Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения.



Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения.

Еще задолго до возникновения философии люди задавали важнейшие вопросы (Как устроен мир? Какое место в мире занимает человек? и т. д.). И находили ответы в мифологии и религии. Так, что правильно назвать эти вопросы не чисто философскими, а мировоззренческими. Мировоззрение это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе. Мировоззренческие функции 1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. 2)Социально-аксиологическая функция. Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. 3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. 4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

В структуре мировоззрений можно выделить 4 основных компонента: 1 – познавательный (базируется на обобщенных знаниях повседневных, профессиональных и научных). 2 – ценностно-нормативный (включает в себя ценности, идеалы, убеждения и т.д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления, удовлетворять потребности, желания людей.) 3 – эмоционально-волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды убеждения и верования. 4 – практический. (Мировоззрение – это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах

По характеру формирования и способам функционирования:

Жизненно-практический уровень базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Включает в себя навыки, обычаи и традиции, и здравый смысл отдельного индивида. Этот уровень не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью.

Теоретический уровень – это Философия. Поэтому, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает Ф. и науку. Ф всегда стремится сохранить все ценное, обосновать и развить это и вместе с тем внести свой вклад в развитие философской мысли. Систематизируя, перерабатывая и дорабатывая уже имеющиеся данные, Ф формирует на этой основе обобщенный теоретический образ мира.

 

 

Исторические типы мировоззрения.

Житейское (обыденное); мифологическое, религиозное; научное, философское.

МИФОЛОГИЯ.

Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества.

Появление мифов связано с особенностями жизнедеятельности первобытного человека. В первобытном обществе жили родами и племенами. Человек как личность была растворена.

Сущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.

РЕЛИГИЯ.

Религия - благочестие, святыня, набожность, предмет культа. Мифология - соответствующие поведение и специфические действия (культ), который основан на вере в существование одного или нескольких богов, демонов, духов и.т.д, т.е. потустороннего мира.

НАУКА.

Наука - это форма человеческой деятельности результатом, которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Характерной чертой научного знания является его проверяемость. ( иначе обстоит дело в религии). Все науки подразделяются на знание: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание человек получает с помощью чувств (опыт, наблюдение). Это знание о внешних сторонах объекта Теоретическое знание - знание о глубинах - существенных сторонах = явлениях окружающей действительности. Эти знания человек получает с помощью разума и имеющихся у человека способностей к логическим абстрактным обсуждениям - рассуждениям.

 

Философия и наука. Проблема научности философского знания.

Фил-я зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира. Первым философом себя назвал Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.

История отношений фил и науки нач-ся с синкретизма(фил включает в себя все буд науки).Вследствие неразвитости наук собственно философ проблемы вплетались во всю совокуп знаний, и только позднее из нерасчлен знаний выд-ся математ, астрон, медиц, механика, химия, биология, и др спец науки. Ф-я все больше превращ в сист общих знаний о мире, ее задача - дать ответы на наиб общие и глубокие вопросы о природе, обществе, чел-ке.

Внутри самой ф-и формир-ся относит самост ее разделы: онтология (учение о бытии), гносеология (о познании), логика (о мышлении), этика (о морали), эстетика (о прекрасном в жизни и искусстве), соц фил-я, история философ.

По мере развития и выдел спец наук возникает противостояние – сторонники панфилософии (фил-я - наука наук, решает все проблемы) и сциентисты (абсолютизация роли науки и отриц фил-и как особой области знания).

Конечно, фил-я не заменит спец науки в решении конкр задач. Фил-я не опирается на эмпирич факты, приборы и т.п., она отличается по предмету и методу.

Ее предмет – всеобщее, мир и человек в единстве. Фил-я решает проблемы с помощью теорет мышл, разраб всеобщие методы познания.

СХОДСТВА: фил-и свойств призн научности, учения опир на рацион познание, хар-ся системн-ю, аргументир-ю, стремлением к объективн знаниям, это сближает филос и науку.

С др стороны перед спец науками нередко встают вопросы общетеоретич, философские, ответить на кот можно с позиц филос, чьи теоретич принципы и ценности влияют на все науки, на культуру в целом.

Итог: Фил, не опирающ на науку, идет с отрывом от действит, наука, не опирающ на фил-ю, сводится к констатации фактов.

Ф-фия – это необычная дисциплина. Поэтому бол-во представителей философской мысли не считают ф-фию наукой.

РАЗЛИЧИЯ: у Ф нет предмета в том смысле, что он не локализован в какой-то конкретной области знания, как у других наук. Ее предмет – всеобщее, мир и человек в единстве. В Ф. нет также общепризнанных знаний и результатов. Ф-фии не присуще прогрессивное развитие (нельзя сказать, что современная ф-фия превосходит ф-фию древних греков).

Все фил?? обращены к познанию сущности явления (что такое ч-к? мир? Сознание? ). А наука обращена к познанию той или иной стороны, тех или иных отношений в составе целого. Проблемы абстрагированные, выделенные из целого. Ф. д. дать целостное представление о матер единстве мира.

Предмет философии. Структура философского знания. Функции философии в системе духовной культуры общества, её значение в жизни человека.

ФИЛОСОФИЯ - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Философия – это все сущее во всей полноте формы и содержания. Философия пытается найти ответы на такие вопросы, как:: «Что такое Душа? », «Что такое Бог? », «Что такое Истина? ».

Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (т.е. творческим путем).

Предмет любой науки – это результат исследовательских действий. Предметом Философии является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься, как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Объектом их изучения выступал и сам человек, его ум, чувства, искусство, мораль, религия и т. д. В конечном счете, объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Объект любой науки – это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Объектом изучения ранних греческих философов была природа.

Философия выступает в 2-х ипостасиях: 1)как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение функций философии на 2 группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие: 1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. 2)Социально-аксиологическая функция. Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. 3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. 4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функциии: 1)Эвристическая функция. Существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. 2)Координирующая. координирование методов в процессе научного исследования. 3)Интегрирующая. Объединяющая роль Философии по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность. 4) Логико-гносеологическая. Она заключается в разработке самого Философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья. Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. " Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай".

 

 

Формы

1 Общенаучная картина мира - представления о внешней, живой природе.

2 Социально естественна научная картина мира- это картина мира описывает общество и природу на основе синтеза достижений социальных и гуманитарных наук.

3 Специальная картина мира- химическая, психологическая, представления об отдельных науках.

Долго господствовала механическая картина мира, на смену ей приходит электродинамическая картина мира. В первой половине 20 в возникает квантодинамическая картина мира.

 

 

Философия числа.

Основная философская направленность Пифагора состояла из философии числа. Числа у Пифагорейцев вначале не отличались от самих вещей и были просто числовым образом. Они считали началом всего-число. Позже Пифагорейцы стали отрывать числа от вещей и превращать их в самостоятельные существа, обожествляли их. Священная монада-единица-это мать богов, первоначало, и основа всех природных явлений. Двойка-принцип противоположности, отрицательности в природе. 3-ка являлась треединством. 4-образ 4х элементов природы.

Именно Пифагорейцы ввели понятие противоположности- это такое возникновение, которое означает гибель другого. Все числа пифагорейцы поделили на четные и нечетные. Мужские и женские. Нечетные числа-они предсказуемы, совершенны-это мужские числа, четные –непредсказуемы, они несовершенны это женские числа.

Пифагор был действительно одним из тех пионеров, кто попытался восстановить связь между восточными доктринами и эллинским мировоззрением в рамках единой Традиции. В его время это нельзя было осуществить прямым путем, потому что ни экзотерическая языческая религия, ни культура Древней Греции не позволяли это сделать. Пифагору пришлось творчески переработать эти концепции, преподав их в приемлемом для греков виде. Этот процесс привел к возникновению двух важнейших явлений в европейской цивилизации.

Во-первых, из различных интерпретаций учения Пифагора стала формироваться сама древнегреческая философия как отдельное от мудрости знание, но при этом сохраняющее еще нерасчлененность мировосприятия. Он же первым ввел термин философ, означающий человека, который еще не полностью вошел в мир мудрости, но стремится к этому. Пифагор говорил: “Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества”. После этого философия стала бурно развиваться, создавая свои гносеологические и диалектические приемы, оказавшие огромное влияние на последующие поколения европейских мыслителей.

Во-вторых, Пифагор положил основание для отделения рациональной науки от общего религиозно-философского знания. Математика Пифагора явилась подлинным прорывом в этой области как собственно начало европейской науки в том крайне специализированном виде, в каком мы знаем ее сегодня.

Однако Пифагор не мог стремиться к подобным результатам. В том-то все и дело, что его система состояла из синтеза религии, философии и науки, неправильное понимание которой (с точки зрения самого учения Пифагора) повлекло серьезные последствия. В ущерб единому эзотерическому знанию стали развиваться классическая философия и наука. Возник феномен европейского научно-технического прогресса, который, с одной стороны, улучшил внешние условия существования человека, а, с другой стороны, лишил его чувства божественной сопричастности, которое излагалось в великих учениях Востока и пифагореизме. В общем, теперь трудно понять, остались ли мы на бобах или исцелились от невежества.

 

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения.

Еще задолго до возникновения философии люди задавали важнейшие вопросы (Как устроен мир? Какое место в мире занимает человек? и т. д.). И находили ответы в мифологии и религии. Так, что правильно назвать эти вопросы не чисто философскими, а мировоззренческими. Мировоззрение это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе. Мировоззренческие функции 1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. 2)Социально-аксиологическая функция. Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. 3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. 4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

В структуре мировоззрений можно выделить 4 основных компонента: 1 – познавательный (базируется на обобщенных знаниях повседневных, профессиональных и научных). 2 – ценностно-нормативный (включает в себя ценности, идеалы, убеждения и т.д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления, удовлетворять потребности, желания людей.) 3 – эмоционально-волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды убеждения и верования. 4 – практический. (Мировоззрение – это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах

По характеру формирования и способам функционирования:

Жизненно-практический уровень базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Включает в себя навыки, обычаи и традиции, и здравый смысл отдельного индивида. Этот уровень не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью.

Теоретический уровень – это Философия. Поэтому, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает Ф. и науку. Ф всегда стремится сохранить все ценное, обосновать и развить это и вместе с тем внести свой вклад в развитие философской мысли. Систематизируя, перерабатывая и дорабатывая уже имеющиеся данные, Ф формирует на этой основе обобщенный теоретический образ мира.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь