Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В чем состоит отличие знания от мнения?
В чем состоит отличие знания от мнения? Античная мысль отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его с мнением. Считалось, что мнение строится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, в знании схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью. Что такое эмпиризм? Назовите представителей. Эмпири́ зм, эмпирицизм (от др.-греч. έ μ π ε ι ρ ί α — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему Противостоит рационализму.Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм). Что такое рационализм? Назовите представителей. Рационали́ зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. 4. В чем суть разногласия между эмпиризмом и рационализмом? Однако основная противоположность между эмпиризмом и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Главный пункт разногласия в том, что эмпиризм выводят всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность эмпиризма состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления. Эти недостатки были преодолены марксистской философией благодаря рассмотрению всех вопросов теории познания с позиций диалектики, практики (Познание, Теория и практика. Созерцательность). Что такое скептицизм и агностицизм? Назовите представителей Агностици́ зм (от др.-греч. ἄ γ ν ω σ τ ο ς — непознаваемый, непознанный) — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. филос. учение, утверждающее непознаваемость мира.Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира. Агностицизм возник в конце XIX века, как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.представители Кант и Юм. Скептицизм в философии - это направление, последователи которого, , выражают сомнения в существовании достоверного знания. При умеренной же его форме скептики ограничивается лишь познанием фактов и проявляет сдержанность в отношении всех гипотез и теорий. Для них философия, в том числе и та, которой они следуют, это нечто вроде наукообразной поэзии, но никак не науки в чистом виде. Именно с этим связано знаменитое утверждение: «Философия – это не наука! » История скептицизма представляет собой убыль, истощение постепенного характера. Зародилось это направление в Древней Греции, в средние века играло совсем незначительную роль, а заново возродилось в эпоху реформации (во времена восстановления греческой философии), когда скептицизм переродился в более мягкие формы новой философии, такие как субъективизм и позитивизм. представители Основателем греческой школы скептиков считается Пиррон, который, согласно некоторым мнениям, вообще учился в Индии. Кроме того, античный скептицизм в качестве ответной реакции на метафизический догматизм представлен такими философами как Аркесилай (средняя академия) и так называемыми «поздними» скептиками Агриппой, Секстом Эмпириком, Энесидемом. Важнейшими представителями скептицизма Средневевековья и Нового времени являются Д. Юм и М. Монтель.
Почему физиолог Мюллер считал, что ощущения не являются образами внешних предметов? В чем разница между символом и образом? Во второй половине 19 века физиолог Мюллер выступил против наивного реализма; он изучал физиологию органов чувств. Мюллер утверждает: содержание ощущений обусловлено не св-вами внешнего мира, а св-вами органов чувств. Например: для получения ощущения света глаз должен получить энергию извне. А что явилось источником этой энергии? это не важно. Это может быть механич удар по глазу и т.д. Мюллер делает вывод: наши ощущения не яв-ся образами вещей, т.к. образ предполагает сходство. Близкой к точке зрения Мюллера яв-ся позиция Гельмгольца. Он называл ощущения символами, знаками. Символ может не иметь никакого сходства с вещью, что он обозначает. Если нет сходства, то как мы можем знать о св-вах вещей? Трудность в объяснении ощущений приводит философов к разделению св-в вещей на первичные и вторичные качества. 1 качества – протяженность, фигура, плотность. Наши ощущения 1 качеств имеют сходства с соответств св-вами вещей. Наши ощущения света, запаха, вкуса не имеют сходства со св-вами вещи. Каковы два основных подхода по вопросу и связи знания и реальности? В чем состоит различие между ними? С точки зрения материалистической теории познании, мир познаваем, потому что объекты внешнего мира отражаются, копир-ся в нашем сознании. Материалистов критикуют за наивный рализм. Наивный реализм – убеждение в том. Что мир именно таков, каким мы его воспринимаем. Как правило, наши представления о мире явл-ся копиями изображений мира. Между тем наука говорит о том, что запах розы это всего лишь молекула опред. вв. Звуки, цвета - это волновые процессы. Можно ли назвать запах копией молекул? А звук копией колебаний волны? 2 трактовки (противоположные) теории познания: 1- процесс отражения. Формирование сознания копии реального объекта 2-процесс конструирования реальности Дальнейшее развитие материализма привело к признанию того, что чел-к отражает мир никак зеркало, т.е. познание – есть акт творческий процесс. Термин отражение - неудачный, он не передает суть процесса воспр-я, репризентации объекта в сознании субъекта. Даже самое простое ощущение яв-ся результатом многих внутр преобразований исход инф-ции, к-ые поступают в органы чувств. Поэтому ощущения не яв-ся простыми копиями, отпечатками внешней проблемы. Содержание ощущений зависит и от внеш объекта, и от субъекта. Это двойственность не мешает чел-ку относительно верно судить о мире. Дело в том, что в процессе эволюции органы чувств сфор-сь таким образом, чтобы обеспечить орг-м, если не абсол копией. То дост-но достоверным образом внешн мира. Отражая мир чел-к способен перераб-ть поступающ инф-цию, выделять что-то, системат-ть, обобщать, выдумывать. Что называют философскими основаниями науки и какую роль они играют в научном познании? Философские основания науки - связующее звено между философским и научным знанием. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе, они скорее являются неким пограничным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Кроме того, философские основания науки обеспечивают включение научного знания в культуру. Функции философских оснований науки Любая новая идея для того, чтобы стать либо частью картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования (в этом заключается одна из функций философских оснований науки). Эвристическая функция - другая функция философских оснований науки. Она активно применяется при построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. В чем состоит отличие знания от мнения? Античная мысль отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его с мнением. Считалось, что мнение строится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, в знании схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2700; Нарушение авторского права страницы