Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Практика вторая. Достижение невесомости одной из частей тела
Целевая установка – добиться «невесомости» какой-либо части тела путем концентрации духовной энергии и парапсихических сил. Обстановка не отличается от той, которая царила в первом занятии. В помещении стоит стол, вокруг которого рассаживаются участники. Каждый из них кладет на стол, например, правую руку, расслабляется, делает несколько глубоких вдохов, очищает сознание от мыслей и сосредоточивается на руке. Участник представляет себе, как тепло наполняет руку, как она становится все более теплой и тяжелой. Напрягая ощущение тела, мысленно перемещается по всей руке, чтобы почувствовать кожу, каждую мышцу, сухожилие, ток крови. Потом все представляют, как рука постепенно теряет вес, становясь все более легкой. В конце концов они перестают ее чувствовать. Как только достигнуто это состояние, участники представляют себе, что они подкладывают под руку воздушную подушку, на которой рука медленно поднимается вверх. Во время практики нужно контролировать свои ощущения, дыхание и общее состояние. Потом можно то же проделать с другими частями тела. По окончании следует отдохнуть под спокойную музыку. Заниматься таким образом разрешается не более 1 раза в неделю. Занятия хатха-йогой и чтение мыслей Принято считать, что мудрец Патанджали (II–I вв. до н. э.) сформулировал учение йоги в качестве отдельной, самостоятельной системы, хотя с точностью назвать дату появления самого понятия «йога» нельзя, поскольку нет возможности проникнуть так глубоко во тьму веков. Традиции индийской философии, начало формирования которой относится к XV–X вв. до н. э., сохранились до нашего времени и находят своих последователей. Первые священные книги индийских мудрецов (по-другому их называют ришами) «Ригведа», «Атхарваведа», «Самаведа», «Яджурведа» написаны в Ведический период (XV–VI вв. до н. э.). В совокупности их называют Ведами, а комментарии к ним – Упанишадами. Значение этих книг нельзя переоценить, поскольку они способствовали становлению и развитию философской мысли в Индии, созданию школ, к одной из которых относится и система йогов. Йогу (философию и практику классического учения) в том виде, в каком она известна нам сегодня, Патанджали изложил на основе уже имевшегося опыта занятий отдельных йогов в 185 афоризмах, которые называются «Йогасутра». При этом он не предлагает собственных суждений, а, подобно другим индийским авторам, только упорядочивает устные данные и комментирует их с точки зрения своей философии. Патанджали принадлежит идея деления йоги на 8 ступеней: 1) яму (дословно «смерть всему плохому» или «отказ от всего плохого»), состоящую из правил общественного поведения; 2) нияму, включающую кодекс личного поведения; 3) асану (позы); 4) пранаяму (комплекс дыхательных упражнений); 5) пратьяхару (отход от чувственного восприятия); 6) дхарану (концентрацию мысли); 7) дхьяну (медитацию, т. е. процесс погружения в сущность какого-либо объекта); 8) самадхи (самореализацию, т. е. полное проникновение в сущность какого-либо объекта). Восемь ступеней, или этапов, именуют восьмеричным путем в йоге. Они и составляют классическую систему йогов, изложенную в «Йогасутре». Освоение всех ступеней дает возможность достигать особого состояния, благодаря которому могут задействоваться внутренние резервы человеческого организма. По словам Шри Йогендры, «йога означает способ жизни, который делает возможным достижение полноценного физического, духовного и морального здоровья. Рациональный характер йоги находится в противоречии с религиозными обрядами и догмами. Система йогов в сущности не имеет ничего общего с религией и различными верованиями. Техника йогов строго обоснована. Ее применение приводит к желаемым результатам без необходимости верить в сверхъестественную силу. Йога не ограничена кастой, религией, верой, расой, национальной принадлежностью возрастом, полом. Те, кто считает, будто занятия йогой связаны с верой в бога, ошибаются». В соответствии с учением йогов тело человека существует благодаря «положительным и отрицательным токам», которые должны пребывать в равновесии, чтобы человек ощущал себя здоровым. На языке древней символики положительный ток называют словом «ха» («солнце»), отрицательный – «тха» («луна»). Таким образом, хатха-йога символизирует единство противоположностей. В настоящее время, когда мы говорим о йоге, обычно имеем в виду отдельный ее раздел – именно физическую йогу, или хатха-йогу, так как это своеобразная азбука, с которой начинается изучение и освоение системы йогов. Хатха-йога – только один из 18 разделов йоги, самыми известными среди которых, помимо хатха-йоги, являются карма-йога, раджа-йога, жнани-йога и бхакти-йога. Но особенность хатха-йоги состоит в том, что в остальных разделах не уделяется внимания состоянию физического здоровья человека, поскольку там цель – совершенствование путем философских, этических и религиозных идей и исканий. Все стороны человеческой жизни хатха-йога рассматривает во взаимодействии и взаимосвязи с окружающей действительностью, дает знания, которые позволяют поддерживать здоровье и корректировать его при возникновении каких-либо сбоев. Кроме того, хатха-йога учит, как с помощью мысленно-волевых усилий и упражнений улучшить функционирование отдельных органов и организма в целом. Поскольку для занятий телепатией необходимо быть физически здоровым, хатха-йога более всего отвечает этим требованиям, вполне доступна и при регулярных занятиях приносит свои плоды. Необходимо заметить, что хатха-йога не принесет желаемых результатов в отсутствие нравственного самоочищения, предусматривающего необходимость следования правилам межличностных отношений и личного поведения. Как уже было сказано выше, нравственные постулаты йоги рассматриваются в разделах яма и нияма. Первый из них предполагает: непричинение вреда; терпимость к взглядам и интересам как отдельных людей, так и целых групп; воздержание от обмана и присвоения чужого; умение довольствоваться малым и отказ от накопительства, роскоши и пр.; воздержание от чрезмерного расходования энергии в половой жизни, верность в браке. Второй провозглашает недопущение негативных эмоций (гнева, злости, зависти, высокомерия и пр.); очищение разума от отрицательных мыслей и намерений (клеветы, лжи, интриг и пр.); стремление находить удовлетворение от собственного поведения в самом себе, не ожидая одобрения окружающих; скромность, отказ от суеты и т. п. По древней индийской легенде, бог Шива дал человеку позы, с помощью которых можно не только сохранить физическое здоровье, но и достичь духовного совершенства. Позы называются асанами. Патанджали говорил, что «асана – это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения». То есть человек, занимающийся йогой, должен ставить своей целью достижение полного самоконтроля над собственным телом, что позволит длительно быть неподвижным и при этом не ощущать дискомфорта. По представлениям древних йогов, человека можно считать овладевшим асаной в том случае, если он в состоянии сохранять какую-либо позу, как минимум, 3 часа. Патанджали принадлежат слова о том, что «через достижение совершенства в асанах индивидуум становится недоступным для двойственности», что означает что тело йога не подвержено контрастным психическим влияниям и воздействиям, стрессам, острым ситуациям, которые могут случаться практически каждый день. Асаны характеризуются рядом особенностей, о которых говорится как в древней, так и в современной литературе, посвященной вопросам йоги. • Асаны представляют собой медленные, размеренные движения, которые сопровождаются правильным дыханием и расслаблением. Поскольку при выполнении поз скелетная мускулатура сокращается, усиливается венозный кровоток, благодаря чему сердце пропускает больше крови по сравнению с состоянием покоя. • Обычно асаны – это статичные упражнения, в которых преобладает изометрический компонент. Асаны увеличивают физическую нагрузку на мышцы благодаря не только их силовому статическому сокращению, но и вследствие их удлинения. Как результат, косвенное воздействие на ЦНС (центральную нервную систему) и опосредованно – на функционирование сердца, сосудов, органов дыхания. • Для выполнения асан не предполагается расходования большого количества энергии. • Во время принятия определенной позы требуется концентрация внимания на том участке тела, на который осуществляется воздействие. Умственное и мышечное усилия синхронизируются. • Особое внимание при выполнении асан уделяется дыханию, которое должно быть естественным, хотя нередко указывается на то, что дыхание полное, ритмическое, контролируемое, замедленное. При этом дыхание всегда совершается через нос. • Если активная физическая деятельность сопровождается выделением и накапливанием молочной кислоты, то для асан это совершенно нехарактерно. • Отличительной особенностью асан является то, что их можно рассматривать как наглядный пример нервно-мышечного самоконтроля и самодисциплины. Это не может не сказываться на характере и личности человека, что в конечном итоге приводит его к гармонии с социумом и природой. • Асаны дают высокий психотерапевтический эффект. • Йогой занимаются в любом возрасте, начиная с 6 лет, хотя имеются и некоторые ограничения: в частности, после 60 лет рекомендуется контроль со стороны преподавателя. • Для выполнения асан не нужно никакого оборудования, достаточно обычного коврика. В классической йоге содержится 8 400 000 асан, среди которых выделяются основные (84 000) и доминирующие (8400). Современные йоги практикуют 84 асаны, но достаточными для отличного здоровья считаются 32 позы. При этом самыми важными называются 11 асан. В произведении Сватмарамы «Хатха-йога» представлены сиддхасана («совершенная поза»), падмасана («поза лотоса»), гомукхасана («коровья морда»), вирасана («поза героя»), куккутасана («поза петуха»), уттанкурмасана («поза черепахи, лежащей на спине»), вришабхасана («поза быка»), матсьендрасана («поза йога Матсьендры»), пашчимоттанасана («поза лежащего на спине к западу»), маюрасана («поза павлина»), шавасана («мертвая поза»). Асаны делятся на несколько видов: • медитативные; • антиортостатические; • позы для позвоночника; • упражнения для ног; • позы равновесия. Поскольку занятия телепатией предполагают определенный уровень сосредоточения, то мы будем говорить только о медитативных асанах, способствующих достижению концентрации внимания. Кроме того, они необходимы для выполнения дыхательных упражнений, что важно с точки зрения накопления праны и освобождения сознания. Сукхасана («удобная поза») Эта асана знакома многим и фактически не отличается от позы по-турецки, когда человек сидит, скрестив ноги (рис. 2). Важное условие: позвоночник абсолютно прямой. Положение следует сохранять, пока не почувствуете небольшого дискомфорта в задействованных мышцах. Если вы испытываете трудности при выполнении сукхасаны, то начните с более простой ваджрасаны («Позы алмаза»), при которой человек опускается на колени и садится на пятки (рис. 3), сохраняя позвоночник прямым. Рис. 2. Сукхасана При невозможности определенное время сохранять эту позу, просто сядьте на стул и приготовьтесь сконцентрироваться и выполнять дыхательные упражнения. Рис. 3. Ваджрасана |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы