Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Избегать навешивания ярлыков. Каждый раз, когда вы вешаете ярлык, вы сужаете свое осознание. А если уж ярлык наклеен — не воспринимайте это слишком серьезно.



2. Воздержитесь от собственных верований. Дон Хуан считает, что рейнджер может верить лишь в то, что мир представляет собой тайну (Сказки). Кроме того, он научил Ла Горду не верить ни во что, поскольку вера сужает круг возможного восприятия (Второе кольцо).

На время оставьте все свои выводы, большие и маленькие. Даже после того, как вы создали некую последовательность, продолжайте оставаться несистемным.

Не предвкушайте.

5. Пользуйтесь своими чувствами. Когда вам удается пользоваться своими чувствами, вы автоматически включаете несистемность, уходя от разумных соображений и включая второе энергетическое поле.

Наблюдение. Запомните: первым принципом трэкинга является аутотрэкинг. Лучший способ заниматься трэкингом заключается в том, чтобы делать это регулярно. В противном случае вы останетесь без ключа от нужной двери — совсем как в той шутке про человека, который что было мочи двинул кулаком по столу и заорал: «Да не сержусь я! ». Наблюдения над самим собой являются необходимым условием предотвращения подобных падений.

Для этого вам необходимо уменьшить свое чувство собственной важности, укрепить непривязанность и вообще попытаться сохранять объективность. Со временем вы научитесь наблюдать за собой при любых обстоятельствах; тогда вы сможете исправлять нарушения равновесия без чьей-либо указки со стороны. Самообследование также позволяет использовать проекцию. К примеру, заметив себя за критикой кого-то другого, можно попытаться найти его недостатки в себе. Хотя ваши чувства по отношению к другому могут оказаться правильными, они все же отражают различные аспекты вашей собственной взаимосвязи. Более того, впоследствии вы обнаружите, что ваша степень реакции часто указывает на силу энергии, существующей внутри вас.

Чтобы развить чувство самообследования, представьте, что вы стоите в одном-трех футах позади себя. Некоторые предпочитают располагать эту точку в паре футов над головой. Дальше задача заключается лишь в том, чтобы поддерживать раздвоенное осознание. Поначалу просто наблюдайте за собой; вам может понадобиться собрать столько информации о своем поведении, сколько возможно, прежде чем вы приступите к смене поведения.

Таким же образом ваша возможность наиболее объективно наблюдать за окружающим миром ускорит ваш процесс обучения. Вместо того чтобы спорить со всем миром, просто рассмотрите, что в нем происходит, примите это и соответствующим образом ведите себя. Вообще я пришел к выводу, что женщины являются замечательными наблюдателями. Это очень поучительно — наблюдать за женщинами, осуществляющими акт наблюдения (вероятно потому, что они редко дают шанс догадаться, что они наблюдают). В принципе, способность делать что-нибудь не привлекая внимания является хорошим трэкингом. Еще один недурной способ начать заключается в том, чтобы обращать внимание на знаки. Эти способы помогут вам замечать в себе и о себе буквально все.

Личная история. Ваши ежедневные привычки, включая мысли о себе, то, что вы о себе собираетесь поведать другим, — все это создает специфическую последовательность. Все эти привычки не только лишают вашу личность подвижности с точки зрения того, чего другие ожидают от вас; они также намертво фиксируют вашу точку фокусировки. Видение показывает, что истина основывается на последовательности; но это все верно относительно уже известного мира. Чтобы попасть в неизвестное, эту последовательность необходимо отложить в сторону, по сути — стереть ее. Дон Хуан говорит, что на какое-то мгновение он ощутил, что не нуждается в своей личной истории и полностью выбросил ее (Путешествие) .

Кастанеде рассказали, что для стирания личной истории ему необходимо придумывать рассказы и читать их людям. Когда Кастанеда попытался возражать, дон Хуан ответил, что ложь была бы просто ложью, если бы у человека была действительно личная история (Путешествие). При этом дон Хуан заметил, что целью был вовсе не обман слушателей. Да и вообще, он посоветовал Кастанеде вести праведную и свободную жизнь (Учение), а также предложил ему использовать собственную смерть в качестве советчика, чтобы избежать неустойчивости (Сказки) . Чтобы сделать еще один разрыв в своей последовательности, Кастанеда должен был начать все сначала, оставив всех своих друзей (Путешествие).

Когда дон Хуан дал мне имя «Сломанное Орлиное Перо», он добился того же эффекта. Он разрушил последовательность, отраженную в моем прошлом имени, одновременно заложив основы новой последовательности, новой связи. Главным в этом была выработка целесообразного отношения к миру. Он добился этого, сообщив мне мое новое имя, которое значило «служить, не привязываясь», и назначив мне обязанность учить. Вдобавок, прозвище Кен является одновременно и вторым слогом в моем новом имени*, что также является уходом от систематизации обычного образования псевдонимов.

Необычность моего нового имени до сих пор заставляет меня бороться за собственное равновесие. Частично это объясняется моим нежеланием погружаться в «исконно американскую духовность», Многие люди, отражая популярность исконного знания, изменили свои имена на некие «исконные определения». Многие сделали это из чувства уважения к местным традициям, ощущая их изначальную чистоту; для других же это, очевидно, было связано лишь с возможностью набить карманы деньгами. Именно поэтому мне крайне не хотелось даже выглядеть узурпатором чужого культурного наследия. Но, в конце концов, желание идти вперед по Тропе пересилило другие соображения. С тех пор я достаточно подрос, чтобы увидеть практичность этого маневра дона Хуана. Теперь, когда новое имя постоянно подстегивает мое осознание, у меня есть нечто, напоминающее мне о необходимости уважать Тропу.

Стирание личной истории — это очень мощная техника; разрыв связей с прошлым делает вас недосягаемым для социальных сил, работающих лишь во имя того, чтобы держать вашу энергию в состоянии покоя. Главное значение стирания заключается в том, что оно наносит мощные удары по предыдущим связям, а при использовании вместе с другими методами безусловно приводит к сдвигу точки фокусировки. После этого вы потенциально готовы к созданию новых связей.

В итоге вы добиваетесь неструктурирования своей личности — и это становится подготовительным шагом на пути к маскировке и изменению формы. Все эти умения лишь подчеркивают относительность такого понятия, как личность, индивидуальность. Каждая личность — это лишь одно из положений точки фокусировки. Когда вы ощутите несколько различных ее положений, вы поймете, что любое из них — не менее истинно, чем остальные. Каждое из этих положений могло бы превратиться в «вас», уже знакомого вам. Отсюда вывод: ложь является ложью только при наличии личной истории.

Физическое состояние. В принципе, чтобы справиться с возрастающими потоками энергии, появляющимися в результате вашего движения по Тропе, вам потребуется отличная физическая форма. Чтобы сохранить осознание в качестве главного приоритета, Клара советует «избегать всего, что может ослабить ваше тело и разум или навредить им».7 Дон Хуан рекомендует использовать ходьбу для облегчения вспоминания ваших путешествий во втором энергетическом поле (Безмолвие) . Кроме того, он говорит, что физическое тело должно быть достаточно крепким, чтобы можно было активизировать волю (Сказки).

При этом дон Хуан добавляет, что секрет физического здоровья заключается не в том, что делать, а в том, чего не делать (Путешествие) . Не препятствуйте естественному функционированию вашего тела, и оно само позаботится о вас. Кроме того, очевидно, что поддержание повышенного уровня осознания автоматически укрепляет тело. Когда-то Кастанеда отметил, что побочным продуктом его сновидений явилось более мускулистое тело (Дар) . Аналогичным образом, укрепление тела позволяет сохранять высокий уровень осознания. Поэтому регулярно и тщательно выполняйте растяжку (но не переусердствуйте). Хорошо питайтесь. И обязательно выполняйте упражнения. Если вы не уверены в своих возможностях и ограничениях, проконсультируйтесь у терапевта.

Релаксация. Релаксация обязательна для исследования сознания. Если вы не можете почувствовать себя спокойным и гибким, то закрыть второе энергетическое поле от утечек будет как минимум трудно. Кроме того, вы обнаружите, что второму полю не хватает изначального стресса, свойственного первому полю. Я полагаю, что стресс в основном получается вследствие использования стандартных последовательностей, свойственных условной энергии. Нам не хочется изменять наши зоны комфорта; мы также не согласны ни отказаться от них, ни покинуть. Отсюда следует, что чем больше энергии второго поля заключается в нас, тем меньше стресс. Таким образом, одним из способов хотя бы ослабить стресс является настойчивое и регулярное развитие второго поля.

Мягким способом гармонизировать второе поле является медитация. Кроме того, я обнаружил, что многим нравятся релаксационные свойства пристального созерцания. Пристальное созерцание представляет собой произвольный шаг внутрь второго поля; следовательно, его можно рассматривать как один из видов медитации (подробнее см. раздел Пристальное созерцание в следующей главе).

Отличное умение управлять вторым полем еще не значит, что вы способны полностью избежать стресса. Другое дело — ваше отношение к этому стрессу. Чтобы изолировать причины стресса, воспользуйтесь непривязанностью и самонаблюдением, а затем нацельтесь на то, что никакие обстоятельства не в состоянии повлиять на вас.

Ответственность. Один из знакомых, который увлекается Толтеками, как-то рассказал мне, что его свободное, не такое уж безгрешное поведение благотворно сказывается на окружающих. Он сказал, что это заставляет людей работать лучше и больше. Что ж, может быть и так. И все же, его отношение к этому определенно выказывало отсутствие личной ответственности.

Дон Хуан учил, что ступив на эту Тропу, вы более не несете ответственности за других (Реальность). Это не значит, конечно, что вы должны идти по головам других, или, с другой стороны, полагаться на чью-либо поддержку. На самом деле, это дает вам новую шкалу ценностей, благодаря которой вы в состоянии уйти от стандартного набора общественных требований, которые тормозят ваш рост. К примеру, рассмотрим принятие на себя ответственности с точки зрения отношения: это дает вам власть, но вместе с тем уменьшает вашу способность работать в коллективе. Кроме того, в этом случае вам не надо заботиться о том, чтобы те, кто встретится на вашем пути, достигли просветления. По сути, это лишь попытка изменить мир на свой вкус.

Признание личной ответственности требует честной самооценки и способности взять в свои руки бразды правления собственной жизнью, не поддаваясь искушению свалить на кого-нибудь вину за свои ошибки. Если, к примеру, вы обнаружите, что корень проблемы гнездится в вашем воспитании, тогда обвинение других зайдет вообще далеко. Найдя причину чего-либо, ликвидируйте ее; не тратьте энергию на то, чтобы тащить других по кочкам своего открытия. Для дона Хуана принятие на себя личной ответственности прежде всего означало одно: Действительно ли ты можешь умереть за свои решения? (Путешествие).

Ритуалы. Ритуалы — это своего рода инструменты фокусировки. Они определяют особое воздействие подключения, а повторение лишь усиливает это. В связи с этим дон Хуан считает, что ритуалы лучше остального способны захватить внимание (Безмолвие) . Ритуал может благоприятно усилить эффективность фокусировки; но он же в состоянии переместить фокус внутрь себя, оставив восприятие работать внутри ритуала вместо того, чтобы свободно парить.

При правильном использовании ритуалы способны определить условия, выходящие за рамки собственно ритуала. Нередко форма ритуала оказывается необходимой для того, чтобы можно было понять сущность, стоящую за формой. Ритуал создает формы благодаря условиям своего исполнения. При этом он настраивает рамки разума и призывает намерение, существующее вне всяких форм, К примеру, дон Хуан использовал ритуалы для того, чтобы передать Кастанеде знания о растениях силы. При этом он создал условия для того, чтобы идти навстречу знаниям. После этого растения силы, буквально взвинтили уровень осознания Кастанеды выше всяких привычных границ. Правда, дон Хуан учитывал и роль лидера группы, заключающуюся в том, чтобы направить осознание сквозь форму и дальше, к абстрактному. Поэтому вам необходимо научиться осуществлять фокусировку без использования ритуала. На практике это требование означает, к примеру, что вам придется обучиться сновидению, не прибегая к ритуальным упражнениям, которые первым делом приводят вас в состояние сновидения. Но это уже другая стадия обучения мастерству.

Пока ритуалы работают — будь это визуализация, религиозное пение или особый способ ходьбы, — относитесь к ним как есть. Но помните, что настоящая работа — настоящий ее результат — еще впереди. Используйте ритуалы для того, чтобы высечь искру восприятия, но не затем, чтобы погасить ее.

Привычки. Ваши энергетические поля объединяются посредством ваших привычек. Именно привычки являются теми условиями, которые фиксируют точку фокусировки и, следовательно, поддерживают вашу реальность. Таким образом, ваш мир существует благодаря наличию привычного положения точки фокусировки, что, в свою очередь, определяется вашими привычками, особенно, привычным мышлением.

Следовательно, для установления новых связей нам необходимо приобрести новые привычки. Это является целью борьбы третьего цикла (Огонь) . Чтобы разрушить формирующие реальность привычки Кастанеды, дон Хуан взял его с собой в поход по пустынным горным хребтам и научил его охотиться (Сказки). В результате ему удалось реорганизовать отношения Кастанеды с окружающим миром. Кроме того, дон Хуан требовал, чтобы Кастанеда выполнял бессмысленные, однообразные поручения, чтобы научить его действовать, не ожидая вознаграждения.

В своей книге «Психология сознания» Роберт Орнштейн описывает процесс воздерживания от пользования привычками, или «отвыкание»8. Противодействие своим привычкам предполагает общий результат, который заключается в увеличении вашего энергетического тела; в свою очередь, это ведет к увеличению быстроты мышления, и затем — к разрушению всяких фиксаций.

Чувство собственной важности. Дон Хуан говорит, что лучший способ накопить энергию — это потерять чувство собственной важности (Сновидение) . Правда, наше воспитание нередко делает это чувство весьма устойчивым (безусловно, я далек от любых обвинений). Как правило, нас воспитывают, чтобы мы стали кем-то (поскольку мы что-то знаем и чем-то владеем). Чисто из материальных соображений нам рассказывают, что мы лучше или хуже других.

Начиная самоопределяться, мы создаем жесткие границы между собой и нашим миром. После мы занимаемся созданием высокоусловных энергетических полей (еще больше могут усилить это необыкновенные способности). К примеру, Толтеки второго цикла могли творить чудеса, но все равно имели невообразимое чувство собственной важности. Недостаток же заключается в том, что эти условные энергетические поля вынуждают нас расходовать практически всю нашу энергию на поддержание чувства себя и окружающего мира. Однако можно сэкономить значительное количество энергии, отказавшись питать такие позиции. Эта сохраненная от растраты энергия автоматически освободит точку фокусировки (Безмолвие).

Чувство собственной важности можно разделить на две основных составляющих: самоусиление и саморефлексию. Самоусиление заключается в позитивной либо негативной акцентуации себя. Вы можете считать, что вы — слишком хороший (или не слишком хороший), что вы знаете (имеете) больше (или меньше), — и все это будет крайностями самоусиления. Чтобы поправить ситуацию, необходимо, с одной стороны, не ощущать себя выше других, а с другой — не поворачиваться спиной к самому себе. Это также значит, что мысли типа «достоин–недостоин» вообще нельзя допускать к обсуждению. Действительно важно не допустить ни гордыни, ни мягкотелости. Чувство униженности возникает, если вы привязаны к самому себе, но не погружены в себя (Сказки) .

Иными словами, вы не соразмеряете ценность одних ваших способностей по сравнению с другими. При этом вы не переоцениваете себя, чтобы сохранить мотивацию. То, что у вас есть, — это тихая самоуверенность, зрелая способность воспринимать себя менее серьезно. Это равновесие также уменьшает чувство неуверенности. К примеру, неуверенность может привести к стремлению уйти от этого мира или загнать свои чувства и эмоции глубоко внутрь. Но ведь оба эти состояния говорят о неуравновешенности и только подтверждают самоусиление.

Скользким моментом чувства собственной важности является саморефлексия. Это понятие может оказаться весьма серьезным — ведь оно непосредственно связано с самоидентификацией и мировоззрением. При этом та идентификация, которая определяется обществом, не отражает вашей истинной сущности. Это, скорее, вопрос вашей общественной интеграции; но поскольку культура зиждется на единстве мнений и точек зрения относительно вопроса «что есть реальность», она склонна к тому, чтобы отождес­твлять реальность с мировоззрением. Поскольку мировоззрение является основным условием взаимодействия с остальным миром, оказывается, что наш мир стоит на ощущении чувства собственной важности. Чем не изящный обман?!

Этот принцип применим к любым мирам. Мы подпитываем чувство собственной важности каждый раз, когда говорим: я — такой, следовательно, мир — вот такой. Каждый раз, когда мы беремся определять мир, мы лишь отражаемся сами в себе. Поэтому мы и запутываемся в широкомасштабной проекции. Как результат, значительное количество нашей энергии уходит на поддержание ранее принятой картины устройства мира вместо того, чтобы понять: мир лежит вне пределов нашего воображения.

Как говорил дон Хуан, мы не можем совершенно потерять чувство собственной важности, предварительно не сбалансировав первое и второе энергетические поля (Сновидение). Проделав это, вы становитесь человеком знания. Теперь вы уже не отражаете мир — вы являетесь этим миром. Пока же вы определенно можете уменьшить чувство собственной важности.

Для начала:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь