Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Другой категорией, соотносимой с понятием бытие, является категория становления: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности?



Понятие бытия

Первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого. Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Бытие как исходная первичная характеристика мира - слишком бедное и слишком широкое понятие, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Немецкий философ Л. Фейербах утверждал, что человек под бытием понимает наличность, для-себя-бытие, реальность. Бытие - все то, что существует тем или иным способом. Таков первый и, казалось бы, очевидный ответ. Однако, несмотря на очевидность, а также на два с половиной тысячелетия размышлений об этой очевидности, философский вопрос о бытии по-прежнему остается открытым.

Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии во Вселенной, но выяснение природы истинно сущего бытия. Философия пытается прояснить вопрос об абсолютном, несомненном, истинном бытии, оставляя все преходящее на периферии своих рассуждений. Например, одним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотношении бытия и небытия. Сосуществуют ли бытие и небытие на равных, или же бытие есть, бытийствует, а небытия нет? Что такое небытие? Как небытие соотносится с хаосом, с одной стороны, и с ничто, с другой? Вопрос о небытии составляет обратную сторону вопроса о бытии и неизбежно является первой конкретизацией исходной философской проблемы.

Другой категорией, соотносимой с понятием бытие, является категория становления: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности?

Вопрос о соотношении бытия и становления требует прояснения смысла еще одной пары онтологических категорий: возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное. Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием " реальность". Реальность это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий говорят также о виртуальной форме бытия - виртуальной реальности. Вопрос о критериях существования этих типов и форм бытия также решается в рамках философской онтологии.

Бытие и субстанция

Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия бытие. Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что же именно существует.

Субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством чего все многообразные вещи существуют. В свою очередь субстанция не нуждается в чем-либо для собственного существования. Она - причина самой себя. Субстанция обладает атрибутами, которые понимаются как ее неотъемлемые свойства, и существует через множество модусов - своих конкретных воплощений. Модус не может существовать независимо от субстанции, поскольку субстанция - причина его существования.

Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Споры о материальной или, напротив, духовной природе субстанции велись в философии на протяжении нескольких столетий.Термин «материя» впервые встречается у Платона. Материю он отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Единичное бытие, полагал Аристотель, есть сочетание материи и формы. Материя - возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую и т.д., т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Итак, каждая вещь есть оформленная материя: материя заключает в себе лишь возможность развития.Слово «материя» первоначально означало «лес, дрова, древесина», а материальное понималось как вещественное. Вещество, однако, так или иначе упорядочено, имеет какую-либо структуру и форму. Этот порядок и форму материальных вещей Платон назвал «идеей» (греч. idea, eidos, лат. forma - «вид, облик»). Материя как таковая оказалась у него пассивным и хаотическим началом бытия. Вещи, вселенная существуют благодаря соединению материи c идеей - с активной, деятельной субстанцией, которая приводит материю в порядок и, как всеобщий закон, управляет материальными вещами. Применительно к человеку это означало, что душа, идеальная субстанция, управляет телом.Фридрих Энгельс выделилпятьформдвиженияматерии: физическая; химическая; биологическая; социальная; механическая.

32 Современная научная картина мира. «Антропный принцип» в современной космологии. Современная научная картина мира. В работе «Современная научная картина мира» авторы дают следующее определение: « Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности». Понятие «картина мира» используется весьма активно представителями самых разных наук: философии, психологии, культурологи, гносеологии, когнитологии, лингвистики. Тем не менее, прочно войдя в разряд «рабочих» понятий многих наук, оно, до известной степени, по прежнему остается метафорой, не всегда получает достаточно четкое и однозначное толкование в среде специалистов одного профиля.Научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - проникновение в сущность явлений природы - бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представления людей о природе становятся все более глубокими и адекватными, все более отражающими истинное, реальное состояние окружающего мира. «Антропный принцип» в современной космологии. Антропный принцип – одно из базовых утверждений современной космологии, согласно которому имеет место удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека. Эта приспособленность выражается в наличии очень тонкой подгонки фундаментальных физических констант, при которой даже малые отклонения от их стандартных значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, при котором возникновение в ней человека было бы принципиально невозможно.АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП — один из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной (Метагалактики) и существованием в ней человека, наблюдателя. Термин “антропный принцип” предложил английский математик Б. Картер (1973): “то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей”. Наряду с общей формулировкой антропного принципа известны также его модификации: “слабый антропный принцип”, “сильный антропный принцип”, “принцип участия” (“соучастника”) Дж. Уилера и “финалистский антропный принцип” Ф. Типлера. Формулировка сильного антропного принципа, по Картеру, гласит: “Вселенная (и следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей”. Перефразируя Декарта (cogito ergo mundus talis est—я мыслю, поэтому мир таков, каков он есть), Уилер афористически выразил суть антропного принципа словами: “Вот человек; какой должна быть Вселенная? ” Вместе с тем антропный принцип пока не получил общепринятой формулировки. Среди формулировок антропного принципа встречаются и явно эпатирующие, тавтологические (типа “Вселенная, в которой мы живем, —это Вселенная, в которой живем мы”, и т. п.). Антропный принцип претендует ответить на вопрос: почему Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем? Мировоззренческая острота этого вопроса обусловлена тем, что наблюдаемые свойства Вселенной жестко связаны с численными значениями ряда фундаментальных физических констант. Если бы значения этих констант были хотя бы немного другими, то было бы невозможным существование во Вселенной ни атомов, ни звезд, ни галактик, ни возникновения условий, которые сделали возможным появление человека, наблюдателя. Как выражаются космологи, Вселенная “взрывным образом неустойчива” к численным значениям определенного набора фундаментальных констант, с необычайной точностью “подогнанных” друг к другу таким образом, что во Вселенной могли возникнуть высокоорганизованные структуры, включая человека. Иными словами, человек мог появиться отнюдь не в любой по своим свойствам Вселенной. Соответствующие условия, выделяемые набором фундаментальных констант, ограничены узкими пределами.

3 3 Философское и естественнонаучное представление о пространстве и времени. Пространство и время являются условиями возможности чувственного восприятия вещей. В самом деле, мы не можем чувствовать что-либо, иначе как существующее в пространстве и времени, здесь и сейчас. Но принадлежат ли определения пространства и времени лишь нашим чувствам или же это реальные формы бытия вещей?

По сути, единственным аргументом в пользу реальности пространства и времени является предметная деятельность людей. В процессе деятельности с вещами человек наталкивается на объективные препятствия, пространственно-временные ограничения, которые противостоят его деятельности на стороне самих предметов. Внешние тела правдиво «рассказывают» нам о себе языком пространства и времени. Другое дело, как чувства «понимают» эти пространственно-временные «речи» вещей.

Среди философов, доказывавших объективную реальность пространства и времени, одни понимали пространство геометрически, как абсолютную пустоту, внутри которой совершается взаимодействие тел, а время как последовательность их перемещений в пространстве. Другие считали их собственными формами движения тел, из чего следовало, что свойства пространства и времени должны меняться в зависимости от характера движения. Эта, динамическая концепция, по-видимому, одержала верх в истории науки.

Пространство и время - это две прямо противоположных формы отношений между телами. Пространство есть внешнее отношение между двумя разными телами; время же есть внутреннее отношение между двумя разными состояниями одного и того же тела. Пространство есть отношение к иному, а время - отношение к самому себе. После возникновения теории относительности А. Эйнштейна пространство и время стали рассматриваться континуально, т.е. как неразрывное единство существования материальных тел.Движение представляет собой единство этих двух противоположных определений мира материи. Взаимное превращение пространства и времени в процессе движения может происходить в различных конкретных формах.Простейшая такая форма описывается физическим понятием скорости движения (s/t), а наиболее сложную форму единства пространства и времени представляет собой чувственное восприятие. Движение органа чувств по контуру предмета выстраивает его точки в последовательный временной ряд, дифференцируя и разворачивая пространственный контур тела во времени, а мозг проделывает обратную операцию, интегрируя эти точки в «моментальный» чувственный образ данного тела.

Усложнение форм движения, переход вещи от более простой формы движения к более высокой и сложной называется «развитием». Источником процессов развития является столкновение противоположных начал, противоречие, заставляющее вещь усложнять и совершенствовать формы движения ради сохранения своего бытия. Логическому учению о том, как разрешаются объективные противоречия, Гегель дал имя «диалектика» (от греческого dialektike - искусство вести беседу, спор; термин восходит к текстам Платона, понимавшего диалектику как «охоту» за идеями).

34 Понятие движения. Движения и развитие. Движение как сущность бытия. Движение само по себе противоречиво, ибо изменчиво и устойчиво одновременно. Апории Зенона открывают характеристики движения: пространство и время. Движение-это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность, всеобщую связность процессуальный характер.Движение и развитие: качественные и количественные изменения.Качественные: обратимые и необратимые. Именно последние называют развитием.1Всеобщность означающая, что на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и носящее разный качественный характер.2Необратимость < как возникновение качественно новых возможностей, не существовавшей ранее> 3Направленность изменения.Развитие-это упорядоченное и закономерное, необратимое и направленное изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.Развитие является важнейшим фактором эволюции.

35 Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика и синергетика. Диалектика (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектика - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы диалектика называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Диалектика как теория развития.Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.Диалектика как учение о единстве противоположностей.
" Диалектика-есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, -при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности, -за мёртвое-застывшие, а за живое-условные, подвижные, превращающиеся одна в другую." Диалектика как метод познания. Идея как предмет философии впервые был рассмотрен
Платоном.Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей.Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи.Критика Аристотеля идеи Платона: -" идеи Платона как самостоятельные сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объесняют ни бытия идей, ни познания вещей".Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в систему, они обеспечивают дальнейшеедвижение познания, находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.Идея рождается из действительности в процессе предметно- практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность.Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития действительности.1)Метафизика.Философское учение о сверхчувственных принципах бытия.Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.2)Догматизм-возникает на основе метафизики.Он как метод предпологает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами.Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма.В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму.3)Софистика-учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложенияразличныхуловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа 4)Эклектика-как метод предпологает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов.Например, материи и сознания, бытия и жизни.Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи.Взаимопроникновение противоположно- стей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях.

Синергетика - наука о сложном В конце XX века все большее развитие получает си­нергетика — наука о сложном, о том, как в хаосе ус-танавливается определенный порядок, который, одна­ко, рано или поздно разрушается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флуктуации). Бла­годаря этим воздействиям система в одних случаях приобретает упорядоченность, в других эта упорядочен­ность, исчерпав себя, разрушается, при этом система по­падает в состояние неустойчивости. Смена режимов ус­тойчивости и неустойчивости происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации. До раз­вития синергетики наука рассматривала отдельно ха­ос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать относительно простыми математическими уравнениями. Синергети­ка выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.

36 Основные законы и категории диалектики. три основных закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия);

2. Закон перехода количества в качество и обратно (закон перехода количественных изменений в качественные- проясняет механизмы развития, утверждая, что в процессах развития < количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений> );

3. Закон отрицания отрицания.(в процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени, а с другой- отрицанием этого отрицания.

37 Проблема человека. Основные характеристики человеческого бытия. Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни: в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п. В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу - человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь рассматривается как средство приобретения других ценностей, например, достижение счастья. Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти, например, у экзистенциалистов (Кьеркегор, Камю, Сартр). В этом же ключе развивается представление о жизни как средстве достижения бессмертия в различных формах - символической (социальной) или, напротив, буквальной (физической).Философское осмысление проблемы смысла человеческого бытия дополняет современный диспут из области биологической этики - о допустимости эвтаназии, самоубийства, абортов, трансплантации органов, клонировании и др. новыми аспектами понимания свободы человека в распоряжении жизнью.Свобода и ответственностьСвободное волеизъявление личности является не только ограниченным общественными нормами (морали, закона и пр.), индивидуальной иерархией ценностей и принципов, но и тесно спряжено с осознанием ответственности. В юридической науке ответственность толкуется как мера принуждения, связанная с различного рода лишениями и ограничениями. В философии М.М. Бахтина ответственность понимается как поступок личности, самоутверждающей себя перед другим. Ответственность поступания личности всегда сопряжена с проявлением свободной воли, не нарушающей свободу другой. Она также есть ответность на вызов бытия - рождения нашего Я. В философии Э. Левинаса ответственность есть «обременность» Я своей Самостью, т.е. необходимость соотносить свои поступки и свободу их проявления с чувством долги и личной совестью.Категория ответственности может пониматься двояким образом: как ответственность внешняя, диктуемая человеку извне - другими людьми или общественными институтами, и внутренняя ответственность, долг перед самим собой, обычно именуемый «совестью». Противоположность этих двух форм ответственности относительна. Чувство долга и совесть, на самом деле не что иное, как усвоенные человеком нормы внешней ответственности. Так, в процессе воспитания личности различные формы общественной деятельности, в том числе моральные регулятивы, делаются нормами индивидуального поведения.Человеческие поступки могут быть продиктованы либо его собственным самосознанием и волей, либо общественными нормами, порой вступающими в конфронтацию с первой. Противоречия между индивидуальным и социальным в проявлении свободы отчасти снимаются посредством различного вида ответственностей.

Билет 38

Платон выделяет четыре вида извращённого государственного устройства. Такие, как тимократия, олигархия, демократия и тирания. Для тимократии характерными чертами являются раздоры внутри сословия, обладающего властью. Для олигархии - остро развитый имущественный ценз, в котором властью обладают богатые и извращают законы с целью сохранить своё богатство. Демократия выступает, как наименее отрицательный тип государственного устройства, но всё же имеющий определённые минусы - отсутствие надобности заниматься управлением, а люди, проявляющие себя только с асоциальной стороны, приговорённые к смерти или к изгнанию из общества, продолжают вращаться в этом обществе и нести опасность для остальных его членов. Наконец, при тирании граждан, подчиняющихся властям, смешивают с грязью, как ничего не стоящих добровольных рабов Платон.

Ещё один не менее известный мыслитель того времени Аристотель уделял особое внимание государству. В основу цели его деятельности ставится благо. Государство существует ради достижения благой жизни. Следовательно, всякое государство - продукт естественного развития и деятельности человека, который в свою очередь является политическим существом. По мнению Аристотеля, природа вселила во всех людей стремление к политическому общению. Природа государства стоит выше природы индивида и совокупности индивидов - общества или семьи. Иными словами, государству предшествует и порождает его общество, каждое государство состоит из отдельных семей. Аристотель выделяет те же формы государственного устройства, что и Платон, добавляя к ним монархию и аристократию. Монархическое правление предполагает царскую власть, власть одного; аристократия - власть немногих, но более одного. Лишь одно лицо или немногие могут отличаться от всех своей добродетелью. Идеал государственного устройства заключается в добродетели для большинства. Легче всего данная степень совершенства, по мнению Аристотеля, проявляется в военной доблести, когда правитель или правители защищают свой народ в сражениях. Законы должны быть согласованы с определённой формой государственного устройства. Право же является высшим государственным благом, оно служит на благо общего. Однако, как и Платон, Аристотель утверждает, что наилучшей формой правления считается та, в которой правят лучшие Аристотель. Политика. М. Мысль. 1997..

Таким образом, идеи о государстве в Древности складывается под влиянием приоритета естественной концепции общества и права. Критике подвергаются светские формы государственного устройства, как порождённые человеком. Происхождение государственного института приписывается естественному развитию людей под влиянием природы, однако впоследствии люди извращают понимание естественных законов и создают свои собственные. Мыслители Древности допускают существование извращённых форм правления и государственного устройства, выделяя из них самые неприемлемые. Они излагают своё виденье проблемы, предлагая преобразовать определённые черты, или создают теории утопических государств.

Основная цель государства, по мнению Гоббса, заключается в обеспечении безопасности, которая в свою очередь не гарантируется естественным законом. Более приближенное к реальности определение государства даётся Гоббсом в труде «О государстве». Итак, государство - это единое лицо, сделавшее себя ответственным за свои же действия путём взаимного договора между собой и огромным множеством людей, на условиях, что это лицо может использовать силу и средства этих людей так, как сочтёт необходимым для их защиты и мира. Носитель этого лица называется сувереном.

Джон Локк понимал государство, как любое независимое сообщество. Необходимо отметить, что данная трактовка несовершенна, поскольку сообщество, именуемое государством, должно обладать помимо независимости ещё и рядом других признаков. Как говорилось ранее, в эпоху Нового времени очень большое внимание уделялось сущности и назначению законов. В понимании Локка возможность принимать законы несло в себе наличие политической власти. Главной целью существования государства выступает общее благо. Ради достижения и сохранения общего блага используются законы, исполняемые сообществом. Джон Локк раскрывает известные на тот период формы правления: демократия, олигархия, монархия.

Любое государство в истории человечества существует подобно движению по спирали. Вначале оно возникает, затем развивается, входит в состояние упадка, и в конечном итоге угасает. Этот процесс можно назвать закономерностью и противостоять ему бессмысленно. Однако, некоторые государства начинают угасать намного раньше отведённого им срока. Главная цель науки - предотвратить это явление. Для достижения поставленной цели необходимо выработать рациональные задачи, такие, как формирование идеи современного государства. Под данным утверждением понимается в первую очередь реорганизация всех политико-правовых, социо-культурных, общественно-экономических и других важных аспектов жизнедеятельности государства.

Так или иначе, функционирование современного государства должно быть полностью направлено на поддержание и защиту абсолютно всех слоёв населения, путём правового регулирования. Роль права в современном государстве достаточно высока, поскольку оно является практически единственным действенным инструментом для реализации поставленных целей и задач, таких, как всеобщее благо, выраженное в более детальных структурных его аспектах.

Заключение

Идеи о государстве в Древности складывается под влиянием приоритета естественной концепции общества и права. Критике подвергаются светские формы государственного устройства, как порождённые человеком.

В эпоху Средневековья присутствуют, с одной стороны, довлеющий авторитет церкви, расценивающий государство, как условно-необходимую часть себя и отводящий ему самую низменную роль, с другой стороны теория справедливого государства, так же отводящая государству силовые и карательные функции.

В эпоху Возрождения мыслители позволяют себе более детально углубляться в желаемые для них качества личности правителей государств, критикуя их тем самым. Человеческие ценности ставятся превыше религиозных ценностей и догматов, и это проявляется во всём, в том числе в культуре, науке и искусстве; важную роль начинает играть правовое регулирование, усиливается роль законов, они рассматриваются, как главный инструмент регулирования общественных отношений.

В Новое время право занимает абсолютно лидирующие позиции в человеческих приоритетах. Однако в отличие от эпохи Возрождения правотворчество выступает обязательной частью государства. Главную роль отныне играют позитивные законы, а впоследствии и нормативные.

Современное государство носит однозначно светский характер. Так или иначе, функционирование современного государства должно быть полностью направлено на поддержание и защиту абсолютно всех слоёв населения, путём правового регулирования. Роль права в современном государстве достаточно высока, поскольку оно является практически единственным действенным инструментом для реализации поставленных целей и задач, таких, как всеобщее благо, выраженное в более детальных структурных его аспектах.

Для усовершенствования современного государственно-правового института необходимо взять в разработку все выявленные плюсы и минусы институтов государства в предшествующих эпохах. Одни аспекты можно развивать, а появления других не допускать


53 Понятие духовной жизни общества. Структура общественного сознания. Главной составляющей общественной жизни-общественное бытие и общественное сознание. Общественное бытие -материальное отношение людей к природе и друг к другу. Общещественное бытие определяет общественное сознание. Духовная жизнь общества-самое широкое понятие, включающее в себя общественное сознание, духовную культуру, идеологические отношения, идеологические отношения и деятельность институтов(кино, театр) Духовная культура включает в себя процесс духовного производства и создание при этом духовных ценностей(каритины, научные открытия, музыкальные произведения) Общественное сознание -ядро духовной жизни общества. Общественное сознание -сложное образование, включающее политические, правовые, научные, философские, религиозные взгляды людей, их чувства и преживания, выражающие их отношения к историческому процессу. Общественное сознание включает в себя ту часть культуры, которая еще не опредмечена (сюда не входят книги, картины, памятники, дворцы)Уровни общественного сознания: Гносеологический(как отражение общественного бытия); Обыденнноесознание(совокупность знаний, представлений и установок, основанных на непосредственном опыте людей и складывается стихийно(рассудочные формы, эмоции, традиции, превычки)); Теоретическое сознание(научные знания и представления, отражающие сущность социальных процессов в форме гипотез, теорий программ)Иначе говоря, обыденное сознание отражает внешние проявления социальных процессов, а теоретическое сознание направлено на отражение их сущности.; Социологический аспект, Идеология, Общественная психология.Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность.Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.Все виды духовной деятельности обусловлены функционированием общественного сознания. Общественное сознание – одно из важнейших философских понятий, выражающих духовную сторону бытия общества. Общественное сознание является отражением общественного бытия и представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий, идеалов, ценностей, норм, принципов, чувств, эмоций, переживаний, обычаев, традиций.Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.

Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. Под формой общественного сознания понимается особое видение мира. К числу таких форм относятся: моральное сознание, политическое и правовое сознание, эстетическое, религиозное, философское сознание, естественнонаучное. Так эстетическое сознание или искусство – видение мира через представления о прекрасном и безобразном. Эстетическое сознание представляет собой отражение действительности в художественных образах. Существуют различные виды искусства (литература, живопись, музыка и др.). На уровне социальной психологии искусство проявляется в виде эстетических чувств. На уровне обыденного сознания эстетические знания представляют собой знания бытового искусства мод, фольклор, мифы. На уровне научного теоретического мышления формируется наука – эстетика.

Мораль есть гуманистическое измерение и заданность истории, поскольку реализует потребность людей в человечности, придающей самоценное значение каждой личнос


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь