Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос Философия досократиков ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Досократики - условное название группы древнегреческих философов, действовавших как до, так ипосле жизни Сократа в период с 7 до начала 4 в. до н. э. В основном их произведениясохранились только во фрагментах либо в цитатах и критике более позднихантичных авторов. Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос оцели и назначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия, обимманентной диалектике мышления и т. д., а также отсутствие собственнофилософской терминологии вследствие нерасчлененности и неразвитости научного знания.В своих работахпочти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос опервоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципоммира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным вонтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликаетсяс мифологией. Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникаетвсе остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон иархе. Одни философы (натурфилософы илифисиологи) считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихииили определенное вещество –апейрон; другие видели ее в математическихатомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертыесчитали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первоосновепочти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Вопрос Философия софистов и Сократа Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. ФилософияСократа Сократ о человеке и душе Вопрос Учение об идеях Платона Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной " принимающей" материей (небытием). Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму. Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу " иерархизации идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - " Пир", " Закон", " Федон" и " Федр". Вопрос Гносеология и социально – политическое учение Платона Истинное значение даёт только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Другими словами, это разумное постижение истинно сущих родов бытия или идей - «совершеннейшее знание». Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам – философам. Мудрость заключается в постижении непреходящей действительности, царства идей, в рассмотрении с этих позиций всех природных вещей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради неё самой. Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве – неразрывная часть всей платоновской философии. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и ‹‹Политик››. В них он говорит о модели ‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимально возможного и доступного для людей. Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации. По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается в исходном платоновском определении государства. Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жён и детей. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Вопрос Философское учение Аристотеля Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах. Учение о четырёх причинах В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы: 1. Материя Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). 2. Форма Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. 3. Действующая, или производящая причина Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. 4. Цель, или конечная причина У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы