Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философские взгляды И. Канта. Учение о категорическом императиве И. Канта и его значение для формирования нравственных установок современного человека.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна? Нравственность, но Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая законосообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т. е. моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его Императив или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, - веление разума к субъективному несовершенству воли, формула которого и есть Императив. Все Императивы Кант делит на гипотетические (исполнение которых связано с необходимостью сделать что-то как средство для достижения другой цели) и категорические - как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К. И. заключает в себе и закон и необходимость максимы - быть сообразным с этим законом; при этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формулировку, например, " поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы" или " поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству".) Однако, в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементов эмпирического. К. И. Канта определяет, т. обр, только форму морального поступка, ничего не говоря о его содержании, т. е. дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К. И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться к подлинно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может. 16.Философская система Г. Гегеля. Учение Г. Гегеля об Абсолютной идее. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования «Мирового духа» («Мирового разума», «Абсолютной идеи») и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики: 1.Все – человек, предметы, явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, черное и белое, и т.п.). 2.Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействию. 3.Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (т.е. основа всеобщего существования и развития). Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: 1.Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия). 2.Данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. 3.В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. 4.Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие». Его «антитезис» – небытие. «Бытие» и «небытие» дает синтез – «становление». Далее развитие продолжается по той же схеме. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия: 1. Абсолютно ( логическая? ) идея – мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они – результаты мышления, логической идеи; это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи в мышлении; цель – в самопонимании. 2. Развитие – движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи – процесс ее движения к истине. 3 основных закона развития: 1) Переход количества в качество и обратно; 2) Единство и борьба противоположностей; 3) Отрицание отрицания. Идея проходит в своем развитии 3 ступени: 1.Логика: идея, существующая до природы, пространства и времени, развивает из себя свое собственное богатство содержания. – Этап бытия– наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество; – Сущность; – Понятие– синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких либо определений, характеристик. Так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие; логически превращенное в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нем небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2.Природа: здесь идея переходит в свое содержание (? ). Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3.Дух. На этом этапе идет строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух – развитие человека и его психики. Объективный дух – показывает общество, в котором существует человек. Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Т.о., это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остается в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать свое внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи. История – процесс самореализации Абсолютного духа (высшее проявление духа, вечно действительная истина). Поскольку Абсолютный дух включает идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делить всю историю на всю историю на 3 больших эры: 1. Восточная эра (Эпоха Др. Египта, Китая и т.д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни один человек – фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами. 2. Антично средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и несвободна, зависит от «верхушки» и служит ей. 3. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. 17. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Этико-философские взгляды Л. Фейербаха Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в познаваемости мира. Фейербах считает, что философия должна исходить и чувственных данных и заключить союз с естествознанием. Органы чувств человека в этом смысле Фейербах называет органами философии. Тех органов чувств, которые имеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагает философ. Чувственные восприятия бывают непосредственными и опосредованными. Как пишет Фейербах, «не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и дух, не только вещь, но и Я составляют предметы чувств. Поэтому все является чувственно-воспринимаемым, если не непосредственно, то опосредствованно, если не обычными грубыми чувствами, то изощренными, если не глазами анатома или хирурга, то глазами философа, поэтому совершенно законно эмпиризмусматривает источник наших идей в чувствах». Человеческие чувства качественно отличны от чувств животных.Ощущение у животных животное, у человека - человеческое, подчеркивал Фейербах. Истинность теоретических положений, проверяется их сопоставлением с чувственными данными. Философия заменяет религию, давая людям вместо утешения понимание своих реальных возможностей в деле достижения счастья. Новая философия, под которой Фейербах понимает свою систему философии, превращает и человека, и природу в единственный предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. Фейербах отрицает дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия. Человека Фейербах рассматривает как " единственный, универсальный и высший предмет философии", т.е. философия должна быть антропологией (учением о человеке). Сущность человека, по Фейербаху, состоит в многообразии его переживаний. Различные формы общественного сознания он рассматривает с позиций их реального содержания. Религия для него также не лишена реального содержания, несмотря на то, что она оперирует фантастическими образами. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческого божественного разума в мире не существует. Об этом свидетельствуют данные естествознания, всех опытных наук. Таким образом, Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека, антропологическое единство всех людей. В своих произведениях Фейербах выступает непревзойденным критиком идеализма. Он показывает, что идеализм отталкивается не от реальной действительности, что он отвлекается от реальных предметов. Фейербах приходит к выводу, что идеализм представляет собой рационализированную теологию. Будучи в начале своей жизни сторонником гегелевской философии, Фейербах выступает с ее резкой критикой в дальнейшем. Его критика гегелевского идеализма не была тотальной. Он признает некоторые гегелевские идеи: борьбу нового со старым, отрицание отрицания и некоторые другие диалектические. Для Фейербаха природа - это высшая реальность, а человек – высший продукт природы. В лице человека природа ощущает, созерцает себя. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы. Природа бесконечна, как и вечна, пространство и время - основные условия всякого бытия и сущности, всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха. В действительности нет ничего потустороннего, так как явления природы не имеют двойного существования, Фейербах пишет: " У природы нет ни начала, ни конца. В ней все находится во взаимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно". Фейербах признает относительность противопоставления бытия и мышления. Человек - и объект, и субъект. Фейербах отмежевывается от взглядов вульгарных материалистов, - утверждавших, будто мысль есть вещество особого рода, которое выделяется мозгом. Мысль - продукт мозга, но она нематериальна. Не желая, чтобы его отождествляли с вульгарными материалистами, Фейербах не решает называть свою философию материализмом. Он избегал слово " материализм", выступая против сведения мышления к бытию, а также против сведения всех форм движения материи к механическому. Он воспринимает органическую материю как высшую форму материи, иногда называя свое учение органицизмом [организмом]. Разумеется, от этого материалистическая сущность его философии не исчезает. Этическое учение, занимающее значительное место в философии Фейербаха, исходит из единства и взаимосвязи Я и Ты. На первый план он выдвигает антропологическое понимание человека. Свобода которого зависит от окружающей среды, которая либо способствует, либо препятствует проявлению его сущности. Как говорит Фейербах, птица свободна в воздухе, рыба - в воде, человек же - там, где ему ничто не препятствует реализовать естественное стремление к счастью. Фейербах говорит о человеке вообще как о родовом существе. Главное для него - это межиндивидуальное общение. Стремление к счастью рассматривается им как движущая сила человеческой воли, оно порождает с необходимостью сознание нравственного долга, так как Я не может существовать и быть счастливым без Ты. Это стремление - не эгоистическое чувство, так как оно невозможно без единения с другим. Фейербах полагал, что правильно понятый интерес индивида в конечном счете совпадает с общественным интересом. Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним - предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования. Однако подобная философская конструкция сильно упрощает действительность, абстрагируется от прозы жизни, где наряду с любовью часто встречается недоброжелательство, зависть, злоба, вражда. Антропологизм Фейербаха проявился и в его социально-политических взглядах. Он писал: " Во дворце мыслят иначе, чем в хижине, низкий потолок которой как бы давит на мозг. На вольном воздухе мы иные люди, чем в комнате, теснота давит, простор расширяет сердце и голову". Фейербах в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма. 18.Марксистская философия: основные идеи и эволюция. Развитие марксистской философии в произведениях В.И.Ленина. МАРКСИЗМ – идейно- политическое течение, сложившееся в середине XIX века. В идейном содержании марксизма принято выделять марксистскую философию, марксистскую политэкономию и научный социализм. Идейную основу всего учения составляет марксистская философия. Ее возникновение связано с именами. К. Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895). Философию марксизма традиционно подразделяют на: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о наиболее общих законах функционирования и развития мира в целом. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение об обществе, где рассматриваются наиболее общие законы функционирования и развития общества Особой новизной отличаются социологические идеи марксистской философии. Маркс и Энгельс ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. В философской антропологии Маркс и Энгельс представляли человека как биосоциальное существо. Для них характерен системный подход к проблеме человека, Маркс, например, показал, что сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений. Характеризуя общественные отношения, складывающие между людьми, Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделяли производственные отношения, что позволило обнаружить повторяемость в историческом развитии разных народов. Это воплотилось в понятие «общественно-экономическая формация». Дальнейшее развитие марксистской философии связано с деятельностью его соратников, учеников и последователей. Из всех последователей особая роль принадлежит В.И.Ленину (1870-1924). Ленин всесторонне разработал марксистское учение о материи и сознании, обосновал определяющую роль практики в процессе познания и на этой основе раскрыл активный, творческий характер сознания, уделив особое внимание проблеме отражения в теории познания. Он определил основные ступени развития познания, его диалектический путь движения к истине. Разрабатывая вопросы диалектики, Ленин исследовал сущность диалектической концепции развития, понимаемого как повторение пройденных ступеней на более высокой основе, как скачкообразное, революционное изменение действительности, обусловливаемое внутренними противоречиями, столкновением противоположных сил и тенденций. Осмысливая диалектику Гегеля и ее развитие Марксом в «Капитале», Ленин сформулировал принцип тождества диалектики, логики и теории познания. Исследуя в свете этого принципа всеобщие стороны и связи действительности, всеобщие диалектические законы, он показал, что философские категории являются не только формами отражения сторон и связей действительности, но и ступеньками, узловыми пунктами развития общественного познания и практики, а законы диалектики представляют собой не только всеобщие законы действительности, но и законы мышления — методологические принципы, призванные ориентировать людей в их практической и познавательной деятельности. Таким образом, Ленин вслед за Марксом и Энгельсом разрабатывал диалектический материализм не только как мировоззрение, но и как теорию познания, метод мыслительной деятельности и практического преобразования действительности. Ленин показал огромную роль правильной революционной теории в освободительном движении, ее значение для пролетарской партии рабочего класса, для революционно-преобразующей деятельности широких народных масс. Ленин выдвинул в качестве важнейшей задачи пролетарской партии разработку социалистической идеологии и внесения ее в сознание пролетариата, всех трудящихся. На основе открытого им закона усиления неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в условиях империализма Ленин сделал вывод о возможности победы социалистической революции первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой стране. Ему принадлежит также обоснование возможности некапиталистического пути развития, перехода отсталых стран к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Большое место в ленинском теоретическом наследии занимает учение о диктатуре пролетариата как власти трудящихся. Ленин показал необходимость диктатуры рабочего класса в переходный период от капитализма к социализму, раскрыл ее сущность, особенности, задачи, механизм действия и пути дальнейшего развития. Величайшая заслуга Ленина — открытие им Советов как формы диктатурыпролетариата, родившейся в России в результате творчества революционных масс, и обоснование их роли в осуществлении Великой Октябрьской социалистической революции. Ленин научно обосновал гениальную идею о том, что успешное строительство социализма и коммунизма возможно только под руководством опирающейся в своей деятельности на трудящиеся массы и пользующейся их доверием марксистско-ленинской партии, которая на основе познания законов общественного развития определяет пути перестройки всей общественной жизни на новых, подлинно коллективистских началах. В XX столетии философское осмысление мирового исторического процесса наиболее адекватную форму получило именно в ленинизме. Творчески применяя марксистскую диалектику к анализу новых исторических условий, теоретически обобщив мировую общественную практику и новейшие научные открытия, Ленин обогатил все составные части марксизма, открыл новый этап в его развитии. Ленинизм — марксизм нашей эпохи, марксизм, развитый Лениным и его соратниками, развиваемый КПСС и другимимарксистско-ленинскими партиями, учениками и последователями Ленина. Идеи Ленина имеют всемирно-историческое значение. Они нашли свое реальное воплощение в процессе революционного преобразования мира, в практике социалистического строительства в СССР, других странах социализма, в развитии современного международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения. В социальной философии Ленин разрабатывал идеи: о возрастании субъективного фактора в истории; о двух фазах коммунизма; о переходном периоде от капитализма к коммунизму; о государстве диктатуры пролетариата в условиях социализма и его отмирании при коммунизме. Марксистскую философию, развитую в новых исторических условиях, было принято называть МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В 30- 90 годы XX века она была единственной, монопольной, официальной философией СССР и служила основой государственной идеологии советского государства и других стран социалистической ориентации. В целом марксистскую философию следует рассматривать, как сложный противоречивый процесс, в котором научная объективность переплеталась с элементами романтизма и утопизма, придавшими ей такой своеобразный, ярко выраженный, идеологизированный, политизированный характер. 19.Европейский иррационализм: его основные черты и представители. «Философия жизни» Ф. Ницше. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше. Он считается основоположником родственной иррационализму " философии жизни". Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: • " воля к жизни"; • воля внутри самого человека (" внутренний стержень" ); • неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; • " воля к власти". Последней разновидности воли — " воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, " воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе " воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего " Я" во внешнем мире, экспансии " Я". Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, " воля к жизни", " воля к власти" ) была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу. В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния. «Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений». Страх (Angst) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода. 20.Позитивизм и его модификации. Проблема обоснования научного знания в учении О. Конта Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия. Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения. Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значенийэтого слова: 1) реальноев противовесхимерическому, 2) полезноев противовеснегодному; 3) достоверноев противовессомнительному; 4) точноев противовессмутному; 5) организующеев противовесразрушительному. К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, егонепосредственно социальныйхарактер, а также тесная связь с всеобщимздравым смыслом. Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий» или «трех состояний», который он считал своим главным открытием. Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии. 1) На теологической, илификтивной, стадиичеловеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм.Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных. 2) На метафизической, илиабстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредствомсущностейилиабстракций.На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху. 3) Основной признак позитивной, илиреальной, илинаучнойстадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается кпростому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений. Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов.Существованиенеизменных естественных законов —условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения — ее предназначение. Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуревсего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себяшесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологиюисоциологию. Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия — это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что в период создания своей классификации он придавал главное значение «объективному» методу, основанному на внешнем наблюдении. Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология. 21.Общая характеристика философии экзистенциализма. Манифест Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм». Противопоставление, намеченное Камю -- «безрассудное молчание мира», с одной стороны, и «бунт человека» -- с другой, было доведено до аналитической чистоты виднейшим представителем французского экзистенциализма Ж.-П. Сартром. Жан Поль Сартр (1905-1980), философ и писатель, участник французского Движения Сопротивления. В середине 30-х годов Сартр сам был приверженцем того благодушного историцистского оптимизма, который немецкие экзистенциалисты изобличали в других. Для немецких экзистенциалистов (это отчетливо зафиксировано в ясперсовской «Духовной ситуации эпохи») воплощением веры в непременную «разумность действительного» была гегелевская философия истории. Сартр убежден, что первоначало этой веры, всю обольстительную силу которой он испытал на себе, надо искать у истоков европейского философского рационализма. Путь к искоренению историцистского легковерия Сартр видит в радикальной версии обезбоженности мира, в утверждении такой картины бытия, которая не оставляла бы места ни божественному промыслу, ни его многоликим суррогатам. К последним Сартр относит любые представления об упорядоченности и цельности мира, о наличии в нем закономерности, о самодвижении материи. Эта версия мира получает окончательное завершение в главном труде Сартра «Бытие и ничто» (1943) в концепции «в-себе (бытия)». Мир, согласно Сартру, -- это «универсальное не то», полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям, образам, понятиям. Быть реальным - значит оказываться чуждым сознанию, совершенно «случайным» (противоположным столь охотно предполагаемой упорядоченности мира), а в пределе -- абсурдным. Только такое понимание мира соответствует, по мысли Сартра, подлинному атеизму, последовательному убеждению в том, что Бога не существует. Другой стороной этой же «радикально атеистической» темы является сартровская версия самой субъективности человека. Если мир ни в чем не похож на Бога и даже в малейшей степени не позволяет уповать, рассчитывать, полагаться на него, то логическим следствием этого должно быть отрицание и всякой способности воздействовать на человека, определять его поступки. Представление о детерминированности человека порицается им как предрассудок, последний пережиток религиозной веры в предопределение. Тайна человеческого и состоит в его абсолютной необусловленности, спонтанном индетерминизме, и всякая попытка подставить под поступок вынуждающую силу обстоятельств или внутренних склонностей есть, согласно Сартру, не более чем уловка. В уловке этой выражает себя то же малодушие, тот же страх перед личной ответственностью и риском, который когда-то приводил человека на стезю, религиозного фатализма. Поэтому с человека можно спрашивать за все, что он совершил, не делая никаких скидок на обстоятельства его жизни или прирожденные ему склонности, инстинкты; предрасположения. Миру как «в-себе (бытию)», в котором нет ничего похожего на намерение и тенденцию, противостоит у Сартра человек в качестве чистого «для-себя (бытия)», которое является сплошной преднамеренностью и тенденцией, «проектом», как выражается Сартр. Он развивает психологически недоказуемую теорию, согласно которой у человека вообще не бывает непроизвольных действий, а действия, представляющиеся таковыми, на деле являются лишь лицемерно--скрытными преднамеренными актами. С этической точки зрения концепция Сартра относится к числу учений, противопоставляющих долг склонности и видящих сущность морали в ригористическом выполнении обязанностей. Действия по обязанности есть, по Сартру, проявление решимости и мужества. Именно они реализуются в признании бытия как горькой истины, в приятии и удерживании тоски. Строго говоря, сартровская ригористическая мораль знает одну-единственную обязанность - готовность сознаться, готовность отвечать за все, что совершилось при твоем (пусть даже бессознательном) участии. Сартр высокопарно называет это решимостью «взвалить на себя бремя бытия», или выбором. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы