Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятия цивилизации и этапы истории человечества.



Определения цивилизации зависят от смыслового контекста употребления данного термина. Его ввели в научно-литературный оборот философы-просветители XVIII в. — для обозначения желанного нам состояния общества, устроенного на началах разума и справедливости. Этот пафос общесоциального идеала присутствует в понятии цивилизации при любом его толковании. Цивилизованным может считаться общество с динамичной экономикой, эффективным управлением, гарантиями прав и свобод личности. Соответственна этимология этого слова: лат. «civilis» означает гражданский, государственный — в противоположность первобытному, примитивному образу жизни; рассеянному на малые группы поселению людей; анархии в их взаимных отношениях.

Указанный самый общий смысл рассматриваемой категории распадается на несколько дополняющих друг друга значений, образующих варианты понятия цивилизации.

Во-первых, цивилизацией называют определённый, переломный этап всемирной истории, а именно тот, который сменяет эпоху первобытного варварства; его началом служит так называемая «неолитическая революция» III–IV тыс. до н.э., когда люди впервые перешли от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (выращивание полезных растений, животноводство, керамическая посуда, затем — металлические орудия; укрупнённые поселения городского типа); а устойчивым завершением — появление государства с его аппаратом управления, городов с монументальной архитектурой, письменности.

Во-вторых, под цивилизацией понимают максимальные на нынешний момент достижения человечества в организации экономики и быта (ср.: «мировая цивилизация», «цивилизованный образ жизни» и т.п. определения); сегодняшним образцом цивилизованности в этом смысле могут служить страны Западного мира, у которых самые производительные технологии, политическая демократия, плюрализм в культуре, комфортный быт всех дееспособных граждан; в этом смысле отдельные страны и народы располагаются по вертикальной шкале прогресса, так что среди них есть передовые, а есть отсталые; различаются центры мировой цивилизации и её же периферия; одни люди — цивилизованные, а другие — варвары, дикари по своему нраву, образу жизни.

В-третьих, этим же словом — «цивилизации», только чаще всего во множественном числе, именуют важнейшие ступени культурно-истори-ческого прогресса человечества. В этом смысле обычно различают следующие глобальные (мировые) цивилизации:

· природная, миллионы лет основанная на присвоение готовых продуктов природы;

· аграрная, несколько тысячелетий ориентированная главным образом на земледелие, преимущественно натуральное, с локально-ограниченным торговым обменом хозяйство;

· индустриальная, которая около двух последних столетий базируется на крупном промышленном производстве, всемирном рынке торговли;

· постиндустриальное общество, контуры которого в передовых странах мира отчетливо видны уже сегодня, не нашло еще однозначного определения, его становление продолжается; можно в качестве важнейших выделить такие эпитеты, как «общество потребления», «информационно-компьютерный век», телематический мир, др.; одни страны ближе к такой будущей стадии мирового развития, другим до нее еще далеко;

· в настоящее время на Земле сочетаются и чередуются анклавы и симбиозы всех названных типов общественного устройства

Наконец, в-четвертых, словом «цивилизация» называются локальные во времени и пространстве варианты культуры того или другого народа, региона, периода; в качестве самых ярких цивилизаций в таком значении данного понятия обычно выделяют ацтеков (Мезоамерика), майя (Южная Америка), шумеров (Месопотамия), Египет, Индию, Китай, Грецию, Рим в Древнем мире; в Средние века обозначились и в Новое время развились такие цивилизации, как западная (Западная Европа, США, их сателлиты), восточные — арабо-исламская, паназиатская (Китай, Индия, Япония, т.д.); промежуточные — например, православно-российская.

Применительно к последнему толкованию понятия цивилизации вертикализированная шкала мирового прогресса просто неприменима — каждая из локальных цивилизаций представляет собой оптимальный вариант приспособления того или иного общества ко вполне определенным условиям природной среды своего проживания и международной обстановке в момент своего формирования. Так что любая черта образа жизни и менталитета носителей данной цивилизации полезна для их выживания и преуспевания (так, арктическая цивилизация аборигенных народов Севера обеспечила их жизнь в условиях вечной мерзлоты и минимума продовольственных ресурсов; перенос в такие условия образа жизни более богатых культур просто гибелен).

Сказанное мной о понятии цивилизации и его разновидностях является суммарным пересказом нескольких теорий развития человечества. Общей для этих теорий выступает идея цикличности и, вместе с тем, вариативности мировой истории. Одним из первых её разработал русский мыслитель-славянофил Николай Яковлевич Данилевский (1882–1885). Он ввёл понятие культурно-исторического типа — устойчивого объединения группы чем-то родственных, близких друг к другу по происхождению и образу жизни народов. Их объединяют: язык (или группа близкородственных языков); политический союз, более или менее тесный; традиции исторического происхождения и развития; сумма «идеалов правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния». У каждого культурно-исторического типа выделяется ряд ступеней или же фазисов развития. Они, в принципе, аналогичны жизненному циклу живого организма: рождение, взросление, старение, вплоть до дряхления. Соответственно, отношения культурно-исторических типов между собой напоминают борьбу за выживание в животном мире. «Око за око, зуб за зуб, строгое право... здраво понятой пользы — вот закон внешней политики, закон отношений государства к государству. Тут нет места закону любви и самопожертвования», – утверждается в книге этого автора «Россия и Европа». Столкновения племён и государств так же очищают арену истории от дряхлых, выродившихся народов, как грозы и бури — атмосферу в природе. Однако враждой и конфронтацией отношения между народами не исчерпываются. Мировая цивилизация складывается из широкого набора принципиально разных традиций и типов общества. «Прогресс состоит не в том, — подчеркивает Н.Я. Данилевский, — а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях...» Ни один из типов цивилизации не может претендовать на роль общечеловеческого стандарта, самой лучшей формы общественной жизни. У каждого цивилизационного типа есть своя ограниченность и есть свои уникальные достижения. Так, главный результат греческой цивилизации — идея красоты, канон гармонии тела и духа, воплощённые в искусстве; плоды римской цивилизации — образцовое право и государство; еврейская цивилизация дала миру «единого истинного Бога»; германо-романская, западноевропейская цивилизация развила позитивную науку о природе — естествознание. Славянская же цивилизация с Россией во главе находится в стадии своего становления, за ней — будущее. Оно заключается прежде всего в справедливом устройстве общественно-экономической жизни людей.

Человеческая цивилизация имеет несколько исторических этапов развития. Они весьма условны, различные ученые школы могут трактовать развитие цивилизации по-разному, но, тем не менее, примерное разделение на исторические периоды помогают более четко представить себе путь человеческого общества.

Примерно развитие человеческого общества можно представить вот так:

· Первобытное общество

· Древний мир (до 476 года — низложение последнего римского императора, падение Римской империи)

· Средние века (с 476 по 1492 год — открытие Америки Колумбом)

· Новое время (с 1492 по 1789 год — Великая французская революция)

· Новейшее время (с 1789 по 1945 год — окончание Второй мировой войны)

· Современная история (после 1945 года)

Обратите внимание, даты окончания этих условных периодов, как правило, привязаны к дате какого-нибудь исторического события, которое в огромной степени повлияло на дальнейшую жизнь всего человечества. Падение Римской империи, открытие Америки, французская революция, Вторая мировая война...
Интересно, если завтра прилетят инопланетяне и установят с нами контакт - начнут ли ученые-историки новый этап в развитии человеческого общества?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь