Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т.Гоббс Эмпирическая философия.



(1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в аристократической семье. " Левиофан", " Трактат о чел. природе", " О теле", " О чел.", " О гражданине".

Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.

Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание, опирающееся на веру не может дать действительной истины..Материальное тело первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо - предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод воображения. Опыт дает только единичные знания.

И. Канта Философское учение.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. Существуют две формы познания: чувственность (способность к ощущениям), рассудок. Чувственность дает возможность познавать явления. (Рассудок дает возможность познавать мысленные представления. Кант вводит термины: вещь для нас и вещь в себе. Вещь в себе непознаваема. Мы можем познать мир явлений. 1)поступай так, что бы максима твоего поступка была нормой для окружающих. 2)не делай др-м того чего бы тыне хотел получ-ть от них 3)всегда рассматр чел как цель но никогда как ср-во.

У Канта есть место и для Бога и для атома. Бог сотворил мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант пытается понять сущ-щую картину мира.

Работы " Критика чистого разума ", " Спос-ти суждения". Гл. в знании - логика, принципами кот. руководствуемся при познании. Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность, правильность. Применяет диалектику, в частности в учении об (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; Каждый индивид ставит перед собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей этики лежит понятие долга. Сторонник принципа " око за око". Общество: Верховная власть народа, но он стоит за верховную власть монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.

 

 

Гегеля. Философ система

Дал философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия Г. – система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая идея, природа, дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот. порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом. кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве, религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный дух. В основе всего лежит идея. Работы: " Наука логики", " Энцикопедия фил. наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка, кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия... Исходит при построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон, логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с простейших понятий, с бытия.

3 стадии духа:

- субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка)

- объективный (сознание общества)

- абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия.

Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во. Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о сущности (признает познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон, возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение о понятии. Понятие - начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное. Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме.

Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье.

 

Л.Фейербаха Материалистическая философия.

Феербах с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства (Гегель - его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения - диалектики. Основное содержание и смысл философии - отстаивание материализма. Характерная особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.: эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался характеризовать объект всвязи с деятельностью субъекта, высказал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: " К критике фил. Гегеля." Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности.. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна

 

 

Маркса. Философия

Маркс создал самую влият материалист фил-кую концепцию.1)впервые объед матери-м и диалектику . Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общ. бытие определяет их сознание. Общ. бытие - все матер., эк. процессы, происход. в общ-ве. Общ. сознание - совок-ть всех форм коллект. сознания (правовое, политич., морал. Общественный труд– солнце человека. Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Все, что происходит в человеческом общест­ве, вращается вокруг общественного труда.Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмезд­но, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права.(Правсоюзы) я не согласен. Надо чтобы для нее созрели объек­тивные, материальные условия. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике че­ловек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Я согласен.

Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Происходит отчуждение рабочего от продукта своего труда. Отчужденный труд - причина частной собственности, возникновения зар. платы. Истор. отчужд. М. - Отчуждение зародилось в архаич. об-ве: человек слит с природой. Возникает личная собственность на орудия труда, Сущн, .коммунизма. Коммунизмом предполагает преодаление отчуждения в борьбе по устранению бурж. частн. соб-ти. Непонимание существа употребленных М и Э понятий: целью Октябрьской революции в России стало как раз уничтожение частной собственности как таковой, к чему ни Маркс, ни Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-ть остается частной, изменится лишь общ. х-р соб-ти, Путь рассредоточения исходно капитала, в руках все большего числа соб-ков через акции, совм. предпр.. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1 этап становл. ком-ма в марк. поним.

 

ПЛЕХАНОВ и его " группа освобождения труда" поставили свой задачей перевести на русск. язык главные произведения М.и Э. для распростр-я их в России. Плеханов создал ряд своих филос. работ, к-рые не развивали, а пропагандировали, разъясняли Марксистскую теорию. Плеханов отстаивает взгляды: 1. Материализм - филос. учение, против-ное идеализму. 2. Матер. понимание истории: те же понятия общ. бытия, общ. сознания, базис, надстройка, пр. силы,.... 3. Наиб. острая проблема: роль личности в истории. Борется с 2-мя фронтами: субъективистами-народниками и с фатализмом либе- ралов (чел-к не волен в своих действиях). Ставит?: - кого след. считать выдающейся л-тью? - при каких обстоятельствах она выдвигается? - какую она может сыграль роль в истории? - берет в кач. примера конкр. полит. деятелей (Наполеона). Л-ть по Плеханову не может по своему произволу передвигать часы истории, она только накладывает отпечаток на ход истории. Россия явл. специфич. гос-вом, под европейские мерки не м.б. подведена. Стремился показать, что доктрина Маркса не м.б. при-енена здесь так, как в Европе. Гл. неприязнь его к Ленину: Ленин слишком упрощал преобразование России. Пытался увидеть развитие общ-ва в его объективных формах, независимых от воли и побуждений отдельных лиц, Н-ти такую форму орг-ции общ-ва (партию)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь