Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Универсальная парадигма новаторства. Какими должны быть идеи?



Сколько на свете людей, столько же и идей. Может быть, по меньшей мере. Просто многие люди отказываются от того, чтобы выписывать директивы самой жизни. Есть, конечно, еще одно узкое место современных учебников по самореализации, о котором уже не раз шла речь. Это выдвижение в приоритеты материальных ценностей. Если в качестве глобальной цели индивидуум выдвигает достижение того или иного уровня заработка, приобретение дома и автомобиля или даже формирование собственного бизнеса, на глобальной карте это всегда выглядит слишком мелко. Даже такие крупные финансовые гиганты, как Джон Рокфеллер, Джордж Сорос или Билл Гейтс, нашли иные формы представления своих идей. Итак, идея только тогда обретет истинную мощь, если она будет пронизана духовностью. Идея – это область веры. Святая вера в личную миссию и готовность бороться за нее каждый день. Если бы это было не так, разве мог бы Зигмунд Фрейд вести активные исследования до глубокой старости и непрерывно работать в течение семнадцати лет после обнаружения рака нёба и проведенной операции? Или мог бы Марк Шагал на протяжении четверти века писать свою картину «Падение ангела», которая в итоге стала средоточием чудесной энергетики ее автора? Французский врач Ален Бомбар пришел к достаточно опасной, но тем не менее оригинальной идее пересечения Атлантического океана в одиночку, без еды и воды после тщательного изучения катастрофы «Титаника». Когда исследователь выяснил, что большинство погибших в этой гигантской трагедии поглотили страх и отказ от борьбы, он решился на столь отважное доказательство своей гипотезы о человеческих возможностях. Семьдесят четыре дня без воды (выжимая ее из рыбы) и еды сделали апологета веры в человека знаменитым, а книга «За бортом по своей воле» помогла многим обрести смелость и отвагу.

На фоне таких достижений человек, купивший дорогую виллу на берегу моря или достигший такого‑ то количества продаж своей продукции, выглядит слишком мелко. А порой и комично. Нужно выдвигать крупные, исполинские цели, тогда достижение даже части из них вызовет восхищение. К примеру, Леонардо да Винчи не сумел реализовать и половины задуманного, и даже знаменитая «Мона Лиза» считалась неоконченным полотном. Однако если соизмерить созданное этим человеком с достижениями обычного обитателя планеты, он покажется титаном, волшебником. Вот почему необходимо постоянно передвигать вверх планку при совершении нового прыжка! И это под силу каждому! Для высокой планки всегда требовались лучшие идеи и их авторы.

Еще один штрих к портрету прорывной идеи – она должна быть продолжительного действия, иметь перспективу трансформации и препятствовать успокоенности. Действительно, самый опасный подводный камень в жизненном плавании – это оказаться успокоенным или истощенным. Противоречивые судьбы ряда великих творцов подтверждают это. Джек Лондон, живший со стремительностью горного потока, к сорока годам казался исписавшимся, уставшим от непрерывного поиска сюжетов. В какой‑ то момент он осознал, что каждая последующая вещь написана если не хуже предыдущей, то заметно уступает лучшим произведениям. Глубоко в подсознании прославленный писатель понимал, что его погубила постоянная гонка за прибылью, причем в силу широты своей доверчивой и всегда раскрытой души он тратил деньги быстрее, чем зарабатывал. Средства затмили цели, к сорокалетию он перестал стремиться к совершенствованию дела своей жизни. И это на глубоком подсознании предопределило его ранний уход.

Практически все прославившиеся на весь мир люди избирали не просто завышенные, но заоблачные цели. Они изначально мыслили космическими категориями, одно упоминание которых ввергало обывателя в настоящий шок. При этом выдающиеся личности неизменно отличались конструктивным восприятием конкуренции – вместо борьбы с конкурентами они переключались на совершенствование своего продукта. А еще они отличались умением вести пристальное наблюдение за всем происходящим, отказываясь от подражания и копирования.

Претендент на новую идею должен позаботиться не только о том, чтобы увидеть суть решаемой проблемы («за деревьями увидеть весь лес»), но и просто, доступно ее изложить. Исследуя стиль мышления Аристотеля, Роберт Дилтс отмечает, что все должно начинаться с постановки фундаментальных вопросов. А затем он настаивает: «Аристотель был признан гением не столько из‑ за накопленных им знаний, сколько из‑ за того, что он сумел сообщить о своих познаниях». И еще одно, пусть и спорное, но немаловажное утверждение: «Гений Аристотеля был следствием его обучения в афинской Академии у Платона и Сократа и интереса к биологии и научному знанию, которые он унаследовал от своего отца, придворного медика». Пожалуй, дело не столько в обучении, сколько в способности влиять на выбор своего окружения. Что же касается интереса к какой‑ либо области, то для выработки новых идей он, по всей видимости, необходим. Увлечение способно вырасти до идеи, что доказали многие известные люди.

Идеи должны иметь перспективу трансформации, позитивного изменения сообразно росту личности их создателя. Активная, непрестанно работающая машина, называемая мозгом, если только ей безошибочно указано направление, четко выполняет функцию трансформации идей, развитие их до более высокого уровня, до некой системы независимого, автономного, возможно даже мутирующего воздействия на все человечество. Трансформация идей – это, на самом деле, их логическое преобразование, не просто модернизация в чистом виде, но выход за рамки прежнего контекста. Нижеприведенные примеры послужат доказательством того, что любая мысль живет в развитии, любая идея в силу своей эластичной природы имеет бесчисленное множество лучей – направлений, по траектории которых она способна развиваться, меняя не только форму и цвет, но и облик вообще. Каждая идея, как маленькое солнце, распространяет чудесный свет во все стороны. И порой только наши собственные недостатки, узость и закостенелость мышления позволяют видеть блеск лишь с одной стороны, не подозревая о существовании иных.

Наибольшую наглядность представляют простые примеры, которые на первый взгляд кажутся фантастической стыковкой совершенно несвязанных потоков мыслей. Как, к примеру, у Альфреда Нобеля, маститого ученого, непримиримого с миром одиночки‑ аристократа, могла зародиться идея, нацеленная на всеобщее благо, пусть абстрактно, но все же направленная на стимулирование лучших порывов в человеке? Как изобретение динамита и создание солидной сети производств могло привести к премии – неслыханном использовании колоссальных сумм? Но небывалое становится объяснимым, если вспомнить неудовлетворенность Нобеля в последние годы жизни. Не создав семьи, не обретя подлинной дружбы и не удовлетворяясь досадными поверхностными отношениями с окружающим миром, ученый‑ промышленник ушел в глубокие размышления, анализируя ситуацию, решая задачу, подобно истинным творцам. Как оставить максимально сжатую, яркую и понятную каждому информацию о себе? Эту задачу он рассматривал с точки зрения изобретателя. Нужен был исключительный носитель информации, который способен без его личного участия напоминать о его имени. И после долгих размышлений такой был найден – совершенно удивительная по форме идея. Премия, конечно, преследовала и личные цели. Надо было проучить родственников, ожидающих падающего с неба счастья – наследства. Необходимо было продемонстрировать генеральную мысль, пронесенную через всю жизнь: деньги следует зарабатывать личными усилиями, а подаренные средства развращают. Наконец, желательно было показать путь: совершил нечто важное для человечества, что‑ то выдающееся – получи приз. Эту мысль Нобель пронес через всю свою жизнь – его миллионы всегда были результатом мыслительных усилий, деятельности. Именно ее в виде напутствия он и собирался оставить миру. Была в идее и изюминка, о которой наверняка также думал ученый. Ведь он не мог не понимать, что все те знаменитости, чьи усилия и новые идеи будут отмечены премией его имени, будут так или иначе работать на него, напоминать об имени Нобель. Последним усилием он все свои доходы вложил в развитие нового символа, и ставка удалась. Итак, личная неудовлетворенность, последовательный анализ ситуации, мышление, направленное в будущее, – вот составляющие трансформации, которая похожа на сказку.

Возьмем другой пример – жизнь ученого‑ ядерщика Андрея Сахарова. Каковы предпосылки выдвижения теории конвергенции? Если первое хождение ученого в физику можно вполне трактовать как замещение действительности, слишком душной и наполненной опасностями советского времени, то теория конвергенции – всеобщего сотрудничества разнополюсных систем – была рождена тяжелым временем разобщенного, разделенного и стоящего на краю пропасти мира.

Можно говорить об определенной трансформации идеи у таких мыслителей, как Альберт Швейцер или Николай Рерих. Ведь появление в жизни преуспевающего писателя и музыканта мысли о создании новой формы служения человеку, затем последовательное обучение медицине, строительство больницы в заброшенном африканском селении – это форма модернизации первичных ростков идеи. Первоначальное направление развития личности не принесло полного морального удовлетворения и поэтому стало развиваться по новой парадигме, настроенное на волну помощи человеку в широком смысле, демонстрацию личным примером возможности великого служения. Гораздо сложнее и длиннее был путь к трансформации идеи у русского художника. Страсть к археологии, желание запечатлеть на полотнах величие народа со временем, и не без влияния эпохи перемен и революций, привело семью Рерихов к необходимости отстраненного и более глубокого взгляда на природу человека, на его устремления и ценности. И вместе с активным мышлением, с ростом духовной силы и понимания противоречий современной картины мира трансформировалась, преображалась и идея. Таким образом, идеи Швейцера и Рерихов фактически выросли вместе с ними. Но как бездна разделяет их в юном и зрелом возрасте, так отличается и содержание их идей. И это прекрасно показывает возможность, логичность и необратимость процесса роста идей – вместе с их упорствующими, неуспокоенными носителями. Трансформации (доработке) подвергаются многие идеи, которые оказываются в конце концов заметными и популярными в мире.

 

Подведение итогов

 

Быть готовым к идее. Задать себе психологическую установку на поиск достойной идеи

Каждая из колоритных фигур планетарного значения психологически была готова к переходу своего собственного Рубикона. Но для того чтобы перейти Рубикон, в большинстве случаев его еще нужно выдумать, создать. А значит – мыслить панорамно, противоречиво и парадоксально. Сами выдающиеся персонажи истории подсказывают, как использовать их опыт любому человеку, неравнодушному к собственной личности. Любой фундамент берет начало с первых слов, записанных в дневнике или на листе бумаги. И это слова «Я хочу! Я буду! » С них идет отсчет общения со Вселенной. Психологическая установка на активный поиск откроет необъятное число новых возможностей, многие из которых могут стать идеями. Все выдающееся является желанием большего, следствием движения. Франклин Рузвельт мог оставаться безупречным юристом, прекрасно обходясь юридической практикой, живя безбедно и красиво. Но его яростный дух, требующий высоты, толкал его вперед, к свету и солнцу. Юриспруденция и предпринимательская деятельность не казались ему достойной идеей, за которую можно было бы отдать жизнь, пожертвовать всей жизненной энергией. Он на подсознательном уровне был готов к большему, поэтому отыскал свою идею.

Стать автором своей судьбы и сделать первый шаг к идее

Чтобы совершить прорыв сознания, необходимо презреть всякое проявление инфантильности. Не допустить того, чтобы идти на поводу у окружающих, которые кажутся авторитетами. Не допустить деятельности, которая будет неестественной, противоречащей духу личного поиска и совершенствования. Для поиска идеи необходимо взаимодействовать со Вселенной, с космосом, а это возможно лишь в том случае, когда первым поводырем становится собственный внутренний голос. Он подскажет направление к достойной идее, как только вы заявите громко о желании ее сформировать.

Необходимо запомнить: отменная, четко действующая идея – это исключительно результат личного мыслительного процесса индивидуума. Могут подсказать принцип, преподнести зернышко, но вырастить его до выдающейся идеи способен только сам ищущий. И каждый из нас действительно способен на это, нет никакого сомнения!

Стать автором – это еще слушать и слышать собственный голос. Прийти к пониманию, что только сам человек способен создать (или принять предложенную обстоятельствами) и выполнить миссию. Отличный и типичный пример формирования миссии на фундаменте развивающейся идеи показывает основоположница семейного консультирования, знаменитый психотерапевт‑ практик Вирджиния Сатир. Представьте себе преподавателя, взявшегося вести первый курс семейной терапии в одном из многочисленных институтов – в данном случае в Институте исследований интеллекта. В процессе работы неутомимая исследовательница накапливает массу материалов, импровизирует, работает с теорией и практикой психоанализа – растет. Со временем она использует аудио– и видеоматериалы, односторонние зеркала, моделирует семейные интервью и делает много такого, благодаря чему становится не только заметной, но и формирует подлинную миссию. Через пять лет после старта она возглавила Движение потенциального роста и стала первым директором специальной обучающей программы (Исаленский институт). Естественно, ею написано несколько книг, которые, как голуби мира и семейного добра, облетели весь мир. Так из небольшого курса выросло собственное дело, явился профессионал, перед которым приподнимают шляпы маститые ученые. Она чутким ухом уловила востребованную область, то позитивное и доброе, что может противостоять надвигающейся чуме, истребляющей семью как таковую.

Стать автором своей судьбы и просто и сложно; устоявшиеся связи порой кажутся железными тисками. Но если до обрыва связей с теми, кто управляет вашей жизнью, вы сформируете точное представление будущей деятельности, наметите направление усилий, составите подробный план действий, сделать главный шаг покажется самым простым делом.

Испробовать множество вариантов

Если не получается прорыв на одном участке фронта, необходимо расширить поле борьбы или перенести направление главного удара. Наблюдатели за жизнью природы утверждают: львица промахивается два десятка раз, прежде чем настигнет добычу. Если разложить действия любого гения на маленькие шаги, то можно с удивлением обнаружить, что в лучшем случае лишь каждый десятый шаг оказывался успешным. Применительно к поиску идей это означает, что путь к идее может быть различен и не обязательно прямым. Внутренних ресурсов хватит на любую идею, на разработку цели любого масштаба. Вспомните для примера Ганса Кристиана Андерсена – когда у него изменился голос, он стал писать, причем далеко не только сказки. Просто сказки получались лучше всего, вот он и остановился на них. Но наверняка если бы с писательскими пробами ничего не вышло, он бы придумал что‑ то иное. Очень многие люди шли к своим идеям путем проб и ошибок. Эрих Мария Ремарк, прежде чем стать писателем, испробовал целый ворох профессий и специальностей: поработал учителем, побывал магазинным приказчиком и тапером, пробовал хлеб газетного репортера, был даже автогонщиком и редактором популярного журнала. Главная отличительная черта Ремарка – полное отсутствие боязни искать, постоянно горящий в душе огонь, заставляющий непрерывно пробовать. Чтобы найти такое дело, которое, во‑ первых, станет интересной работой и, во‑ вторых, будет иметь перспективу развития. Удивительно, что, остановившись на сочинении развлекательной, почти бульварной литературы, он постепенно пришел к крупной идее писательской миссии и так быстро вращал калейдоскоп времени, что в тридцать один год уже выпустил первый шедевр – роман «На Западном фронте без перемен».

Использовать все возможности необходимо тем, кто еще не выработал свою единственную идею или не обозначил пошаговую стратегию движения от цели к цели. Попробуйте выписать на листе бумаги все направления, в которых вам бы хотелось развиваться и действовать, рядом с ними обозначьте факторы, которые могут негативно влиять на продвижение, а также ваши возможности по заполнению брешей (приобретению недостающих навыков, знаний, связей с необходимыми людьми). Хорошенько взвесьте ситуацию и начинайте действовать – с того направления, которое кажется наиболее перспективным и важным.

Активно использовать визуальные представления

Задумайтесь над утверждением Альберта Эйнштейна: «Воображение намного важнее знания». Великий теоретик знал, что говорил. Предположим, вы уже готовы к активным действиям, но испытываете трудности с тем, какую именно идею выбрать как направление приложения сил. Попробуйте сыграть в игру «Проникновение в мир героя».

Устройтесь поудобнее, закройте глаза и мысленно представьте себе образы знаменитых победителей – своих любимых героев. Тех людей из исторической летописи, образы которых вызывают у вас воодушевление, вдохновение, желание действовать с предельным энтузиазмом и оптимизмом.

Представьте, к чему, к каким целям они стремились. Попробуйте нарисовать в своем воображении эти цели, заменяя абстракции яркими образами. Например, если это власть, представьте принятие сложного решения, ответственность. Если это область искусства, скажем живопись, представьте презентацию выставки полотен. Если это область конструирования, сосредоточьтесь на том, чтобы увидеть автора рядом со своим произведением.

Затем подумайте, какие черты присущи этим титаническим личностям, сосредоточьтесь на визуальном представлении их поведения. Сначала в их собственном контексте, на их временном отрезке, а затем перенесите их качества на свои жизненные рамки. Представьте, как именно действовали бы эти колоссы, если бы столкнулись с вашими проблемами, с решением ваших жизненных задач. Вообразите себе те черты характера, поступки, линию поведения, которые вам кажутся важными. Представьте в деталях позы, жесты, взгляд, манеры выдающихся личностей, попробуйте визуально «примерить» их на себя, перенести на свою ситуацию. Нарисуйте мысленно свой образ, наделенный их качествами, зафиксируйте его. Представьте, что вы сами выписали себе удостоверение личности и поставили на нем увесистую, ничем не удаляемую печать.

Этим нехитрым приемом пользовались все гениальные люди, и многие видели себя именно в роли победителя, что помогло найти такие идеи, выработать такие преимущества, которые предопределили победу. Этот прием можно использовать не только в случае поиска идей, но и для решения текущих задач. Кроме того, это упражнение не позволит забыть о главном под давлением множества мелочей.

Максимально использовать известное окружение

У вас уже есть психологическая установка, вы приступили к реализации идеи, вы знаете, что победите, но затрудняетесь с выбором направления главного удара, с реализацией тактических шагов. Проверенной возможностью для совершенствования идеи является активная работа с окружением, которую уже окрестили «мозговым штурмом». Обмен мнениями дает новую пищу для размышлений. И не только с людьми, которые непосредственно находятся вокруг вас, но и с современниками, шагнувшими дальше в интересующей вас области. Больше всего возможностей открывает взаимодействие с людьми, которые уже достигли весомых результатов. В ряде случаев приверженцы активного поиска создавали настоящие клубы‑ форумы для обсуждения сложных вопросов и обмена мнениями. Это нередко давало новые импульсы в развитии тех или иных идей, создавало основу для корректировки целей и публичной оценки достижений. Нужно не бояться устанавливать контакты с современниками – им можно написать, можно попробовать привлечь внимание своими достижениями, можно высказать признательность с целью вызвать позитивную реакцию и желание пообщаться. В идеальном варианте можно сформировать профессиональное сообщество, клуб, форум, любую иную форму для общения на заданную тему.

Современники сравнивали дом Нильса Бора с греческой академией, там всегда стоял гул дискуссий и профессиональных споров. Схожую роль в литературных кругах играл салон, организованный Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским, а порой такую функцию брали на себя видные, авторитетные учебные заведения. Николай Гончаренко в книге «Гений в науке и искусстве» приводит такие слова из письма к матери известного советского физика Петра Капицы, написанные им из Кембриджского университета: «Тут мы организовали маленький кружок для свободной дискуссии. К нам приедет Франк из Германии, были Бор из Копенгагена, Эренфест, Льюис из Америки и др. Я езжу на континент в Париж, три раза в год, бываю там в Сорбонне, в Радиевом институте у мадам Кюри». Может быть, в таких информационных обменах и состоит прелесть реализации идеи, оттачивание мысли, доведение до совершенства своих действий при минимальной потере времени?

И один явно женский пример формирования окружения. Художница Франсуаза Жило, «когда уже сознавала, что живопись – ее призвание», практически сама пришла к Пабло Пикассо в мастерскую, ничуть не смущаясь, что у мэтра была спутница жизни (на тот момент художница и фотограф Дора Маар ). Во время случайного знакомства в ресторане молодая женщина намеренно заявила мэтру, что «несмотря на то что я ничьей ученицей не являюсь, вполне сложившаяся художница». Тонкий расчет ее оказался верен: хотя Пикассо и поглядел с «насмешливым удивлением», но приглашение состоялось. Много лет спустя женщина признавалась, что годы с Пикассо, несмотря на все разрушительные бури в его эгоцентричной натуре, очень много дали ей для становления в мире живописи. Кстати, Француаза оказалась единственной из женщин мастера, сумевшая не растворить в нем свою личность, остаться художницей, продолжить активную, полноценную жизнь.

А сам Пабло Пикассо в вопросах использования современников был вообще неотразим: известных людей он хитроумными трюками зазывал на встречи, определенно с целью расширить представление о мире идей. Так было, например, с Марком Шагалом или Чарли Чаплином.

Итак, окружение, талантливые современники – это дополнительные возможности. Для корректировки, уточнения, углубления ваших идей.

Однако самое продуктивное использование окружения – взаимное. Стоит только вспомнить всемирно известные тандемы личностей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах, Билл Гейтс и Пол Аллен и т. д. Отличаясь, они так дополняли друг друга, что каждому удалось реализоваться «только в своей» области, исполнить «только свою» миссию. Так, Майбах занимался проектированием моторов, а Даймлер находил им применение, причем результаты всякий раз были поразительными. Каждый из двоих был уникален, и вместе они стоили друг друга: Даймлер создал крупнейшее предприятие, Майбах – почти идеальное конструкторское бюро. В итоге Майбахом была разработана, а Даймлером запущена в серию концепция автомобиля, которая служила человечеству последующие девяносто лет.

Урок же исторических связок состоит в умении быть партнером и в умении искать партнера. Каждый способен это сделать, если только захочет. Связка – это непрерывный мозговой штурм единомышленников, который может довести идею если не до совершенства, то до победного финиша. Стоит, кроме прочего, помнить и о том, что еще никому не удавалось стать успешным в компании неудачников. Зато преуспели те, кто сознательно формировал команды позитивно настроенных лидеров, кто упорно создавал вокруг себя энергетическое поле успеха.

Сильное окружение для совместной работы и духовно‑ эмоциональной поддержки больше потребуется менеджерам любого звена – от управляющего отделом до главы государства. Создателю, ориентированному на творческий поиск, опыт окружающих может понадобиться для кристаллизации, филигранного оттачивания своих идей. Чтобы решить эти задачи, необходимо сфокусировать внимание на два круга людей: уже знакомых и таких, кто обладает высоким потенциалом, но с которыми нет никаких отношений. Ставки важно сделать на тех, кто может привнести свежее дыхание в области обдумываемой вами идеи. Не следует бояться наводить новые мосты – самое худшее, что возможно, – это чье‑ то слово «нет».

Активно использовать опыт предшественников

Опыт предшественников всегда был Клондайком для любого искателя идей. Предположим, вы уже близки к формированию новаторской идеи, которая прорвется в мир светящимся болидом. Видны ее контуры, выработаны основополагающие мысли, но для целостного оформления и представления в воображении она еще недостаточно структурирована. Вспомните, как поступали в таких случаях люди, добившиеся известности.

Опыт предшественников можно и нужно изучать по книгам. Помните, что говорил Билл Гейтс? «Я прочел о Наполеоне больше, чем кто бы то ни было; я прочел все, что мог, о Леонардо да Винчи и Франклине Рузвельте», – утверждал компьютерный гений. И дело тут вовсе не в том, чтобы, читая о Наполеоне, стать выдающимся полководцем. Срабатывает единый принцип: «Чтобы покорить мир, необходимо…» Принципы победителя пригодны для любой плоскости действия.

Но, конечно, чем ближе вы подойдете к своему непосредственному полю, тем большую значимость для вас будет иметь опыт предшественников именно в этом виде деятельности – так вы сможете учесть как можно больше деталей и нюансов. Что сделал Отто фон Бисмарк, когда наконец был произведен в канцлеры? Правильно, он отправился к Меттерниху, крупнейшему профессионалу, с которым реально мог посоветоваться.

Предположим, вы долгое время работаете в строительной компании, достигли высокой должности. Вас ценят и уважают, но вас не удовлетворяет зависимость от работодателя. Вы уже точно знаете, что никогда не найдете успокоения в роли нанятого сотрудника (если это так, то это уже похвально; вспомните рачительного бухгалтера Джона Рокфеллера, который тотчас уволился, как только скопил денег на собственную контору). Вы уже уверены, что сможете достичь большего самостоятельно, чем в роли нанятого менеджера, пусть и очень высокого класса (вспомните Генри Форда, который оставил высокооплачиваемую должность в пользу рискованного конструирования автомобилей). Не стоит колебаться – создавайте свой бизнес, открывайте свое дело! Вы задумали построить свою собственную компанию и рискнуть. Теперь вам нужен не только опыт общего управления и организации дел, который вы можете почерпнуть из книг о Джордже Соросе, Билле Гейтсе, Альфреде Нобеле, Руперте Мердоке, Ли Якокке и других корифеях бизнеса. Но вам нужна и специальная информация, получайте ее от всех тех, кто уже прошел подобный путь. Однако, разбираясь в тонкостях и деталях, недопустимо упускать ключевые моменты. Вы не должны повториться. Подумайте, что нового, исключительного вы сможете предложить в своем деле. Конечно, новые формы услуг, расчетов, сроков исполнения задач, несомненно, окажутся важными. Но не главными. Вы должны ясно видеть большую цель, свой личный рост. Например, получение такого объекта, который станет предметом гордости и для ваших детей. Или внедрение новой формы строительства – новых материалов, или новых принципов, или новых элементов архитектуры. На меньшее соглашаться нельзя, но все детали – от использования материалов до особенностей рынка труда – необходимо досконально изучить. Только та цель, которая сделает из вас знаменитость, поставит в один ряд с героями, на которых вы равняетесь, сможет вас удовлетворить. Изучайте опыт лучших архитекторов и строителей мира, но не забывайте, что здоровая философия остается основой любого начинания.

В любом деле умелое использование опыта предшественников играет первостепенную роль. Одним из важных постулатов самопрограммирования всегда была и остается тренировка у тех, кто уже имеет опыт, достиг значительного успеха в своем продвижении. Вспомните знаменитое высказывание Ньютона «Если я видел дальше, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов». Гиганты – это предшествующие лидеры, что проторили часть пути. И если вы ясно представите себе, что вам надо пересечь громадную снежную пустыню, то, конечно, вы продвинетесь дальше, если выберете тот путь, где уже есть лыжня. Счастливого вам пути!

Использовать благоприятный момент

Бывает, что человек психологически и профессионально созрел для реализации крупной идеи, но какие‑ то объективные силы сдерживают его размах. Если вы испытываете такое чувство, не отчаивайтесь, потому что каждому будет дан шанс. Иногда способность его уловить еще называют чувством истории. Генерал Шарль де Голль мог бы и не стать известной исторической личностью, если бы не Вторая мировая война. До сорока семи лет он занимался преимущественно военно‑ педагогической и штабной деятельностью. Да, перед самой войной он выступил с рядом теоретических разработок по военной стратегии и тактике, провозгласил необходимость создания профессиональной механизированной армии, обозначил возможность массированного использования танков во взаимодействии с авиацией и пехотой. Но все это не сделало бы его национальным героем и не выдвинуло бы в пантеон героических государственных деятелей. Можно сказать, что война сделала де Голля. Но правда и в том, что он был готов к восхождению и миссии. Уже в мае 1940 года во время боев он возглавил бронетанковую дивизию и проявил заметное личное мужество. Кстати, только тогда был произведен в бригадные генералы. Еще через некоторое время стал заместителем министра национальной обороны. Но ключевой момент наступил для него, когда после вступления нацистов в Париж и прихода к власти капитулянтского правительства он перебрался в Великобританию и оттуда призвал французов объединяться и продолжать борьбу против фашизма. Причем он призвал стать под свои знамена, обозначив (со временем) и орган – Французский комитет национального освобождения. «Де Голль сам себя назначил! » – в сердцах восклицал Франклин Рузвельт. Но не считаться с генералом отныне было невозможно, особенно после признания его правительством СССР. Так началось восхождение, открылась миссия генерала де Голля.

То же самое можно сказать о Екатерине Второй, которая, если бы не предприняла попытку свержения своего мужа‑ императора, была бы предана забвению, оказавшись пожизненно заточенной в каком‑ нибудь мрачном монастыре. И о Владимире Ульянове, который вовремя прибыл в охваченную хаосом, бушующую Россию.

Более действенным способом является самостоятельное формирование момента, чтобы выплеснуть уже обретающую контуры новую идею. Причем это заключается не только и не столько в организации революций и войн. Взять хотя бы появление «жидкостного мотора», который создали два товарища – Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. Именно они предопределили начавшийся через несколько лет «автомобильный век». Или явление миру программы Windows Билла Гейтса – это один из тех моментов, которые пишут историю мира.

Уроки мастеров состоят в том, чтобы постоянно находиться в состоянии готовности, быть внимательным к происходящему и одновременно готовить старт историческому моменту, в котором именно вы сделаете выстрел из стартового пистолета.

Предложить новый формат

Новый формат – это то, чего обычно не хватает идеям. Чтобы уловить, как придать новое обрамление своей идее, стоит задуматься над дополнительной обработкой интеллектуальных технологий выдающимися личностями.

Любопытный урок преподали все те же неутомимые и оригинальные Даймлер и Майбах. Они первыми догадались поставить автомобильный двигатель на лодку и добились баснословного рекламного результата. Не лишен изысканности и занятный штрих к их работе. Друзья еще со школьной скамьи, они творили в атмосфере тайны, чтобы произвести подлинный фейерверк. Но едкий запах бензина, неясная возня в маленькой мастерской настораживали обывателей – в один прекрасный момент любопытство взяло верх, и они сообщили полиции о «шайке фальшивомонетчиков». Но ни полиция, ни соседи не могли понять, отчего взрослые, на первый взгляд серьезные люди развели мышиную возню. Зато когда она завершилась созданием двигателя внутреннего сгорания, продемонстрированного в действии, установленного на лодке и автомобиле, самые проницательные воскликнули: «О! »

Новый формат возможен в любой области. Взять хотя бы пример Михаила Горбачева: задолго до своего президентства он стал заметной личностью для западных лидеров. Он сумел добиться этого благодаря демонстрации новых подходов к диалогу – и во внешних формах, и в содержательной части. Горбачев поразил очень многими, чуждыми партийной номенклатуре способностями и намерениями: несвойственной для закрытого мира готовностью к диалогу, сражающей гибкостью, умением красиво говорить, появлением рядом с ним обаятельной жены, которая не опасалась попасть в объективы корреспондентов. Манеры, жесты, намерения – все было иным, манящим внимание представителей западных демократий. Человек, смело и уверенно демонстрирующий необычность, стал симпатичным, затем интересным, наконец желанным в силу намерений изменить привычные правила – в этом кроются многие секреты успеха Горбачева как личности.

Новый формат отменно виден в области рекламы, которая является наиболее динамично развивающейся сферой современного мира. В конце ХХ века компания Benetton Group совершила благодаря применению нового формата настоящую революцию в производстве рекламы. Специализирующаяся на производстве разноцветного трикотажа фирма, имевшая восемь тысяч магазинов, резко выделилась в среде конкурентов, поскольку ее реклама непрестанно попадала под яростный огонь недремлющих блюстителей морали. Компания первой использовала образы деятелей культуры, исторических персонажей, мифы и легенды. Постеры с современными Адамом и Евой, полуобнаженными, в джинсовом облачении, приковывали внимание миллионов. Когда же Жанна д’Арк, Мэрилин Монро, Юлий Цезарь и Леонардо да Винчи были объединены в «суперзвезды Бенеттона», был произведен фурор. Потом появились фотографии детей, сидящих на горшках друг против друга. У одних они вызывали умиление, у других негодование. А огромные рекламные щиты с изображением детей трех рас, высунувших языки, превратило «Бенеттон» в яркий бренд мирового масштаба. Затем была новорожденная девочка с еще не отрезанной пуповиной, образы заключенных, ожидающих смерти, безрукий негр с ложкой вместо запястья и кисти, целующиеся священник и монахиня, окровавленная на войне одежда и, наконец, умирающий от СПИДа. Несмотря на шумные скандалы, сопровождавшие все эти рекламные акции, успех компании и ее создателя только возрастал. Пик успеха пришелся на то время, когда Лучано Бенеттон, который был знаком итальянцам еще и как сенатор, сам снялся в рекламе, где он, обнаженный, прикрывался лишь надписью: «Верните мне мою одежду! » «Новость о том, что миланский сенатор рекламирует гуманитарную акцию таким экстравагантным образом, привлекла внимание медиа всего мира: многие журналы опубликовали фотографию на обложке», – констатировал один из критиков. Но хотелось бы заметить, что за новым форматом Лучано Бенеттона скрываются сразу несколько секретов. Первый и самый важный – впрыск во Вселенную позитива. В фото умирающего от СПИДа вмонтирован призыв к современнику задума


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь