Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идейные истоки и сущность христианства



Идейные истоки христианства восходят к иудаизму, а также к философии неоплатонизма. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включает в себя как собственно христианские тексты, образовавшие Новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.

Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранным на том основании, что бог, который сам открыл себя людям, через пророка Моисея дал ему божественный закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним договор (завет), который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его нравственных предписаний. Имя бога считалось у евреев священным, что его даже запрещалось произносить. Бог — источник существования всего в мире и самого мира. Этот источник — единственный, другого нет, поэтому религии, уходящие корнями в вероучения древних евреев — иудаизм, христианство и ислам, – называют монотеистическими (от греч. «monos» – «один» и «theos» — «бог», «единобожие»). С идеей монотеизма тесно связаны как представление о полной трансцендентности, надмирности Бога, так и креационизм библейской традиции, то есть разработанная доктрина о творении Богом мира «из ничего». Именно для библейских религий характерно представления о принципиальной разноприродности (иноприродности) Бога и мира как Творца и твари. В результате в христианстве даже формируются понятия «тварность» и «нетварное», закрепляющие идею иноприродности и разноплановости Бога и мира, между которыми пропасть, для преодоления которой нужна жертва Христа, ипостаси Творца, ставшей творением и не переставшей быть Творцом.

Бог творит все сущее для блага человека, моделирует его по человеческой мерке и сам человек оказывается в конечном итоге результатом божественного самомоделирования — образом и подобием Бога. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», — говорил св. Афанасий Великий. Иисус заключает с людьми Новый Завет. Его важнейшее отличие от Ветхого Завета (старого, прежнего союза, т.е. заключенного до прихода Иисуса Христа) состоит в самом понимании Бога, который, по словам апостола, «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека — закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 1334); Иисус Сам являл пример совершенной любви.

Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум человека не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Таинственно проявление Божественной любви, посылающей Сына Божия на смерть. Тайной является «неслиянное и нераздельное» соединение Божественной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божия от Пречистой Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения после смерти и то, что смерть одного человека (и одновременно Бога) спасает от смерти все человечество. Необъяснимо с точки зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства — причащение, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), и приобщение верующих через вкушение этих Божественных Даров к Богу.

Тайны эти можно постичь, только уверовав (неслучайно символ христианской веры начинается со слов « верую …», а вера, по определению апостола Павла, «...есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1). Христианство - это религия людей верующих, это религия сердца, ибо источник веры находится в сердце человека.

Существенной была роль христианства в «осознании понятия свободы» (Гегель). Христос апеллирует не к страху и угрозе наказания, а к нравственному сознанию людей, к совести, к «внутреннему человеку», наделяя его свободой воли. Открытие личности как «внутреннего человека» - заслуга христианства. Оно выдвинуло высочайший идеал — образ евангельского Христа — к которому человек всегда стремится, но никогда не может достичь, а потому должен пребывать в «борении» с грехом, в состоянии «напряженной совести».

Еще одна характерная особенность христианства заключается в том, что эта религия может существовать только в форме церкви. Церковь — это сообщество людей, верующих во Христа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20). Церковью, особенно в православии, принято называть здание храма, которое в этом случае воспринимается как «дом Божий» — место, где совершаются таинства, обряды, а также совместные молитвы. Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных конфессий, каждая из которых имеет свой Символ веры (краткая формула, вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция Реформации XVI в.).

С христианством связано и наше представлении об историчности времени. Библейская картина мира является единственной, выводящей человека из циклического времени вечного повторения в мир линейного времени, из космоса в историю. Это, в частности, центральный тезис книги румынского религиоведа М.Элиаде «Космос и история». Действительно, только в европейской культуре мы сталкиваемся с линейным видением времени и, соответственно, с историей как длящимся и неповторимым процессом реализации в человеческом мире непостижимой божественной воли в ее взаимодействии с человеческой волей.

Именно эта идея линейности социального времени и приводит постепенно, уже в рамках секулярной культуры к концепции поступательного движения истории (социальное время становится временем историческим) и теории прогресса. К этой эпохе историческое мировоззрение настолько созрело, что историзм постепенно превращается в методологический принцип, провозглашенный сначала Гегелем, а потом и Марксом. Исторический момент приобрел в библейских религиях совершенно уникальную роль, и не случайно, что сама иудейская Библия (Ветхий Завет христианства), то есть сам богооткровенный текст строится как история богоизбранного еврейского народа. В христианстве религиозный историзм занимает еще более важное место, ибо центральным моментом христианского учения оказывается явление абсолютного в относительном, Бога в истории (и это принципиальное отличие христианского догмата боговоплощения, уникального события явления Бога, а не его волевых актов в истории, что, конечно, совершенно иное, чем повторяющиеся и почти не привязанные к историческим реалиям нисхождения, аватары, Вишну или Шивы).

Оценивая место и роль христианства в становлении европейской культуры, следует выделить и такую особенность этой религии как склонность к институализации и догматизации. Церковь как социальный институт играл и играет важнейшую роль в исторической судьбе этой религии. Участвуя в истории не только как вера индивидов, но и как социальный институт, христианство неизбежно оказывалась вовлеченным в сферу политики. Так, после превращения христианства в государственную религию Римской империи (IV в.) церковь развивается в сложную разветвленную иерархическую структуру, включающую многочисленные ордена, ассамблеи, ассоциации, миссии. Кроме того, вне церкви возникают различные религиозно-общественные движения (ереси, расколы, секты), ставшие существенным компонентом социально-политической истории Европы. Догматизированность христианства является производным от его высокой степени институциализации, церковности. Именно церковь была гарантом истинности догматов и их источником. Церковь (особенно католическая), утверждая, что лишь благодаря ее посредничеству возможно общение верующих с Богом, была вынуждена постоянно ревниво следить за мистиками, сомневавшимися в необходимости подобного посредничества. В этом еще одна особенность всех религий откровения — их достаточно высокая степень институциализации и социализованности.

Для христианской религии огромное значение имеет личность ее основателя Иисуса Христа. Согласно христианской традиции, Иисус Христос является богочеловеком, соединяющим в себе божественное и человеческое начала В соответствии с каноническими текстами Нового Завета, а также некоторыми апокрифами (книги, не входящие в состав Священного канона христианства) Сын Божий Иисус.Христос родился в Вифлееме в результате непорочного зачатия от Святого Духа Девы Марии, жены плотника Иосифа. На восьмой день после рождения младенец был назван Иисусом и над ним был совершен обряд обрезания; на сороковой день Иисус был принесен в Иерусалимский храм, где произошло ритуальное посвящение Богу, Затем, преследуемые царем Иродом, Мария и Иосиф с младенцем бегут в Египет и возвращаются в Галилею лишь после смерти Ирода. Иисус принимает крещение от Иоанна Крестителя (Предтечи) в водах р. Иордан, уходит на сорок дней в пустыню, где в духовном поединке побеждает дьявола, троекратно отклоняя его искушения, начинает проповедническую деятельность и собирает вокруг себя учеников

(12 апостолов) и последователей. Один из апостолов Иуда Искариот выдает Иисуса властям за тридцать сребреников. Иисуса отводят на суд синедриона, который выносит предварительный смертный приговор. Данный приговор должен был быть утвержден римским прокуратором Понтием Пилатом; толпа потребовала казни Иисуса Христа, которая и была совершена в форме распятия на кресте на горе Голгофа. Страдания Иисуса на кресте продолжались около шести часов, по прошествии которых он умер. Тело Иисуса Христа, облаченное в плащаницу, было захоронено его друзьями в пещере, вход в которую был завален камнем. По прошествии следующего после похорон

дня — Субботы Мария Магдалина с двумя другими женщинами пришла в пещеру, чтобы еще раз омыть тело Иисуса, но пещера оказалась пустой, лишь ангел возвестил воскресение Иисуса, и Его появление в Галилее. Иисус.Христос является апостолам и призывает их проповедовать христианское учение во всем мире, после чего происходит его вознесение. Второе пришествие Иисуса Христа должно, согласно христианской доктрине, произойти в эсхатологической перспективе — тогда свершится Страшный суд над всеми, когда-либо жившими, поколениями людей. Образ Иисуса Христа явился олицетворением мессианских чаяний иудейского народа, ожидавшего божественного мессию — спасителя, который установит справедливость на земле и воздаст «по делам их».

Вопрос об историчности Иисуса Христа по сей день является дискуссионным. Представители исторической школы предполагают, что за образом Иисуса Христа скрывается реальная историческая личность, наделенная впоследствии сверхъестественными чертами. Сторонники мифологической школы считают, что Иисус Христос является лишь мифологическим персонажем, ссылаясь при этом на недостаток «надежных» свидетельств в пользу его земной жизни. Верующие христиане различных конфессий убеждены в реальности существования Богочеловека Иисуса Христа, совершенных им чудес, его воскресении и вознесении, будущем втором пришествии и т.п. Проблема природы и земной жизни Иисуса Христа явилась предметом многочисленных споров с первых веков существования христианства (несторианство, арианство, монофизитство и др.), которые велись как в лоне христианской (раннеапостольской) церкви, а позднее, после раскола 1054 г. — католической и православной церквей (с XVI в. к ним присоединились различные течения протестантизма), так и во внецерковной, научной среде. Образы Иисуса Христа, Девы Марии, Марии Магдалины, апостолов и др. персонажей Нового Завета нашли отражение в многочисленных произведениях церковного и светского искусства как западного, так и восточноевропейского, в большом количестве литературных произведений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь