Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теория цвета Гете как основа для учителя и ученика
Термин «теория цвета» означает определенное ограниченное пространство идей. Широко известна теория цвета Ньютона (во многих вариациях), теория цвета Гете является своего рода ответом на ньютоновскую. В то время, как Ньютон разделяет свет, создавая цвета, Гете демонстрирует, что цвета выступают вперед через взаимодействие света и тьмы. Точка зрения Ньютона возымела значительный успех (например, в науке и технологиях), но, при более пристальном рассмотрении замечаешь, что подход Гете, в особенности его эмпирические методы, занимают важное место в педагогическом искусстве. Пошаговое вхождение в теорию цвета, как это построено у Гете, является основой для его заключительных мыслей о морально-чувственном действии цвета. В своих лекциях о цвете Штайнер связывается с этим. В главе «Физиологические цвета» Гете дает сведения о послеобразах и цветных тенях. Эти феномены наиболее связаны с глазом. В последующих главах цвета не связываются непосредственно с нами. Здесь мы имеем дело с атмосферическими цветами (голубое небо, красный вечер и т.д.) и призматическими цветами. При рассмотрении химических цветов (кислоты и основания) Гете выделяет систематическое рассеивание в красный и синий спектры, а в следующей главе он соединяет цвета вместе в цветовой круг из шести частей (см. цветную иллюстрацию «Цветовой круг 1»).
Изначальный феномен разделения на полярности и их стремление к объединению в третьем, более высоком элементе, описаны Гете так, что существует возможность для применения этой теории в других дисциплинах, таких, как философия, физика, живопись и другие. После характеристики цветов в отдельности, он называет следующие сочетания цветов: гармоничные - противоположны друг другу в цветовом круге, характерные цветовые сочетания - состоят из цветов, которые объединяются в треугольник в цветовом круге, состоящем из шести цветов, например, желтый/синий/красный или пурпурный/оранжевый/зеленый. Нехарактерными называются сочетания, стоящие рядом друг с другом в цветовом круге, подобно желтому с зеленым. Рекомендации Штайнера для первого урока живописи «желтый и синий рядом с желтым и зеленым» и соответствующие указания основываются на этих группах. Наконец, после художественных указаний, Гете дает несколько примеров, которые объясняют символическое значение цветов. Пурпурный, например, величественный. Он указывает на изначальный феномен цвета и присущий ему духовный аспект. Каждый ученик вальдорфской школы приблизительно к 12 классу подводится вплотную к осознанию феномена света и тьмы. Он представлен на уроке физики. Вот обзор того, что ученики изучают в эту эпоху: Феномены, которые появляются, когда мы смотрим на белое в черном или на черное в белом. Черное пятно на белом пространстве кажется меньше, чем такое же пятно белого на черном. Свет идет к нам, а тьма отступает. Физические цвета. Сотворение красного утром и вечером и небесно-голубого замутнением света и высветлением тьмы. Послеобразы, которые Гете отнес к «цветовым образам». Когда мы наблюдаем цвет, то, благодаря работе сетчатки, вокруг этого цвета или, при переводе глаза на свободное пространство, мы видим сияние контрастирующего цвета. Призматические цвета. Мы воспринимаем их, если смотрим сквозь граненое стекло или другую среду, преломляющую свет (например, водяная призма) на границу светотени. Цветовые тени. Гете раскрывает их вместе с феноменом пос-леобразов. Эксперименты, которые делают видимыми цветовые тени, продолжают изумлять наблюдателя. Ряд упомянутых выше экспериментов можно найти в книге Юлиуса Хебинга «Человек, мир и цвет» в главе «Физиологические цвета». В 6 классе эти эксперименты через наблюдение должны вызвать удивление. В 12 классе, когда на уроках физики снова появляется теория цвета как часть теории света, чуда уже недостаточно. Посредством наблюдения учитель знакомит учеников с правилами, так что они уходят из школы с представлениями о законах и мудрости, которые хранятся в цвете и свете. Таким образом, с 6 класса и далее можно возвращаться к этому переживанию, живописуя и рисуя черно-белым. В 12 классе интересно установить связь между живописью и физикой и уяснить важные моменты для художника в современной живописи.
Лекции Рудольфа Штайнера о цвете. Сияющие цвета На первый взгляд кажется, что в исследованиях цвета и Гете, и Штайнер только лишь удовлетворяют потребности художников. Но в последней главе своей «Теории цвета» Гете установил связь между цветами и духовными сущностями. Он уверяет в их присутствии и на том оставляет это. Штайнер идет дальше и описывает, как человек внутренне связан с цветом, как через внутреннее наблюдение и поглощение цвета он встречает духовную сущность, работает с ней, и что в таком деянии «произойдут важные открытия в будущем». Штайнер обращает внимани на внутренние переживания в процессе наблюдения красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего. Касательно красного, он дает описание «формы, созданной из цвета». При переходе от алого в кармин красный создает звездообразную форму. Первый - алый - красный мы переживаем как действие «Божьего гнева», а кармин «учит молиться». «Это - милость! ». Так Штайнер описывает внутренние переживания, связанные со внешним наблюдением. «Для художника, - так он говорит, — такие переживания дают основу, на которой в будущем он сможет творчески работать «из цвета». Использование перспективы цвета, например, использование синего, чтобы вызвать «уход» и красного/желтого - как «приближения к нам», Гете описал, исходя из собственного переживания. Штайнер указывает в связи с этим на то, как человечество, начиная с Ренессанса, оставило позади использование цветовой перспективы, и как в наше время мы способны возвратиться ней. Он также подчеркивает педагогическую ценность проживания в цветовой перспективе и через это способность соответствовать («geschmeidig werden») душе ребенка[30]. Вместе с Гете, Штайнер снова отмечает, что, в случае с желтым и синим, сияющий элемент желтого перемещается относительно окружающего, создающего пространство синего (см. цветная иллюстрация 2 и 3). Красный стоит между этими двумя как активный цвет, покоящийся в себе. Штайнер назвал их «Glanzfarben» (сияющие цвета) из-за их активного характера. Вот как он соотносит их с человеком: желтый является сиянием духа, духовного «Я»-элемента; синий — сияние души; красный — сияние жизни. Гете соединяет три основных цвета, создавая из них цветовой круг из шести частей. Можно представить себе синий и желтый, соединяющиеся в зеленом, а на другой стороне - усиленные до пурпурного цвета. Цвета - независимые сущности (см. цветные иллюстрации 6 и 7), но через них также заметно постоянное движение, один переходит в другой. В живописи мы постоянно имеем дело с «бытием» (ограниченным) и «становлением» (неограниченным) через действие цвета. Цвета встречаются и, либо усиливаются, либо исчезают. Появляется другой цвет. Создается новое настроение. Можно сказать, что там, где появляется граница, там становится более очевидным воздействие астрального. Это область, в которой одно отличается от другого. Беспрепятственное движение цветов является более эфирной стороной процесса. Вот как бессознательное текущее движение противопоставляется сознательно сотворенному ограниченному аспекту в каждом переживании цвета.
Цвета образа Описание цветов образа в лекциях Штайнера является полностью новым аспектом. Термин «цвет образа» означает отраженный или оттеночный цвет. Мы говорим сейчас о белом, черном, зеленом и цвете цветка персика. Эти цвета отличаются от сияющих цветов: красного, синего и желтого. В случае с зеленым и цветом цветка персика они образуют соединение между двумя отдельными частями спектра: красно-желтым и синим. «Области цвета образа» особенно значимы в изображении минералов, растений, животных и людей. Цвет образа — образное качество цвета - больше всего наблюдается убедительно в растительной зелени. Происхождение сущности растения из периода развития земной луны - Лунной фазы - выражается в зеленом. Лунный свет - всего лишь образ, отражение солнечного света, зеленый изображает жизнь, но является безжизненным, мертвым образом живого. Когда Штайнер описывает цвет образа как образы существенных составляющих бытия человека (например, жизнь, смерть, душа, дух), их единство более проясняется. Он обращается к зеленому, как к «мертвому образу живого» (например, цвет растений), цвет цветка персика - «живой образ душевного» (например, кожа здорового человека), белый - «душевный образ духовного» (например, белая ткань, показатель чистоты души), черный - «духовный образ мертвого» (например, черная одежда, чтобы выразить безразличие, неприступность). От черного через зеленый и розовый к белому движение цвета проходит сквозь области природы. От безжизненного (минерал) к живому (растение), к душе (животное) и к духу (человек). Каждый цвет образа описан как отражение чего-то. Только так можно понять цвета образа, когда цвет (оттенок) освещен и «отлит в форму» образа. Касательно черного, например, «безжизненность» является источником, а дух — тем, на то отбрасывается тень. «Объект», в этом смысле, слишком физическое понятие. Нужно, как и было, видеть отражение «мертвого» в духовном. Получается черный. Можно этого достичь различным путем: цвет мертвого в духовном - черный; цвет жизни в мертвом - зеленый; цвет душевного в живом - цвет цветка персика; цвет духовного в душевном - белый. Однако цвета образа, как четко показано Штайнером, представляют отражение и дополняют интеллектуальное объяснение сущности цветов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы