Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос №1. Философские идеи буддизма. Будда и мировая философская мысль



Вопрос №1. Философские идеи буддизма. Будда и мировая философская мысль

 

Основателем буддизма является Сиддхартха, или Гаутама Будда. Он родился в 6 веке до н э в царской семье и сразу отказался от светской жизни, став странствующим монахом. Он без устали искал причину всех страданий в мире, свидетелем которых стал: болезни, смерть, голод, старость, и путь к полному избавлению от них. Он прошел через множество аскетических испытаний, но так и на нашел ответ. Тогда он очистил свой ум от страстей и тревожащих его мыслей и стал сосредоточенно размышлять, пока его старания не увенчались успехом. Сиддхартха стал Буддой, или Просветленным, а его идеи заложили основы буддийской религии и философии, которые впоследствии широко распространились на Цейлоне, в Тибете, Китае, Японии. Учение Будды передавалось из поколения в поколения в форме бесед. Источником современного знания о нем является «Трипитака» («Три корзины учений»). Эти три канонические работы называются «Виная-питака» (содержит правила поведения), «Сутта-питака» (собрание проповедей и притч) и «Абхидхамма-питака» (ставит и рассматривает проблемы буддийской философии). Все три написаны на языке пали. С течением времени число последователей Будды настолько возросло, что произошло разделение на школы – хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и в настоящее время ее оплотом являются Цейлон, Бирма и Сиам, язык – пали. А вторая – на севере, в Тибете, Китае и Японии, язык – санскрит. Позднее возникло гораздо большее количество школ, буддизм процветал во многих странах, и в итоге он изменялся под влиянием убеждений обращаемых и национального колорита стран.

Будда отрицательно относился к метафизике: когда ему кто-то задавал метафизические вопросы – например, конечен ли мир, отделима ли душа от тела, бессмертна ли она, вечен ли мир, - он отказывался отвечать. Он считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых не достаточно возможностей, порождает лишь различные пристрастные мнения. Он сравнивал это с описаниями слона, которые давали слепые, прикасаясь к различным его частям. Будда неоднократно указывал, что подобные размышления отдаляют человека от архатства (избавления от страданий) и путают его в сплетенной им самим же сети теорий. Будда часто упоминает десять вопросов, которые он считает этически бесполезными и неопределенными и которые известны в буддийской литературе как «десять неразрешимых вопросов».

1. Вечен ли мир?

2. Или он не вечен?

3. Конечен ли мир?

4. Или он бесконечен?

5. Тождественна ли душа с телом?

6. Отлична ли душа от тела?

7. Бессмертен ли познавший истину?

8. Или он смертен?

9. Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным, и смертным?

10. Будет ли он бессмертным или смертным?

Вместо рассмотрения этих вопросов Будда стремился просвещать людей о страданиях, их происхождении и путях избавления от них. «Это, - говорит Будда, - приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, познанию наивысшей мудрости, к нирване». Ответы на эти четыре и есть сущность просветления Будды, они стали известны как «четыре благородных истины»:

1) жизнь в мире полна страданий. По мнению Будды, все, что порождено привязанности с земному, есть страдание. А мирские удовольствия представляются радостью только близоруким людям: кратковременность этих удовольствий, горе, испытываемое при их утрате и вечная боязнь потерять их сводят на нет всю радость, которую эти удовольствия доставляют.

2) есть причина этих страданий. Происхождение страданий объясняется Буддой с помощью концепции естественной причинной связи. Вкратце формула причинной зависимости выглядит так: 1)страдание обусловлено рождением, 2) рождение – стремлением к жизни, 3) стремление к бытию – умственной привязанностью к объектам, 4) привязанность – жаждой, желанием вещей, 5) жажда – чувственным соприкосновением с объектами, 7) чувственное соприкосновение – шестью органами познания, 8) шесть органов познания – эмбриональным периодом развития организма, 9) эмбрион не может развиваться без первоначального сознания, 10) оно обусловлено впечатлениями прошлой жизни, 11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи – 12) неведением истины. Эти «12 источников» составляют часть ежедневной молитвы буддистов, как и перебирание четок. Это и является важнейшим вкладом Будды в развитие мировой философской мысли – концепция обусловленности внешний явлений жизни внутренней движущей силой сознательного или бессознательного желания.

3) можно прекратить страдания. Если устранить все причины несчастий, то они прекратятся. Когда человек рвет узы, соединяющие его с внешним миром, он становится освобожденным и переходит в состояние нирваны – угашение страстей, а вместе с ними и страданий. Однако освобождение не означает совершенно отстраниться от активной жизни. Наоборот, сердце Просветленного загорается любовью к ближним, и он стремится не потопить плот, на котором пересек поток страданий, а передать его другим, морально подняв их. Сам Будда не ответил на вопрос, живет ли человек, достигший нирваны, после смерти: нирвана сама по себе является гарантией от следующего рождения, а, следовательно, и страданий, поэтому она позволяет прожить в покое всю оставшуюся жизнь архата. Но это покой, который отличается от земных наслаждений, это - внеземная безмятежность.

4) есть путь, ведущий к прекращению этих страданий. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, следующий по которым достигнет восьми добродетелей:

 

ü правильные взгляды – правильное понимание 4 истин

ü правильная решимость – решимость использования жизни в соответствии с истинами

ü правильная речь – воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов

ü правильное поведение – отказ от уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний

ü правильный образ жизни – зарабатывать на жизнь честным путем

ü правильное усилие – непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза дурных мыслей

ü правильное направление мысли – думать о вещах объективно – то есть «о теле» как « о теле» или о себе как о себе

ü правильное сосредоточение – ищущий сосредоточивает свой ум на осмыслении и исследовании истины.

Положения философии буддизма о человеке и мире:

1) теория зависимого происхождения вещей – причинно-следственные связи

2) теория кармы

3) учение о всеобщем изменении и непостоянстве

4) теория не существования души

 

Вопрос №15. Философские школы эпохи эллинизма. Сенека.

Эллинистическая философия (от греч. hellen - грек) - греко-римская философия в период от начала походов Александра Великого (356-323) до овладения римлян Египтом. до Августина и в более позднюю эпоху - до конца Древнего мира (сер.6 в). Школы: кинизм, эпикуризм, стоицизм.

Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

• проповедовал идеи добродетели;

• призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;

• приветствовал покой и созерцание;

• был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

• верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

• преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, " толпу";

• считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

• видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

Вопрос №1. Философские идеи буддизма. Будда и мировая философская мысль

 

Основателем буддизма является Сиддхартха, или Гаутама Будда. Он родился в 6 веке до н э в царской семье и сразу отказался от светской жизни, став странствующим монахом. Он без устали искал причину всех страданий в мире, свидетелем которых стал: болезни, смерть, голод, старость, и путь к полному избавлению от них. Он прошел через множество аскетических испытаний, но так и на нашел ответ. Тогда он очистил свой ум от страстей и тревожащих его мыслей и стал сосредоточенно размышлять, пока его старания не увенчались успехом. Сиддхартха стал Буддой, или Просветленным, а его идеи заложили основы буддийской религии и философии, которые впоследствии широко распространились на Цейлоне, в Тибете, Китае, Японии. Учение Будды передавалось из поколения в поколения в форме бесед. Источником современного знания о нем является «Трипитака» («Три корзины учений»). Эти три канонические работы называются «Виная-питака» (содержит правила поведения), «Сутта-питака» (собрание проповедей и притч) и «Абхидхамма-питака» (ставит и рассматривает проблемы буддийской философии). Все три написаны на языке пали. С течением времени число последователей Будды настолько возросло, что произошло разделение на школы – хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и в настоящее время ее оплотом являются Цейлон, Бирма и Сиам, язык – пали. А вторая – на севере, в Тибете, Китае и Японии, язык – санскрит. Позднее возникло гораздо большее количество школ, буддизм процветал во многих странах, и в итоге он изменялся под влиянием убеждений обращаемых и национального колорита стран.

Будда отрицательно относился к метафизике: когда ему кто-то задавал метафизические вопросы – например, конечен ли мир, отделима ли душа от тела, бессмертна ли она, вечен ли мир, - он отказывался отвечать. Он считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых не достаточно возможностей, порождает лишь различные пристрастные мнения. Он сравнивал это с описаниями слона, которые давали слепые, прикасаясь к различным его частям. Будда неоднократно указывал, что подобные размышления отдаляют человека от архатства (избавления от страданий) и путают его в сплетенной им самим же сети теорий. Будда часто упоминает десять вопросов, которые он считает этически бесполезными и неопределенными и которые известны в буддийской литературе как «десять неразрешимых вопросов».

1. Вечен ли мир?

2. Или он не вечен?

3. Конечен ли мир?

4. Или он бесконечен?

5. Тождественна ли душа с телом?

6. Отлична ли душа от тела?

7. Бессмертен ли познавший истину?

8. Или он смертен?

9. Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным, и смертным?

10. Будет ли он бессмертным или смертным?

Вместо рассмотрения этих вопросов Будда стремился просвещать людей о страданиях, их происхождении и путях избавления от них. «Это, - говорит Будда, - приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, познанию наивысшей мудрости, к нирване». Ответы на эти четыре и есть сущность просветления Будды, они стали известны как «четыре благородных истины»:

1) жизнь в мире полна страданий. По мнению Будды, все, что порождено привязанности с земному, есть страдание. А мирские удовольствия представляются радостью только близоруким людям: кратковременность этих удовольствий, горе, испытываемое при их утрате и вечная боязнь потерять их сводят на нет всю радость, которую эти удовольствия доставляют.

2) есть причина этих страданий. Происхождение страданий объясняется Буддой с помощью концепции естественной причинной связи. Вкратце формула причинной зависимости выглядит так: 1)страдание обусловлено рождением, 2) рождение – стремлением к жизни, 3) стремление к бытию – умственной привязанностью к объектам, 4) привязанность – жаждой, желанием вещей, 5) жажда – чувственным соприкосновением с объектами, 7) чувственное соприкосновение – шестью органами познания, 8) шесть органов познания – эмбриональным периодом развития организма, 9) эмбрион не может развиваться без первоначального сознания, 10) оно обусловлено впечатлениями прошлой жизни, 11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи – 12) неведением истины. Эти «12 источников» составляют часть ежедневной молитвы буддистов, как и перебирание четок. Это и является важнейшим вкладом Будды в развитие мировой философской мысли – концепция обусловленности внешний явлений жизни внутренней движущей силой сознательного или бессознательного желания.

3) можно прекратить страдания. Если устранить все причины несчастий, то они прекратятся. Когда человек рвет узы, соединяющие его с внешним миром, он становится освобожденным и переходит в состояние нирваны – угашение страстей, а вместе с ними и страданий. Однако освобождение не означает совершенно отстраниться от активной жизни. Наоборот, сердце Просветленного загорается любовью к ближним, и он стремится не потопить плот, на котором пересек поток страданий, а передать его другим, морально подняв их. Сам Будда не ответил на вопрос, живет ли человек, достигший нирваны, после смерти: нирвана сама по себе является гарантией от следующего рождения, а, следовательно, и страданий, поэтому она позволяет прожить в покое всю оставшуюся жизнь архата. Но это покой, который отличается от земных наслаждений, это - внеземная безмятежность.

4) есть путь, ведущий к прекращению этих страданий. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, следующий по которым достигнет восьми добродетелей:

 

ü правильные взгляды – правильное понимание 4 истин

ü правильная решимость – решимость использования жизни в соответствии с истинами

ü правильная речь – воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов

ü правильное поведение – отказ от уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний

ü правильный образ жизни – зарабатывать на жизнь честным путем

ü правильное усилие – непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза дурных мыслей

ü правильное направление мысли – думать о вещах объективно – то есть «о теле» как « о теле» или о себе как о себе

ü правильное сосредоточение – ищущий сосредоточивает свой ум на осмыслении и исследовании истины.

Положения философии буддизма о человеке и мире:

1) теория зависимого происхождения вещей – причинно-следственные связи

2) теория кармы

3) учение о всеобщем изменении и непостоянстве

4) теория не существования души

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь