Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Биосоциальная (дуальная) природа человека.



Важным моментом осознания понятия личности является осмысление того, что человек - это биосоциальное существо. Он неотделим от своей природы, телесности.

Но вместе с этим он обладатель сознания, души.

Биологическое начало в человеке выражается в анатомо-физиологических, генетических явлениях, а также в нервномозговых, электрохимических и других процессах организма.

Все эти биофизиологические закономерности развиваются в человеке в рамках его социального существования. Человек со всем своим анатомо-биологическим богатством, но не впитавший в себя социальную культуру, оказывается не приспособленным к жизни в обществе. Понятие социальности, в свою очередь, не отрицает его биологического начала.

Социальное и биологическое существуют в человеке в нераздельном единстве. Своим организменным уровнем человек включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, человеческой истории и культуре.

Рассмотрение человека в рамках его биологической природы (генетики, физиологии, медицины) приводит к упрощенным толкованиям биосоциальной природы человека.

Так, в современной теории социал-биологизма на ведущее место ставят гены. При этом биологическая судьба человечества рисуется неоднозначно. Одни ученые оптимистически считают, что возможности наследственной системы человечества столь велики, что она может служить неограниченно долго. Другие утверждают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию. Причина это го видится в уклонении от действия естественного отбора, приводящего к нежелательным мутациям. Третьи полагают, что человек - биологически молодой вид, в котором превалируют гены животных. Две последние доктрины исходят из того, что генетическая природа человека требует исправления.

На волне данных идей всплывает евгеника, предполагающая улучшение человеческой природы путем селекции. Гипертрофирование генетических факторов умаляет социальные начала в человеке. Но и игнорирование биологического фактора тоже непродуктивно.

История знает много примеров, как с помощью только социальных рычагов, воспитательных мер предпринимались попытки изменить природу человека. Но всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы.

Человек рождается как биосоциальное единство. Анатомо-физиологические системы развиваются в условиях социума, т.е. они генетически заложены как человеческие.

Но рожденному человеку еще нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир общество. Именно оно наполняет и регулирует его поведение социальным содержанием.

Проблема сознания в философии: гносеологический, этический, онтологический аспекты

Особенность философских проблем это то, что они мировоззренческие. Они принципиально не могут быть исчерпаны, окончательно решены. Все философские проблемы в том или ином аспекте раскрывают связь человека с миром его бытия.

Философских направлений и школ очень много, и никакой единой общепринятой или общеобязательной классификации философских проблем и систематизации основных философских понятий не существует. Вместе с тем можно попытаться сгруппировать философские проблемы так, чтобы обеспечить максимальный учёт разных философских мировоззренческих позиций.

Проблема – это важный вопрос, настоятельно требующий исследования или решения. Первой, прежде всего в историческом плане, ибо она действительно была поставлена первой в древнегреческой философии, является онтологическая проблема, т.е. вопрос о том, каков мир по своей сути, что является подлинным, основополагающим бытием. Втораяфилософская проблема – это антропологическая проблема, т.е. что такое человек, какова его сущность и как она соотносится с его существованием. Отношение человека и мира двояко. Оно может быть практическим, когда осуществляются определённые действия и результатом их выступают изменения во внешнем мире нашего бытия либо духовным, в результате которого меняется внутренний мир человека. В свою очередь, рассматривая духовное отношение человека к миру, следует учесть, что человеческое сознание выполняет две основные функции – познавательную и ценностно-ориентационную. В результате выполнения познавательных действий мы обогащаемся новыми знаниями. Ценностно-ориентационная (регулятивная) деятельность связана с определением основополагающих жизненных ориентиров, ценностно-целевых установок, направляющих человеческую жизненную активность (либо, наоборот, побуждающих к выбору пассивной жизненной позиции).

В качестве третьей мы выделим праксеологическую проблему, связанную с раскрытием основных черт деятельно-практического отношения людей к природным и социальным условиям их бытия.

Четвёртой будет гносеологическая проблема, связанная с решением вопросов о познаваемости мира и о способах достижения надёжного, достоверного знания.

Пятой выступает аксиологическая проблема. Аксиология – это учение о ценностях человеческого бытия.

Состав данных философских проблем образует замкнутую цепочку. В истории философии эти проблемы выдвинулись и стали разрабатываться не одновременно. В русле европейской философской традиции первой выдвинулась онтологическая проблема. Далее, по идее, должна была возникнуть антропологическая проблема, но антропология долгое время не выделялась из онтологии. Вскоре обострился вопрос о познании, т.е. гносеологическая проблема. Сразу же активизируются аксиологическая и антропологическая проблемы.

В разное время разные философские проблемы становились доминирующими. Это доминирование оставляло след в виде развитого понятийного аппарата.

В своё время философия была служанкой богословия. Это была вынужденная мера. В недавнем прошлом философию считали служанкой науки. Философия должна служить возвышению человека. Призвание всей философии – быть философией образования.

Общество и его структура

Социальная философия изучает общество, его законы, исторические формы, структуру общества, социальные процессы и другие явления в их системных связях, выступает методологическим основанием социальных наук. Существует несколько теорий, объясняющих причины происхождения общества. Договорная теория объясняет возникновение общества из идеи соглашения людей о взаимной жизнедеятельности. Трудовая теория считает причиной социальности естественную необходимость людей в их совместной деятельности по удовлетворению витальных (жизненных) и социальных потребностей. Семиотическая теория утверждает о рождении общества из символического обмена, возникшего в процессе развития речи (языка) у человека.

Общество имеет свою структуру, чаще всего, рассматриваемую через его сферы: экономическую, политическую, правовую, институциональную, духовную, эстетическую и пр., в которых закрепляется какая-либо социальная функция деятельности человека. Философское познание системы общества выявляет входящие в него морфологические элементы: социальные отношения, социальные субъекты (классы, страты), социальные процессы, социальная мобильность, социальная динамика и пр.

Самое простое, элементарное общественное отношение имеет структуру: человек - знак - человек. В отличие от животных люди вступают в общение не напрямую, а через посредство знаков (слов, цифр, денежных знаков и т.д.). Любой предмет, втягиваясь в сеть общественных отношений, немедленно превращается в знак, обретая некое значение, которого в природе он не имел. Камень и кость становятся орудиями труда, огонь - домашним очагом и божеством, и даже недосягаемые звезды тут превращаются в зодиакальные знаки, в компас и календарь. Знаки суть инструменты, с помощью которых человек воздействует на других людей и на себя самого.

Одной из важнейших проблем современной социальной науки является отделение общества от государства, т.е. понимание их взаимосвязи через отношение подчинения: то ли государство является частью системы общества, то ли они тождественны.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь