Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кафедра философии, психологии и педагогики



Кафедра философии, психологии и педагогики

 

1. Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук.

Термин « философия » был введен Пифагором и дословно означал «любовь к мудрости» («phileo» – любовь, «sophia» – мудрость). Первоначально философское знание включало в себя всю совокупность знаний о мире, позже из него выделились частные науки: математика, астрономия, медицина и др. Философия все больше превращалась в обобщенную систему знаний о мире, задачей которой являлось дать ответы на наиболее общие, глубинные вопросы о природе, обществе, человеке.

Философия – это форма духовной деятельности человека, форма общественного сознания, направленная на осмысление коренных мировоззренческих вопросов.

В свою очередь, мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека и принципы его поведения. Исторически философии предшествовали такие мировоззренческие системы, как мифология и религия.

Формирование того или иного типа мировоззрения, в т.ч. философии, - это объективный исторический процесс, основой которого является изменение форм человеческой жизнедеятельности. Мифология формировалась на ранних, доклассовых стадиях развития общества, для которых были характерны коллективные формы ведения хозяйства (натуральное хозяйство: собирательство, охота, рыболовство). На этом этапе ни объективно, ни субъективно человек не выделял себя из окружающего мира – природы и общества. Появление таких форм деятельности, как земледелие, скотоводство, а позже – ремесло, создало предпосылки для общественного разделения труда и формирования системы социального неравенства. На этом этапе человек выделяется из природного мира, формируется привилегированный социальный слой – жреческие лица, служители культа. Вышеназванное послужило объективной основой формирования религиозного мировоззрения. Философия возникла в классово организованном обществе с появлением групп людей, свободных от материального производства, физического труда и имеющих возможность посвятить себя духовной, мыслительной деятельности.

Основные функции философии в обществе.

Круг философских проблем тесно связан с функциями философии в обществе.

1) Мировоззренческая функция заключается в том, что философия разрабатывает систему взглядов на мир и место человека в мире. Исходной установкой для реализации этой функции является ответ на ОВФ. Давая целостную систему взглядов на действительность, философия ориентирует людей в их жизни и деятельности, помогает выработать активное, творческое отношение к действительности.

2) Гносеологическая, или познавательная состоит в том, что, раскрывая закономерности функционирования и развития человеческого познания, философия исследует пути и средства достижения истины.

3) Методологическая ( методология – учение о путях и способах познания) заключается в том, что философия вырабатывает общие методы познания бытия.

4)Аксиологическая (аксиология – учение о системе ценностей) выражается в том, что любая философская система не только обосновывает свои положения, но и дает им оценку, формирует систему ценностей, определяет идеалы.

5)Интегрирующая функция направлена на обобщение данных частных наук с целью построения целостной, обобщенной картины мира, на интеграцию различных областей духовной культуры (науки, морали, права, эстетики и т.д.).

Однако вопрос о соотношении философии и частных наук не может быть решен однозначно. С одной стороны, философия отличается от частных наук по предмету и по методу познания. Предмет частных наук – отдельные стороны действительности; предмет философии – всеобщее, человек и мир в их единстве. Философия не использует эмпирические методы познания, а решает свои проблемы с помощью теоретического мышления. В то же время философии свойственны основные признаки научности: рациональность, системность изложения, аргументированность положений и выводов, стремление к получению истинного знания.

Связь философии и частных наук проявляется в следующем:

-философия опирается на частнонаучные знания, подвергая их теоретическому анализу и обобщению (*развитие наук в эпоху Нового времени, расцвет математики, физики, механики – формирование механистического мировоззрения; *великие естественнонаучные открытия 19 в.: учение Дарвина, клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии – диалектико-материалистическое учение);

-в свою очередь, философия по отношению к частным наукам выступает в качестве мировоззренческой и методологической базы, разрабатывает общетеоретические принципы, ценностные установки, методы познания, категориальный аппарат.

[Доказательством тесной связи философии и частных наук служит то, что многие философы являлись в то же время учеными-естествоиспытателями (врачи-философы, математики и т.д.).]

Философия взаимодействует не только с наукой, но и с другими сферами духовной жизни общества: экономикой и политикой, правовой и моральной сферами, искусством и т.д.

Философия и медицина.

В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.

1) Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.

2)Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологическойбазы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).

3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.

В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина – биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения.

2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.

Центральная мировоззренческая проблема – об отношении человека к миру – конкретизируется в философии как вопрос об отношении мышления к бытию, об отношении идеального и материального. Этот вопрос является основным вопросом философии, т.к. через отношение человека, его сознания к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Любое философское учение основывается на его решении, опирается на него как на исходный принцип.

В истории философской мысли существовало множество различных интерпретаций ОВФ. В Новое время, когда в связи с бурным развитием науки и техники на первый план выходят вопросы научного познания, англ. философ Ф.Бэкон формулирует ОВФ как вопрос о возможности получения достоверного знания о мире. Крупнейший представитель немецкой классической философии И.Кант основное содержание философии изложил в виде трех вопросов: «Что я могу знать? », «Что я должен делать? », «На что я могу надеяться? » и следующего из них вывода: «Что есть человек? ». В ХХ в. А.Камю, представитель экзистенциализма – «философии существования» - направления, поставившего под сомнение возможности человеческого разума, в «Мифе о Сизифе» сформулировал основной вопрос философии так: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? ». Однако эти и другие трактовки ОВФ представляют собой отдельные стороны философского вопроса об отношении человеческого сознания к бытию. В наиболее общей, признанной классической формулировке этот вопрос был поставлен в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886): «Великий вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Смысл ОВФ заключается в признании двух основных типов реальности: материальной и духовной, одна из которых предшествует другой и порождает ее.

ОВФ имеет две взаимообусловленные стороны: онтологическую и гносеологическую ( онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания)

Вопрос о том, что является первичным – материальное или идеальное – представляет собой онтологическую сторону ОВФ. В зависимости от решения этого вопроса выделяется несколько основных философских направлений.

1) материализм – его представители признают первичным материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание считают вторичным, производным от материи. Философский материализм в своем развитии прошел несколько этапов. Его основными историческими формами являются:

а) стихийный материализм, сложившийся в античной натурфилософии; его представители отождествляли субстанцию бытия с различными природными стихиями (вода, огонь, воздух и др.);

б) атомистический материализм – одна из ранних исторических форм материализма, признающая первоосновой мира атом как мельчайшую неделимую частицу вещества. Наиболее ярким представителем был античный философ Демокрит;

в) метафизический, механистический материализм XVII - XVIII вв., представители которого рассматривали материальный мир как замкнутую механическую систему, объясняли развитие природы и общества законами механики;

г) вульгарный материализм, сложившийся в философии Нового времени в связи с развитием естественных наук. Представители этого направления отрицали социальную природу человеческого сознания, трактовали его только как физиологическое свойство мозга;

д) антропологический материализм, подчеркивающий тесное единство человека и окружающей его природной среды, рассматривающий человека как вершину эволюции природы, как ее разумную часть. Эта форма материализма получила наиболее яркое выражение в трудах представителя немецкой классической философии Л.Фейербаха;

е) диалектический материализм – одна из основных исторических форм материализма, возникшая во второй половине ХIХ в. на основе достижений естествознания и общественных наук и получившая свое обоснование в марксизме. Это философское направление, изучающее наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого сознания исходя из положения о материальном единстве и непрерывном развитии мира.

2) Идеализм – его представители считают, что духовное предшествует материальному и творит его. Различают две разновидности идеализма:

а) объективный, сторонники которого исходят из признания основой всего существующего объективного, т.е. независимого от человека духовного начала (Мировой Дух или Разум, Абсолютная Идея, идея Бога и т.д.). Объективный идеализм близок к религии, но не тождествен ей: религия опирается на веру, а идеалистическая философия, в том числе ее религиозные направления, обосновывает свои положения рациональными, логическими средствами;

б) субъективный, представители которого считают первичным сознание человека (субъекта), которое признается единственной реальностью, а действительность рассматривается как результат духовного творчества субъекта.

3) Дуализм (лат duo – два) – его представители признают материальное и духовное двумя равноправными, независимыми началами.

Гносеологическая сторона ОВФ решает проблему познаваемости мира (Познаваем ли мир? Может ли человеческое мышление составлять истинное, соответствующее действительности знание и мире? ) В зависимости от решения этого вопроса выделяются следующие направления:

1) гносеологический оптимизм, представители которого не сомневаются в познавательных возможностях человеческого разума, утверждают, что человек способен раскрыть сущность вещей, познать законы природы и общества, составить истинную картину мира;

2) скептицизм, представители которого выражают сомнение в возможности получения полного, истинного знания о мире;

3) агностицизм, сторонники которого отрицают возможность достоверного познания сущности материального мира, закономерностей развития природы и общества.

3. Исторические этапы развития мировой философской мысли. Основные философские принципы (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, механицизм, диалектический монизм) и исторические типы философствования (созерцательный, умозрительный, деятельностный, социально-экологический).

История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания. Ее значение определяется тем, что история человеческого общества не может быть осмыслена без изучения истории общественной мысли. ИФ в концентрированном виде выражает духовный опыт человечества.

Главным источником ИФ являются философские произведения прошлого.

Задача историко-философского исследования – критический анализ философских теорий, выявление общественно-исторической обусловленности их возникновения и связи с другими учениями. Философское мышление – логико-понятийное, категориальное. Философские категории – это формы мышления и одновременно ступени его развития. Поэтому ИФ предполагает также исследование категорий в их историческом развитии.

Основным принципом историко-философского анализа является принцип историзма, согласно которому любое философское учение рассматривается в контексте общественно-политических, экономических, культурных условий, обусловивших его возникновение и развитие, определивших его национальное своеобразие.

Философия возникла на Древнем Востоке (Индия, Китай) в середине 1 тысячелетия до н.э. в условиях утверждения системы социального неравенства и формирования государственности.

Западная философия также возникла в середине 1 тысячелетия до н.э. в Древней Греции и в своем историческом развитии прошла несколько этапов:

1.античная философия (VI в. до н.э – V в. н.э.);

2.философия Средних веков (распад Римской империи в V в. – XVв.);

3.философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.);

4.философия Нового времени (XVII – XIX вв.);

5.западная философия ХХ в.

Особое место в мировой философской культуре занимает русская философия, которая также прошла в своем развитии ряд этапов и достигла своего расцвета в XIX – нач. XX вв.

Общепризнанным критерием выделения этапов развития философии является периодизация развития гражданской истории. Характер философской мысли каждого этапа обусловлен уровнем экономического развития общества, особенностями социального и политического устройства, уровнем научно-технического прогресса, развития культуры. Эти особенности определяют формирование ключевых мировоззренческих принципов каждой эпохи, которые, в свою очередь, становятся стержнем развития философии и культуры в целом.

Основным философским принципом античности стал космоцентризм, с позиций которого мир рассматривался как единое гармоничное целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства (влияние мифологии, полисной демократии).

В Средние века ключевым принципом философии являлся теоцентризм, с позиций которого Бог рассматривался как источник и основа всего сущего, сверхъестественная и всемогущая сила (феодализм, монархическая форма правления, распространение и упрочение христианства).

Основной философский принцип эпохи Возрождения антропоцентризм, рассматривающий человека в качестве центра мироздания, венца эволюции природы (переход от феодализма к капитализму, освобождение от влияния религии, развитие науки, утверждение принципа гуманизма в культуре).

В Новое время ключевым принципом становится механицизм, рассматривающий человека и окружающий его мир как сложный механизм, функционирующий и развивающийся по законам механики (развитие точных наук, где особая роль отводится механике).

В философии ХХ в. определяющим принципом стал иррационализм, с позиций которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению и основным способом познания признается интуиция (негативные последствия научно-технического прогресса, мировые войны).

В истории философской мысли также выделяются основные типы философствования, философского анализа.

1) Созерцательный тип характерен для ранних этапов развития философской мысли ( Древний Восток, античность ). Созерцательность предполагает пассивный процесс восприятия окружающего мира. Действительность рассматривается вне зависимости от деятельности субъекта, в не преобразованном человеком виде. В античности созерцательный тип философствования проявился в натурфилософии («философии природы»), а в Древнем Китае – в принципе «недеяния», т.е. невмешательства в происходящие в мире процессы.

2) Умозрительный тип философствования – это способ теоретического постижения действительности, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных с опытными данными. Умозрительный характер носили философские учения средневековых мыслителей. Сама постановка вопросов не предполагала их практического решения и применения (*Далеко ли от человека Бог? Есть ли у ангелов крылья? и т.п.) Ярким примером умозрительного типа философствования являются доказательства существования Бога в учении Ф.Аквинского.

3)В Новое время формируется рационально-прагматический тип философствования. Основным предметом философского осмысления в это время становится научное познание, направленное на принесение практической пользы человечеству, на решение экономических и социальных проблем («знание – сила» Ф.Бэкон).

4) Деятельностный тип ( марксизм ) подчеркивает практически-преобразовательный характер знания в период расцвета капиталистических отношений. Сущность этого типа философствования выражается в знаменитых «тезисах о Фейербахе» К.Маркса (11-й тезис): «...раньше философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

5)В современной философии наметилась тенденция к складыванию нового, социально-экологического типа философствования. Его возникновение связано с негативными последствиями активного вмешательства человека в природные процессы, в результате чего само общество начало испытывать обратное негативное влияние измененной природной среды. Исходный принцип данного типа философствования – идея взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального, идея необходимости сохранения человечества и природной среды его обитания.

 

 

4. Античная философия: этапы развития и характерные черты (космоцентризм, мифологизм, натурфилософский характер, наивная диалектика, стихийный материализм). Первые греческие мыслители (милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты).

В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:

1) становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) – VI – нач. V вв. до н.э. В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом;

2) классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – V – IV вв. до н.э. Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей;

3) философия эпохи эллинизма – III в. до н.э. – IV в. н.э. Этот этап связан с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни в Римскую империю. В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы.

Характерные черты античной философии.

1. Космоцентризм – ключевой мировоззренческий принцип античности, с позиций которого мир рассматривается как гармоничное целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства.

Понятие « Космос » было введено Пифагором для обозначения единства и упорядоченности мира в противоположность хаосу. На формирование данного принципа оказали влияние мифологические представления, идеалы полисной демократии. Космоцентризм означает направленность на объединение в одном космическом универсуме природы, человека, богов. Основная идея данного миропонимания – идея космической гармонии, которой должны соответствовать принципы человеческой жизни и общественных отношений.

2. Созерцательный тип философствования.

3. Натурфилософский характер. Натурфилософия («философия природы») – способ философствования и миропонимания, в котором на первый план выдвигалась природа как живое целое, интегрирующее мироздание: космос – природа – человек.

4. Рациональность. Учения уже ранних античных философов характеризуются рациональным постижением мира, имеют строгую логическую форму, чем они существенно отличаются от восточных философских учений.

5. Диалектика. Диалектичность мышления античных философов проявляется, прежде всего, в стремлении рассмотреть мир в его всеобщей взаимосвязи и постоянной изменчивости, понимать действительность как процесс развития, источником которого является столкновение противоположностей. Диалектика античности проявляется в наивной и стихийной форме, т.к. имеет созерцательный характер, опирается на наблюдения за природой и житейский опыт. (К трудам Сократа восходит первоначальное значение понятие «диалектика» как искусства вести беседу, в ходе которой из столкновения противоположных мнений рождается истина).

6.Формироване основных философских направлений. Для античных мыслителей, рассматривающих мир в его единстве, характерно стремление к поиску единой первоосновы бытия. Именно в античной философии возникают два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм, борьба между которыми составит основное содержание последующего философского развития. По словам Ф.Энгельса, «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений».

 

Первой философской школой в европейской цивилизации стала Милетская школа (VI в. до н.э., г. Милет). Ее представители стали родоначальниками натурфилософской традиции. В центре их внимания вопрос о первооснове бытия, которую они видели в различных видах вещества.

Наиболее яркий представитель Милетской школы – Фалес – первый греческий философ и ученый [в области геометрии: доказал равенство прямых углов, вписал треугольник в круг; в области астрономии: открыл Малую медведицу, впервые предсказал солнечное затмение, разделил год на 365 дней и т.д. ]. Он был хо рошо знаком с достижениями науки древнего востока, Египта, которая в то время значительно опережала Др.Грецию. [Известен случай: используя принцип подобия треугольников и простую палку, ему удалось измерить пирамиду в Египте по соотношению теней, чем он вызвал восторг фараона]. Землю Фалес представ лял плоским диском, плавающим на поверхности воды.

Фалес считал, что первоначалом бытия является вода: все сущее происходит из воды путем ее затвердевания или испарения и в воду возвращается. Согласно рассуждениям Фалеса, все живое происходит из семени, а семя влажное; кроме того, живое без воды погибает. Человек, по Фалесу, тоже состоит из воды.

По мнению Фалеса, все в мире, даже неживые предметы, имеет душу. Душа – источник движения. Божественная сила приводит воду в движение, т.е. вселяет в мир душу. Бог в его представлении – «ум космоса», это то, что не имеет ни начала, ни конца.

Другой представитель Милетской школы – Анаксимандр, последователь Фалеса. Он считал, что в основе мира лежит особая субстанция – единая, бесконечная, вечная, неизменная – апейрон. Апейрон является источником, из которого все возникает, и в него же все возвращается после гибели. Апейрон не поддается чувственному восприятию, поэтому, в отличие от Фалеса, который считал, что знание о мире должно сводиться только к чувственному познанию, Анаксимандр утверждал, что знание должно выходить за рамки непосредственного наблюдения, нуждается в рациональном объяснении мира. Все изменения в мире, по мнению Анаксимандра, происходят из борьбы теплого и холодного, примером чему является смена времен года (первые наивно-диалектические представления).

Еще один яркий представитель Милетской школы – Анаксимен. Первоосновой бытия он считал воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, превращается сначала в воду, потом в землю, камни. Все многообразие стихий он объясняет степенью сгущения воздуха. Воздух, по мнению Анаксимена, является источником и тела, и души, и всего Космоса, и даже боги сотворены из воздуха (а не, наоборот, воздух – богами).

Основная заслуга философов Милетской школы заключается в попытке дать целостную картину мира. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил. Материализм представителей милетской школы носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в постоянном изменении и переходе одного вещества в другое привели в формированию наивно-диалектических представлений.

Вслед за Милетской школой в Др.Греции возникает ряд других философских центров. Один из наиболее значительных – школа пифагора (VI в. до н.э.). Именно Пифагор впервые употребил термин «философия». Его школа объединяла философов, скульпторов, врачей, сам пифагор был математиком и астрономом – это ярким свидетельством того, что философия в древности объединяла в себе все области знания.

Философские взгляды Пифагора во многом обусловлены математическими представлениями. Он уделял большое значение числу, говорил, что число является сутью любой вещи (число без мира может существовать, а мир без числа - нет. Т.е. в понимании мира он выделял только одну сторону – его измеряемость числовым выражением. По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, т.к. они вечны. Таким образом, Пифагора можно назвать первым представителем философского идеализма.

Материалистическая традиция, заложенная во взглядах представителей Милетской школы, получила развитие в учении Гераклита (сер. VI – нач. V вв. до н.э.). Первоосновой мира он считал огонь. По мнению Гераклита, мир находится в постоянном изменении, а из всех природных веществ наиболее изменчив огонь. Видоизменяясь, он переходит в различные вещества, которые путем последовательных превращений вновь становятся огнем. Следовательно, все в мире взаимосвязано, природа едина, но в то же время состоит из противоположностей. Борьба противоположностей как причина всех изменений – главный закон мироздания. Таким образом, в учении Гераклита получили развитие диалектические взгляды. Широко известны его высказывания: «все течет, все изменяется»; «нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

Еще одна известная философская школа античности – Элейская (г.Элеи) – VI – V вв. до н.э. Ее основные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты считаются родоначальниками рационализма. Они впервые стали анализировать мир человеческого мышления. Процесс познания они представляли как переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания обособленно друг от друга, считали, что чувства не могут дать истинного знания, истина открывается лишь разуму.

5. Философия Демокрита: атомистический материализм.

В V в. до н.э. возникает новая форма материализма – атомистический материализм, наиболее ярким представителем которого является Демокрит.

Демокрит происходил из богатой семьи и доставшийся ему в наследство капитал полностью потратил на путешествия. Он был знаком со многими греческими философами, глубоко изучил взгляды своих предшественников. За свою долгую (около 90 лет) он написал около 70 сочинений, затрагивающих различные области знания, входившие тогда в философию: физику, математику, астрономию, географию, медицину, этику и др. Из этих многочисленных работ до нас дошли только некоторые отрывки и пересказы других авторов.

Согласно представлениям Демокрита, первоосновой мира является атом – мельчайшая неделимая частица вещества. Каждый атом объят пустотой. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света. Сталкиваясь друг с другом, они меняют направление движения. Многообразные соединения атомов образуют вещи, тела. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов. Т.е. он не разделяет материальное и идеальное как полностью противоположные сущности.

Демокрит впервые сделал попытку рационального объяснения причинности в мире. Он утверждал, что все в мире имеет свою причину, случайных событий не бывает. Причинность он связывал с движением атомов, с изменениями в их движении и выявление причин происходящего считал главной целью познания.

Демокрит одним из первых в античной философии рассмотрел процесс познания как состоящий из двух сторон: чувственной и рациональной – и рассмотрел их соотношение. По его мнению, познание идет от чувств к разуму. Чувственное познание – это результат воздействия атомов на органы чувств, рациональное познание – это продолжение чувственного, своеобразное «логическое зрение».

Значение учения Демокрита:

-во-первых, в качестве первоосновы мира он выдвигает не конкретное вещество, а элементарную частицу – атом, что является шагом вперед в создании материальной картины мира;

-во-вторых, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материи.

Разум.

На первом этапе «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. Ощущения дают первичные сведения о вещах, но они являются субъективным свойством чувственности.

На уровне рассудка эти сведения выражаются в форме понятий, с помощью которых происходит обобщение чувственного материала. Особую роль в этом играют категории – «чистые понятия»: количество, качество, единство, причинность, необходимость, причинность и др. (всего их 12). Но рассудок имеет дело не с самим предметом, а с мыслью о нем («вещи в себе» остаются за пределами сознания, а познается только мысль об этих вещах, ее отражение в сознании человека), следовательно, рассудок также дает субъективное знание.

Разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире. Это знание представлено в форме идей, которые выходят за пределы опыта (т.е. им не соответствуют реальные предметы). По Канту, разум порождает 3 основные идеи: идея души (обозначает источник всех психических процессов),

идея мира (выражает причинно-следственные связи),

идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин).

Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью данных предельно широких идей. Однако в ходе решения этой задачи разум вступает в противоречие с самим собой. Кант доказывает это с помощью антиномий – противоречивых суждений, каждое из которых может быть доказано с помощью разума (мир ограничен во времени и пространстве – мир бесконечен, Бог существует – Бога нет и т.д.). Это приводит Канта к выводу о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума.

Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны, а разум противоречив, следовательно, объективное знание получить невозможно. В этом проявляется субъективный идеализм и агностицизм Канта. Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы уступить место вере». Основное заблуждение Канта в том, что он отделял сущность предмета от ощущений, мыслей о нем.

В своем учении о морали и нравственности («практический разум») Кант исследует проблему свободы человека. Человек – существо свободное, способное к самостоятельному выбору поведения. Однако человек также существо нравственное, а нравственность формируется в обществе, поэтому необходимо уважение к свободе и интересам других людей.

Кант сформулировал категорический императив – нравственный закон, обязательный для всех: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло бы стать правилом поведения для всех» («...чтобы другой человек всегда был для тебя целью, а не средством»).

Движение, пространство, время как способы существования материи. Основные формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная и др.) и их взаимосвязь. Особенности социального пространства и времени.

Движение – это способ существования материи; в широком смысле это «изменение вообще» (Энгельс) и всякое взаимодействие материальных объектов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь