Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях.



Представлена в философии Н.Кузанского и Дж.Бруно. Развивая принцип пантеизма, Н.Кузанский утверждал единство Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. На основании этого Кузанский пришел к мысли о том, что Бог представляет собой единство противоположностей: абсолютного максимума и минимума (конкретной вещи), причины и следствия (творящего и сотворенного), бесконечного и конечного. Принцип единства противоположностей он распространил на реальный природный мир. Природный мир рассматривался живой организм, все части которого находятся в общей взаимосвязи и существуют в постоянном движении, развитии.

Дж. Бруно утверждал существование единой Божественной субстанции, которая является источником множества разнообразных вещей и причиной единства противоположностей. В Боге совпадают телесное и духовное, целое и часть, материя и форма, объективное и субъективное и т.д. При этом одна противоположность всегда есть начало другой: уничтожение – начало возникновения, возникновение – уничтожения, любовь – начало ненависти и наоборот, яды могут служить лекарством, а лекарства – ядом и т.д.

4. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля (немецкая классическая философия).

Г.Гегель выступил систематизатором диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса, т.е. в непрерывном движении, изменении и развитии, внутренней причиной которого является борьба противоположных начал. Однако Гегель объяснял диалектику с позиций объективного идеализма: развитие мира рассматривалось им как ступени саморазвития духовного начала – абсолютной идеи.

5. Материалистическая диалектика (марксизм).

К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии Г.Гегеля противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой и разработали материалистическую диалектику. Диалектика становится наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления.

учение Г.Гегеля послужило важнейшим теоретическим источником материалистической диалектики. Естественнонаучным основанием диалектико-материалистического осмыслении мира явились величайшие научные открытия XIX в.: закон сохранения и превращения энергии (Майер, Ломоносов) свидетельствовал о взаимосвязи и взаимопереходе различных форм движения материи; открытие клеточного строения живых организмов (Шлейден и Шванн) указывало на единство органического мира; эволюционная теория (Дарвин) обосновывала, что мир находится в состоянии непрерывного изменения и развития.

В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический. Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.

Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.

Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.

Принцип (лат. «основа, первоначало») – основное правило, которое распространяется на все явления данной области и служит руководством в познавательной деятельности.

8) Принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является объективным отражением организованности мира. Согласно этому принципу, все предметы, явления и процессы бытия находятся в разнообразных связях между собой. Эта связь носит всеобщий характер: любые предметы и явления – звенья цепи, объединяющей все существующее в мире в единое целое (Г Лейбниц: «Вселенная – океан, малейшее движение в котором отзывается в самой отдаленной его точке»).

Понятие« связь » обозначает универсальную многообразную зависимость между предметами и явлениями, которые находятся в различных отношениях друг к другу.

Выделяются различные виды связей: внутренние и внешние, существенные и несущественные, непосредственные и опосредованные, пространственные, временные, причинно-следственные и т.д.

Кроме того, в зависимости от уровня организации материи выделяют следующие типы связей:

-в неорганической природе: механические, химические, физические, - которые предполагают связь либо путем непосредственного контакта, либо через различные поля;

-в живой природе существуют биологические связи, которые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых, межвидовых отношениях, а также в отношениях с внешней средой;

-в общественной жизни выделяют материально-производственные, классовые, национальные, государственные, семейные, межличностные и др. связи.

Среди различных видов связей особое место занимают взаимодействия. Взаимодействием называется такая связь, которая возникает в результате воздействия предметов и явлений друг на друга и вызывает их взаимные изменения. Особая роль взаимодействий объясняется тем, что сущность объекта и его свойства могут проявиться только во взаимодействии с другими объектами. (*электромагнитные взаимодействия между ядром и электронами создает структуру атома; *органический мир есть результат энергетических и информационных взаимодействий на различных уровнях – клеточном, организменном, видовом, популяционном, биоценозном; *общество есть результат различных видов взаимодействия между людьми и социальными общностями).

9) Принцип развития основан на положении о движении материи как способе ее существования. Развитие – необратимое, определенно направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Признаки развития:

- необратимость - невозможность возвращения к пройденным состояниям;

- определенная направленность означает, что в процессе развития постепенно накапливаются изменения, определяемые внутренними противоречиями, а также характером взаимодействия данного объекта с окружающим миром. По своей направленности развитие может быть прогрессивным и регрессивным;

- закономерность означает, что взаимодействия, которые лежат в основе развития, носят не случайный, а необходимый характер;

- саморазвитие означает, что источник развития находится внутри самого объекта, заключается в присущих ему противоречиях;

- качественное изменение означает, что результатом развития является появление нового качества, которое, в свою очередь, становится исходным моментом последующего развития.

10) Принцип историзма означает выявление и исследование основных этапов процесса развития объекта, утверждает, что настоящее состояние определяется прошлым и позволяет предвидеть тенденции дальнейших изменений. Принцип историзма учитывает связь явлений с порождающими их условиями, утверждает преемственность в развитии, предполагает выявление закономерных связей между стадиями развития объекта, т.е. исследует не только историю, но и логику развития.

48. Законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания) и их методологическое значение для медицинского познания.

1)Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития, отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом, в порождаемых им противоречиях.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество -...

Понятие « тождество » обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными.

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию.

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться.

Основные формы разрешения противоречий:

-компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

-победа одного и уничтожение другого,

-гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[ * Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1136; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь