Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Патристика: учение Августина блаженного.Стр 1 из 21Следующая ⇒
Патристика – совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Наиболее значительными представителями патристики являются Григорий Богослов, Василий Кессарийский, Григорий Нисский и Августин Блаженный. Августин Блаженный (354 – 430 гг.). Основные произведения Августина Блаженного – «Исповедь», «О Граде Божьем». Он создал религиозно-философскую систему, в которой главное внимание сосредоточено на отношении Бога и мира, вера и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воля и исторического прогресса. Находился под влиянием идей Платона. Августин Блаженный категорически отрицает наличие материала для сотворения мира, т.к. это ограничивает всемогущество Бога. Проблема времени рассматривается через творение. Бог пребывает вне времени (в вечности, в постоянном настоящем). Деление времени на прошлое, настоящее и будущее – свойственно человеку (т.е. это человеческое понятие). Августин Блаженный обратил внимание на субъективное время. Соотношение добра и зла Августин Блаженный рассматривал как градацию добра (зло не существует само по себе, зло – это отсутствие добра, также как тишина – это отсутствие звука). Абсолютность добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует в мире. Теодицея – оправдание Бога. Теодицея Августина Блаженного – это христианский оптимизм. В своей моральной доктрине Августин Блаженный исходил из признания зла, которым наполнен мир. В наличии зла повинен человек, т.к. он не смог распорядиться свободной волей, дарованной ему Богом. Высшая цель человека – жизнь по Богу. Учение Августина Блаженного о душе. Августин Блаженный определяет человеческую душу как созданную Богом, разумную и бесконечную. Главные свойства души – мысль, память и воля. Она хранит в себе все предшествующие события и управляет телом. Главные действия души определяются не разумом, а волей. Поэтому поиск истины возможен только при наличии твердой воли, основанной на вере – «верь, чтобы понимать». Социально – исторические взгляды Августина Блаженного. Имущественное неравенство людей – это необходимое явление, которое явилось следствием первородного греха. Бедность одних и богатство других – проявление божественной воли, а не личных качеств человека. Но в силу того, что род человека произошел от одного прародителя – перед Богом все равны. Историческое развитие по Августину – движение от «Града человеческого» к «Граду Божьему». Данными понятиями символически названы 2 сообщества людей, которые живут по разным моральным принципам. «Град земной» – это себялюбие, презрение к Богу, желание жить во плоти. «Град Божий» живет «по духу», т.е. следуя Божественным заповедям. В целом исторический процесс выражает волю Бога как заранее предусмотренного плана (провиденциализм). Человеческая история завершается вторым пришествием Христа и Страшным судом (отделение праведников от грешников). Взгляды Августина Блаженного на историю носит эсхатологический характер (эсхатология – наука о Конце света).
Своеобразие философии Средневековья. Переход от этапа античной философии к средневековой длился в Европе с IпоV в. н.э. Это время связано с разложением и гибелью рабовладельческого строя, распадом Великой Римской империи на отдельные территории, возникновением феодализма. Самым крупным собственником, феодалом («феод» - поместье) становится католическая церковь. Она, будучи обладательницей громадных земель, постоянно собирая налоги, еще больше увеличивает свое экономическое, социальное, политическое могущество, контролирует духовную жизнь общества. Философия не составляет исключения. Церкви ее роль видится в обосновании " истин веры" средствами философии и науки. Господствующим становится объективный идеализм: первична воля высшего духовного существа, она творит все сущее. Данное направление не было единым. Наибольшее влияние среди его философских школ получила схоластика (лат. " schola" - школа, т.е. упрощение положений ). Основное внимание ее представители уделяли соотношению веры и знания. Они провозглашали главенствующей веру, а знания считали средством для ее обоснования и укрепления. Среди схоластов не одно столетие шел спор об " универсалиях" (общих понятиях). Ряд его представителей считали " универсалии" подлинной реальностью. Реальность существования предметов окружающего нас мира отрицалась. Такая точка зрения стала называться " реализмом". Другая часть схоластов утверждала, что общие понятия не существуют реально, они лишь обозначают предметы. Согласно такой трактовке обобщающих понятий (например - " человек", " растение", " животное" ) нет, есть только отдельные имена, определяемые нашим разумом. Их обозначение происходит от фактически существующих отдельных вещей с единичными качествами, а общие понятия их выразить не в состоянии. Таким образом, не учитывалось, что единичное и общее взаимосвязаны. Подобную позицию стали называть " номинализмом" (от лат. " nomen" - имя ) и она носила более прогрессивный характер. Но весь средневековый период преобладающей была " реалистическая" линия. Среди наиболее известных философов раннего Средневековья надо назвать Августина Блаженного (354 - 430 гг. до н.э.). В своих сочинениях он основное внимание уделил обоснованию существования Бога как проявления высшего бытия. В нем есть все вечные и совершенные идеи, которые руководят мирозданием. На период расцвета схоластики приходится творчество ее систематизатора Фомы Аквинского (1225-1274гг.). Его позиция: бытие есть лишь бытие отдельных вещей. Аквинат обозначил его понятием " субстанция" (лат." substantia" - неподвижный мировой перводвигатель), - созданный Богом первопорядок. Основное положение его учения - гармония веры и разума. При главенстве религиозных " истин веры" философские " истины разума" должны быть в единстве с теологией (греч.theos" - Бог, " logos" -учение) и всемерно обосновывать идею Бога как абстрактного начала. Подобная позиция вызвана тем, что философские откровения более близки и доступны человеку, чем " истины веры". По Аквинату, человек объединяет в себе телесное и духовное начала. Через духовное Бог руководит всеми действиями людей, т.е. речь идет о божественном предопределении. Фома Аквинский развивал положения логики, этики, учение об обществе и государстве. По его утверждению, церковная власть выше государственной, так как только церковь заботится о конечной цели, а государство - о промежуточных. В итоге, необходимо подчеркнуть своеобразие средневековой, философии, которая господствовала на всех этапах феодализма с V по XV в.н.э. Оно выразилось в следующем: - в основе всех философских размышлений стояли вопросы обоснования бытия Бога, т.е. философия приобрела теоцентрический ( греч. " theos" - Бог, Бог - в центре всего) характер; - фактически философия отказалась от своего предмета исследований: мира, человека и системы связи между ними; - область проблем была ограничена рассмотрением лишь духовного, проблемы телесности зачастую игнорировались. Духовное трактовалось как высшее, телесность человека представлялась как скудная и примитивная, ее нужно преодолевать в стремлении к совершенству, в приближении к Богу. Будущие общественные изменения в Европе внесли существенные корректировки в философские акценты и определили качественно новую философскую проблему. Своеобразие философии Средневековья. Переход от этапа античной философии к средневековой длился в Европе с IпоV в. н.э. Это время связано с разложением и гибелью рабовладельческого строя, распадом Великой Римской империи на отдельные территории, возникновением феодализма. Самым крупным собственником, феодалом («феод» - поместье) становится католическая церковь. Она, будучи обладательницей громадных земель, постоянно собирая налоги, еще больше увеличивает свое экономическое, социальное, политическое могущество, контролирует духовную жизнь общества. Философия не составляет исключения. Церкви ее роль видится в обосновании " истин веры" средствами философии и науки. Господствующим становится объективный идеализм: первична воля высшего духовного существа, она творит все сущее. Данное направление не было единым. Наибольшее влияние среди его философских школ получила схоластика (лат. " schola" - школа, т.е. упрощение положений ). Основное внимание ее представители уделяли соотношению веры и знания. Они провозглашали главенствующей веру, а знания считали средством для ее обоснования и укрепления. Среди схоластов не одно столетие шел спор об " универсалиях" (общих понятиях). Ряд его представителей считали " универсалии" подлинной реальностью. Реальность существования предметов окружающего нас мира отрицалась. Такая точка зрения стала называться " реализмом". Другая часть схоластов утверждала, что общие понятия не существуют реально, они лишь обозначают предметы. Согласно такой трактовке обобщающих понятий (например - " человек", " растение", " животное" ) нет, есть только отдельные имена, определяемые нашим разумом. Их обозначение происходит от фактически существующих отдельных вещей с единичными качествами, а общие понятия их выразить не в состоянии. Таким образом, не учитывалось, что единичное и общее взаимосвязаны. Подобную позицию стали называть " номинализмом" (от лат. " nomen" - имя ) и она носила более прогрессивный характер. Но весь средневековый период преобладающей была " реалистическая" линия. Среди наиболее известных философов раннего Средневековья надо назвать Августина Блаженного (354 - 430 гг. до н.э.). В своих сочинениях он основное внимание уделил обоснованию существования Бога как проявления высшего бытия. В нем есть все вечные и совершенные идеи, которые руководят мирозданием. На период расцвета схоластики приходится творчество ее систематизатора Фомы Аквинского (1225-1274гг.). Его позиция: бытие есть лишь бытие отдельных вещей. Аквинат обозначил его понятием " субстанция" (лат." substantia" - неподвижный мировой перводвигатель), - созданный Богом первопорядок. Основное положение его учения - гармония веры и разума. При главенстве религиозных " истин веры" философские " истины разума" должны быть в единстве с теологией (греч.theos" - Бог, " logos" -учение) и всемерно обосновывать идею Бога как абстрактного начала. Подобная позиция вызвана тем, что философские откровения более близки и доступны человеку, чем " истины веры". По Аквинату, человек объединяет в себе телесное и духовное начала. Через духовное Бог руководит всеми действиями людей, т.е. речь идет о божественном предопределении. Фома Аквинский развивал положения логики, этики, учение об обществе и государстве. По его утверждению, церковная власть выше государственной, так как только церковь заботится о конечной цели, а государство - о промежуточных. В итоге, необходимо подчеркнуть своеобразие средневековой, философии, которая господствовала на всех этапах феодализма с V по XV в.н.э. Оно выразилось в следующем: - в основе всех философских размышлений стояли вопросы обоснования бытия Бога, т.е. философия приобрела теоцентрический ( греч. " theos" - Бог, Бог - в центре всего) характер; - фактически философия отказалась от своего предмета исследований: мира, человека и системы связи между ними; - область проблем была ограничена рассмотрением лишь духовного, проблемы телесности зачастую игнорировались. Духовное трактовалось как высшее, телесность человека представлялась как скудная и примитивная, ее нужно преодолевать в стремлении к совершенству, в приближении к Богу. Будущие общественные изменения в Европе внесли существенные корректировки в философские акценты и определили качественно новую философскую проблему. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 6402; Нарушение авторского права страницы