Мухаммеда); здесь была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в политическую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство. Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного деления, был принят, прежде всего, простым народом, который давно потерял веру в могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родоплеменной резни, бедствий и разорения. Вначале знать (прежде всего, мекканская) враждебно отнеслась к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам, видя, что происходящее под их главенством политическое объединение Аравии было и в интересах богатых. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам — новой религией. Вскоре представители родоплеменной и торговой знати вошли в состав высшей иерархии мусульман. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком. Историю Арабского государства можно поделить на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы. Мекканский период (622 — 661 гг.) — это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; Дамасский (661—750 гг.) — правление Омейядов; Багдадский (750 — 1258 гг.) — правление династии Аббасидов. После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей пророка по политическим вопросам). Первые халифы были сподвижниками пророка; при них начались обширные завоевания. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию; но многие города (Антиохия, Дамаск и др.) сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для христиан и иудеев их религий. Вскоре после этого арабы завоевали Египет и Иран. В результате этих и дальнейших завоеваний создалось огромное феодальное государство. Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных феодалов в их владениях, привела к распаду этого относительно централизованного государства, начавшегося уже с конца VIII в. Наместники халифов — эмиры постепенно добиваются независимости от центральной власти и превращаются в суверенных правителей. Многие покоренные страны освобождаются из-под власти халифов. К середине X в. завершился политический распад Халифата, ослабленного в результате роста феодальной раздробленности, освободительной борьбы стран Передней и Средней Азии и восстаний народных масс. Правящая в Западном Иране династия Буидов в 945 г. захватила Ирак вместе с Багдадом, лишив халифа светской власти и сохранив за ним лишь духовную власть. Окончательно Багдадский халифат был завоеван турками-сельджуками в середине XI в.
33) Особенности государственно-правового развития Японии в средние века Особенности развития Японии. В IV в. значительная часть Японии была объединена под властью одного из племенных союзов. В VI в. были проведены реформы, установившие 12 рангов должностных лиц. В 645 г. к власти пришел принц Наканооэ, осуществивший большие преобразования. Вместо племенного союза было создано государство по образу китайского. Высшим органом стал совет при правителе (которого условно называют императором). Вся страна была поделена на провинции. Эти провинции, в свою очередь, подразделялись на уезды. Каждый крестьянский двор получал от государства во временное пользование надел земли соответственно числу членов семьи. Крестьяне кроме платы государству зерном и изделиями ремесла должны были выполнять барщину. Возникали города, которые строились при определяющем влиянии традиций Китая и Кореи. Самураи. Со временем центральная власть в Японии ослабла. Правители провинций стремились добиться полной самостоятельности. В этом они опирались на японских рыцарей —самураев. Самураи — воины, получавшие от правителя области или другого знатного человека землю за свою службу. Таким образом, в Японии возникли порядки, напоминающие феодальные. Основная масса самурайства вышла из зажиточного крестьянства. Другой путь заключался в наделении землей домашних слуг. Верхи самурайского сословия пополнялись и за счет правителей провинций. Самураи объединялись в отряды, которые входили в крупные группировки. В основе жизни самурая лежали законы бусидо («Путь воина»). В качестве норм поведения прославлялись верность господину, скромность, мужество, готовность к самопожертвованию. Самурай, отправляясь в поход, давал три клятвы: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Стойким обычаем было самоубийство самурая после гибели господина. Между группировками самураев шли беспрерывные войны. Они подрывали хозяйство и целостность страны. В 1185 г. войска одного из объединений самураев разгромили своих противников. В 1192 г. глава этого объединения Минамото присвоил себе звание сегуна (главнокомандующего) и стал фактическим правителем Японии, оттеснив от власти императоров. Правда, полностью обуздать дру- i т.- самурайские группировки сегуну очень долго не удавалось. Я иония еще многие годы жила в условиях раздробленности, власть I пуна была слаба. 15 XIII в. японцам удалось отразить попытку монголов захватить ИХ страну. Однако затем вспыхнула усобица, закончившаяся сверлением сегуна из рода Минамото. После многих лет борьбы в стране ) i нердилась власть сегуна из другого рода.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы