Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Невозможность лицезрения Аллаха



 

Одной из тем горячих споров между представителями различных исламских богословских школ является тема возможности лицезрения Всевышнего Аллаха в загробном мире. Действительно ли верующие в день суда и в райских садах будут взирать на Творца и видеть Его? Или же им никогда не будет дано этого? Последователи школы шиизма и мутазилизма убеждены, что лицезреть Всевышнего Аллаха невозможно ни в этом мире, ни в мире загробном. Зрение творений неспособно видеть своего Творца. Но Его можно лицезреть внутренним зрением, Его постоянно можно видеть и ощущать сердцем, и это есть высочайшая степень веры. В противовес им салафиты и ашариты утверждают, что лицезрение Господа не является чем-то невозможным, и верующим в загробном мире будет дана милость взирать на Аллаха и наслаждаться Его видением.

Ибн Каййим говорил в свое время: «Коран и достоверная сунна, общее мнение сподвижников и предводителей Ислама, а также ученые ахль аль-хадис указывают, что в день суда Всевышний Аллах будет видим для глаз так же, как можно видеть луну в четырнадцатую ночь или солнце во время полудня».[414]

Альбани писал в своих трудах: «Мы сунниты веруем в то, что одной из милостей Аллаха к своим верующим рабам является то, что в день суда Он станет видимым для них и они смогут лицезреть Его как луну в четырнадцатую ночь».[415]

Об этом же говорили и продолжают говорить и другие салафитские и ашаритские ученые. Некоторые из них, например Ибн Баз, впадали в крайности в данном вопросе и считали, что отрицающий лицезрение Аллаха в загробном мире перестает являться членом исламской общины и запрещали своим сторонникам выполнять молитву за таким человеком.

 

 

Доводы шиитов

 

Шииты, отрицающие возможность видения Аллаха в обоих мирах, приводят многочисленные доказательства правоты своих слов. Разум любого человека, говорят шиитские богословы, подсказывает ему, что увидеть что-либо внешним зрением возможно только в том случае, если оно будет являться телом, иметь размеры и иные материальные особенности, а также занимать некое место в пространстве, тогда как Всевышний Аллах не является телом и Он превыше пространства. Между видящим и видимым должно быть какое-то расстояние, тогда как Аллах свободен от качеств и атрибутов творений и не властно над Ним ничто из того, что властно над сотворенным миром. Данная истина одинаково относится к обоим мирам. Оба мира материальны, и возвращение душ в тела является наилучшим доказательством материальности загробного мира. Поэтому, так же, как невозможно лицезреть Аллаха внешним зрением в этом мире, это невозможно будет сделать и в мире загробном.

Этому же обучали своих последователей безгрешные имамы из пророческого рода. Однажды Исмаил ибн Фадль спросил Имама Са дика (да будет мир с ним): «Будет ли Аллах видим в день суда? » Имам ответил ему: «Пречист Аллах и превыше Он этих слов. О сын Фадля! Зрение способно объять только предметы, обладающие цветом и материальными качествами, тогда как Аллах является Творцом цветов и всех материальных качеств».[416]

В своих проповедях Имам Али (да будет мир с ним), восхваляя Господа, указывал мусульманам на невозможность Его лицезрения: «Слава Аллаху, свидетельствами не постигаемому, в место засвидетельствования не помещаемому, зрением не созерцаемому…»[417]

Однажды Имаму Али задали вопрос: «Видел ли ты Господа своего, о Повелитель правоверных? » На что он ответил: «Разве стану я поклоняться тому, чего не вижу? » Его спросили: «Как же ты видишь Его? » Имам сказал: «Не постигает Его зрение глазным видением, но постигает Его сердце истинной верой».[418]

Об этом же свидетельствуют многие аяты Священного Корана. В 103-ем аяте суры «Скот» ясно и недвусмысленно сказано: «Не могут постичь Его взоры, а Он постигает взоры. Он – Проницательный, Сведущий». Данный аят, не оставляя места для сомнений, говорит, что взоры не могут постичь Аллаха, внешнее зрение не способно объять Его. Разве будет утверждать обратное разумный человек, вникнув в смысл сказанного в аяте?

В 110-ом аяте суры «Та Ха» говорится: «Они не способны объять Его своим знанием». Зрение является одним из средств, при помощи которых человек приобретает знания, но в этом аяте Всевышний Аллах отводит от Себя способность людей объять Его каким-либо знанием.

В 143-ем аяте суры «Преграды» речь идет о том, что после многочисленных просьб сомневающихся людей явить пред ними Аллаха Пророк Муса (да будет мир с ним) решил показать им на деле, что сделать это невозможно. В аяте говорится: «Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих».

В данном аяте содержатся несколько указаний на то, что лицезрение Аллаха (что в этом мире, что в ином) невозможно:

1. Арабский текст фразы «Ты не увидишь Меня» звучит следующим образом: «Лян тарани». Большое число знатоков арабского языка придерживаются мнения, что приставка «лян» указывает на вечное отрицание, поэтому в более точном переводе это фраза будет звучать как «Ты никогда не увидишь Меня». Жизнь по убеждениям верующих не ограничивается лишь земным миром, а будет продолжаться вечно и в мире загробном. Поэтому Аллах, отвечая Мусе «Ты никогда не увидишь Меня», указал ему на то, что ни он и никакой другой человек, несмотря на вечность загробного мира, никогда не сумеет лицезреть Аллаха внешним зрением.

2. Показав наглядно невозможность одного действия, Всевышний Аллах также показал невозможность Его лицезрения: «Но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня»

3. Слова Мусы, слетевшие с его губ после того, как он пришел в себя, также свидетельствуют, что Аллах превыше качеств творений, одним из которых является видимость: «Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! »

4. Покаяние Мусы в том, что по просьбе сомневающихся людей он попросил Аллаха показаться ему, служит еще одним свидетельством правоты шиитов: «Я раскаиваюсь перед Тобой».

 

Доводы суннитов

 

В авторитетных суннитских сборниках присутствуют хадисы, в которых говорится о том, что верующие в день суда будут взирать на Всевышнего Аллаха и наслаждаться Его лицезрением. Например, Муслим в своем труде приводит слова Посланника Аллаха, который, посмотрев на луну, сказал своим сподвижникам: «Вы увидите вашего Господа так же, как видите эту луну, и не будет никакой преграды между Ним и вами…»[419] Шиитские исследователи небезосновательно считают, что подобные хадисы являются более поздними измышлениями, приписанными Пророку Ислама. Такие хадисы находятся в вопиющем противоречии с ясными аятами Священного Корана, которые повествуют о невозможности увидеть Творца. Расположив вышеприведенный хадис рядом с аятом «Не могут постичь Его взоры, а Он постигает взоры», [420] не остается сомнений в недостоверности данного хадиса. Но так как подобные хадисы приведены в авторитетных суннитских сборниках и объявление их недостоверными способно расшатать основы суннитского учения, то салафитские и ашаритские ученые были вынуждены прибегнуть к помощи ряда коранических аятов, которыми они попытались подтвердить сказанное в этих хадисах.

Наилучшим подтверждением своей правоты сунниты считают следующий отрывок из суры «Воскресение»: «Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа». [421] Абуль-Хасан Ашари приводит данный аят как лучшее свидетельство достоверности хадисов о возможности лицезрения Господа. Однако, вопреки его утверждениям, в данном отрывке речь не идет о возможности видеть Аллаха, а в форме аллегории говорится об ожидании милостей Господа. В день суда верующие, помня обещания Аллаха, будут надеяться на получение Его многочисленных милостей и наград, и по этой причине с радостными лицами будут ожидать своей счастливой участи. Такое толкование аята подтверждается продолжением отрывка, в котором сказано: «Другие же лица в тот день будут омрачены. Они будут думать о том, что их поразит беда». [422] Первый отрывок рассказывает о счастливом уделе верующих, которые радостно будут ожидать милостей Аллаха, а второй отрывок повествует о горькой судьбе грешников, которые с мрачными лицами будут ждать наказания за свои преступления. Также необходимо заметить, что слова «взирать» и «ожидать» в арабском языке происходят из одного и того же корня.

Еще одним аятом, приводимым некоторыми суннитами в пользу возможности лицезрения Аллаха, является следующий аят: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом». [423] Они говорят, что искренне верующие люди, совершающие праведные деяния и поклоняющиеся только Аллаху, в соответствии с этим аятом обязательно встретятся с Ним. А встреча с Аллахом подразумевает Его лицезрение, как сказано об этом в многочисленных хадисах. В ответ на подобные утверждения достаточно привести 77-ой аят суры «Покаяние», в котором сказано о лицемерах: «Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали». Из внешнего смысла этого аята следует, что лицемеры встретятся с Аллахом и, следуя логике некоторых суннитов, увидят Его. Однако подобное толкование аята в корне неверно и противоречит даже взглядам самих последователей суннизма, которые убеждены, что лицемеры никогда не смогут увидеть Господа. Поэтому аяты, в которых говорится о встрече с Господом, ни в коем случае не нужно воспринимать буквально, ибо это влечет за собой уподоблению Творца творениям. Арабский язык, как и все остальные мировые языки, содержит в себе множество аллегорий, метафор и символов. Поэтому Священный Коран, ниспосланный на арабском языке, также не лишен аллегорий, одной из которых является выражение «встреча с Господом». Не нужно понимать это выражение как материальный контакт с Аллахом и видение Его, противоречащее здравому смыслу. Данное выражение необходимо воспринимать как завершение жизни в этом мире и переход в мир загробный, воскрешение и расчет в день суда, довольство Аллаха праведниками и Его гнев на грешников.

Фахр Рази, известный суннитский комментатор Священного Корана, комментируя в своем тафсире аят «В тот день они (неверующие) будут отделены от своего Господа завесой», [424] пишет: «Наши ученые приводят этот аят как довод в пользу того, что верующие увидят Всевышнего Аллаха в день суда. В ином случае, какой смысл в том, что неверующие будут отделены от Господа завесой? » Старания Фахра Рази представить этот аят как свидетельство лицезрения Аллаха в загробном мире является еще одной попыткой придания легитимности хадисам, имеющимся в суннитских сборниках, которые шииты считают измышлениями, приписанными Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род). В данном аяте ничего не указывает на возможность лицезрения Аллаха, в нем ничего не сказано о том, что неверующие будут лишены возможности видеть Его. В аяте говорится, что в день суда они будут лишены милостей, наград и довольства Господа вследствие своего неверия и мерзких деяний, которые словно завеса предстанут между ними и божьей милостью.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь