Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


За пределами Мультивселенной



 

 

Библия учит нас, как попасть на небеса, а не как они устроены.

Кардинал Бароний
(слова, процитированные Галилеем во время суда)

Почему существует скорее все, нежели ничего? Волнение, благодаря которому не останавливаются вечно идущие часы метафизики, состоит в мысли о том, что несуществование мира так же возможно, как и его существование.

Уильям Джеймс

 

Самый прекрасный опыт, какой мы только можем испытать, — это опыт ощущения тайны. Это фундаментальное чувство, которое стоит у истоков подлинного искусства и подлинной науки. Любой, кому это чувство незнакомо и кто не может больше задаваться вопросами, не может восхищаться, все равно что мертв, и глаза его застилает туман.

Альберт Эйнштейн

В

1863 году Томас Хаксли писал: «Вопрос из всех вопросов для
человечества, проблема, лежащая под поверхностью всех осталь-
ных и более интересная, чем любая из них, состоит в определении
места человека в Природе и его отношения к Космосу».

Хаксли был известен как «бульдог Дарвина», то есть как человек,
который рьяно отстаивал теорию эволюции в условиях глубоко
консервативной викторианской Англии. В английском обществе


господствовало убеждение в том, что человечество гордо стоит в са-
мом центре мироздания; не только Солнечная система была центром
вселенной, но и само человечество считалось главным достижением
творения Бога, вершиной его божественной созидательной деятель-
ности. Бог создал нас по своему собственному подобию.

Открыто выступив против этой религиозной ортодоксально-
сти, Хаксли вынужден был защищать теорию Дарвина от нападок
религиозной организации и тем самым способствовать формиро-
ванию более научного подхода к пониманию нашей роли в древе
жизни. Сегодня мы признаем, что гиганты науки Ньютон, Дарвин и
Эйнштейн проделали колоссальную работу, способствовав опреде-
лению нашего места в космосе.

Каждый их них пытался преодолеть теологические и философ-
ские импликации своей работы по определению нашей роли во все-
ленной. В заключении к «Началам» Ньютон заявляет: «Самая пре-
красная система Солнца, планет и комет может происходить лишь
из мысли и веления разумного и могущественного Существа». Если
сам Ньютон открыл законы механики, то должен же существовать и
божественный законодатель.

Эйнштейн также был убежден в существовании того, кого он на-
зывал Стариной, но тот не вмешивался в человеческие дела. Целью
Эйнштейна было не восхвалять Господа, а «прочесть Его замысел».
Эйнштейн говаривал: «Я хочу знать, как Бог создал этот мир. Мне не-
интересно то или иное явление. Я хочу знать мысли Бога. Все осталь-
ное — лишь детали». Эйнштейн оправдывал свой живой интерес к
этим теологическим вопросам следующим заключением: «Наука без
религии хромает. Но религия без науки слепа».

Что же касается Дарвина, то он находился на распутье, задавшись
вопросом о роли человечества во вселенной. Хотя о нем часто говорят
как о человеке, который свергнул человечество с трона, возвышавше-
гося посреди биологической вселенной, в своей автобиографии он
признавался, что « ему было бы чрезвычайно сложно или практически
невозможно помыслить о том, что эта неимоверно большая и прекрас-
ная вселенная, к которой принадлежит человек с его способностью
заглядывать далеко в прошлое и далеко в будущее, есть не что иное,
как результат слепого случая или необходимости». Он признавался
другу: «Моя теология — всего лишь какая-то неразбериха».


К несчастью, «определение места человека в Природе и его от-
ношения к Космосу» несло в себе опасность, особенно для тех, кто
осмеливался бросить вызов суровой догме общепринятого в те
времена мнения. Не случайно Николай Коперник написал свою ре-
волюционную книгу «О вращении небесных сфер» (De Revolutionibus
Orbium Celestium)
только в 1543 году, на смертном одре, где до него не
могла дотянуться зловещая инквизиция. Неизбежным оказалось и
то, что Галилей, долгое время бьшший под защитой могущественных
Медичи, в конце концов навлек на себя гнев Ватикана популяризацией
инструмента, который открыл нашим глазам вселенную, столь сильно
противоречившую тогдашней церковной доктрине, — телескопа.

Комбинация науки, религии и философии являет собой поистине
сильнодействующую смесь, столь изменчивую, что великий фило-
соф Джордано Бруно был сожжен на костре в 1600 году на улицах
Рима за отказ отречься от убеждения в том, что в небе существует
бесконечное множество планет, на которых обитает бесконечное
множество живых созданий. Он написал: «Таким образом увеличи-
вается могущество Господа и утверждается величие его царства; он
прославляется не в одном, а в бесчисленном множестве солнц; не на
одной Земле, не в одном-единственном мире, а в тысяче тысяч, я бы
сказал, в бесконечном количестве миров».

Грех Галилея и Бруно состоял не в том, что они осмелились обо-
жествить небесные законы; их истинный грех состоял в том, что
они низвергли человечество с высокого трона в центре вселенной.
Понадобилось более 350лет, чтобы в 1992 году Ватикан опубликовал
запоздалое прощение Галилея. Что же касается Бруно, то тот проще-
ния так и не получил.

 

Взгляд в историю

Со времен Галилея наше представление о вселенной и нашей роли в
ней претерпело ряд революционных переворотов. В Средние века
вселенная виделась как темное, зловещее местечко. Земля была по-
хожа на маленькую плоскую сцену, на которой царили грех и порок
и которая была заключена в таинственную небесную сферу, где по-
являлись знамения, равным образом ужасавшие как королей, так и
крестьян. И если мы недостаточно возносили хвалу Господу и церкви,


то нам предстояло испытать на себе гнев театральных критиков, са-
моуверенных инквизиторов и их страшных орудий пыток.

Ньютон и Эйнштейн освободили нас от религиозных предрассуд-
ков и мистицизма прошлого. Ньютон предоставил в наше распоря-
жение точные законы механики, согласно которым движутся все не-
бесные тела, в том числе и наша Земля. В сущности, точность законов
была настолько высока, что человеческие существа предстали боль-
ше похожими на попугаев, твердящих заученные слова. Эйнштейн
перевернул наш взгляд на сцену жизни. Было не просто невозможно
определить однородную меру времени и пространства — сама сце-
на была искривлена. Кроме того, эта сцена была не просто заменена
резиновой простыней, она еще и расширялась.

Квантовая революция дала нам еще более причудливую картину
мира. С одной стороны, падение детерминизма означало, что ку-
клы получили разрешение обрезать свои ниточки и декламировать
собственный текст. Состоялось возвращение свободной воли, но
произошло это за счет многочисленных и неопределенных решений
ситуации. Это означало, что актеры могли находиться в двух местах
одновременно и могли исчезать и появляться. Стало невозможно
сказать наверняка, в каком месте на сцене находился актер или какое
было время.

Сейчас концепция Мультивселенной дает нам новый парадиг-
матический сдвиг, где само слово «вселенная» является лишним.
В концепции Мультивселенной существуют параллельные сцены,
расположенные одна над другой, с люками и потайными туннелями,
соединяющими их. В сущности, сцены дают начало другим сценам в
непрекращающемся процессе генезиса. На каждой из сцен действу-
ют свои законы физики. Вероятно, лишь на горсточке из этих сцен
есть условия, необходимые для существования жизни и сознания.

Сегодня мы являемся актерами, играющими, то есть живущими,
в первом действии — в самом начале исследования космических
чудес на этой сцене. Во втором действии, если мы не уничтожим
свою планету в ходе войны или загрязнения, мы можем оказаться спо-
собными покинуть Землю и исследовать звезды и другие небесные
тела. Но сейчас мы начинаем осознавать, что нас ждет и последнее
действие — третье, в котором представление заканчивается и все
актеры исчезают. В ходе третьего действия сцена остывает настолько,


что жизнь становится невозможной. Единственный возможный путь
спасения — покинуть сцену через люк и начать все сначала в новом
представлении на новой сцене.

 

Принцип Коперника против
антропного принципа

Очевидно, что в процессе перехода от мистицизма Средних веков к
сегодняшней квантовой физике точка зрения на нашу роль, на наше
место во вселенной менялась самым коренным образом с каждым
научным переворотом. Наш мир экспоненциально расширяется, и
этот факт заставляет нас изменить представление о самих себе. Когда
я думаю об этом историческом развитии, глядя на бесконечное на
вид количество звезд на небесном своде, или размышляю о мириадах
жизненных форм на Земле, меня переполняют два противоречивых
чувства. С одной стороны, я чувствую себя как бы уменьшенным не-
объятностью вселенной. Размышляя о бескрайних пустых просторах
вселенной, Блез Паскаль когда-то написал: «Вечная тишина этих бес-
крайних просторов приводит меня в ужас». С другой стороны, я не
могу устоять перед очарованием великолепного многообразия жиз-
ни и изящной сложности нашего биологического существования.

Сегодня при рассмотрении вопроса о научно обоснованном уста-
новлении нашей роли во вселенной открываются две в некотором
смысле крайние философские точки зрения, представленные в физи-
ческом сообществе: принцип Коперника и антропный принцип.

Принцип Коперника гласит, что наше место во вселенной ничем
особенным не отличается (некоторые остряки окрестили это прин-
ципом усреднения). До сих пор каждое астрономическое открытие
только подтверждало эту точку зрения. Не только Коперник сдви-
нул Землю из центра вселенной — Хаббл перенес целую Галактику
Млечный Путь из центра вселенной, взамен дав нам расширяющую-
ся вселенную с миллиардами галактик. Недавнее открытие темного
вещества и темной энергии подчеркивает тот факт, что высшие хими-
ческие соединения, из которых состоят наши тела, составляют всего
лишь 0, 03 % всего вещественно-энергетического содержимого все-
ленной. Учитывая теорию инфляционного расширения вселенной,
мы должны подумать о том факте, что видимая вселенная подобна


песчинке, заключенной в намного большую плоскую вселенную, а
также о том, что эта вселенная может все время пускать почки новых
вселенных. И наконец, если М-теория окажется успешной, то нам
придется столкнуться с возможностью того, что даже знакомая раз-
мерность пространства и времени расширится до одиннадцати из-
мерений. Нас не только сдвинули из центра вселенной — мы можем
обнаружить, что даже видимая вселенная представляет всего лишь
крохотную долю намного большей вселенной.

Столкнувшись лицом к лицу с необъятностью этого осознания,
вспоминаешь стихотворение Стивена Крейна:
Сказал вселенной человек:

— Мадам, я существую!

— И что ж, — услышал он в ответ, —
Почувствовать себя должна

Перед тобой в долгу я?

(Тут опять вспоминается научно-фантастический фарс Дугласа
Адамса «Автостопом по галактике», в котором рассказывается о
приспособлении, называемом Тотальным Вихрем, которое гаран-
тированно превращает любого здравомыслящего человека в сумас-
шедшего. В Вихре находится полная карта вселенной с крохотной
стрелочкой, на которой написано: «Ты здесь».)

Но с другой стороны, мы видим антропный принцип, который
заставляет нас осознать, что чудесный набор «случайностей» делает
возможным существование разума в такой трехмерной вселенной,
как наша. Существует до смешного узкий диапазон параметров,
превращающих разумную жизнь в реальность, и случилось так, что
мы «благоденствуем» в этом диапазоне. Стабильность протона, раз-
мер звезд, существование тяжелых элементов и так далее — все эти
параметры кажутся тонко настроенными, чтобы сделать возможным
существование сложных форм жизни и разума. Можно спорить о
том, является ли такое неожиданное стечение событий спроектиро-
ванным или просто случайным, но не возразишь, что для того, чтобы
наше существование стало возможным, необходима была именно эта
сложная настройка.

Стивен Хокинг замечает: «Если бы скорость расширения через
секунду после Большого Взрыва была меньше всего лишь на одну сто-


тысячемиллионную, то [вселенная] уже сжалась бы еще до того, как
достигла своих нынешних размеров... Велики трудности, ожидающие
вселенную, возникшую, подобно нашей, в Большом Взрыве. Я думаю,
что здесь ясно просматривается религиозный подтекст».

Мы часто не понимаем всей ценности жизни и разума. Мы за-
бываем о том, что такая простая вещь, как вода, является одним из
ценнейших соединений во вселенной, что во всей Солнечной систе-
ме и, возможно, даже в этом секторе нашей Галактики жидкая вода
есть только на Земле (и, вероятно, на Европе, спутнике Юпитера).
Также весьма вероятно, что человеческий мозг является самым
сложным объектом, какой только создавала природа в Солнечной
системе, возможно, даже до ближайшей звезды. Когда мы глядим на
четкие снимки безжизненной поверхности Марса или Венеры, по-
ражает тот факт, что эти поверхности совершенно лишены больших
городов и огней или даже сложных органических жизненных соеди-
нений. В открытом космосе существует бесчисленное множество
миров, лишенных всякой жизни, тем более — разума. Это должно
заставить нас оценить хрупкость жизни и то чудо, что она развива-
ется на Земле.

Принцип Коперника и антропный принцип в каком-то смыс-
ле представляют противоположные взгляды, которые оценивают
наше существование и помогают понять нашу истинную роль во
вселенной. В то время как принцип Коперника сталкивает нас ли-
цом к лицу с совершенной необъятностью вселенной, и, возможно,
Мультивселенной, антропный принцип заставляет нас понять, как в
действительности редки жизнь и разум.

Но в конечном счете спор между обоими принципами не может
определить нашу роль во вселенной, если только мы не взглянем на
этот вопрос с более широкой точки зрения — с точки зрения кван-
товой теории.

 

Квантовое значение

Мир квантовой науки проливает много света на вопрос о нашей
роли во вселенной, но с иной точки зрения. Если мы присоединимся
к интерпретации Вигнером проблемы кота Шрёдингера, то мы не-
пременно увидим повсюду след разумных деяний. Бесконечная цепь


наблюдателей, каждый из которых созерцает предыдущего, в конеч-
ном счете ведет к космическому наблюдателю — возможно, самому
Господу. В рамках такой картины вселенная существует потому, что
существует божество, которое ее созерцает. И если верна интерпре-
тация Уилера, то во всей вселенной преобладает разум и информа-
ция. Согласно такой картине разум является преобладающей силой,
которая определяет природу существования.

Точка зрения Вигнера, в свою очередь, навела Ронни Нокса на
мысль сочинить следующее стихотворение о реплике скептика в
адрес Бога, в размышлении, стоит ли дерево во дворе тогда, когда на
него никто не смотрит:

Один человек сказал: «Бог,

Видать, совсем занемог,

Считая, что этот вот ясень

Стоять будет, так же прекрасен,

Когда рядом нет никого».

Анонимный шутник затем написал следующий ответ:
Непонятен Мне, сэр, ваш щелчок:
Я везде, даже там, где ни глаз нет, ни ног.
И стоять будет ясень,
Все также прекрасен.
Я все вижу. С почтением, Бог.

Иными словами, деревья существуют во дворе потому, что всегда
есть квантовый наблюдатель, разрушающий волновую функцию объ-
екта, а именно сам Господь.

Интерпретация Вигнера ставит вопрос о разуме в самое средото-
чие основ физики. Он вторит словам великого астронома Джеймса
Джинса, который однажды написал: «Пятьдесят лет назад на вселен-
ную смотрели как на машину... Устремляем ли мы свой взор в космос
или в глубины атома — механическая интерпретация Природы
перестает работать. Мы сталкиваемся с объектами и явлениями,
которые никоим образом не являются механическими. Мне они
представляются скорее процессами ментального характера, нежели
механического; кажется, вселенная больше похожа на гигантскую
мысль, нежели на гигантскую машину».


Эта интерпретация принимает самую неоднозначную форму в
теории Уилера о веществе из информации. «Не только мы приспо-
собились ко вселенной. Вселенная также приспособилась к нам».
Иными словами, в некотором смысле мы создаем свою собственную
реальность, совершая наблюдения. Он называет это «Генезисом
через наблюдение». Уилер заявляет, что мы живем во «вселенной,
основанной на взаимном участии».

Эти слова перекликаются с мнением, которое высказал нобе-
левский лауреат, биолог Джордж Вальд, написавший: «Грустно было
бы атому во вселенной, если бы не было физиков. А физики состоят из
атомов. Физик представляет собой способ познания атомом самого
себя».Священникцерквиунитариев-универсалистовГариКовальски
выражает эту точку зрения таким образом: «Вселенная, можно ска-
зать, существует ради прославления себя, наслаждаясь собственной
красотой. Если человеческая раса — это одна грань космоса, которая
тянется к самоосознанию, то тогда наша цель бесспорно состоит в
том, чтобы сохранить в веках наш мир и изучать его, а не испортить
или разрушить то, на создание чего ушло столько времени».

Если придерживаться такого хода рассуждений, в существова-
нии вселенной есть смысл: произвести разумные существа, подобные
нам, которые могут ее наблюдать, чтобы она могла существовать.
В соответствии с такой точкой зрения само существование вселенной
зависит от ее способностей к порождению разумных существ, кото-
рые будут наблюдать ее, разрушая тем самым ее волновую функцию.

Интерпретация Вигнера квантовой теории может показаться
удобной. Однако существует и альтернативная интерпретация —
интерпретация многих миров, которая дает нам совершенно иное
представление о роли человечества во вселенной. В интерпретации
многих миров кот Шрёдингера может быть как мертвым, так и живым
одновременно, просто потому, что вселенная расщепилась на два от-
дельных мира.

 

Смысл в Мультивселенной

Легко потеряться в бесконечном множестве вселенных теории
многих миров. Моральный подтекст этих параллельных квантовых
вселенных рассматривается в рассказе Ларри Нивена «Все мириады


путей». В этом рассказе лейтенант уголовной полиции Джин Тримбл
занимается делом о волне загадочных самоубийств. Внезапно по
всему городу люди, никогда прежде не замеченные в психических
расстройствах, начинают прыгать с мостов, вышибать себе мозги или
даже совершают массовые самоубийства. История становится еще
более таинственной, когда АмброузХармон, миллиардер, основатель
Корпорации Временных Пересечений, выиграв пятьсот долларов
в покер, выпрыгивает с тридцать седьмого этажа, где находится его
роскошная квартира. Этот человек был богат, влиятелен; у него
были хорошие связи — у него было все, ради чего стоило жить. В его
самоубийстве нет никакого смысла. Но в конце концов Тримбл на-
ходит закономерность. Двадцать процентов пилотов Корпорации
Временных Пересечений покончили жизнь самоубийством. В сущ-
ности, вся эпидемия самоубийств началась через месяц после осно-
вания Корпорации.

Тримбл копает все глубже, и ему удается выяснить, что Хармон
унаследовал от дедушки и бабушки огромное состояние, которое
тратил на финансирование самых безумных идей. Он мог потерять
все свое состояние, если бы не окупилась одна из его ставок. Он
собрал горстку физиков, инженеров и философов для исследова-
ния возможности существования параллельных временных путей.
В конце концов ученым удалось создать корабль, который мог войти
в новую временную линию, и пилот привез новое изобретение из
Конфедеративных Штатов Америки. Тогда Корпорация Временных
Пересечений финансировала сотни полетов по параллельным вре-
менным линиям, где можно было обнаружить новые изобретения,
привезти их домой и запатентовать. Вскоре Временные Пересечения
стали корпорацией-миллиардером, которая владела патентами на
важнейшие изобретения мирового масштаба для своего времени.
Казалось, что Временные Пересечения станут самой успешной кор-
порацией своей эпохи, и во главе ее стоял Хармон.

Пилоты выяснили, что каждая временная линия немного от-
личалась от других. Они обнаружили Католическую Империю,
Индейскую Америку, царскую Россию и множество мертвых радио-
активных миров, которые закончили свое существование в ядерной
войне. Но в конечном счете они встретили нечто, что их весьма
озаботило: точные копии самих себя, чья жизнь отличалась от их


собственной лишь каким-то причудливым поворотом судьбы. Что бы
они ни делали, в этих мирах может случиться все что угодно: как бы
они ни старались, они с равным успехом могли претворить в жизнь
свои самые фантастические мечты или же пережить свои самые жут-
кие кошмары. Что бы они ни делали, в одних мирах они преуспевают,
а в других — терпят полное поражение. Что бы они ни делали, суще-
ствует бесчисленное множество их двойников, которые принимают
противоположное решение и пожинают все возможные следствия.
Почему бы не ограбить банк, если в какой-то из вселенных вам это
сойдет с рук?

Тримбл думает: «Успеха нельзя было достигнуть ни в чем. Любое
решение принимается в двух вариантах. Вместе с каждым мудрым вы-
бором, во время обдумывания которого ваше сердце обливалось кро-
вью, вы совершали и все остальные выборы. Так оно и продолжалось
в течение всего хода истории». Тримбла переполняет глубочайшее
отчаяние, когда он приходит к душераздирающему осознанию: во
вселенной, где все возможно, ничто не имеет морального смысла. Он
становится жертвой отчаяния, понимая, что в конечном итоге мы не
управляем своими судьбами, что, какое бы решение мы ни приняли,
результат не имеет значения.

В конце концов Тримбл решает пойти по пути Хармона. Он вы-
таскивает пистолет и приставляет его к своей голове. Но в тот самый
момент, когда он нажимает на курок, существует бесконечное мно-
жество вселенных, в которых пистолет дает осечку, пуля попадает
в потолок, пуля убивает детектива и так далее. Последнее решение
Тримбла проигрывается в бесконечном множестве вариантов в бес-
численном множестве вселенных.

Представляя квантовую Мультивселенную, мы, подобно Тримблу
из этого рассказа, сталкиваемся с вероятностью того, что, хотя наши
параллельные двойники, живущие в различных квантовых вселенных,
обладают идентичным генетическим кодом, в переломные моменты
жизни наши возможности, наши наставники и наши мечты могут
повести нас по различным дорогам, что повлечет за собой различные
истории жизни и различные судьбы.

Мы уже почти столкнулись с одной из вариаций этой дилеммы.
Генетическое клонирование людей станет обычным явлением уже
буквально через несколько десятилетий, это всего лишь вопрос вре-


мени. Хотя клонировать человеческое существо чрезвычайно сложно
(в сущности, еще никому не удалось создать клон примата, не говоря
уже о человеке), а этические проблемы вызывают серьезное беспо-
койство, в какой-то момент это непременно произойдет. А когда это
случится, возникнет вопрос: есть ли у наших клонов душа? Несем ли
мы ответственность за их поступки? В одной из квантовых вселенных
у нас было бы множество квантовых клонов. Поскольку некоторые
из наших квантовых клонов могли бы совершать недобрые поступки,
понесли бы мы в таком случае ответственность за них? Страдает ли
наша душа из-за проступков наших клонов?

Существует решение этого квантового экзистенциального кри-
зиса. Если мы взглянем на Мультивселенную бесконечных миров,
нас может поразить головокружительная беспорядочность судеб,
но в каждом мире все же сохраняются здравые правила причинно-
следственной связи. Согласно предложенной физиками теории
Мультивселенной, каждая отдельная вселенная в макроскопических
масштабах повинуется законам, подобным законам Ньютона, так
что мы можем жить спокойно, зная, что наши действия имеют, в
основном, предсказуемые последствия. В каждой вселенной законы
причинно-следственной связи в среднем работают достаточно четко.
В каждой из этих вселенных, если мы совершим преступление, то, ве-
роятнее всего, попадем за решетку. Мы можем безмятежно занимать-
ся своими делами, даже не подозревая о том, что все эти реальности
существуют параллельно с нашей.

Мне это напоминает апокрифическую историю, которую иногда
рассказывают друг другу физики. Однажды физик из России попал в
Лас-Вегас. Он был ошеломлен изобилием в капиталистическом мире
и развращенными нравами города грехов. Он немедля направился
в казино и поставил все свои деньги на первую попавшуюся ставку.
Когда ему сказали, что это довольно глупая стратегия выигрыша, что
его стратегия бросает вызов законам математики и вероятности, он
ответил: «Да, это верно, но в одной из квантовых вселенных я буду
богат! » Этот физик мог оказаться прав и в одном из параллельных
миров мог бы обрести невообразимое богатство. Но в данной кон-
кретной вселенной он проиграл и ушел полным банкротом. И имен-
но ему приходится нести весь груз последствий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь