Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как мусульмане отнеслись к новым государствам?



После 1100 г. крестоносцы продолжали расширять свои владения. С мая 1104 г. им принадлежал Аккон, крупный торговый центр на Средиземном море, известный также как Акка или Акра (ныне Акко, Израиль). В июле 1109 г. они захватили Триполи (ныне в Ливане) и тем округлили свои владения. Наиболее уязвимым местом оставался Аскалон, опорный пункт египтян, откуда они могли без труда совершать набеги на Палестину. Когда государства крестоносцев достигли максимальных размеров, их площадь простиралась от Эдессы на севере до залива Акаба на юге. Протяженность же с запада на восток всегда оставалась крайне незначительной. Завоевания в первом крестовом походе отнюдь не означали конца борьбы. Это было лишь временное перемирие. На Востоке все еще жило больше мусульман, чем христиан. Осевшие здесь много веков назад, они не желали окончательно уступать свою землю. К тому же они по-прежнему имели очень сильный флот -египетский. Правда, и между мусульманами не было полного единства: правившая в Египте династия Фатимидов принадлежала к шиитской ветви ислама, а сельджуки были суннитами, поэтому в борьбе против христиан мусульмане не всегда действовали заодно. Поначалу бароны в государствах крестоносцев старались расширить свои земли и проложить границы таким образом, чтобы их было легче стеречь и оборонять. Кроме того они попытались завоевать сирийский город Харран, чтобы вызвать рознь между сельджуками. Но это нападение кончилось неудачей. Зато византийцы воспользовались создавшимся положением, чтобы распространить свое влияние на Киликию, расположенную на юге Малой Азии. Такова была " помощь", которую обе христианские стороны ока зывали порой друг другу. Египет со своим неизменным превосходством на море был для крестоносцев как бельмо на глазу. Король Иерусалима Балдуин I тоже наблюдал за этим не без зависти, так как это мешало его торговле с Индией. В 1118 г. королю Балдуину удалось привлечь на свою сторону правителя Дамаска. Воспользовавшись таким союзом, Балдуин предпринял поход на Египет, хотя ему и пришлось позвать на подмогу венецианцев. В мае 1123 г. они разбили египтян под Аскалоном. Впрочем, венецианцы пришли на помощь отнюдь не бескорыстно. Король Иерусалима вынужден был разрешить им свободную торговлю в своем королевстве. Вдобавок они получили преимущественные права и в торговле, и в налогообложении, а еще значительную сумму наличными за поддержку. Венецианские купцы, проживавшие в Иерусалимском королевстве, были отныне неподсудны иерусалимскому суду.

ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

 

Что послужило поводом для второго крестового похода?

Государства крестоносцев были со всех сторон окружены народами, чью территорию они захватили. Поэтому неудивительно, что владения захватчиков то и дело подвергались нападению египтян, сельджуков или сирийцев. И, конечно же, мусульманские правители всячески старались использовать трения между отдельными государствами крестоносцев. Впрочем, Византия при всяком удобном случае тоже участвовала в боях против христианских государств на Востоке. В 1137 г. византийский император Иоанн II напал на Антиохию и завоевал ее. Государства крестоносцев были между собой в таком разладе, что даже не помогли Антиохии. Под конец 1143 года блестящий мусульманский полководец Имад-ад-дин Зенги напал на графство Эдесса и вырвал его у крестоносцев. Потеря Эдессы вызвала гнев и огорчение и в Европе, ибо возникло опасение, что теперь мусульманские государства широким фронтом выступят против захватчиков. По просьбе иерусалимского короля папа Евгений III вновь призвал к крестовому походу. Организацию его взял на себя аббат Бернар Клервоский. Бернар пользовался большим авторитетом. 31 марта 1146 г. перед вновь воздвигнутой церковью св. Магдалины в Везеле, в Бургундии, он в пламенных выражениях увещевал своих слушателей принять участие в крестовом походе: " Взгляните, братья, вот оно, желанное время, вот благословенные дни! Содрогнутся и вострепещут страны, ибо Господь на небесах начал терять свою землю. Я повторяю: свою землю, ибо там Он учил слово Отца своего, там более тридцати лет Он странствовал меж людей. (...) И только наши грехи повинны в том, что недруги креста в той земле снова начали поднимать свою нечестивую голову: острием своего меча они опустошают Землю обетованную. (...) О ты, храбрый рыцарь, о ты, воинственный муж, перед тобой битва, не чреватая опасностью, ибо победа в ней приносит славу, а смерть - выигрыш. Но коль скоро ты искатель барыша, я обещаю тебе необъятный рынок, и поспешай, дабы он не ускользнул от тебя". В дальнейших своих посланиях аббат призывал к походу в Святую землю и обещал всем участникам отпущение грехов. Несметные толпы последовали его призыву. Правда, то там, то здесь раздавались голоса, что вместо неверных на Востоке лучше бы изгнать нечестивых славян из Пруссии либо мусульман из Испании. Бер-нар и это одобрил, после чего папа посулил отпущение грехов и тем крестоносцам, которые выступят против славянских язычников.

Как протекал второй крестовый поход?

Бернару не пришлось долго уговаривать. Вскоре целое войско выступило в поход. Германский король Конрад III и французский король Людовик VII встали во главе этого войска. Весной 1147 г. крестоносцы вышли из Регенсбурга. Французы предпочли путь через Средиземное море. Германские же войска без особых происшествий прошли через Венгрию и вошли в византийские земли. Здесь, едва запасы продовольствия начали подходить к концу, они занялись грабежами. Византийский император Мануил I был так возмущен постыдным поведением крестоносцев, что даже отказался принять короля Конрада. Немецкий и французский государи, со своей стороны, отказались воздать византийскому императору те почести, которых он требовал. Когда воинство креста проходило через Анатолию, оно подверглось под Дорилеем нападению сельджуков. Германское войско понесло большие потери. Королю Конраду удалось спастись и попасть в Святую землю лишь благодаря византийскому флоту. Французам тоже пришлось не лучше, чем немцам. В 1148 г. неподалеку от Лаодикеи они подверглись яростному натиску мусульман. Помощь византийской армии оказалась совершенно недостаточной - по-видимому, император Мануил в глубине души желал поражения крестоносцев. Между тем Конрад III, Людовик VII, патриарх и король Иерусалима провели тайный совет об истинных целях крестового похода и приняли решение всеми наличными силами овладеть Дамаском, сулившим им богатую добычу. Но таким решением они лишь толкнули сирийского правителя в объятия сельджукского князя из Алеппо, который надвигался с большим войском и с которым отношения у Сирии до этого были враждебными. Вскоре стало ясно, что второй крестовый поход не достигнет своей цели - вернуть утраченную Эдессу.

Кто такой Саладин?

В середине XII века военная удача была очень переменчива. Победа сопутствовала то крестоносцам, то мусульманам. Лишь когда власть над Египтом перешла к Саладину, исламские правители начали целенаправленную борьбу против " франков" (так здесь называли всех проживающих на Ближнем Востоке европейцев). Саладин, а точнее Юсуф Салах-ад-дин, курд по происхождению, вырос в Баальбеке в семье военачальника. Его отец занимал высокую должность при дворе. В 1152 г. молодой Саладин поступил на службу к султану Нур-ад-дину, нанесшему крестоносцам немало чувствительных поражений. После смерти дяди, египетского визиря, Саладин занял его место и очень скоро показал всем, чего он стоит. Он сверг правящую династию Фатимидов и стал султаном Каира. После победы сельджуков над византийцами Саладин умело воспользовался смятением в стане своих врагов и выступил против государств крестоносцев: в 1170 г. он отобрал у франков город Газа, а также вытеснил их из порта Акаба. Саладин был мудрый тактик и политик. Он сознавал силу своих врагов, как сознавал и собственные слабости. Крестоносцы были сильны, когда держались вместе. Но поскольку между ними шли бесконечные схватки за власть, Саладин сумел привлечь на свою сторону некоторых баронов, а затем начал натравливать их друг на друга. Среди соотечественников Саладин пользовался необычайной любовью. Его биограф Бахааддин восторженно описывает его правоверность и великодушие, его чувство справедливости и сострадание к бедным и слабым, его щедрость и храбрость. Более того, он даже оправдывает слабости Саладина. " Соблюдение поста плохо вязалось с его темпераментом", - с пониманием пишет он. Саладин не мог с подобающей строгостью выдерживать рамадан, месяц поста. Точно так же до самой своей смерти (в 1193 г.) он не выполнил и свой долг перед Аллахом: не совершил положенное мусульманину паломничество в Мекку. Саладина уважали даже франки. Миннезингер Вольфрам фон Эшенбах, знавший Саладина лишь по рассказам, воспевал его как благородного человека, ни в чем не уступающего христианам. Во времена просвещения и религиозной терпимости, в конце XVIII века, немецкий писатель Готхольд Эфраим Лессинг своей драмой " Натан Мудрый" воздвиг бессмертный памятник этому мусульманскому государственному деятелю и полководцу.

Почему Саладин начал войну?

Однако Саладин мог быть коварным и жестоким. Мало-помалу он вверг государства крестоносцев в полную изоляцию, объединившись сначала с сельджуками, а потом с Византией. Ему было на руку, что крестоносцы не ладят между собой. Тогдашний король Иерусалима Балдуин IV был правителем слабым и больным, он страдал лепрой, то есть проказой, весьма распространенной на Востоке. Военная угроза все усиливалась, но сроки перемирия между христианами и мусульманами еще не истекли. В 1184-1885 гг. крестоносцы отправили в Европу посланцев, чтобы объяснить там всю серьезность положения. На Западе уже начали собирать деньги, но пока мусульмане не пустили в ход оружие, здесь не прозвучало и призывов к новому крестовому походу. Весной 1187 г., еще до истечения срока перемирия, один из франкских баронов Рено Шатильонский вероломно напал на мусульманский караван, перевозивший товары из Дамаска в Египет. Он и прежде грабил мусульманских паломников, идущих в Мекку, и разорял портовые города на Красном море. И поскольку Рено не пожелал возместить ущерба, Саладин объявил войну. 3 июля 1187 г. у селения Хиттин, западнее Генисаретского озера, разгорелось же токое сражение. Мусульманское войско Саладина численно превосходило силы христиан. Крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Бесчисленное множество их полегло в бою, а оставшиеся в живых были взяты в плен, в том числе и Рено. Еще перед сражением Саладин поклялся собственноручно отрубить голову этому нарушителю перемирия. Так, по всей видимости, и произошло. Это поражение имело роковые последствия для государств крестоносцев. У них больше не было боеспособного войска. Саладин мог теперь беспрепятственно действовать в Палестине. По словам арабского летописца, он захватил 52 города и крепости. 10 июля 1187 г. им был взят важный порт Аккон. 4 сентября пал Аскалон, две недели спустя началась осада Иерусалима, который сдался в начале октября. Мусульманские воины снова овладели своей святыней - мечетью аль-Акса. Тогда же навсегда исчезла и драгоценная реликвия христианства - Святой крест, на ко тором некогда умер Иисус. Триумф Саладина был безграничен. Даже такие неприступные крепости, как Крак и Крак-де-Монреаль, не выдержали натиска мусульман. В Краке французы под конец даже выменяли своих жен и детей на съестные припасы, но и это им не помогло. В руках христиан осталось всего несколько мощных крепостей на севере: Крак-де-Шевалье, Шатель Блан и Маргат.

ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь