Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения



Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей.

Структура мировоззрения:

1)знания (совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отнош. чел. к миру).

2)убеждение (сформ. на основе знаний, потребности чел. мыслить и действовать опред. образом).

3)ценности (указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений).

4)идеалы (более совершенное по сравнению с настоящим, должное сост-е реальности, к кот нужно стремиться). исторические типы мировоззрения: мифологич, религиозн, философс, повседневно-обыденное и научное.

Мифологическое - содержит в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.

Религия - это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Философское – система наиболее общих, рац-но обосн-ых теор предст-й о мире, человеке, принципах его д-сти и отн-и к миру. Оно строится (в отличии) на основе акт-сти чел разума, его позн д-сти, произ-ва знаний о всеобщем. Религ же основ-тся на традициях, внутр опыте. Разум чел-ка играет в религии подчиненную роль.Обыденное – сов-сть знаний, форм-хся в различных сферах жизни чела поср-вом повседн опыта вз-вия с природной и соц реал-стью, а также в ходе самопознания.Научное складывается вместе с возн-ем и разв-ем науки. Главную ее часть образуют открытые наукой законы, на основе кот-х форм-тся с-мы научных знаний – теории.

 

Специфика философского мировоззрения

Основными чертами философского мировоззрения являются:

• философское мировоззрение универсально, поскольку предметом изучения философии является мир в целом, в самом многообразном единстве его проявления, поскольку философия первоначально в себе объединяла формы рационального знания;

• философское мировоззрение системно, поскольку с нем органически сочетаются в единстве природные, духовные и социальные образования;

• философское мировоззрение субстанционально (субстанция – предельно общее основание), поскольку при построении философских систем всегда берется какое – либо основание, основываясь на котором, выстраивается общая картина;

• философское мировоззрение рационально, поскольку здесь присутствует не простое отношение сознания и мира, а отношение разумного мышления и мира. При этом заметим, что разумное мышление не передается генетически и не приходит с возрастом, а выступает индивидуального развития каждого человека.

 

3.Предмет и структура философии.

Философия - это наука, которая изучает наиболее общие законы развития, как целостную систему. Философия возникла одновременно в 5 веке до н.э. на Западе/Др. Греция и на Востоке/Древний Китай, Индия, Персия. Философия включает онтологию — учением о бытии, гносеологию — учение о познании, аксиологию — учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, философскую антропологию — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику. Структура философии: -теоретическая(логика, антология, гносеология)-практическая(философские дисциплины)

 

Функции философии.

Мировоззренческая (выроботка обобщ предст-й о мире, месте чела в нем); методологическая(философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.);

Гносеологическая (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности);

Аксиологическая (момент отценки исследуемого объекта);

Прогностическая (развитие представлений о буд чертах и формах природы и соц явл-й, путях и разв-я); Культурологическая (она выявляет и формирует наиболее общие идеи и

представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности);

кумулятивная (обобщает науч знания и формирует картину мира);

регулятивно-эбристическая (фил-ия разработала общую систему принципов и норм научной деятельности);

логическая (категориальный аппарат в философии);

социально-критическая (стратегические цели и приоритеты развития общественности культуры)

 

Социально-исторические предпосылки возникновения философии. Культурные предпосылки возникновения философии

Возникновение философии 1 тыс.летие до н.э. время становление др.цивилизаций.

1-ые философские учения возникают в Китае, Индии, Греции в 6-8 в до н.э.

Выделяют 2 концепции:

- Мифогенная (возникла в процессе рационализации мифов и в процессе перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму)

- Гносеологическая (выступает как результат становления протоноучного знания )

Предпосылки генезиса философии - это новый уровень производств связанных с технологической революцией (наступает железный век)

1.Изменение в соц структуре др. цивилизаций

2.Возникновение государства

 

Становление философии в культуре др. цив. Востока: черты, особенности

Общие типологические черты:

1.Космоцентричность(поиск первоосновы всего сущего)

2.Поиск идей всеобщего закона, которому подчиняется все во вселенной

3.Открытая полемика между представителями различных интеллектуальных элит

 

Фил. Др.Индии: черты, периоды, основные источники

1. Праведный век

2. Третаюга (эпоха) - человеческие пороки, добродетель бывает на четверть, жертвоприношение

3. Двапараюга - болезнь и стихийное бедствие

4. Калиюга - конец света, разрушение мира

8 в до н.э. зарождение др. инд. Философии, связанно с ВЕДАМИ (сборники пути развития фил) ВЕДЫ состоят из 4 сборников (1.Ригведы 2.Самоведы 3.Яджерведы; 4.Атхарваведы) +комментарии к Ведам

Периоды развития др.инд. философии:

- Ортодоксальный (признание авторитета вед)

- Неортодоксальный (необходимость самому размышлять и медитировать)

 

Фил. др. Индии: ортодокс. и неортодокс школы, их отличия

Ортодоксальные школы признавали авторитеты веда следовательно, и существование Бога, бессмертие души.1-ые школы 6-8в до н.э.6 школ- веданта(ведущая школа, основа индуизма), ньяя(изучение форм мышления), вайшешика(первооснова, созданию вещей является бог), миманса(ритуалы вед, идея долга) санкхья(независимый опыт и размышления, сущ обсалютной души ) йога(практическое, теоретическое обучение)

Неортодоксальные школы – необходимость самому размышлять и медитировать критически относились к основанному на них брахманизму, который к тому времени уже приобрел формально-ритуальный, догматический характер.Это: буддизм, джайнизм, чарвака или локаята, адживика

 

Филосовские учения Др. Китая: черты основные источники.

Зарождение фил. идеи 12-8 в до н.э.

Литературные памятники: книга истории, книга песен, книга перемен.Книги перемен главный источник, два понятия: Инь-женское, темное, пассивное, управление землей. Ян-мужское, светлое, активное, управление небом.

1-ые фил. школы сформировались 6-3 в до н.э. Школы: конфуцианство(в ценностях учения чел. Его умное и нравственное развитие)даосизм(Вселенная является источником гармонии) моизм(идеи всеобщей любви ) легизм(проблемами социальной теории и государственного управления) школа имён(есоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу) инь-ян

 

Особенности китайской философской традиции

1.Наличие иероглифического письма(многозначность и многослойность понятий)

2.Приверженность традиций(культ предкам и небу)

3.Свецкий рационализм

4.Практическая ориентация учений др.Китайских философов

 

Майевтика и ирония

Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.

Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).

Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:

— материалистическая мировоззренческая ориентация;

— идеалистическая мировоззренческая ориентация;

— атеистические взгляды;

— деистические взгляды.

В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.

Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:

— деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

— теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), который вошел в историю философии как:

— блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;

— защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755):

— один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;

— развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Во Франции работала группа философов — передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.

 

Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей.

Структура мировоззрения:

1)знания (совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отнош. чел. к миру).

2)убеждение (сформ. на основе знаний, потребности чел. мыслить и действовать опред. образом).

3)ценности (указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений).

4)идеалы (более совершенное по сравнению с настоящим, должное сост-е реальности, к кот нужно стремиться). исторические типы мировоззрения: мифологич, религиозн, философс, повседневно-обыденное и научное.

Мифологическое - содержит в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.

Религия - это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Философское – система наиболее общих, рац-но обосн-ых теор предст-й о мире, человеке, принципах его д-сти и отн-и к миру. Оно строится (в отличии) на основе акт-сти чел разума, его позн д-сти, произ-ва знаний о всеобщем. Религ же основ-тся на традициях, внутр опыте. Разум чел-ка играет в религии подчиненную роль.Обыденное – сов-сть знаний, форм-хся в различных сферах жизни чела поср-вом повседн опыта вз-вия с природной и соц реал-стью, а также в ходе самопознания.Научное складывается вместе с возн-ем и разв-ем науки. Главную ее часть образуют открытые наукой законы, на основе кот-х форм-тся с-мы научных знаний – теории.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь