Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теории научного прогресса. Понятия научной революции и парадигм научного знания



Теории научного прогресса. Понятия научной революции и парадигм научного знания

Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 111 – 112, 115, 129 – 132.

Как формируется в философии ХХв понятие «парадигма»? Что такое парадигма социального знании?

Исторически меняющиеся системы представлений и понятий об универсуме и социальном мире человека можно обозначить понятием «парадигма социального знания». Как известно, само понятие «парадигма» было введено в философский Т. Куном в начале 60-х годов прошлого века. Пытаясь осмыслить феномен научной революции, который был чётко зафиксирован его предшественниками ещё в начале ХХв. В связи с эпохальными работами в области физической теории Эйнштейна, Планка, Бора, Гейзенберга, Кун рассматривал этот феномен как процесс смены научного познания. Под парадигмой научного познания Кун понимал систему понятий, описывающих научную картину мира и определенную методологию научного исследования. Однако следует отметить, что работы Т. Куна в области истории естественных наук были инспирированы исследованиями в области истории философии и духовной жизни общества, начатыми еще в XIX в. в период крушения метафизических притязаний философии на абсолютное знание. В ряду мыслителей, которые начали рассматривать историю философии не как набор мнений и точек зрения на бытие, познание и человека, а как закономерный процесс развития философского знания и мышления, переходящий от одной стадии к другой, безусловно, первое место принадлежит Г. В. Ф. Гегелю. Огромная роль в вы­яснении исторического процесса развития философии и научного познания принадлежит родоначальнику позитивистской философии О. Конту.

Каковы исторические типы парадигм социального знания? Как взаимосвязаны парадигмы социального знания и идеологии?

Вырабатываемые социальными теоретиками в рамках исторически опре­деленной парадигмы социального знания понятия об универсуме, обществе и человеке адаптируются для понимания большинства членов общества и распространяются среди них через систему социокультурных учреждений (Церковь, систему учебных заведений, СМИ и т.д.). Эти понятия, таким образом, превращаются в исторически данном обществе в господствующие коллективные представления. исторические типы парадигм социального знания опреде­ляются исторической формой социума. Исходя из этого предположения и на основе изучения истории общественной мысли, мы можем выделить шесть исторических типов (в истории общественной мысли Европы) парадигм социального знания: мифологическую, космоцентрическую, теоцентричекую, естественно-правовую, культура-историческую и формирующуюся в настоящее время эколого-футурологическую.

Первая парадигма социального знания характерна для процесса становления самих социальных отношений и человека как социального существа.

Вторая связана с так называемой неолитической революцией и возникновением на Востоке и Западе первых цивилизаций и раннеклассовых государств. Теоцентрическая парадигма социального знания сложилась в конце Античности и господствовала в Европе в эпоху Средневековья.

Естественно-правовая парадигма социаль­ного знания сложилась в Западной Европе в конце XVII-начале XVIII в. и доминировала вплоть до середины XIX в. Она характерна для общества переходного типа — от традиционно-аграрного к техногенному.

Наконец, в период промышленного переворота (середина XIX в.), и начала становления и развития техногенного общества, вплоть до его рас­цвета в середине XX в., доминирующую роль в социальном знании играет культуро-историческая парадигма.

 

Т. Кун//Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 115 – 118.

Что такое парадигма научного знания?

Парадигма означает принятую модель или образец. Парадигмы приобретают свой статус потому, что их использование приводит к успеху скорее, чем применение конкурирующих с ними способов решения некото­рых проблем, которые исследовательская группа признает в качестве наиболее остро стоящих. Однако успех измеряется не полной удачей в решении одной проблемы и не значительной продуктивностью в реше­нии большого числа проблем. Успех парадигмы, будь то аристотелевский анализ движения, расчеты положения планет у Птолемея, применение весов Лавуазье или математическое описание электромагнитного поля Максвеллом, вначале представляет собой в основном открывающуюся перспективу успеха в решении ряда проблем особого рода. Заранее неиз­вестно исчерпывающе, каковы будут эти проблемы. Нормальная наука состоит в реализации этой перспективы по мере расширения частично намеченного в рамках парадигмы знания о фактах. Реализация ука­занной перспективы достигается также благодаря все более широкому сопоставлению этих фактов с предсказаниями на основе парадигмы и благодаря дальнейшей разработке самой парадигмы.

Как происходит процесс смены парадигм научного знания?

Переход от одной парадигмы к другой в кризисный период представляют собой довольно сложный процесс. Этот процесс скорее напоминает ре­конструкцию области на новых основаниях, реконструкцию, которая изменяет некоторые наиболее элементарные теоретические обобщения в данной области, а также многие методы и приложения парадигмы. В течение переходного периода наблюдается большое, но никогда не полное совпадение проблем, которые могут быть решены и с помощью старой парадигмы, и с помощью новой. Однако, тем не менее имеется разительное отличие в способах решения. К тому времени, когда переход заканчивается, ученый-профессионал уже изменит свою точку зрения.

В чём заключается сходство социально – политических и научных революций?

Политические революции начинаются с роста сознания (часто ограничиваемого неко­торой частью политического сообщества), что существующие институты перестали адекватно реагировать на проблемы, поставленные средой, которую они же отчасти создали. Научные революции во многом точно так же начинаются с возрастания сознания, опять-таки часто ограни­ченного узким подразделением научного сообщества, что существующая парадигма перестала адекватно функционировать при исследовании того аспекта природы, к которому сама эта парадигма раньше проложила путь. И в политическом и в научном развитии осознание нарушения функции, которое может привести к кризису, составляет предпосылку Революции. Политические революции направлены на изменение политических институтов способами, которые эти институты сами по себе запрещаются. Поэтому успех революций вынуждает частично отказаться от ряда институтов в пользу других.

Особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного познания

 

Т. Бранте// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 122 – 125.

Чем отличаются парадигмы в области обществознания от парадигм в области естествознания?

Между естественными и общественными науками есть отличия в том, что касается точности и т.п., хотя, может быть, они не столь велики, как обычно полагают. С точки зрения теории парадигм, в качестве важнейшего отличия обычно указывают, что у естественно­научной дисциплины обычно есть одна парадигма, из которой исходят все исследователи. (Оставим в стороне вопрос, проистекает ли такой консенсус из теоретических или социальных факторов). Но вспомните закон Макса Планка; важнейшая причина теоретических инноваций и смены парадигм - смерть ведущих исследователей).Наука об обществе отличается от естественной науки тем, что обычно она полипарадигматична, то есть в ней сосуществует несколько конкури­рующих традиций, которые поддерживают соответственные группы или школы. Это вовсе не означает, что если в дисциплине есть всего одна па­радигма, то это хорошо и дает какие-то преимущества. В части обществен­ных наук тенденция к сохранению одной парадигмы часто означает, что консенсус достигнут авторитарными, дисциплинарными средствами.

 

 


 

Теории научного прогресса. Понятия научной революции и парадигм научного знания


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь