Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.



Одна из характерных примет нынешнего времени в жизни постсоветских социумов, без труда фиксируемая даже на уровне обыденного восприятия, — повышенный интерес к индивидуальности во всех ее проявлениях. Своеобразие, необычность, непохожесть воспринимаются едва ли не как самый важный и достойный внимания признак

взглядов и представлений, увлечений и вкусов, жизненного стиля и поступков, произведений искусства и используемых вещей. «Оригинальность превыше всего и любой ценой! » — это, похоже, стало жизненным девизом многих и во многом. Веками ценившиеся больше всего надежность, добротность, долговечность, функциональная целесообразность вещей и содержательность, истинность, нравственность

и эстетичность как атрибуты духовных явлений, — все эти качества теряют свою первостепенную значимость в восприятии многих под напором интереса к оригинальности.

Чем же вызван этот, условно говоря, «ренессанс» индивидуальности, каковы его возможные последствия для человека как личности и общества, является ли он специфическим лишь для постсоветских социумов? Размышление над последним из этих вопросов выявляет, что повышенный интерес к индивидуальности, хотя, возможно, и не

в такой степени, как у нас, характерен и для современных западных социумов. Причем там истоки этого процесса уходят во времени гораздо глубже, в порубежный период конца XIX — начала XX столетий. Позже, в 40–50-х гг. прошлого века, этот обостренный интерес к индивидуальности, прежде всего среди интеллигенции, совпадает во времени с прямо противоположными ему, на первый взгляд, процессами деперсонализации и деиндивидуализации личности. Именно в те годы эта противоречивая ситуация становится предметом осмысления и тревожных раздумий представителей ряда философских направлений — марксизма, персонализма, экзистенциализма, а несколько позже и Франкфуртской школы, теоретически оформляясь в характерных

для них концептуальных понятиях и идеях.

Отмеченный факт дает основание сделать вывод, что наблюдаемый в настоящее время в постсоветских социумах своеобразный «ренессанс» индивидуальности не является специфическим только для них.

Причем это сходство не ограничивается лишь самим фактом особого интереса к ней, но проявляется также в понимании ее сути, содержания и положения в обществе. Если посмотреть с этой точки зрения на нынешний процесс переосмысления индивидуальности и ее антропологической ценности, то сразу же бросается в глаза такая черта, как его

неосновательность: своеобразие вещного мира человека, результатов

его духовной деятельности, да и его индивидуальных характеристик

предстает как нечто внешнее, второстепенное по отношению к ним, их

сути. Внешний антураж предметов потребления (внешний вид, упаковка, этикетка и прочее); названия политических партий и общественных организаций, театров, теле- и радиопрограмм, разного рода культурных акций и рок-групп; костюмы, манера поведения, сценические имена и спецэффекты в оформлении концертов эстрадных исполните-

лей, — все эти внешние признаки часто и исчерпывают оригинальность

их обладателей. Более того, и такая, внешняя оригинальность, весьма

нередко никак не связана внутренне с содержанием ее носителей, а является случайной для них и рассчитана лишь на то, чтобы привлечь к ним внимание, запомниться, поразить.

Однако мода и на эту эпатирующую экстравагантность также произросла не на нашей почве, а уже давно появилась на 3ападе, продолжая там существовать и поныне. Зарождение этой моды в западной культуре зафиксировал в конце XIX века, вполне однозначно оценил и эмоционально выразил к ней свое отношение нобелевский лауреат по литературе, испанский поэт и мыслитель Мигель де Унамуно: «Сколь-

ко же упорства в том, чтобы возвести на пьедестал неподлинное, отличающееся, гримасу, карикатуру! ».

Фиксируя сходство в особенностях развития индивидуальности, ее понимании и отношении к ней на уровне обыденного сознания в постсоветских и западных социумах вряд ли можно отрицать роль заимствования. Открытость информационно-культурного пространства постсоветских социумов с середины 80-х годов прошлого столетия на волне

негативизма в отношении к своей, основанной на социалистических ценностях культуре, привела к некритическому заимствованию из западной культуры, прежде всего, массовой культуры со всеми ее далеко не лучшими этическими и эстетическими стандартами в качестве образца. Однако очевидно и то, что культурное заимствование, когда оно принимает столь широкие масштабы и некритические формы, возможно лишь при наличии определенной общности в социальных ценностях, образе жизни, представлениях и вкусах людей в разных социумах. Объективная основа такой общности западной культуры и постсоветских социумов появилась и затем стала целенаправленно,

форсированными темпами усиливаться и укрепляться с реставрацией

в последних буржуазных общественных отношений.

С учетом названных обстоятельств вопрос о нынешнем состоянии и причинах негативных проявлений в развитии индивидуальности в постсоветских социумах правомерно ставить и обсуждать, с некоторыми оговорками, как один из аспектов проблемы человека в буржуазно-технологической цивилизации на современном этапе ее развития.

В основе всех видов и форм индивидуальности, свойственных определенному социуму, лежит личностная индивидуальность, поскольку все они являются продуктом деятельности личностей. Как целостность она в той или иной мере охватывает все характеристики человеческого индивида, но в первую очередь, самобытность его общезначимых и социально обусловленных потребностей и интересов, интеллектуальных и моральных качеств, мировоззренческих представлений и жизненных ориентаций, жизненных целей и поступков. При условии, конечно, если речь идет о развитой личностной индивидуальности.

Характерная для развития индивидуальности в целом в современном обществе тенденция, как уже упоминалось, имеет внешний, поверхностный характер. В содержании личностной индивидуальности эта тенденция проявляется в том, что своеобразие все более смещается с глубинных внутренних качеств духовного мира индивида на иные —

несущественные для него как личности характеристики. Тем самым происходит квазификация личностной индивидуальности, потеря ею своей идентичности.

Природные особенности, оригинальность внешнего вида (прическа, одежда, украшения и др.), используемых вещей, поведенческих форм самовыражения и других подобных им характеристик индивида все чаще стали восприниматься им самим и другими как вполне естественная, репрезентативная манифестация его индивидуальности. Но это означает, что индивидуальность отдельного человека теряет свой глубинно личностный смысл, а его существенные личностные качества становятся все более усредненными, лишенными самобытности.

Именно поэтому процессы, получившие название деиндивидуализации и деперсонализации, диалектически взаимосвязаны: первая является необходимым компонентом второй. Следовательно, и объяснение осуществляющихся в современном обществе трансформаций человеческой индивидуальности нужно искать прежде всего в особенностях положения и объективных возможностях самореализации и развития

индивида как личности в нем.

Однако если принять в качестве исходной посылки утверждение о характерной для современного общества деперсонализации человека, то потребуется прояснить нелогичную, на первый взгляд, связь между этим процессом и актуализацией интереса к личностной индивидуальности, как на социальном, так и на индивидуальном уровнях. Ведь по логике вещей, как будто должно быть наоборот: этот интерес в условиях деиндивидуализации и деперсонализации должен снижаться и угасать. Но это противоречие лишь кажущееся. Полностью лишенный индивидуальности отдельный человек — это бессодержательная, пустая абстракция. Его индивидуальность проявляется на трех уровнях: биологическом, психическом и социокультурном, включающим в

себя и духовное своеобразие. Однако соотношение между этими уровнями может быть различным у разных индивидов и даже у одного и того же индивида в разные периоды его жизни или в контексте различных социальных условий его существования. Как правило, — если отвлечься от разного рода прижизненных аномалий или искусственного вмешательства — биологическая индивидуальность человеческого индивида весьма устойчива, фактически константна. Психическая индивидуальность более динамична и подвержена личностным и социальным влияниям, а его духовная индивидуальность, к которой относится и его личностное своеобразие, максимально открыта социокультурным воздействиям и динамична в своей изменчивости.

Поэтому, когда речь идет о содержании процесса деиндивидуализации, то имеются ввиду изменения негативного характера не в биологической и психической, а духовной и личностной индивидуальности отдельного человека. Причем изменения, принявшие форму столь серьезных деформаций, что и самой личностью, и обществом они воспринимаются как угроза существования личностной индивидуальности как таковой. Порожденные этим обеспокоенность и тревога, отчасти неосознаваемые, и трансформируются в обостренный интерес к ней.

Тем самым необходимо признать, что этот весьма своеобразный «ренессанс» личностной индивидуальности в современном обществе является обратной стороной характерного для него процесса деперсонализации и деиндивидуализации. Причины и факторы, обусловливающие нынешнее состояние человеческой индивидуальности, которое

Э. Фромм в свое время охарактеризовал как «остатки индивидуальности», многообразны. Если иметь ввиду лишь наиболее значимые из этих факторов, то большинство из них в той или иной степени связаны с природой отношений в современном обществе, как буржуазных отношений, и особенностями их нынешнего этапа развития. Другие же обусловлены последствиями научно-технической и технологической революции в ее нынешней форме на образ жизни людей, сферу их труда и досуга, динамику жизненных реалий. Но и одни, и другие по-своему преломляются в своем воздействии на личностную индивидуальность через особенности положения человека в обществе, характер и возмо-

жности его самореализации и самосовершенствования как личности.

Рассмотрим те из обозначенных факторов, которые нам представляются ключевыми в аспекте их воздействия на состояние и перспективы личностной индивидуальности в современном обществе.

Социальное отчуждение, несомненно, относится к числу тех, феноменов, которые существенно влияют на положение и характер развития человеческого индивида в обществе. Охарактеризованное в своей сути К. Марксом еще в ХIХ в (см.: [6, с. 86-99, 113-127]), оно продолжает существовать в современном обществе и поныне, проявляясь в со-

циально-экономической, политической, социокультурной и антропологической формах. Демократизация жизни буржуазного общества, усиление социальных функций государства («социальное государство»)

возрастание роли общественных организаций (прежде всего профсоюзов) в жизни общества, — все эти и подобные им изменения происшедшие в XX столетии, несколько ослабили и смягчили традиционные формы отчуждения личности в социально-экономической и политической сферах ее жизнедеятельности.

Однако на смену традиционным в названных сферах пришли новые формы отчуждения, в частности, связанные с кризисом классических институтов политической демократии и качественным усложнением рыночной экономики при одновременном возрастании ее автономности в обществе, которые не могут не оказывать влияния на социокультурное и антропологическое отчуждение личности. Так, известный английский социолог З. Бауман констатирует существование в современном западном обществе «зияющей пропасти между правом на самоутверждение и способностью контролировать социальные условия,

делающие такое самоутверждение осуществимым или нереальным»

[1, с. 64]. В результате отдельный индивид, по-прежнему не имея объективных механизмов эффективного воздействия на экономические и социально-политические условия своей жизни, испытывает ощущение непрочности и неконтролируемости своего настоящего, непредсказуемости и проблематичности будущего. Все это вынуждает его ограничивать свою жизненную активность той сферой, где он в состоя-

нии в определенной степени, контролировать жизненные обстоятельства своего существования и прогнозировать ход событий, самореализовываться и самоутверждаться как личность и индивидуальность.Эта сфера — частная, личная жизнь индивида, мир ограниченногопространства повседневности, где доминируют по преимуществу мате-

риальные и ограниченные духовные интересы и запросы. Своеобразие их и соответствующих им ценностей и составляет содержание индивидуальности живущих в таком отграниченном и ограниченном мире индивидов — соответственно и ограниченной индивидуальности. Наполнению ее более широким, социально и духовно развитым содержанием препятствует существующая в обществе и все более «расширяющая-

ся» пропасть между «общественным» и «частным», постепенный, но

неуклонный упадок «искусства перевода» частных проблем на язык общественных и наоборот.

Наряду с социальным отчуждением и во взаимодействии с ним негативно влияют на развитие человеческого индивида как личности и индивидуальности пронизывающие все сферы жизни буржуазного общества рыночные отношения. Особенно, если речь идет о сфере духовной культуры. Не только многие философы и ученые, но и некоторые западные политики отдают себе отчет в том, что безусловная ориентация на прибыль, жесткая конкуренция, моральная неразборчивость средств — эти рыночные механизмы, перенесенные в духовную деятельность пагубно сказываются на ее функционировании и развитии. Тем не менее представления о возможности избежать такого переноса, по меньшей мере, наивны, так как нельзя отгородить непроходимой стеной сферы материальной и духовной культуры в социуме как целостной системе.

Сфера массовой культуры в западном обществе уже давно коммерциализировалась, превратившись в шоу-бизнес, а в постсоветских

социумах этот процесс неуклонно и бурно развивается. Интересы капитала в условиях беспощадной конкуренции вынуждают его в духовном

производстве, как и в материальном, искать и находить разнообразные

способы реализации все возрастающей массы духовного «продукта»

(именно такой термин стал использоваться для обозначения результа-

тов и духовной деятельности, функционирующих в качестве товаров).

Едва ли не самым эффективным из таких способов является непре-

рывное и частое обновление этого продукта.

В основе такой стратегии лежит вполне осознанная, целенаправ-

ленная спекуляция на особенностях психологической реакции человека

на новизну: новое прежде всего и быстрее привлекает внимание, инте-

рес. Поскольку же необходимым признаком нового является своеобра-

зие, оригинальность, то на нее и делается ставка в коммерциализиро-

вавшейся массовой культуре. Но речь при этом идет не о внутренней,

содержательной оригинальности духовного продукта, каким бы он ни

был и где бы ни производился, а о поверхностной, внешней, порою

косвенно связанной с содержанием ее носителя, оригинальности.

Такая ориентация имеет под собой сугубо материальное, экономи-

ческое основание: подлинная оригинальность несопоставимо дороже

обходится и требует гораздо больших усилий и времени, что никак

не соответствует интересам собственника. Однако такая, экономиче-

ски целесообразная, оригинальность имеет весьма негативные след-

ствия для развития личности. Во-первых, она как бы задает критерии

оригинальности потребителям, а во-вторых, постепенно формирует и

развивает у них как личностей адекватное себе своеобразие индивиду-

альных качеств. Так создается замкнутый, порочный круг: внешняя,

бессодержательная оригинальность потребляемых продуктов матери-

альной и духовной деятельности способствует формированию у инди-

вида неразвитой, неглубокой личностной индивидуальности, которая,

в свою очередь, ориентирует его на аналогичную оригинальность во

всем.

Закономерным следствием и одновременно спутником капитали-

стической рыночной экономики является потребительство как образ

жизни, способ восприятия и отношения к действительности, психоло-

гическая установка личности. В интересах капитала, движимого по-

стоянной и все возрастающей жаждой прибыли, экономика вынуждена

производить избыточную и постоянно обновляющуюся массу товаров,

которую необходимо реализовывать и потреблять. Поэтому производ-

ство, как материальное, так и духовное, не только объективно поро-

ждает потребительство, но и культивирует его, целенаправленно вкла-

дывая немалые средства в пропаганду и рекламу. «На непосредствен-ном уровне обращения к людям капитализм, конечно же, относится

к ним как потребителям, как субъектам желания, требуя от них все

более новых и все более извращенных и чрезмерных желаний (для

удовлетворения которых он предлагает свои продукты); кроме того,

он явно управляет также «желанием желать», превознося само жела-

ние желать все новых объектов и способов получения удовлетворения»

[5, с. 409], — так характеризует данную особенность капиталистическо-

го производства Славой Жижек.

Потребительство формирует и воспроизводит у индивида функци-

онально необходимый для своего существования и развития, весьма

ограниченный набор жизненных ценностей — вещи и услуги, деньги и

комфорт, карьера и связи, престиж и мода и некоторые другие по-

добные им ценности. Эти утилитарно-житейские ценности являются

основой конформистских сознания и психологии — конформистского

типа личности. Хотя индивид-конформист и лишен индивидуально-

сти в своих основополагающих личностных качествах, что и делает его

конформистом, как индивид он обладает биологической и определен-

ной психологической индивидуальностью, а как личность испытыва-

ет потребность и в своеобразии социокультурного характера. Однако

такое своеобразие может формироваться у него лишь в границах сте-

реотипного набора и содержания названных выше потребительских

ценностей и поэтому сводится к несущественным индивидуальным ра-

зличиям в его личностных качествах.

Серьезный отпечаток на развитие личностной индивидуальности

накладывает и такая особенность современного потребительства, как

его знаковый характер. Объекты потребления, как материальные, так

и духовные, воспринимаются индивидом-потребителем не только (а

некоторые и не столько) функционально, в соответствии с их потреби-

тельскими свойствами и возможностями, но в неменьшей степени (или

прежде всего) в качестве знаков, за которыми для индивида стоит не-

что более важное, чем они сами по себе — статус в обществе, успех и

карьера, престиж и др. Как отмечает в связи с этим Ж. Бодрийяр,

«истина современного предмета состоит не в том, чтобы служить для

чего-то, но чтобы значить [... ], быть знаком» [3, с. 154]. Оригиналь-

ность потребляемых объектов, причем в крайних ее формах, относится

к числу тех их признаков, которые приобрели для индивида-потре-

бителя знаковый характер — как знак достойного внимания, модного,

современного.

Лишь поверхностное видение описанной выше ситуации может со-

здавать иллюзию объективной стихийности, неконтролируемости действительности же объективно в ней лишь то, что сама система по-

требления в современном обществе приобрела знаковый характер, но

ход этого процесса, его формы и способы осуществления целенаправ-

ленно организованы и контролируемы заинтересованными в нем со-

циальными силами и институтами. Выбор и набор объектов-знаков,

их реклама и своевременная замена отработавших свое другими, бо-

лее актуальными, — этот процесс поставлен на научную основу и впол-

не контролируем и управляем. Важнейшим способом его осуществле-

ния является манипулирование сознанием личности, задача которого

с помощью самых современных, научно обоснованных методов и мето-

дик, изощренных технологических и технических средств и приемов

«управлять желанием желать» (С. Жижек), формируя нужное для

манипуляторов и тех, кто стоит за ними, воспритие знаковых объе-

ктов.

Продуманная апелляция к подсознанию, подавление рефлексив-

ной способности индивида в процессе манипулирования его сознанием,

способствуют формированию у него некритически-прагматической ра-

циональности, которая по своей сути несовместима с развитой лично-

стной индивидуальностью и, напротив, вполне согласуется с поверхно-

стной, бессодержательной индивидуальностью. С одной стороны, это

делает индивида весьма податливым, «благодарным» объектом для

дальнейшего манипулирования, а с другой — открывает перед ним во-

зможность динамично и прагматично вписываться в непрерывно, нео-

жиданно и независимо от него изменяющуюся в условиях социального

отчуждения жизненную ситуацию.

В ходе развития рыночной экономики и потребительского общества

найдены весьма простые по механизму действия, надежные и исклю-

чительно эффективные инструменты процесса манипулирования со-

знанием личности — мода и реклама. Вездесущность моды, распро-

странившей свое влияние на все без исключения сферы жизни обще-

ства, включая и духовную, сочетается с созданным ей в обществе ими-

джем всемогущества: признанное модным стало знаком, «современно-

го», «престижного» и должно восприниматься как признак личной и

социальной состоятельности потребителя модного продукта. Индиви-

дуально-личностное же своеобразие его — его взглядов, предпочтений,

вкусов и др. — имеет при этом значимость постольку, поскольку может

быть втиснуты в достаточно жесткие рамки моды. И это вполне соо-

тветствует менталитету современного потребителя-конформиста, для

которого важнее всего в жизни не быть кем-то, а выглядеть, казаться

им. Ги Дебор: «Первая фаза господства экономики над общественной

жизнью в отношении определения любого человеческого творения пов-

лекла за собой очевидное вырождение быть в иметь. Настоящая фаза

тотального захвата общественной жизни накопленными плодами эко-

номики ведет к повсеместному сползанию иметь в казаться» [4, с. 26].

Другой важнейшей характеристикой образа жизни современного

человека является индивидуализм. Объективной основой его в бур-

жуазном обществе является антиномическое противоречие между ин-

дивидуальным и социальным в нем. Фокусируя интересы и внимание

личности прежде всего и во всем на самой себе, он как будто бы объе-

ктивно должен способствовать развитию личностной индивидуально-

сти. В данном отношении индивидуализм — антипод конформизма: ле-

жащий в его основе эгоцентризм вступает в противоречие с обезличи-

вающей индивида конформистской ориентацией. Это противоречие в

реальности чаще всего разрешается в пользу конформизма, так как

индивид не в состоянии отказаться от конформистских по своей сути

потребительских ценностей. Однако это лишь частичное, а не полное

разрешение данного противоречия, так как и потребительская, и ин-

дивидуалистическая жизненные ориентации личности в буржуазном

обществе имеют объективное основание. Поэтому индивидуалистиче-

ская ориентация, ограниченная потребительской, в подчиненном ей

виде также существует в сознании и поведении индивида, но проявля-

ется она в его индивидуальности настолько, насколько это позволяют

конформистские ценности.

К аналогичному по сути следствию приводит и обусловленное эго-

центристской природой индивидуализма сужение пространства бытия

личности до границ и масштабов ее индивидуального бытия, так как

это ограничивает для нее многообразный мир социальных жизненных

ценностей и их смыслов — как потенциальный источник ее индивиду-

альности — кругом ее собственных утилитарно-прагматических потре-

бительских ценностей.

Характеризуя влияние индивидуализма в целом, с учетом всех его

сторон, на развитие личностной индивидуальности современного чело-

века, на наш взгляд, есть основание оценить это влияние как негатив-

ное. В связи с этим приходится признать, что несмотря на эволюцию

буржуазного общества, по-прежнему, остается верной мысль, выска-

занная Н.А. Бердяевым: «Эгоистическое и самолюбивое погружение

в себя означает разорванность человека и мира. [... ] Индивидуализм

есть опустошение индивидуальности, обеднение ее, умаление ее ми-

рового содержания» [2, с. 275, 376]. С этой оценкой индивидуализма

русским философом перекликается оценка его З. Бауманом: «Новый

индивидуализм провозглашает в теории и обещает, но не может обе-

спечить подлинной и радикальной свободы самоопределения и самоу-

тверждения» [1, с. 121].

К числу важнейших социальных факторов, от которых во мно-

гом зависит состояние и характер развития личности в целом и ее

индивидуальности, в частности, безусловно, принадлежит духовность.

Отнюдь не случайно все истинно духовное, начиная от духовных по-

требностей и вкусов индивида и заканчивая выдающимися творениями

человеческого духа, несет печать оригинальности. Именно в духовно-

сти находит наиболее адекватное выражение оригинальность лично-

сти. Поэтому духовность можно представить как способ существова-

ния личностной индивидуальности, которая не только адекватно выра-

жает и сохраняет ее, оберегая от нивелирующего воздействия социаль-

ной среды, но и открывает для нее по сути безграничные перспективы

развития.

Однако уже не одно десятилетие состояние и положение духовно-

сти, как и в целом духовной культуры в западном обществе, филосо-

фами различных мировоззренческих позиций и разных направлений

единодушно характеризуется как кризисное. Фактически идет процесс

перерождения подлинной духовности в квазидуховность (анти- и псев-

додуховность), который осуществляется прежде всего через трансфор-

мацию высших духовных ценностей, выступающих в качестве ее фун-

даментальных оснований, — добра, любви, истины, красоты, свободы,

справедливости и др. Как общечеловеческие ценности они в разных

культурах и в разные эпохи столетиями воспринимались в качестве не-

преходящих общезначимых абсолютов. В современном же обществе их

абсолютность и общезначимость де-факто поставлены под вопрос либо

вообще отрицаются. Все шире распространяется представление об их

относительности и субъективности. Релятивизация и субъективизация

же высших духовных ценностей неизбежно влечет за собой неопреде-

ленность их содержания, многозначность смыслов и размытость гра-

ниц. Но в таком своем качестве они уже не могут эффективно выпол-

нять функцию личностных конструктов, которые определяют систему

координат, стратегию бытия личности.

Весьма проблематичным становится и использование этих ценно-

стей личностью как масштаба измерения всех других своих жизнен-

ных ценностей, эталона, позволяющего отличить подлинное от мнимо-

го, в том числе и относящегося к индивидуальности. Теряя внутрен-

нюю связь с подлинной духовностью, личностная индивидуальность

лишается тем самым почвы, основания, которое придает ей ценностный смысл. Вне этой связи она индифферентна в ценностном отно-

шении, может обладать как позитивным, так и негативным смыслом:

оригинальным может быть как прекрасное и гуманное, так и безо-

бразное и бесчеловечное. Ослабление, тем более разрыв личностной

индивидуальности с высшими духовными ценностями, являющимися

основополагающими категориями культуры, превращает ее в самоцен-

ность, которую уже нет необходимости согласовывать, соотносить с

этими категориями.

Вследствие этого аморальное и безобразное, пошлое и примитив-

ное могут вызывать интерес и оцениваться позитивно только потому,

что они оригинальны. И это уже не абстрактная возможность, а, к

сожалению, факт современной культуры — кино- и видеофильмов, те-

атральных спектаклей и разнообразных шоу, теле- и радиопрограмм,

периодики и художественной литературы, наконец, повседневной ре-

альности. Такова плата за абсолютизацию индивидуальности, возведе-

ние ее в ранг самоценности, тем более, если речь идет о содержательно

неглубокой, внешней, то есть неподлинной индивидуальности.

Все факторы, обусловливающие состояние, характер и восприятие

личностной индивидуальности обществом и личностью, о которых шла

речь в статье, свойственны, как уже отмечалось, и для современных

западных, и для постсоветских социумов. Если же говорить о специ-

фических для последних факторах данного процесса, то прежде всего

следует назвать политический и идеологический плюрализм, утвер-

дившийся в них с конца 80-х гг. прошлого столетия, и последовав-

шую затем юридическую и политическую демократизацию жизни об-

щества. Однако это, казалось бы, однозначно позитивное обстоятель-

ство в сочетании с падением уровня моральности в обществе, кризи-

сом духовности в нем, возникновением и широким распространени-

ем потребительства и массовой псевдокультуры, — все это привело к

анархически-индивидуалистическому пониманию личной свободы как

неограниченной не только внешне, но и внутренне абсолютной возмо-

жности самореализации и самовыражения личности.

Противоречивым следствием названных выше процессов и стали, с

одной стороны, обостренный интерес к личностной индивидуальности

в различных сферах и формах ее проявления, а с другой — вырожде-

ние ее во внешнее, лишенное глубины разнообразие. Не «отягощен-

ная» содержательностью, не связанная и не ограниченная этически-

ми и эстетическими рамками и критериями, личностная индивидуаль-

ность все больше стала принимать форму внешнего оригинальничанья

и экстравагантности. Поскольку демокритовский афоризм «сна надлежащая мера во всем! » оказался совсем не актуальным и по-

нятие меры было предано забвению, а чрезмерность, по определению,

не имеет границ, то объективно появилась потребность во все более

и более крайних формах выражения оригинального. За отсутствием

иных критериев оригинальности в качестве такового уже фактически

признано то, что шокирует и эпатирует, вызывает пересуды и сканда-

лы. Эта погоня за «сверхоригинальностью» постепенно превращается

в «дурную беcконечность» (Гегель), где подлинной индивидуальности нет места: она или вообще не замечается или выглядит недостаточно оригинальной на фоне кричащей чрезмерности.

Отмеченные деформации в содержании личностной индивидуальности ведут к ее перерождению и губительны для перспектив ее собственного развития. Но не только: они имеют и серьезные негативные последствия для сущностных характеристик человеческого индивида как личности. Речь идет, прежде всего, о тех личностных характеристиках индивида, которые определяют его творческий потенциал —

мировосприятии, интеллектуальных и чувственно-эмоциональных качествах, его способностях и интересах и др. Своеобразие именно этих качеств открывает для личности возможность своеобразного видения и осмысления реальности, путей и способов ее творческого освоения. Деформированная же, не укорененная в глубинных личностных структурах внешняя оригинальность существенно ограничивает творческие потенции личности, так как обусловливает адекватное себе восприятие вещей и, как следствие, не основательное, подлинное творчество, а его внешнее подобие, видимость. Отнюдь не случайно известный на Западе философ, социолог и психолог Антонио Менегетти

связывает «практическое исчезновение позитивной творческой индивидуальности» в обществе с тем, что в нем «везде и всюду превалирует стандарт — от музыки до живописи, от политики до управления финансами».

Индивидуальность в ее нынешнем состоянии делает личность более открытой для манипулятивных влияний конформистского характера, поскольку у нее отсутствуют внутренние механизмы и критерии, позволяющие распознавать и отвергать чуждые ей взгляды и ориентации, представления и вкусы, навязываемые в процессе манипулирования ее сознанием и поведением.

Любые изменения в содержании личностной индивидуальности независимо от их направленности не могут не сказываться определенным образом на личностной идентичности, которая имманентно включает в себя и своеобразие, неповторимость индивидуальных качеств отдельного человека. Обретение и сохранение индивидом своей идентичности, с одной стороны, и формирование, развитие его как индивидуальности, с другой — это два не только взаимосвязанных, но и взаимообусловливающих друг друга аспекта одного и того же процесса становления личности, ее самоопределения и самореализации. Поэтому отмечавшиеся деформации в индивидуальности не могут не деформировать и идентичность личности, а также процесс ее самоидентификации.

Выхолащивание содержания и овнешнение личностной индивидуальности делает ее чрезмерно зависимой от изменения внешних условий и обстоятельств, в которых пребывает индивид. Характерная же для современного общества гипердинамичность жизненных реалий, на которые индивид может влиять лишь в незначительной степени, на

уровне микросреды, обусловливает и соответствующую изменчивость

его внутренне неукорененной индивидуальности. Это объективно вступает в противоречие с такими атрибутами личностной идентичности,

как ее целостность, устойчивость и преемственность в процессе развития личности. Тем самым для индивида существенно осложняется и без того весьма непростая жизненная проблема обретения, сохранения и развития своей идентичности как целостной, устойчивой системы всех его качеств и характеристик. Напротив, чрезмерно мобильная

и лабильная индивидуальность «благоприятствует» трансформации

устойчивости и преемственности в ходе развития личностной идентичности в ее фрагментарность, «текучесть» и ситуативность, превращая ее тем самым в идентичность «на время».

Подытоживая сказанное в статье относительно сути, нынешнего положения в обществе и дальнейших перспектив личностной индивидуальности, на наш взгляд, есть все основания утверждать, что изменения, происходящие сейчас в личностном мире человека, только внешне могут восприниматься в качестве его расцвета, «ренессанса». На самом деле это всего лишь оболочка, видимость, за которой скрывается кризисное состояние личностной индивидуальности, утрата ею идентичности как один из аспектов глобального антропологического кризиса в исчерпавшей свои исторически прогрессивные потенции буржуазно-технологической цивилизации.

6. Сущность и предназначения человека. Смысл человеческой жизни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3559; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.164 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь