Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные школы древнегреческой философии.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Основные школы древнегреческой философии. Исторически первой философской школы была Милетская школа. Ее основателем был Фалес. Фалес определил время равноденствий, установил, что Луна светит не своим светом. Разработал календарь, определил продолжительность года в 365 дней, разделил год на 12 месяцев. Внес вклад в развитие геометрии. Первоосновой всего Фалес считал воду. Вода и всё что произошло – одушевлены. Мир полон божеств. Следующий представитель – Анаксимандр. Написал ряд работ, «Глобус», «О природе». Анаксимандр полагал, что если в мире существуют различные стихии (вода, земля, огонь, воздух), то у них есть нечто общее – которое не является ни одной из этих стихий. Таким общим началом он считал апейрон – нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно. Апейрон вечен, неуничтожим, и находится в движении. Ввел в практику солнечные часы. Анаксимен – первоначалом всего считал воздух. Все возникает из воздуха через его разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится огнем. Сгущаясь, воздух становится ветром, образует облака, воду, землю. Анаксимен думал, что Солнце – это Земля, раскалившееся от быстрого движения. Земля, Солнце и другие небесные объекты парят в воздухе. Движение происходит под влиянием космического ветра. Анаксимен признавал существование богов, возникновение которых он тоже объяснял из воздуха. Влияние Египетских жрецов было высоким и прочее и прочее. Пифагор (580-500) и пифагорейская школа. Пифагор рано начал путешествовать. Был в Египте, обучался у жрецов в течение 20 лет. Путешествовал по странам Азии. После основал школу Пифагорейский союз. Основой всего Пифагор считал число. Числа – это фундамент, которые образуют порядок во вселенной и в обществе. По выражению Пифагора все совершается согласно числу. Изучать природу надо через познание чисел. Числа не были просто цифрами. Некоторые числа – символы того или иного явления. Основной всех чисел Пифагор считал единицу. Числовые соотношения Пифагором воспринимались как универсальные закономерности, как принцип всеобщей гармонии. Пифагор и его последователи развили ряд научных дисциплин: математика, геометрия, медицина, астрономия. Пифагор был сторонником учения о переселении душ. Если брать этот аспект, то ничего нового не принес. Цель пребывание души в теле – совершенствование. Это еще одна важная изотерическая идея. Большое значение имеет катарсис – очищение. Для тела оно происходит при помощи вегетарианства, а для души – с помощью достижения гармонии космоса. Напоследок хотелось обратить внимание на учение Пифагора о гармонии сферы. Каждая планета системы, когда движется, издает определенный звук. Недавно прошла информация, что ученым удалось записать звуки Солнца. В результате получили не тот звук, но всё же достижение. ЗАДАНИЕ: послушать музыку космоса.
Семинар – философия востока. Характеристика, общие черты. Запад – наука и техника, восток – космос. Индия и Китай – родина философских систем. Сторона «Я есьм». Одностороннее развитие. Особенности Индийской философии: масштабное влияние, Пифагор, Платон. Параллельное существование школ и течений. Все школы, кроме Чарваки, признают высшие силы. Китайская: традиционализм (религиозный и светский), множество школ. Космическая и социальная иерархия. Степень совершенства, степень развития – космическая иерархия. Античная философия. Философия Пифагора. Философия Демокрита (узенов) Философия Сократа (болдырев) ФилОСОФИЯ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (коротаев) ФИЛОСОфИЯ платона ОБ АТЛАНТИДЕ (кондратюк) ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ (ололоев)
Лекция 3. Гераклит. В основе движений, изменений, лежит борьба противоположностей. Противоположности переходят одна к другой. Теория о всеобщем движении. Холод переходит в тепло, тепло в холод и прочее. Постоянное движение, изменение, переход явлений в противоположные, обусловливает относительность всех вещей. Главный вопрос древнегреческой философии (от чего все произошло): первоначало всего – огонь. Все предметы, явления природы, появляются из огня, и исчезая, снова превращаются в огонь. Логос – это всеобщий космический разумный закон. Всё в космосе совершается согласно логосу. Элейская школа. Представители: Парменид и Зенон. Представители Элейской школы впервые перешли от рассмотрения конкретных природных стихий (земли, воды, воздуха, огня), к рассмотрению бытия как такового. Центральное понятие философии Парменида – бытие. Парменид выдвигает и пытается обосновать тезис – бытиё существует, а небытия нет. Во-первых, бытие вечно. Возникновение бытия невозможно. Оно не могло возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого. Бытие однородно, непрерывно и неподвижно. Пустого пространства не существует. Все, что есть в мире, является бытием. Бытие познаваемо, а небытие непознаваемо. Предметом мысли может быть только бытие. Теория познания. Проводит мысль о превосходстве разумного познания над чувственным. Парменид выделяет 2 типа познания – пусть истины и путь мнения. Путь мнения – это способ объяснения мира на основе информации, получаемой с помощью органов чувств. А путь истины – это познание посредством разума, только этот вид познания приводит к достоверной истине. Зенон. Последователь Парменида, пытался определенным путем доказать те положения, которые высказывал его предшественник. Написал свыше 40 доказательств, «парадоксы», теории о неподвижности небытия. Остановимся на трех. Дихотомия. Например, вы вышли из дома в университет. Чтобы дойти, нужно пройти некоторое расстояние. Чтобы пройти, нужно пройти половину расстояния. Чтобы пройти еще половину, нужно пройти еще половину. Можно бесконечно делить. Зенон делает вывод, что движение может не закончится и вы не дойдете. Ахиллес и черепаха. Зенон пытается доказать, что Ахиллес не сможет догнать черепаху. Движение исходя из логики условно. Летящая стрела находится в покое. Летит она в определенный промежуток времени, из мельчайших моментов времени. В каждый малый момент времени она находится в покое. Философия Демокрита. Всё состоит из атомов и пустоты. Сама идея выдвинута Нефкип. Атомы – неделимые частицы. Они неизменны и неуничтожимы. Атомы соединяются между собой и образуют вещи. Кроме атомов существует и пустота. Пустота обязательно должна существовать, так как без нее не было бы возможности перемещения атомов. Движение передается за счет столкновения атомов. Считал, что первого импульса, положившего началу движения, никогда не было. Сами атомы не содержат пустоты. Они совершенно плотные, непроницаемые и неизменные. Внутри атомов не происходит никаких движений. По внешнему виду атомы бывают шарообразные, кругловатые, вогнутые и так далее, дает возможность сцепляться. Кроме этого, выдвинул учение о причинно-следственной связи. В мире все взаимосвязано. Каждое явление, каждое действие имеет свою причину. Каждое следствие другой причины является причиной другого следствия. Теория познания Демокрита. Выделяет два типа познания: темное и истинное. Темное – с помощью чувств: зрение, слух, обаяние, осязание, вкус. Истинное – посредством мысли. Только этот вид познания приводит к истине. Учение Демокрита о душе. У человека есть душа, которая как и тело, состоит из атомов. Душа все время делится своими атомами с окружающей средой через дыхание. Выдох означает, что душа стремится покинуть тело, и частично из него вырывается. При вдохе человек вдыхает атомы души (не обязательно свои). Источник слуха – сгущение воздуха. Все объекты испускают из себя свои копии. Копии влетают в пространство, и когда фиксируются нашими глазами, то возникает зрительный образ своего объекта. Социальные учения – пытался понять, как произошли различные ремесла. Считал, что люди все подсмотрели у животных. Философия Платона. Платон создал разветвленную многоаспектную систему. Учение Платона об идеях. Платон делил мир на материальный (вещей) и идеальный (идей). Идеи – высшие сущности, невидимые для человека. Они неизменны и вечны. Мир идей – высший, прекрасный, истинный мир, подлинное бытие. Согласно Платону, существуют идеи разных видов. Например, есть идеи естественных и искусственных объектов, идеи 4 стихий, идеи видов живых существ, идеи действий, идея эмоций. Высшей идей является идея блага. Она источник истины, гармонии, добра, справедливости. Идея блага подобна солнцу. Мир материи – это лишь отблеск, бледная копия, тень мира идей. Материальный мир неистинен. Все, что есть в материальном мире, непостоянно. Мир идей истинен – потому что он вечен. Мир вещей, помимо того, что он несовершенен, то он еще и хрупок, непостоянен, подвержен всяким воздействиям. Согласно Платону, каждая вещь – это соединение проекции идеи и материи. Здесь идеи в смысле идеальных прообразов, не обычные идеи. Теория познания. Когда душа освобождается от тела, то она попадает в иное измерение, где соприкасается с миром идей. Душа обладает знанием, близким к абсолютному. Наступает время воплотиться в теле, и душа обрывает связь с миром идей. Абсолютные знания загоняются вглубь души и становятся неактивным. Человеку приходится с трудом получать часть вот этих знаний. Познание – воспоминание душой идей. Все что нас окружает – плохие копии идей. Когда человек соприкасается с разными объектами, то в человеке анализируются соответствующие знания. Платон выделил виды знаний – совершенно достоверные знания (знание идей, которые имеются до вселения души в тело). Знание, близкое к достоверному (знание чисел и основанных на них наук). Мнимое знание – эмпирическое, опытное знание вещей, чувственно воспринимаемого мира. Знание опирается на чувственное восприятие, которым нет истины.
Согласно Платону, государство возникает вследствие разделения труда и многообразия потребностей. При этом каждый человек от природы предрасположен к выполнению одной трудовой операции. Одни больше склонны к строительству и так далее. Тем, чему человек предназначен природой, он занимается всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое. Платон строит теорию идеального государства, основываясь на своем учении о структуре души. Подобно тому, как в душе три части, так и в государстве должны быть 3 сословия: (чувственная, волевая, разумная). Высшее сословие – правители. У них развита разумная часть души. Они способны приблизиться к постижению мира идей. Они обладают мудростью и способны управлять государством. Второе сословие – стражи. У них больше развита волевая часть души. Охраняют государство от внешних и внутренних врагов. Третье – работники. У них больше развита чувственная часть души. Им доступен и понятен только материальный мир. Они преумножают материальное благосостояние государства и следуют мудрости правителей. В своем проекте идеального государства Платон не обошел вопрос о собственности. Собственность должна быть только у одного сословия – правители и стражи ничем не владеют. У них не может быть ни частной, ни личной собственности. «Чуть только заведется у них земля, тогда они станутся враждебными владыками». В сословие правителей идет отбор из сословия стражей, согласно способностям в науках и искусстве. «Правитель имеет прирожденную способность к знанию, правдив, говорит истину». Выделил 4 типа несправедливых государственных устройств – тимократия (власть военного сословия), олигархия (власть богатых), демократия (власть толпы), тирания (власть тирана). Аристотель. Аристотель делит философию на 2 части – метафизика (первая философия, над физикой), физика (вторая философия). Первая философия изучает сверх физический мир, то что существует над природой в качестве ее причин и оснований. Вторая философия изучает физический мир. 4 высшие причины всего: формальная (отвечает на вопрос, что есть вещь – это форма), вторая – материальная (отвечает на вопрос, из чего – это материя, из которой образованы вещь), действующая (или двигательная, отвечает на вопрос, что есть начало движения – бог как перводвигатель), целевая (отвечает на вопрос «зачем», тоже бог, но как цель и смысл движения в природе). Единичная вещь, согласно Аристотелю, соединение сущности и материю. Форма переводит возможное бытие вещей в существующее. Учение Аристотеля о душе. Сущность, которая позволяет безжизненному телу возможность жить. Душа состоит из трех вещей: растительная часть (отвечает за питание, рост и размножение), животная часть (отвечает за стремление к приятному и избегание неприятного), разумная часть (отвечает за мышление). Согласно Аристотелю, человек по своей природе существо общественное. Общественная жизнь человека реализуется в семье, затем в роду, а затем в государстве. Государство, согласно Аристотелю, объединение родов и селений ради совершенного существования. Аристотель не создавал в отличие от Платона эталонного проекта государства, но выделил ряд положительных и отрицательных государств. Положительные, правильные государства – государства, в которых реализуется всеобщее благо: монархия, аристократия и полития. Плохие – в которых реализуется благо правящего класса – олигархия, тирания, демократия. При этом Аристотель сравнивал и указывал типы государств, внешне могут быть похожи друг на друга. Сравнивал политию и демократию – власть большинства. Но полития – это власть среднего класса, который должен составлять в нормальном обществе стабильное большинство. А демократия – власть толпы. Олигархия и аристократия – власть немногих. Но олигархия – это обогащение меньшинства за счет ограбления большинства. А аристократия – это благодетельная власть меньшинства на благо меньшинства. Определяет качество правящих. Философия нового времени. Характеристика философии нового времени. Проблема метода научного познания философии Нового времени. Учение субстанции Спинозы и Лейбница. Социальные учения Нового времени. Период Нового времени – с 17 по 19 век. В этот период развивается промышленность. Развитие промышленности нуждалось в развитии наук, достоверных знаний об окружающем мире, которые приносили бы конкретную пользу для развития производства. В этот период формируются самостоятельные науки. Эти процессы обусловили особенности философии нового времени. Значительное снижение влияние религии, ее догм, на содержание науки в целом, в том числе и философии. Развитие материалистической философии. Ее особенность состояла в том, что она опиралась на открытии естественных наук. Еще одна особенность состояла в том, что одной из главных проблем философии была проблема научного метода. Два подхода к решению проблемы – один из них – эмпиризм. То есть знание идет здесь от опытов (экспериментов). Собираем факты, проводим наблюдения и так далее. Разновидность – сенсуализм. Его особенность в том, что познание приходит опытом чувств. Второй подход – рационализм. Здесь в основе знаний лежит разум. Методы научного познания. Философия Фрэнсиса Бэкэма. Является сторонником …. Выражение «знание – это сила». Главная проблема его философии – науки и научного метода. Знание ценно не само по себе, а как средство достижения практической пользы. Подлинное знание должно опираться на опыт, на обращение к конкретным фактам, явлениями и процессам. Предлагает использовать индуктивный метод – переход от частных выражений к общей теории. Абсолютной достоверностью обладает полная индукция. В реальной жизни сложно применять полную индукцию. В философии занимает место учение об идолах разума. Задался вопросом, что может помешать объективно познавать истину. Один из видов помех – идолы рода. Они выходят из самой природы человека, несовершенство органов чувств, которые неизбежно обманывают. Другой вид помех – идолы пещер. Человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что искажает восприятие предметов и явлений объективной реальности. Идолы рынка. Они выходят из неопределенности неоднозначности слов. Идолы театра. Эти заблуждения выходят из опоры на чужие мнения. Декарт. Французский философ, основоположник рационализма. Как и Бэкэм, Декарт видел назначение науки в практической пользе и покорении природе. Но в вопросе о методе науки Декарт на первое место выдвигает не опыт, а разум. Знание не эмпирическое, а теоретическое. И в противоположность индуктивному методу, Декарт предлагает пользоваться дедуктивным методом, когда из общей теории выходят частные положения. Из общих самоочевидных аксиом, делаются частные выводы. Согласно Декарту, эти аксиомы рождаются интеллектуальной интуицией, которая опирается на врожденные идеи. Декарт выдвинул принцип сомнения познания. Декарт пытался найти истину, в которой невозможно усомниться. Он разворачивает процедуру поиска истины – универсальное сомнение. «Мы должны отбросить все, что вызывает малейшее сомнение, в том числе и бесспорные истины». Во первых, мы должны усомниться в том, что мы получаем из органов чувств. Чувства не дают нам верную информацию. Кроме чувственных образов, еще есть истины математики и логики. Можем ли мы построить корпус знаний на фундаменте логики и математики. Приходит к выводу, что такие истины не существуют. У людей иллюзорное представление о мире. Тогда что остается? Декарт задается вопросом. Приходит к следующему убеждению. Можно сомневаться в существовании любой вещи, но только не в существовании сомневающегося разума. Мышление и есть сама очевидность твоего бытия. Мышление, разум – являются исходной точкой и фундаментом научного метода познания. Схема познания следующая. Мы отрицаем мир, приходим к осознанию, что реально существует только сомневающийся разум, а от этого переходим к познанию реальности. При этом мир, в которой Декарт возвращается, это не тот мир, из которого он ушел. Это не мир повседневной жизни. Этот мир – проекция чистого сознания. Убрав свойства, получим объект в пространстве. Пространство – категория постоянная. Яблоко дается нам в модусе восприятия, а объект дается в модусе чистого познания. Мир не вещей, а умопостигаемых объектов. Сознание, по Декарту, это нематериальная мыслящая субстанция, вынесенная за пределы мира. Таким образом, Декарт выделяет так называемые res cogetans (вещь мыслящая) и res extensa (вещь притяженная). Вещь мыслящая познает вещь притяженную, имеющую пространственные характеристики. Следующий вопрос – учение о субстанции Спинозы и Лейбница. Субстанция – первоначало, то, что лежит в основе всех вещей. Учение Спинозы о субстанции носит монистический характер (пантеистический монизм ~ от слова «мона», один). В данном случае Бог понимается как некая разумная сила, энергия. Субстанция у Спинозы является едиными первоначалом, которое является причиной самого себя. Будучи причиной самого себя, субстанция вечна и бесконечна. Субстанция имеет 2 атрибута – мышление и протяжённость. Окружающий человека мир, предметы, живые существа, представляют собой различные состояния, изменения единой субстанции. Эти состояния Спиноза называет модусами. Объекты существуют не сами по себе, а только в системе отношений друг к другу, и в конечном счете самой субстанции. Учение Лейбница. Лейбниц предложил плюралистическую концепцию бытия как совокупность множества субстанций. Эти субстанции Лейбниц назвал монады. Монада – это нечто вроде атома, но понимаемого в духовном смысле. Монады вечны, неделимы, активны и нематериальны. Возникают монады из непрерывных излучений божества и могут быть уничтожены лишь только сверхъестественным путем. В мире существует предустановленная гармония, предстоящая от бога, которая обеспечивает внутренний порядок всего мира монад. В монадах вследствие их активности постоянно происходит смена внутренних состояний. Это ведет к их развитию. Лейбниц выделяет два вида причин развития. Первый вид – действующая причина. Они порождают преобразования в соединениях монада. Второй вид – целевые. Внутренние причины развития отдельных монад. Уровень развития монад неодинаков. Низшая монада. Они обладают только способностью воспринять. Из них состоят предметы неживой природы. Монады-души. Они имеют чувства и способны к четким представлениям. Из них состоят растения и живые существа. Монады-духи. Они обладают разумом и составляют природу человека. Таким образом, они в непрерывном развитии монады образуют иерархическую цепь тел. Это минералы, растения, животные, человек. Высшая монада – это дух. Основные школы древнегреческой философии. Исторически первой философской школы была Милетская школа. Ее основателем был Фалес. Фалес определил время равноденствий, установил, что Луна светит не своим светом. Разработал календарь, определил продолжительность года в 365 дней, разделил год на 12 месяцев. Внес вклад в развитие геометрии. Первоосновой всего Фалес считал воду. Вода и всё что произошло – одушевлены. Мир полон божеств. Следующий представитель – Анаксимандр. Написал ряд работ, «Глобус», «О природе». Анаксимандр полагал, что если в мире существуют различные стихии (вода, земля, огонь, воздух), то у них есть нечто общее – которое не является ни одной из этих стихий. Таким общим началом он считал апейрон – нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно. Апейрон вечен, неуничтожим, и находится в движении. Ввел в практику солнечные часы. Анаксимен – первоначалом всего считал воздух. Все возникает из воздуха через его разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится огнем. Сгущаясь, воздух становится ветром, образует облака, воду, землю. Анаксимен думал, что Солнце – это Земля, раскалившееся от быстрого движения. Земля, Солнце и другие небесные объекты парят в воздухе. Движение происходит под влиянием космического ветра. Анаксимен признавал существование богов, возникновение которых он тоже объяснял из воздуха. Влияние Египетских жрецов было высоким и прочее и прочее. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы