Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ДОСОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В книге «Общества...» обсуждалось развитие культурных инноваций в небольших обществах-«рассадниках» — в древних Израиле и Греции. Анализ был сосредоточен на условиях, при которых могло осуществиться значимое культурное новаторство, а со временем отделиться от своих изначальных социальных корней. Две эти модели были избраны по причине их решающего вклада в последующую социальную эволюцию. Берущие начало в «классических» иудейских и греческих истоках элементы, претерпев основательные изменения и взаимные комбинации, составили большинство из главных культурных компонентов современного общества. Их ядром было христианство. Как культурная система оно в конечном счете доказало свою способность и впитать в себя наиболее значительные компоненты светской культуры античности, и создать матрицу, из которой смогли выделиться новые устои секу-лярной культуры. Христианская культура, включая ее мирские компоненты, смогла утвердить более четкую и последовательную дифференциацию от социальных систем, с которыми находилась в отношениях взаимозависимости, чем это удавалось любой из ее предшественниц. Благодаря такому отделению от общества христианская культура смогла выступить в качестве более действенной и новаторской силы в развитии всей социокультурной системы, чем другие культурные комплексы, появлявшиеся до нее. Никакая культурная система, однако, не институционализиру-ется сама по себе; для этого она должна быть интегрирована с социальным окружением, которое обеспечивает удовлетворение функциональных потребностей реального общества (или нескольких обществ). Эволюция предполагает непрерывное взаимодействие между культурной и социальной системами, равно как и между их соответственными компонентами и подсистемами. Соци- альные предпосылки эффективности культуры таким образом не только меняются, но и на каждом из этапов могут зависеть от предыдущих этапов институционализации культурных элементов. В этом плане для нашего анализа особое значение имеет Римская империя. Во-первых, она была основной социальной средой, в которой получило развитие христианство. Поскольку римское общество исключительно многим было обязано греческой цивилизации, греческое влияние проникло в современную систему не только «культурным» путем, через христианскую теологию и светскую культуру Ренессанса, но и через структуру римского общества, особенно в восточной части империи, где образованные классы оставались эллинизированными после римского завоевания. Во-вторых, в основания современного мира было инкорпорировано наследие римских институтов. Чрезвычайно важный момент состоит в том, что греческое культурное и римское институциональное наследия оказали воздействие на одни и те же структуры. Правовой порядок империи оказался незаменимым условием для христианского прозелитизма, в результате чего произошло совмещение образцов, нашедшее отражение в том, что элементы римского права вошли и в канонический закон церкви, и в светские законы средневекового общества и его преемников. Начнем наш анализ с набросков, относящихся к двум главным социальным «мостам» между древним и современным мирами — христианству и некоторым институтам Римской империи. Затем, перескочив через несколько веков, рассмотрим более близких предшественников современного общества — феодальное общество с его кульминацией в позднем Средневековье, потом Ренессанс и Реформацию. РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО Христианство зародилось как сектантское движение в палестинском иудаизме. Вскоре, однако, оно порвало со своей религиозно-этнической общиной. Решающим событием в этом процессе стало решение апостола Павла, согласно которому нееврей мог стать христианином без того, чтобы стать членом еврейской общины и соблюдать иудейский закон1. Таким образом, ранняя христианская церковь превратилась в религиозное сообщество типа ассоциации, независимое от каких бы то ни было естественно заданных сообществ аскриптивного типа, будь то этнических или 1 Nock A D St Paul NY Harper, 1938 территориальных. Она сосредоточилась вокруг чисто религиозной задачи — спасения души каждого отдельного человека — и в этом отношении особо отличалась от всякой светской социальной организации. Благодаря прозелитской деятельности апостолов и других миссионеров христианская церковь постепенно распространилась по всей Римской империи. На ранних этапах она пользовалась успехом в основном в небогатых слоях городского населе-, ния — у ремесленников, мелких торговцев и т.п., которые были свободны и от крестьянского традиционализма, и от присущей высшим классам заинтересованности в status quo2. С точки зрения религиозного содержания наиболее важными элементами преемственности от иудаизма был трансцендентный монотеизм и представление о договоре с Богом. Таким образом, сохранился дух «избранности» Богом для совершения особой богоданной миссии. В классическом иудаизме этим статусом был наделен народ Израиля; в христианстве он закрепился за всеми испове-| дующими веру индивидами, через веру получающими доступ к веч-1 ной жизни3. Спасение можно было обрести в церкви и посредст-1 вом церкви, особенно после того как утвердился институт святых таинств. Ранняя церковь была добровольной ассоциацией, как социологический тип совершенно противоположной такой общности, как «народ». Иудеем можно было быть только в качестве тотальной социальной личности, одного из «народа»; в христианстве на уровне участия в социуме человек мог быть одновременно христианином и римлянином или афинянином, членом церкви и этно-территориального сообщества. Этот шаг имел решающее значение для дифференциации и ролевых, и коллективных структур. Это новое определение оснований религиозного коллектива и его отношения к мирскому обществу требовало теологической легитимизации. Новым теологическим элементом стал Христос, который не был просто еще одним пророком или мессией иудейской традиции — эти фигуры были чисто человеческими, без претензий на божественность. Христос же был и человеком, и Богом, «единосущным сыном» Бога-Отца, но также и человеком во плоти и крови. В этой своей двойной сущности он явился, чтобы дать человечеству спасение. Трансцендентность Бога-Отца послужила основным источником резкого разделения между тем, что позже получило название «духовного» и «светского». Основанием их интеграции послужи- 2 Harnack A. The mission and expansion of Christianity. N.Y.: Harper, 1961. 3 Bultmann R, Primitive Christianity. Cleveland: Meridian, 1956. ли отношения между людскими душами и Богом через посредство и «во» Христе и его церкви, которая теологически определяется как «мистическое тело Христово» и сопричастна божественности Христа через Дух Божий4. Христос не только принес спасение душам, но и освободил религиозное сообщество от прежних территориальных и этнических привязок. Отношения между тремя лицами Святой Троицы и каждого из них к человеку и другим сторонам бытия чрезвычайно сложны. Устойчивое теологическое упорядочение этих отношений требовало интеллектуальных ресурсов, отсутствовавших в профети-ческом иудаизме. Именно в этом направлении сыграла решающую роль поздняя греческая культура. Христианские теологи III в. н. э. (особенно александрийские отцы Ориген и Климент) мобилизовали утонченные средства неоплатонической философии для решения этих сложных интеллектуальных проблем5, тем самым создав прецедент сближения со светской культурой, каковое не было доступно другим религиозным движениям, в частности исламу. Представление о христианской церкви как одновременно о божественном и человеческом учреждении имело теологическое происхождение. Представление же о ней как о добровольной ассоциации с весомыми признаками эгалитаризма и корпоративной независимости по отношению к социальному окружению во многом сложилось на основе институциональных моделей античности. Поразительным символом было использование св. Августином слова «град» в значении, близком к слову «полис»6. Безусловно, церковь была ассоциацией религиозных «граждан», наподобие полиса, особенно в том, что касалось местных конгрегации. Подобно тому как империю можно представить в виде городов-государств, так и церковь создала соответствующую модель, по мере того как разрастающееся движение стало нуждаться во властных структурах для стабилизации отношений между ее местными конгрегациями. Необходима была и определенная централизация, которая постепенно осуществлялась в утверждении римского папства. Хотя церковь институционально Дифференцировалась от всех светских организаций, в то же время структурно она стала больше соответствовать окружающей ее социальной реальности. 4 Neck A.D. Early gentile Christianity and its Hellenistic background. N.Y.: Harper, 1964. 1 Jaeger W. Early Christianity and Greek Paideia. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, 1961. Cochrane Ch.N. Christianity and classical culture. N.Y.: Oxford Univ. Press. 1957. Важной чертой дифференциации христианской церкви от мирского общества была четкость и резкость проведенных границ: ранний христианин жил «в миру», но был «не от мира сего». Большое общество было языческим и представлялось христианину совершенно обесцененным, царством неискупимого греха. Знаменитое предписание «кесарю — кесарево» нужно было понимать как признание того, что кесарь — языческий монарх, символ языческого политического и социального порядка. В том, что здесь выражалось «принятие» римской власти, проявлялась христианская пассивность по отношению ко всему мирскому. Как решительно настаивал Э. Трельч, раннее христианство не было движением социальных реформ или революционным движением. Признание власти кесаря ни в коем случае не означало позитивной интеграции, ибо оно коренилось в эсхатологических ожиданиях близкого второго пришествия, конца света и Страшного Суда7. Христианское движение как целое было изначально двойственным в своем отношении к секулярному миру, что во многом опять-таки было унаследовано от иудаизма. С одной стороны, оно утверждало приоритет «вечной жизни» перед всеми мирскими делами. Поэтому, наряду с прозелитизмом, оно делало акцент на такие средства спасения, как личное благочестие и аскетизм. С другой стороны, Христос и его церковь, подобно народу Израиля, имели назначенную Богом миссию на этой земле, что на деле означало миссию в человеческом обществе. И хотя положение церкви в имперском обществе вынужденно отодвигало этот компонент на второй план, его эволюционный потенциал был весьма значительным. Христианская отрешенность от мирских дел сталкивалась со все более серьезными проблемами по мере обращения в христианскую веру широких слоев населения, и особенно представителей высших, социально и политически более ответственных классов8. Этот процесс достиг кульминации в начале IV в. н. э. с провозглашением новой имперской религиозной политики, нашедшей отражение в Миланском эдикте (объявившем о терпимости к христианству), в обращении в христианство императора Константина и в объявлении христианства государственной религией9. 1 Troeltsch E. The social teachings of the Christian Churches. Vol. 1. N.Y Harper, 1960. s Ibid. 4 Lietzinann H. A history of the early Church. Cleveland: Meridian, 1961. Vols 2. 3 Эта кульминация была не только великим триумфом, но и источником огромных напряжений внутри христианства, поскольку церковь оказалась перед опасностью потерять свою независимость и превратиться в орудие светской политической власти. Знаменательно, что именно в этот период утверждается монастырство10. Предписание апостола Павла «оставаться в том положении, в каком вы были призваны» уже в самом начале казалось недостаточно радикальным определенному меньшинству христиан, которые целиком порывали с миром и становились отшельниками. Теперь же подобные настроения приводили к созданию организованных общин верующих, полностью посвятивших свою жизнь религии и покинувших мир, приняв обет нестяжания, безбрачия и послушания11. Хотя христианство было «рассадниковым» движением с потенциальными возможностями для будущего социального развития, оно не могло преобразовать Римскую империю, поскольку там отсутствовали необходимые условия его институционализа-ции. Монастырское же движение образовало еще один, особый вид «питомника рассады» уже внутри христианства и стало мощным и все более усиливающимся эволюционным рычагом воздействия как на «мирскую» церковь, так и на секулярное общество. Институциональное структурирование христианской миссии в мире, в котором монастыри играли повсюду важную роль, оказалось теснейшим образом связано с процессом дифференциации восточной и западной ветвей церкви. Отчасти в результате ослабления на Западе светской власти, включая потерю Римом статуса имперской столицы, церковь получила там большие возможности стать независимым «субъектом действия». Выступая как единая организация всех христиан, мирян и клира, западная церковь создала «универсальную» епископальную систему, централизованную под эгидой папского престола в Риме12. В период «мрачного Средневековья» и на протяжении почти всей эпохи более поздних Средних веков эта организация показала себя более эффективной, чем любая из числа светских, и произошло это благодаря длительному воздействию трех важных моментов в развитии церкви. Во-первых, во многом под влиянием Августина на самом высоком теологическом уровне за «градом людским» утвердилось Tufari P. Authority and affection in the ascetics status group: St. Basilic definition of monasticism/Unpubl. dissert. Harvard University. '' Workman H.B. The evolution of the monastic ideal. Boston. 1962. }~ Liet-mann H. Op. cit. Vol. 4. почти легитимное место, при том, что проводилось различение между ним и «градом Божьим». В противоположность характерному для раннего христианства тотальному отчуждению от мирского I общества, в концепции Августина утверждалась мысль о «негативной терпимости» по отношению к нему и допускалась возможность его морального совершенствования под христианским влия- | нием как вполне законного стремления13. Августин также пошел гораздо дальше своих предшественников по пути принятия секу-лярной культуры древнего мира. Во-вторых, с учреждением ордена бенедиктинцев западное монашество стало уделять гораздо больше внимания мирским делам, чем восточное монашество. Интерес к светскому миру укрепился с появлением в западной церкви других орденов, таких, как клюнийские монахи, доминиканцы, францисканцы и, наконец, иезуиты. В-третьих, организация церкви была скреплена посредством таинств, которые обрели свою окончательную форму до начала Средних веков. Священнический сан превратился в должность, независимую от личных качеств занимающих ее персон, а значит, и от их партикуляристских связей14. Западная церковь достигла значительно более высокого уровня «бюрократической» независимости своего белого духовенства, чем восточная церковь, где епископы обязательно должны быть выходцами из монахов, а приходские священники тесно вовлечены в жизнь местных общин. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РИМА Хорошо известно, какой резкий упадок пережила Римская империя, достигшая высочайшего уровня цивилизации. Особенно этот упадок выразился в дезинтеграции политической власти; на Западе и в появлении на ее месте множества меняющих свои очертания племенных и региональных группировок и авторитетов. Эти перемены сопровождались фактическим исчезновением денежно-рыночной экономики и возвращением к местной самодостаточности и бартеру15. n Cochrane С/7. N. Op. cit; Troeltsch E. Op. cit. 14 Weber M. The Sociology of religion Boston: Beacon, 1963. [Вебер М. Социология религии//А? 5е/) М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.J ь Moss H.St.L В. The birth of the Middle Ages. L.: Oxford Univ. Press, 1935: Lot F. The end of the Ancient World and the beginning of the Middle Ages. N.Y.. Harper, 1961. Когда снова началось постепенное возрождение и консолидация, между церковью и светской властью возникло новое важное взаимоотношение. Легитимизация режима Карла Великого зависела от его отношений с церковью, что нашло символическое выражение в его коронации папой Львом III в 800 г. н. э. Эта церемония послужила моделью для всей Священной Римской империи, которая хотя и не была никогда высокоинтегрированной политической системой, все же служила легитимизирующей основой для единого христианского светского общества16. В этих институциональных рамках великий средневековый «синтез» выглядел как дифференциация церкви и государства, последнего — в специфически средневековом значении этого термина. Эта дифференциация определялась как разделение духовных и светских «орудий» христианской миссии. В результате этого особого способа дифференциации и интеграции образовалось ядро того, что Э. Трельч называл первым вариантом идеи Христианского общества17. Главные институциональные элементы римского происхождения, пережившие Средние века, были, таким образом, тесно связаны с развитием церкви. В период переселения народов универсалистские структуры римского права были тяжелейшим образом подорваны ввиду «пер-сонализации» права, когда человека стали судить по закону его племени18. Эту партикуляристскую отсылку к племенной принадлежности можно было преодолеть в юрисдикции и правоприменении только путем постепенного возрождения территориального принципа, ибо эта сторона права непосредственно связана со статусом территориальной политической власти. Хотя и было признано, что гражданским правом вновь образованной империи является римское право, империя была слишком рыхлой, чтобы служить эффективным субъектом детальной разработки закона и его претворения в жизнь. Так что правовая традиция ограничивалась тем, что оказывала своего рода «культурное давление» в виде леги-тимизирующего воздействия на процесс установления территориальных законодательств, не охватывающих всю империю целиком19. Тем не менее едва ли ставилось под сомнение, что право, как таковое, означало римское право и что правовая система имперского Рима сохраняла силу даже в английском общем праве, которое было не столько новой правовой системой, сколько адапта- " ' Pirenne H. A history of Europe. 2 vols. Garden City; N.Y.: Anchor, 1958. " Troeltsch E. Op. cit. Vol. 1. " Mcllwam C.H. The growth of political thought in the West. N.Y.: MacmiUan, 1932. " Ibid; Gierke 0. van. Political theories of the Middle Ages. Boston: Beacon, 1958. цией римского права к условиям Англии20. Более того, и церковь приспособила значительную часть римского права в виде канонического закона для регулирования своих собственных дел и создала внутри клира специальный разряд юридических экспертов. Возможно даже, что «бюрократизация» средневековой церкви имела меньшее значение, чем ее упорядочение средствами универсалистской правовой системы. Твердая территориальная привязка политических институтов — это второй существенный компонент современных обществ, существованию которого они более, чем какому-либо иному источнику, обязаны римскому наследию. Несмотря на многие различия между римскими и современными государственными институтами, римское наследие и римская модель послужили важнейшим отправным пунктом для развития раннесовременного европейского государства, не в последнюю очередь через легитими-зацию, заложенную в представлениях о преемственности государственной организации21. Третьим основным компонентом институционального наследия античности был принцип и образец «муниципальной» организации. Римский municipium вел свое происхождение от более древних городов-государств — греческого полиса и городов Рима и других италийских провинций. Municipium давно утратил политическую независимость, но сохранил многие из давних институциональных установлений. Самым важным из них было представление о его структурном ядре в виде корпорации граждан. В определенных основополагающих отношениях граждане municipium представляли собой объединение равных, имеющих одинаковые юридические и политические права и одинаково несущих военные и другие подобные обязанности граждан. Хотя во всех municipia, как и в Риме, постепенно возникли аристократии богатых и знатных граждан, которые монополизировали общественные должности, в них все же в достаточной мере сохранялся, в отличие от сельского общества, особенно периода феодализма, дух ассоциации. Выживание таких городских общин составляло важную отличительную особенность предсовременной Европы, если сравнивать ее с любым восточным обществом, находившимся на приблизительно такой же стадии развития22. 20 Maitland F.W. The constitutional history of England. Cambridge (Eng).: Cambridge Univ. Press, 1908. 21 Morrall l.B. Political thought in Mediaeval Times. N.Y.: Harper. 1962 22 Weber M. The city. N.Y.: Free Press, 1958. [Ведер М. Город//Вебер М. Избран-ноеХЭбраз общества. М.: Юрист, 1994.) СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО То, что период развития и перехода от конца Средневековья к первым новообразованиям общества, вступившего на путь модернизации, был длительным и неровным, во многом объясняется тем, что в средневековом обществе прихотливо сочетались черты, благоприятствующие этому процессу, с такими, которые в основе своей были несовместимы с современностью и становились очагами сопротивления переходу к ней. Рассмотренное в качестве «типа» со-циетального устройства феодальное общество резко противоположно более развитым типам — как тем, что предшествовали ему, так и тем, что пришли ему на смену. Оно характеризовалось кардинальным отступлением почти от всех элементов развитого римского общества к более архаичным формам. Однако, как только была достигнута точка максимальной регрессии, быстро началось выздоровление и динамичное продвижение вперед. Ключевым моментом в этом развитии было то, что феодализм — продукт попятного движения — получил лишь вторичную легитимизацию. Хотя лояльности феодального типа и были, несомненно, романтизированы и получили, фактически, церковное благословение, это признание носило условный и ограниченный характер. В целом же они оказались довольно легко уязвимы со стороны иных притязаний, которые могли появиться и раньше, и позже их и которые были глубже укоренены в культуре с достаточно высокорационализированными ключевыми компонентами. Начиная с XI в. в обществе стали утверждаться элементы, способные породить первичную легитимизацию, инициируя процесс дифференциации и связанные с ним изменения, которые в конце концов привели к созданию современного структурного типа. Общее направление этой эволюции определялось достижениями в рамках «структурных мостов», о которых уже было сказано выше: это основная ориентация западного христианства, относительная функциональная обособленность организационной структуры церкви, территориальный принцип политического подданства, высокий статус римской правовой системы и принцип ассоциации, лежащий в основе городских общин. Дробление социальной организации Римской империи постепенно вело к созданию в высшей степени децентрализованного, локализованного и утратившего структурную дифференцированность типа общества, обычно именуемого «феодализмом»23. Общей тен- " ч Наиболее авторитетным и полезным для социологического анализа, всеохватывающим источником может служить книга М. Блока: Block M Feudal society. Chicago, '°1- [Бюк М. Феодальное общество//Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1973.j денцией феодального развития было уничтожение универсалистской основы порядка и замена ее партикуляристскими связями, изначально «племенного» или местного характера. Попутно старые элементы относительного равенства индивидуальных членов ассоциаций уступали место, по крайней мере на уровне основных политических и юридических прав, размытым иерархическим отношениям, базирующимся на неравенстве взаимных обязательств вассального подчинения, покровительства и служения. Феодальные иерархические отношения начинались как «до Вероятно, самой насущной повседневной проблемой в то время | было обеспечение простой физической безопасности. Беспоря- 1 док, порожденный «варварским» нашествием, продолжался и даль- I ше ввиду постоянных набегов (например, мусульман — на восто- ^ ке и на юге, гуннов — на востоке и севере, скандинавов — на севере и на западе) и непрерывной междоусобицы как следствия политической раздробленности25. Поэтому военная функция получила преимущественное развитие, и военные средства противостояния насилию стали основой безопасности. Опираясь на мощные традиции античности, в светском обществе возвысилось военное сословие, закрепившее свое положение посредством иерархического института вассальной зависимости. Однако с течением времени возможность поддерживать про- * стые и ясные иерархические отношения становилась все более 1 проблематичной. Они сделались настолько запутанными, что мно- I гие люди осуществляли свои феодальные права и обязанности в рамках сразу нескольких потенциально враждебных друг другу иерархий. Хотя ленные отношения, считавшиеся главными по отношению ко всем другим обязательствам, и были попыткой разрешить эту проблему, все же, скорее, они являлись знаком того, что -* Ganshoff F.L. Feudalism. N.Y.: Harper, 1961. 2-- Ibid. Part I. институт королевской власти не феодализировался окончательно и постепенно восстанавливал свое верховенство26. После XI в. территориальная организация государства, тесно связанная с монархическим принципом, стала уверенно набирать силу, хотя и не везде одинаково. В Европе постепенно увеличивалась плотность населения, росла экономическая организованность, возрастала физическая защищенность, все это в целом вело к сдвигу в принципах равновесия от феодальной организационной зависимости вассалов (с ее весьма хрупкими равновесием) к территориальному. Попутно совершалась важная кристаллизация института аристократии, который можно рассматривать как «компромисс» между феодальным и территориальным принципами организации27. В своих полностью раскрытых формах аристократия была явлением позднего Средневековья. На макросоциальном уровне она представляла собой фокус двухклассовой системы, из которой развился современный тип секулярной социальной стратификации национального государства. С политической феодализацией раннего Средневековья тесно переплетался резкий экономический упадок. Ресурсная база общества становилась все более аграрной, обретая относительно устойчивую форму организации в виде института феодального землевладения. Поместье было относительно самодостаточным аграрным хозяйством с наследственно закрепленной за ним рабочей силой, зависевшей в своем-легализованном статусе «несвободы» от феодала, обычно какого-то физического лица, но часто им выступала и какая-нибудь церковная корпорация — монастырь или соборный капитул. Функциональная размытость поместья отражалась в статусе 'землевладельца, который сочетал в себе роли собственника земли, политического лидера, военного предводителя, судьи и организатора хозяйственной жизни28. Такая диффузность вполне соответствовала манориальному поместью как средоточию гарантированной безопасности посреди феодального хаоса, но помешала ему стать организацией, способствующей осуществлению модернизации на местах. К такого типа организации гораздо ближе стояли города. Можно утверждать, что в широком смысле социальная структура церкви была основным институциональным мостом между Древним и современным (модернизованным) западным общест- 16 Block M. Op. cit. 27 Ibid. Ibid. Part V; Pirenne H. Economic and social history of Medieval Europe. N.Y.: Harvest, 1937. Part Ш. вом. Но для того чтобы эффективно повлиять на эволюцию, церковь должна была в каких-то стратегически важных точках соединиться со светскими структурами. М. Вебер настаивал на том, что именно одну из таких стратегических точек представляла собой европейская городская община29. Что касается приобщенности к церкви, то социальные различия в рамках городских общин были в известном смысле приглушены, хотя и не уничтожены вовсе. Прежде всего это выражалось в том, что всем членам городской общины без всяких различий был открыт доступ к мессе30. Какова природа религиозного компонента в городской организации, наиболее наглядно продемонстрировал кафедральный собор, который был не просто зданием, а институтом, в котором соединялись два уровня церковной организации — местонахождение епархиальной власти и средоточие кафедрального капитула, представляющего собой важный коллегиальный элемент церковной структуры31. Весьма значительное участие гильдий в финансировании капитулов и строительстве храмов указывает на то, что религиозная организация была тесно связана с экономической и политической жизнью набирающих силу городов. Важнейшим явлением в развитии в городах ассоциаций се-кулярного типа стало возникновение городского варианта аристократии в виде патрициата — высшего слоя горожан, организованного в корпоративное целое. Отличительная особенность этих групп заключалась в самом принципе их организации, противоположном феодальному принципу иерархии32. Они были организованы в гильдии, среди которых наиболее заметное и влиятельное место занимали гильдии торговцев. Но сама каждая отдельная гильдия, следуя образцу полиса или municipium, была в основе своей ассоциацией равных^. Хотя в пределах одной городской общины существовали гильдии, находившиеся 29 Weber M. The city. 4 В сельской местности обычный порядок состоял в том, что хозяин поместья ходил к мессе в свою часовню, а простолюдины ходили в деревенскую церковь или в храмы близлежащего монастыря или города, если вообще посещали богослужения. Всякий мало-мальски благородный человек имел собственного духовника. В этой связи примечательно, что Фома Аквинский утверждал большую по сравнению с сельским пригодность городского образа жизни для воспитания христианской добродетели. См.: Troehsch E. Op. cit. Vol. 2. P. 255. " Southern R W. The making of the Middle Ages. New Haven: Yale Univ Press, 1953. P. 193-204. 32 Block M. Op. cit. P. 416. j3 Pirenne H. Early democracies in the low countries. N.Y.: Harper, 1963. на разных уровнях престижа и власти,, занимавшие неравные позиции в политической структуре города, и хотя сами города могли занимать различное место в более широких политических структурах феодального общества, все-таки городские общины представляли собой образчик организации, противоположный феодализму и созвучный основному направлению будущего развития34. Вероятно, самые важные эволюционные события раннего Средневековья произошли в церкви — единственной достаточно всеобъемлющей структуре, чтобы оказать влияние на институциональное устройство по всей Европе. Поворотный момент наступил, возможно, в конце XI в., во времена папства Григория VII. В церкви к этому времени уже возобновился интерес к широким философско-теологическим темам, связанным с утверждением сугубо христианского свода знаний, который мог бы служить путеводителем на пути создания Христианского общества35. На горизонте вырисовывалось создание первого великого схоластического синтеза. Уже началось систематическое изучение канонического закона и светского римского права, и папа Григорий VII поддержал эти начинания. На уровне социальной структуры, однако, решающим моментом было, по всей вероятности, настояние Григория на том, чтобы религиозная дисциплина в церкви в целом приближалась к монастырской, в сочетании с отстаиванием интересов церкви в миру36. Он и некоторые из его преемников возвели могущество церкви и ее структурную независимость на такие высоты, что противники такого положения говорили о преобладании церкви над секулярными структурами. Такое преобладание невозможно было вообразить в Византийской империи. В некоторых отношениях главной новацией Григория VII было его требование безбрачия для белого духовенстве? 1. В то время как в феодальной системе на смену более «личному» принципу феодальной верности стремительно шел принцип наследственности, он решительно изъял из сферы действия последнего духовенство и особенно епископат. Каковой бы ни была мораль белого духовенства в области сексуальных отношений, у священников не могло быть законных наследников, а их приходы и должности не ч Pirenne H. Mediaeval cities. Princeton: Prmceton Univ. Press, 1925. Ch.2 «Municipal institutions». ъ Southern R. W. Op. cit.; Troeltsch E. Op. cit. * Man-all J B. Op. cit. ' Lea H C. History of Sacerdotal Celibacv in the Cristian Church. N Y.: Macmil-lan. 1907. стали институционализированной наследственной функцией, как это произошло с институтами монархии и аристократии. Это положение не могло быть разрушено даже тем, что согласно распространенной практике высшее духовенство назначалось из числа аристократов. Хотя священнослужители, епископы и в общем-то папы в течение многих столетий избирались во многом с учетом их родовых связей, попытки узаконить такой порядок в основном отвергались, в то время как во множестве светских контекстов принцип наследственности все более укоренялся. Состояние напряженности между духовным универсализмом церкви и феодальным мирским партикуляризмом, которое проявлялось в организациях и религиозного, и мирского типа, послужило мощным противодействием против соскальзывания западного общества в удобный традиционализм. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ До сих пор речь шла о феодальном обществе в плане составляющих его структур безотносительно к их дифференцированному распространению по различным географическим ареалам европейской системы. Теперь остановимся на выяснении, насколько нынешняя дифференциация Европы как системы была предвосхищена в периоды, предшествующие началу модернизации, и рассмотрим для этого, как распределялись по территории Европы различные институциональные компоненты38. Социальная среда европейской системы складывалась из ее отношений с соседними обществами, которые сильно различались в зависимости от их географического положения39. Социальная среда на северо-западе Европы не была проблемной, так как этот регион граничил с Атлантикой, которая в те времена не представляла собой зону сколько-нибудь значительных социальных и политических взаимообменов. На юге и востоке, однако, социальная среда была чрезвычайно важна. Испания на протяжении всего сре- 38 Четкое описание этого распределения можно найти у М. Блока в цитируемом здесь сочинении. В его подходе впервые обозначена идея о том, что подобное дифференцированное распределение, с определенными оговорками насчет последующих изменений в ходе развития, может быть отнесено к временам, далеко предшествующим первым основным этапам развития современной системы, как они трактуются в последующих главах этой книги, " См.: Halecki О. The limits and divisions of European history. Notre Dame (Ind.)' Univ. of Notre Dame Press, 1962. Хейлескм описывает общий эволюционный ^°д социогеографической дифференциации в Европе. невекового периода была частично оккупирована маврами, а для восточного Средиземноморья в тот период решающее значение имели отношения с сарацинами. На юго-востоке лежала Византийская империя, к концу Средних веков оказавшаяся в руках турок, а к северо-востоку была область распространения православного христианства, в конце концов оформившаяся в Россию. Восточное пограничье было зоной борьбы и колеблющегося |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы