Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия и мировоззрение. Специфика философии.



Философия и мировоззрение. Специфика философии.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа. Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалась своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», т.е. философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешнее взаимодействие между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и содержание.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека – проблема сознания и самосознания человека, проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Специфика философского знания:

1. Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

2. Философское знание является целостным выражением мира, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

Философия в системе культуры. Основные функции философии, ее значение для личности.

Когда идет речь о месте философии в системе культуры имеется в виду ее взаимосвязь с другими элементами культуры: воздействие философии на элементы культуры и обратное воздействие. Это взаимодействие во многом определяет и функции философии в системе культуры.

Функции философии:

1. интегративная: осуществляя анализ различных элементов культуры, стремясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем содействует и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов культуры. В свою очередь различные элементы культуры воздействуют на Ф: Ф опирается на обобщение знаний, достигнутых в различных элементах культуры. Причем разные элементы К нередко своими объективными запросами, потребностями существенно влияют на развитие Ф, выдвигая на первый план разработку Ф проблем; кроме того они играют особую роль в своем воздействии на Ф;

2. логическая, которая заключается в разработке понятийного аппарата К, особенно в разработке общеК-х понятий;

3. методологическая: Ф вырабатывает наиболее общие методы, способы деятельности человека, исходя из познания общих связей действительности и общечеловеческих познавательных способностей и возможностей;

4. культурно-гуманитарная: являясь обобщением К, выявляя типичные тенденции, особенности определенного типа К, Ф при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой К, усвоить эту К.

Благодаря своей логической и методологической функции Ф способствует развитию К мыслительной деятельности человека, М-кой К, что способствует и развитию самосознания личности.

Т. о., можно сказать и о значении Ф для личности:

развитие общей культуры; развитие самосознания; развитие мышления.

Философия многогранна, многообразны проблемные пласты, области исследования. Между тем нередко односторонне делается акцент на те или иные аспекты этого сложного явления. Искусственное сужение проблемы рождает обыденные образы, в то время как реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры становится предметом мировоззренческого осмысления.

Выделяются следующие области философского изучения разных сфер культуры (их может быть больше или меньше в зависимости от концепций): философия техники, философия природы, философия истории, философия политики, философия права, философия искусства, философия религии, философия морали.

Такой подход дал возможность понять философию как сложное многомерное явление, с учетом системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такое отношение к проблемам соответствует реальной сути философии и отвечает потребности в широком, полноценном миропонимании, что нельзя достичь использую только узкую специализированную философскую мысль.

Рассматривая философию, как исторически-культурное явление можно охватить весь комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом рассмотрении представляет собой единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей ценностей, с преодолением старых и становлением новых форм опыта в многообразии конкретных типах культур.

Функции философии:

1. Экспликация – выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом (выявление универсалий). Кроме этой функции философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации (перевода в логическую понятийную форму) и систематизации (теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах).

2. Рационализация – выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. (Философия в идеале как бы старается охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный опыт).

3. Критическая функция – поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мироведения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, стереотипов, ошибок, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. (Философы ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы и стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения всё ценное, рациональное, истинное.)

4. Интеграция – согласование всех форм человеческого опыта практического, познавательного, ценностного. Их целостное осмысление – необходимое условие для гармоничной и сбалансированной общественной жизни.

Этапы развития философии.

На различных этапах развития общества на философию воздействуют различные социальные факторы, определяя особенности философии на каждой ступени общественного развития, в целом определяя исторический характер философии: переход от одной исторической формы к другой.На развитие философии воздействуют как различные культурные факторы, элементы духовной культуры, а также и более широкие социальные факторы: экономические, социально-политические. Учитывая, что философия исторически развивается, и в этом развитии определяется разнообразными социальными факторами, философию понимают, как социокультурное историческое явление. Основанием для периодизации западноевропейской философии является периодизация общеисторического развития общества: определенный период развития общества равен определенному периоду развития философии.

Этапы в развитии философии:

1. античная философия (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.)

1. средневековая философия (3 – 14 вв.)

2. философия эпохи возрождения (конец 14 – 16 в.)

3. философия 17 века (Эпоха реформации)

4. философия 18 века (Эпоха просвещения)

5. философия 19 века

а) классическая немецкая философия (конец 18 – первая пол. 19 века)

б) марксистская философия (середина 19 в. – вторая пол. 19 века)

в) неоклассическая философия 19 века

 

5.Онтология (новолат.— учение, наука) — раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии. Термин " Онтология" был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его " Философском словаре" и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе предложившем его (в варианте " онтософия" ) в качестве эквивалента понятию " метафизика". В практическом употреблении термин был закреплен Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов " онтология" и " метафизика". Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

 

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывает онтологические проблемы сознания.

Законы диалектики

закон единства и борьбы противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). «Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий: Антагонистические и неантагонистические. Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие. Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества. 2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением). Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).3. Основные и неосновные.Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета. Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.закон отрицания отрицанияКаждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

 

11.СОЗНАНИе. его структура и источники.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения - отпечатки, следы... Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики. Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Стpyктypa cознaния.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

12. Сознание и Бессознательное.

С вопросами биологического и социального, сущности и cушествования тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая важную сторону существования человека.

Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведении само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. («мыслю следовательно, существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Но, начиная с Нового времени, философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в отражении действительности. Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Термин “Б” используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются. Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять гипноз. Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной силы. Бессозн влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Он предста­вил бессозн как могущественную силу, которая проти­востоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой «Оно» находится за пределами сознания. В нем сосредото­чены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера. Затем следует слой сознательного — это «Я» человека. Верхний пласт человеческого духа«Сверх-Я» это идеалы и нормы общества. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между «Оно» и «Сверх-Я». Именно сфе­ра «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и на­слаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек это прежде всего суще­ство, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).Среди бессознательных влечений имеется и врож­денная склонность к разрушению и агрессии.

 

13. Гносеология - гносис -знание --- наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. В гн в системе мир-человек коррелятом гносеологии явл познавательные субъективно-объективные отношения. Категории гн --- истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Гн изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность - обыденная, профессиональная или др. Эпистемология --- теория научного познания есть часть гн. рассмотрение специфики того или иного познания не самоцель, изучение возможностей и форм достижения истины. онтология выступает предпосылкой теории познания. Все фил системы так или иначе связаны с гн, причем некоторые сводят к ней всю философию, отказ от онт. Самоопределение гн как раздела --- Кант, критика чистого разума. ОТличается от психологии тем, что для псих процесс мышления, ощущения, интуиция и тд связаны прежде всего с жизнедеятельностью индивида, а для гн --- средства постижения истины, познавательные способности или формы сущ-ния знания.Гносеол проблематика --- соотношение сознательного и материи, соотношение чувственного и логического, проблема отражения, приоткрывает сущность позн процесса ч-ка.Всегда играла сущ роль, неокантиант, махизм - единственная философия. Новая проблематика - математическая логика, лингвист фил, семиотика как средство достижения] истины и познания, исследование принципиальных возможностей автоматизации интеллектуальной деятельности ч-ка. Создание теорий, не имеющих непосредственного чувств подтверждения.

Вопрос как относятся наши мысли об окр мире к самому этому миру? Можем ли мы получить или достичь верных представлений о мире? Познать внешнюю сторону явлений и их внутреннюю сущность? Как возможна математика, физика? Теперь и ОТО? Имеет ли прогресс знаний границы или нет? Агностицизм - непознаваемость мира. В видах --- непознаваемы сущности, либо мир есть только отражение, познаваемы лишь явления.

Эмпирическое знание: данные наблюдения, эмпирические факты, эмпирические законы. Методы научно-эмпирического исследования.В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в тоже время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических фактов.Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме. В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов, даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д. Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории

являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т.п.

Важнейшие проблемы гносеологии

Гносеология – учение о познании, о законах познавательного процесса, учение о том что есть знание. Знание есть отражение объективной реальности в сознании человека. Существуют различные виды знания: перцептивное – основано на всех данных органов чувств, обыденное – которое дает поверхностное представление о предметах окружающего мира, теоретическое или научное – раскрывает внутреннюю суть предмета, законы его развития. В процессе получения знания выделяется субъект и объект познания. Субъект – реальный конкретный человек, объект – то на что направлена познавательная деятельность. Практику называют целенаправленной материальной деятельностью субъекта направленную на изменение предметов материального мира с целью удовлетворения потребностей людей. Практика выступает основой и целью познания. Один из вопросов гносеологии – познаваем ли мир? Существует несколько позиций на этот счет:

агностицизм – отрицает возможность познания. Утверждают, что человек ничего не может знать об источнике познания.

скептицизм – выражает сомнение по поводу познаваемости мира, воздерживается от всяки суждений.

когнитивный оптимизм – мир познаваем.

Истина – важнейшая категории гносеологии. Существует несколько концепций, отвечающих на вопрос: что есть истина? Классическая к. и. – Аристотель, истина есть адекватное, верное отражение действительности. Когерентная к. истины – соотнесение между собой суждений. Прагматическая к. и. – работоспособность идеи, то, что она приносит выгоду, результат. Истина, как характеристика психических форм личности подвержена качественным градациям. Когда эта градация полная. то говорят либо о полном соответствии форм психики объектам познания (абсолютная истина), либо полном не соответствии (абсолютное заблуждение). либо о чем то серединном (относительная истина или заблуждение).

 

Добро в Христианстве

В христианстве самым главным представителем добра — или даже источником самого этого понятия — считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией.

Христианство рассматривает зло, не как сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра.

Добро в Индуизме

В индуизме за умение отличать Добро от зла ведает сердечная чакра Анахата. С точки зрения индуизма, величина развития этой чакры (относительно остальных чакр) определяет ту крайнюю планку, которая разделят добро и зло. При слаборазвитой чакре, в поступках человека присутствует меньше доброты (" Радуйся, что не убил, а только ограбил" ). При переразвитой чакре, изо всякого действия и ситуации человек стремится извлечь/принести в мир больше доброты (" Если бьют по правой щеке, надо подставить левую" ).

Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.

Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательства, и чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь, надо найти способ как сделать Добро кому-нибудь. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи и через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания - Муладхару

В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью и светом.

Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов называется дуализмом.

 

21. Проблема сознания в философии и естествознании. сущность сознания и его роль в человеческой деятельности. Природа идеального. Определение роли и места Ч в жизни - мировоззр. проблемы. Вопрос отношения сознания к бытию - один из основных вопросов Ф. Для материалистич. подхода также необходима чтобы Ч сознавал что он делает => сознание - свойство высокоорганизованной материи.Сознание - общественный продукт. Самосознание.

Посредством отражения живое существо получает образ, являющийся отражением свойств, связей и отношений внешнего мира. Образ фактически является знанием. Идеальное знание - субъективное, отражающее объективную реальность с наибольшей степенью достоверности.Не существует идеальной субстанции или идеальной идеи.Ч отличается от животного тем, что обладает опытом практическо преобразовательной деятельности. Образы О. взаимодействия - отображение действительности в прцессе общения людей. Сознание предыд. веков передается посредством образов культуры. Формирование и закрепление программы совместных действий в Ч - двигатель прогресса (только делая единое целое можно развиваться).Сознание конкретного Ч - зафиксированное отношение к действительности.

 

Философия любви.

Любовь является ведущей потребностью человека, од­ним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить жи­вотной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. «Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение чело­веческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа—это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе».Всякая любовь является любовью к конкрет­ным, данным в чувстве вещам. Любви к абстрактному, воспринимаемому только умом, не существует. «Мысли­мое, — категорично утверждает Гегель, — не может быть любимым». Любовь к ближнему — это любовь к людям, с которыми вступаешь в отношения, любовь к добру — любовь к конкретным его проявлениям, тем поступ­кам, в которых оно находит свое выражение, любовь к прекрасному — влечение к вещам, которые несут в себе красоту, но не любовь к «красоте вообще». Нель­зя любить «человечество», как нельзя любить «человека вообще», можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей его конкретности.Особо следует подчеркнуть такую черту любви, как ее универсальность: каждый человек находит, в конце концов, свою любовь и каждый является или со временем станет объектом чьей-то любви. Красив человек или безобразен, молод или не очень, богат или беден, он всегда мечтает о любви и ищет ее. Причина этого про­ста: любовь — главный и доступный каждому способ са­моутверждения и укоренения в жизни, которая без люб­ви неполнокровна и неполноценна. В ранней молодости настойчиво ищут, прежде всего, эротическую любовь, позднее приходит любовь к детям или к Богу, прекрасно­му или к своей профессии и т. д. Любовь может вспы­хивать и гаснуть, одна любовь может замещаться или вытесняться другой, но человек всегда или любит, или на­деется полюбить, или живет воспоминаниями о былой любви.

 

Материя

Материя (лат. materia - «древесина» как перевод греч. υ λ ή «древесина», «лес»), материальное начало, материальная причина (causa materialis) — философская категория для обозначения (объективной) реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них. Первый этап представлений о материи был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к знаменательному заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало, - Архэ (греч. ἀ ρ χ ή ), которое правит природой и составляет ее суть.

Роль такой первоосновы, Материи как субстанции, выполнял тот или иной субстрат (лат. sub - под и stratum - слой) - то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений):

· у Фалеса вода (" Все есть вода, и мир полон богов" ),

· у Анаксимандра " апейрон" (буквально " бесконечное" ),

· у Анаксимена воздух.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь