Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет философии. Специфика философского знания. Место ф-ии среди др. наук.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Предмет философии. Специфика философского знания. Место ф-ии среди др. наук. Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии. Получается место стык наук как междисциплинарные Основной вопрос философии и его 2 стороны. Идеализм и материализм в истории философии. Более всего философия определяет характер и общую направленность мировоззрения человека при решении так называемого «основного вопроса философии », то есть вопроса об отношении сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны: 1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – что является первичным: материя или сознани е? Быть первичным – это причинно предшествовать другому, быть основой для существования другого, определять его и быть главным содержанием мира. Решается первая сторона вопроса двумя подходами: 1. Монистический подход. Монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю) и содержит в своём составе два основных течения: материализм и идеализм. Если в основу кладется материя, то это - материализм, течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным – сознание, которое производно от материи. Материализм ищет объяснение мира из самого себя без внешних материи факторов. Если в основу мира кладется сознание, то это - идеализм, течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным является подчиненная духу материя. И д еализм в свою очередь делится на две формы: - субъективный идеализм, где первичным выступает сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание), как формирующее для человека его мир; - объективный идеализм, где первичным выступает некое Высшее Сознание, существующее независимо как от материального мира, так и от человека. 2. Дуалистический подход – отказ от решения вопроса; равнозначно кладет в основу мира оба начала – и материю, и сознание. Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира. Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира, а другие – не допускает (агностицизм).
Глобальность задач философии, как науки, её всеохватность в своих намерениях, порождает следующую структуру её основных разделов: 1. Онтология – учение о бытии, то есть о том, что реально существует. 2. Гносеология или эпистемология – учение о познании. 3. Логика – учение о формах мышления.
Таким образом, предмет философии, как науки, если понимать его как объект непосредственного изучения, сложно определить однозначно, как это, например, делается в той или иной конкретной области знания. Потому что, если конкретная область знания соответствует задачам изучения какой-либо конкретной области действительности (в географии – земная природа, в биологии – жизнь, в химии – молекулярные процессы, в физике – материальные взаимодействия, в математике – числовые закономерности), то философия изучает настолько разные по своей сущности сферы действительности, что локализовать их в один конкретный предмет непосредственного изучения невозможно. Однако, учитывая специфичность самого философского знания, можно определить предмет философии следующим образом: предмет философии – это то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.
Основные термины
1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – что является первичным: материя или сознание? 2 -Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.
Особенности философии Средних веков Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сокрализации (сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой). Философия определяется следующим: - библейским традиционализмом, ретроспективностью; - особым значением экзегетики - искусством правильного толкования и разъяснения положений Завета; - тенденцией к назидательству, учительству; - теоцентризмом - Бог в центре мира. При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века). Вершина патристики - Августин Блаженный. Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей. Он обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме Августина происходит конкретизация религиозного представления о Боге. В этот период происходит оформление крестьянской догматики и философии, в которой определённую роль играют элементы платонизма. Фома Аквинский - пик средневековой схоластики. На этом этапе происходит систематическая разработка христианской философии под влиянием наследия Аристотеля. Центральная проблема Фомы Аквинского - гармония веры и разума - томизм. Другая проблема, которая находилась в фокусе внимания Фомы Аквинского, - это проблема существования Творца мира и человека. Бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно.
Русская философия и ее основные направления Ру́ сская филосо́ фия — собирательное название философских концепций русских мыслителей. Её зарождение относят к X веку. Основные направления: Славянофильство ( А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин). Ратовали за самобытийный путь развития России. Западничество ( П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Отстаивали общечеловеческий и путь европейской цивилизации. Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов). В России материализм существовал в 2х видах: антропологический и утилитарный. Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, Н. Бердяев, П. Флоренский). Ведущие идеи русской религиозной философии этого периода – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Русский космизм. Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного от насилия мира. Эсхатологическая философия. Связана с апокалиптическими настроениями предчувствия гибели западной культуры.
Предмет философии. Специфика философского знания. Место ф-ии среди др. наук. Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии. Получается место стык наук как междисциплинарные |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы