Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ



ФТД. 05 ПРАКТИКУМ ПО ИГРЕ

НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

 

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 050600Художественное образование

профиль «Театральное искусство»

 

 

 

Нижний Тагил


Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры технологий художественного образования 13 сентября 2012 г., протокол № 1.

 

Зав. кафедрой А.Н. Садриева

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета сценических искусств НТГСПА 14 сентября 2012 г., протокол № 1.

 

Декан ФСИ А.В. Миронов

 

 

Составитель:

Игнатов С.Л., доцент кафедры ТХО


Пояснительная записка

 

Для системы образования РФ одним из приоритетных направлений является создание программ для культурной адаптации студентов. Программной целью художественно-эстетического образования в НТГСПА является передача положительного духовного опыта поколений, исторически развитой формы культуры. Применительно к предметам музыкального образования это значит развивать эстетическое сознание студентов, эстетическое отношение к деятельности.

Курс «Практикум по игре на русских народных инструментах» рассчитан на студентов, как не имеющих общего музыкального образования и навыков игры на музыкальных инструментах, так и имеющих общее (начальное) и среднее музыкальное образование. Особенностью этого курса является то, что в качестве базы взяты русские народные (традиционные) инструменты: балалайки, домры, бубны, барабаны и фольклорные архаичные инструменты: жалейки, свирели, гусли, окарины, рубели, кокошники-колотушки, трещотки; предметы быта, используемые как музыкальные инструменты: пила, коса и т.п.

 

Целью курса является музыкальное развитие студентов, формирование художественной культуры посредством освоения древних и современных русских музыкальных инструментов как органической составной части целостной духовной культуры личности, развития специальных компетенций студентов.

 

Задачи курса:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН иметь сформированное, эстетическое отношение к действительности и к искусству, систему искусствоведческих, эстетических и этических, музыкально-исторических знаний, музыкальных понятий; иметь достаточный репертуар, уметь самостоятельно грамотно анализировать и разучивать произведения, выразительно исполнять на инструменте произведения (в объеме 4-х знаков в ключе), читать с листа, подбирать по слуху мелодию и простой аккомпанемент, иметь навыки транспонирования и музицирования в ансамбле.

.

 

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы предоставить студентам возможность получить дополнительную подготовку к работе в качестве руководителя детского фольклорного коллектива, а также научиться основным приемам игры на русских народных инструментах.

Основной формой учебной работы является аудиторное занятие. Успешное формирование навыков у студентов в значительной степени зависит от самостоятельной практической работы на инструментах, поэтому большое значение приобретают самостоятельные занятия и упражнения.

Курс «Практикум по игре на русских народных инструментах» органически связан с другими предметами. Навыки, которые получают студенты в этом курсе, могут быть использованы ими как навыки межличностного общения, навыки публичных выступлений – концертная деятельность, в частности.

Учитывая учебную нагрузку студентов, не следует изучать большое количество инструментов одним обучающимся. Желательно изучение одного-двух инструментов, причем один инструмент – основной, а другой, выбранный по желанию, вспомогательный. Например, основной инструмент – жалейка, но в силу особенностей духовых инструментов студент может играть на похожей по принципу звукоизвлечения свирели.

Основная форма аудиторной работы – практическое занятие. Практическое занятие следует построить следующим образом:

1) показ инструмента, рассказ о возможностях инструмента;

2) овладение основными приемами игры;

3) самостоятельное или под руководством педагога разучивание партий или музыкальных фрагментов;

4) ансамблевая игра.

Особое внимание следует уделить репертуару. Задачи курса предполагают использование фольклора и несложных обработок русских народных песен и мелодий. Так как студенты в будущем будут работать с детскими фольклорными коллективами, следует предусмотреть изучение детского фольклора, как музыкального, так и литературного. В процессе групповых занятий необходимо отрабатывать навыки ансамблевой игры. Учитывая, что навыки ансамблевой игры развиваются постепенно, путем систематической кропотливой работы, произведения, намеченные для исполнения в начале курса, должны быть тщательно подобраны. Целесообразно начинать работу с небольших по объему пьес, в тональностях до двух знаков в ключе, в простых метроритмических размерах: 2/4 и 4/4, с простой фактурой в аккомпанементе и доступным восприятию мелодическим рисунком. Лишь после того, как у студентов появится уверенность и первые навыки игры в ансамбле, можно постепенно усложнять задания, добавляя новые инструменты и группы инструментов. В конце первого этапа (у каждого индивидуально) следует практиковать участие студента в полном составе ансамбля.

Важным разделом работы является формирование умения участника ансамбля самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте своей партии. На индивидуальных и групповых занятиях для студентов, не имеющих музыкального образования, должны даваться основы музыкальной грамоты. Особенность обучения музыкальной грамоте состоит в том, что обучающийся на первом этапе сначала учится играть на инструменте, а затем «расшифровывает» свою игру (партию) по нотам. При таком методе обучения музыкальной грамоте обучающийся не теряет интерес к музыкальному инструменту, так как с первого дня занимается практическим творчеством.

 

Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний

В результате обучения студент должен:

знать и понимать:

основные русские народные мелодии и наигрыши;

– основные выразительные средства музыки, ее жанры;

– 5-6 народных музыкальных произведений.

уметь:

– владеть основными приемами игры на инструментах;

– играть сольно и в составе ансамбля выученные произведения;

– пользоваться различными приемами звукоизвлечения.

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

исполнять индивидуально и в ансамбле несколько народных или авторских произведений народного жанра;

– творчески интерпретировать музыкальные произведения на репетициях, на выступлениях;

– участвовать в художественных событиях факультета, академии (музыкальные вечера, тематические концерты).

В течение всего курса основной формой отчета являются технические зачеты и, в зависимости от уровня подготовки, участие в концертной деятельности.

 

Тематический план

№ п/п Разделы и темы дисциплины Всего Ауд. Лекции Практические, семинарские занятия Самостоятельная работа
Введение    
Виды народных инструментов    
Виды оркестров     -
Солирующие инструменты     -
Аккомпанирующие инструменты     -
Виды инструментов: духовые, струнные, ударные    
Группа балалаек    
Гусли звончатые    
Балалайка-прима, альт    
Нотная грамота    
Отработка приемов игры    
Основные виды ритмической фигурации    
Свирели    
Жалейки    
Детский и взрослый абюжур    
Интонирование    
Ударные инструменты    
Ансамблевая игра    
  Итого  

 

Основное содержание

 

Тема 1. Введение

Проводится инструктаж по технике безопасности на инструментальных занятиях. Основные цели и задачи исполнительского искусства. Прослушивание студентов: определение слуха и ритма.

 

Тема 3. Виды оркестров

Виды ансамблей и оркестров народных инструментов: народные, ансамбли баянов, балалаек, роговой музыки.

 

Тема 7. Группа балалаек

Балалайка-прима. Роль в оркестре, ансамбле. Строй, диапазон, прием игры, нотная запись. Отработка на балалайке-приме приема «удар» и «бряцание». Отработка упражнений на использование большого пальца левой руки на струнах «Е». Отработка приемов на примере пьес: «Во саду ли, во огороде», «Барыня», «Пошла Дуня за водой», «Приокская кадриль» и др.

Бас-балалайка. Основные приемы игры: удар медиатором, двойной удар медиатором. Положение за инструментом, положение рук правой и левой. Звукоизвлечение. Скрипичный и басовый ключи. Ритмическая фигурация (Основные ступени лада). Отработка приемов игры на приеме упражнений для контрабаса по учебнику Чунина «Народный оркестр». Отработка навыков игры на приеме пьес: «Пошла Дуня за водой», «Смоленский гусачок», обработка Назарова и Широкова. Музыкальные примеры: «Народный оркестр» Чунин №1-20 стр. 10-12; «Практический курс игры на контрабасе» Чунин, стр. 45-80, муз. примеры №101-200.

 

Тема 8. Гусли звончатые

Уметь играть простые мелодии «медиатором» и щипком», используя прием «глушение струн». Играть мелодию с аккомпанементом «бурдон».Уметь играть последовательности 3-х, 4-х-звучных аккордов в тональностях А, Е. Уметь играть мелодию с аккордовым сопровождением на сильную долю.

 

Тема 10. Нотная грамота

Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, ладогармонических функций и связей. Разучивание партий по нотам.

 

Тема 13. Свирели

Виды свирелей – «ре», «до», «ля»; «сопрано», «пикколо».

Приемы игры: «легато», «нон-легато», «стаккато», «двойное стаккато», «передувание». Нотная запись – особенность: для всех видов свирелей единый строй. Строй «ре». Транспонирование: запись в партитуре в реальном звучании. Аппликатура: единая для всех свирелей. Особенность свирели в ансамбле: функции – солирующая, аккомпанирующая, орнаментальность. Педаль и трель. Отработка навыков звукоизвлечения приемом «легато» и «нон-легато» (2 или 3 звука извлекать имитацией удара языком «ту-у» и «ту» на каждую пару звуков). Отработка приемов игры на примере упражнений №1-100, и музыкальных примеров №75-90 из сборника «Практический курс игры на деревянных духовых народных инструментах» Вахутинского. Отработка навыков игры на примере пьес: «Барыня» – обработка Бухвостова, «Смоленский гусачок» – обработка Широкова, «Пошла Дуня за водой» – обработка Назарова. Инструментировать простую мелодию с использование свирели в качестве солирующего и аккомпанирующего инструмента.

 

Тема 14. Жалейки

Виды жалеек: Басовые, теноровые, сопрановые. Басовые – строй: «соль», «ми», «ля». Теноровые – строй: «до», «ре», «ми», «фа». Сопрановые – строй: «соль», «ля», «до» всех видов жалеек. Диапазон: одна октава. Солирующая и аккомпанирующая функции жалейки в ансамбле и оркестре. Интонирование. Особенности записи партий жалеек в партитуре. Отработки навыков звукоизвлечения приемом «нон-легато» и на примере русских народных произведений «Как под горкой». Русское народное произведение «Барыня» – отработка приемом «нон-легато» в аккомпанементе (играть на счет «и»). Упражнения № 101-150 стр. «Практический курс игры на ударных и деревянных духовых народных инструментах» Вахутинского. Музыкальные примеры и отрывки музыкальных произведений со стр.75-90 «Практический курс игры на ударных и деревянных духовых народных инструментах» Вахутинского (№30-35).

Отработка навыка «двойного стаккато» на обработке русского народного произведения Буданкова «Пойду ль я выйду ль я да». Отработка навыка интонирования на бас-жалейке – пьеса Назарова «Пошла Дуня за водой». Отработка навыка технических пассажей на примере обработки русского народного произведения «Смоленский гусачок».

 

Тема 16. Интонирование

Представление о чистоте звучания. Понятия унисона и многоголосия. Основы полифонии. Подголосочная полифония. Формирование приемов «подтягивания» звука на духовых инструментах.

 

Тема 18. Ансамблевая игра

Расположение инструментов в ансамбле и оркестре русских народных инструментов. Свое место и роль в ансамбле. Умение играть в ансамбле свою партию «соло» и в аккомпанементе. Игра на память и «по нотам» с помощью пульта. Игра в смешанном и моноинструментальном ансамблях. Особенности партитурной строки и роли в ней своей партии. Основные приемы сценического мастерства: мимика, дикция, пантомимика.

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах, смотрах художественного творчества ФСИ и НТГСПА.

 

Организация практических занятий

Всостав ансамбля входит большое количество разнообразных народных инструментов, которые в соответствии с общепринятой классификацией целесообразно разделить на группы (ударные, духовые, струнные и клавишно-пневматические) и подгруппы.

Обучение игре следует начинать с игры на различных ударных и шумовых инструментах. Однако можно смело использовать и духовые, и струнные инструменты. К 17 годам сформированы музыкальная отзывчивость, опознающая музыкальная память, начальная форма тембрового слуха, те компоненты чувства ритма, которые связаны с восприятием и воспроизведением темпа и метрической пульсации, продуктивное музыкальное мышление. Быстро развивается способность восприятия длительностей, звуков и пауз, мелодический слух, звуковысотное слышание. Вместе с тем следует учитывать, что музыкальное развитие человека происходит неравномерно. Поэтому студент в ансамбле начинает обучение не с одного, а с нескольких инструментов сразу.

Полный состав инструментов ансамбля следующий:

Группа духовых инструментов: свирели, окарины, жалейки, владимирский рожок, брелка, блок-флейта.

Группа клавишно-пневматических инструментов: саратовская гармонь, гармонь, баян.

Группа ударных инструментов: ложки, коробочки, рубели, трещотки курские, трещотки круговые, колокольчики, кокошник-колотушка, бубны, бич-хлопушки, ксилофон (дрова), металлофон, коса, пила, треугольники, малые и большие барабаны.

Группа струнных инструментов: гусли звончатые, домры малые, альтовые, басовые, балалайки примы, секунды, альты, басы, контрабасы, скрипка.

Выбор отдельных инструментов, групп инструментов для музицирования и исполнения определяется спецификой конкретного музыкального произведения. Не все произведения предполагают исполнение полным ансамблем. Ансамбль укомплектован, исходя из принципа многовариантного применения инструментов в исполнительской практике, а также для решения разнообразных задач музыкального воспитания и развития эмоциональной культуры.

В состав ансамбля входят группы с разным составом исполнителей. Каждая возрастная группа: начальная и основная – предполагает исполнение разных музыкальных произведения и достижение различных целей музыкальной деятельности.

1. Начальная группа ансамбля. Студенты играют на инструментах всегда в сопровождении педагога. В эту группу включены все ударные и шумовые инструменты, духовые инструменты и балалайки – прима, бас и контрабас.

Музыканты создают ритмическое сопровождение к основной партии баяна. Игра в начальной группе предполагает различные формы творческого самовыражения студентов: пение, звукоимитации, вставные театрализованные номера, игры.

Цель музыкальной деятельности: первоначальное знакомство со старинными народными инструментами.

2. Основная группа ансамбля. Студенты выполняют как ритмико-исполнительские, так и сольные функции, играя на всех инструментах ансамбля. В группе используются все инструменты ансамбля.

Цель музыкальной деятельности: формирование навыков ансамблевой игры, распространение русской народной культуры в постоянной концертной деятельности.

Методика обучения игре на инструментах ансамбля складывается из основных методик, отвечающих конструктивным особенностям инструментов и описанных М. Вахутинским, О. Буданковым и В. Петровым, Г. Андрюшенковым, А. Каргиным, В. Чуниным, а также Д. Рытовым.

Методика обучения игре на народном инструменте зависит от:

• принадлежности инструмента к определенной классификационной группе и подгруппе;

• принципа звукоизвлечения;

• возраста исполнителя и поставленных перед ним задач;

• уровня физического, музыкального, эмоционального развития исполнителя;

• наличия условий (материальных, временных, организационных) для обучения игре на инструменте.

Методика обучения игре на любом народном музыкальном инструменте должна включать следующие этапы:

1. Знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями.

2. Постановка исполнительского аппарата – корпуса, рук, амбушюра и др.

3. Освоение основных приемов звукоизвлечения.

4. Развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения.

5. Работа над музыкальным произведением.

Начинать обучение лучше всего с практических занятий, используя прием «делай, как я». В этом случае студент проявит интерес к инструменту, так как сразу включится в процесс творчества, увидит результат. Важен для него сам факт игры на инструменте, пусть не вполне правильно и неуклюже, но зато вместе с педагогом или с другими студентами.

Для пробуждения интереса нужно дать студенту сыграть очень простой ритмический рисунок на одном звуке и самым простым приемом. Нотную запись можно ввести позднее. Прием «делай, как я» известен в педагогике как народный способ обучения игре на народных инструментах. Безусловно, в системе специального музыкального образования овладение музыкальной грамотой опережает овладение практическими приемами игры на инструментах.

Народный способ обучения позволяет использовать психофизиологические возрастные особенности людей, различную сформированность у них формально-логического мышления, способности к абстрагированию и отсутствие развитого пространственного воображения.

Ударные народные инструменты особенно привлекательны для музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов ансамбля (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки. Выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты (дрова и др.), приемы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек), а также музыкальные инструменты других групп ансамбля.

В процессе знакомства с ударным инструментом студенты узнают:

– об истории его создания;

– изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические) возможности;

– выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;

– познают, как образуется звук;

– узнают свойства звука;

– приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Музыкальный фольклор; русские народные музыкальные инструменты; архаичные музыкальные инструменты; ансамбль народных инструментов; партитура для ансамбля народных инструментов; расширение слухового внимания; дифференциация звучности, индивидуальные особенности развития студентов; композиторская логика развития тематического материала; подголосочная полифония; преодоление исполнительских трудностей на основе их анализа; принципы развивающей педагогики; проблемы артикуляции, громкостной динамики,; репертуар; творческое музицирование как способ достижения кинестетической свободы; транспонирование; художественно-исполнительские задачи; целостное креативное развитие.

 

Основная

1. Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество [Текст]: [учеб. пособие для вузов по спец. 030700 – «Музык. образование»] / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. – М.: Академия, 2005. – 3 экз.

2. Народное музыкальное творчество [Текст]: [учебник для вузов / Е. Е. Васильева [и др.]; отв. ред. О. А. Пашина; М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Федер. агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. – СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2005. – 1 экз.

Дополнительная

1. Золотницкий Д. История музыки с нотными образцами и иллюстрациями [Текст]: теоретические основы, фольклор, разбор музыкальных произведений: для музык. шк., лицеев, гимназий: (4–5-е кл.) / Д. Золотницкий. – СПб.: Композитор, 2001. – 1 экз.

ФТД. 05 ПРАКТИКУМ ПО ИГРЕ

НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

 

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 050600Художественное образование

профиль «Театральное искусство»

 

 

 

Нижний Тагил


Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры технологий художественного образования 13 сентября 2012 г., протокол № 1.

 

Зав. кафедрой А.Н. Садриева

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета сценических искусств НТГСПА 14 сентября 2012 г., протокол № 1.

 

Декан ФСИ А.В. Миронов

 

 

Составитель:

Игнатов С.Л., доцент кафедры ТХО


Пояснительная записка

 

Для системы образования РФ одним из приоритетных направлений является создание программ для культурной адаптации студентов. Программной целью художественно-эстетического образования в НТГСПА является передача положительного духовного опыта поколений, исторически развитой формы культуры. Применительно к предметам музыкального образования это значит развивать эстетическое сознание студентов, эстетическое отношение к деятельности.

Курс «Практикум по игре на русских народных инструментах» рассчитан на студентов, как не имеющих общего музыкального образования и навыков игры на музыкальных инструментах, так и имеющих общее (начальное) и среднее музыкальное образование. Особенностью этого курса является то, что в качестве базы взяты русские народные (традиционные) инструменты: балалайки, домры, бубны, барабаны и фольклорные архаичные инструменты: жалейки, свирели, гусли, окарины, рубели, кокошники-колотушки, трещотки; предметы быта, используемые как музыкальные инструменты: пила, коса и т.п.

 

Целью курса является музыкальное развитие студентов, формирование художественной культуры посредством освоения древних и современных русских музыкальных инструментов как органической составной части целостной духовной культуры личности, развития специальных компетенций студентов.

 

Задачи курса:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН иметь сформированное, эстетическое отношение к действительности и к искусству, систему искусствоведческих, эстетических и этических, музыкально-исторических знаний, музыкальных понятий; иметь достаточный репертуар, уметь самостоятельно грамотно анализировать и разучивать произведения, выразительно исполнять на инструменте произведения (в объеме 4-х знаков в ключе), читать с листа, подбирать по слуху мелодию и простой аккомпанемент, иметь навыки транспонирования и музицирования в ансамбле.

.

 

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы предоставить студентам возможность получить дополнительную подготовку к работе в качестве руководителя детского фольклорного коллектива, а также научиться основным приемам игры на русских народных инструментах.

Основной формой учебной работы является аудиторное занятие. Успешное формирование навыков у студентов в значительной степени зависит от самостоятельной практической работы на инструментах, поэтому большое значение приобретают самостоятельные занятия и упражнения.

Курс «Практикум по игре на русских народных инструментах» органически связан с другими предметами. Навыки, которые получают студенты в этом курсе, могут быть использованы ими как навыки межличностного общения, навыки публичных выступлений – концертная деятельность, в частности.

Учитывая учебную нагрузку студентов, не следует изучать большое количество инструментов одним обучающимся. Желательно изучение одного-двух инструментов, причем один инструмент – основной, а другой, выбранный по желанию, вспомогательный. Например, основной инструмент – жалейка, но в силу особенностей духовых инструментов студент может играть на похожей по принципу звукоизвлечения свирели.

Основная форма аудиторной работы – практическое занятие. Практическое занятие следует построить следующим образом:

1) показ инструмента, рассказ о возможностях инструмента;

2) овладение основными приемами игры;

3) самостоятельное или под руководством педагога разучивание партий или музыкальных фрагментов;

4) ансамблевая игра.

Особое внимание следует уделить репертуару. Задачи курса предполагают использование фольклора и несложных обработок русских народных песен и мелодий. Так как студенты в будущем будут работать с детскими фольклорными коллективами, следует предусмотреть изучение детского фольклора, как музыкального, так и литературного. В процессе групповых занятий необходимо отрабатывать навыки ансамблевой игры. Учитывая, что навыки ансамблевой игры развиваются постепенно, путем систематической кропотливой работы, произведения, намеченные для исполнения в начале курса, должны быть тщательно подобраны. Целесообразно начинать работу с небольших по объему пьес, в тональностях до двух знаков в ключе, в простых метроритмических размерах: 2/4 и 4/4, с простой фактурой в аккомпанементе и доступным восприятию мелодическим рисунком. Лишь после того, как у студентов появится уверенность и первые навыки игры в ансамбле, можно постепенно усложнять задания, добавляя новые инструменты и группы инструментов. В конце первого этапа (у каждого индивидуально) следует практиковать участие студента в полном составе ансамбля.

Важным разделом работы является формирование умения участника ансамбля самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте своей партии. На индивидуальных и групповых занятиях для студентов, не имеющих музыкального образования, должны даваться основы музыкальной грамоты. Особенность обучения музыкальной грамоте состоит в том, что обучающийся на первом этапе сначала учится играть на инструменте, а затем «расшифровывает» свою игру (партию) по нотам. При таком методе обучения музыкальной грамоте обучающийся не теряет интерес к музыкальному инструменту, так как с первого дня занимается практическим творчеством.

 

Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний

В результате обучения студент должен:

знать и понимать:

основные русские народные мелодии и наигрыши;

– основные выразительные средства музыки, ее жанры;

– 5-6 народных музыкальных произведений.

уметь:

– владеть основными приемами игры на инструментах;

– играть сольно и в составе ансамбля выученные произведения;

– пользоваться различными приемами звукоизвлечения.

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

исполнять индивидуально и в ансамбле несколько народных или авторских произведений народного жанра;

– творчески интерпретировать музыкальные произведения на репетициях, на выступлениях;

– участвовать в художественных событиях факультета, академии (музыкальные вечера, тематические концерты).

В течение всего курса основной формой отчета являются технические зачеты и, в зависимости от уровня подготовки, участие в концертной деятельности.

 

Тематический план

№ п/п Разделы и темы дисциплины Всего Ауд. Лекции Практические, семинарские занятия Самостоятельная работа
Введение    
Виды народных инструментов    
Виды оркестров     -
Солирующие инструменты     -
Аккомпанирующие инструменты     -
Виды инструментов: духовые, струнные, ударные    
Группа балалаек    
Гусли звончатые    
Балалайка-прима, альт    
Нотная грамота    
Отработка приемов игры    
Основные виды ритмической фигурации    
Свирели    
Жалейки    
Детский и взрослый абюжур    
Интонирование    
Ударные инструменты    
Ансамблевая игра    
  Итого  

 

Основное содержание

 

Тема 1. Введение

Проводится инструктаж по технике безопасности на инструментальных занятиях. Основные цели и задачи исполнительского искусства. Прослушивание студентов: определение слуха и ритма.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь