Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоцентризм философии средних веков.Учение А.Августина.



Теоцентризм - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой. В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса. Аврелий Августин – философ, оказал существенное влияние на средневековую культуру и развитие философии, систематизировал религиозные знания.В теоцентризме августин конкретизировал религиозные представления о боге, наполнил данное понятие философским содержанием.Августин обосновывал креационизм – положение о творении природы и материи Богом.

Философия Ф. Аквинского.

Ф.Аквинский(1225-1274)-философ схоластик, монах, каконизирован церквью.Основы философии Ф.А. Обоснование принципов христианской теологии с помощью логики Аристотеля.Высшая истина – это бог.Ее познание недоступно человеческому разуму, должен принять как веру В соотношение веры и разума предпочтение отдается вере. Христианская истина выше разума, но она не противоречит ему. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Предмет познания и веры и разума – бог. Обоснование онтологических доказательств бытия Бога: Бог-первопричина всего, Бог – задает движение всему, Случайность недоступная нашему пониманию необходимость, Бог – абсолютный эталон совершенства, Бог задает цели для всего. Свещенное писание основанно на знание которым обладает бог и которое призван познать человек, поэтому божественное знание выше научного.Государственная власть дана от бога, церкви отдается первостепенная роль в обществе, власть государства должна подчиняться духовной власти. Во главе Христос на небе, на земле папа римский.

Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

Философия нового времени представлена двумя основными напрвлениями – эмпиризмом и рационализмом.Фрэнсис Бэкон(1561-1626) родоночальник эмпиризма. Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. Ф.Бэкон считал что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины.Ему принадлежит заслуга разработки индуктивного метода познания.Он включает в себя: наблюдение фактов, их систематизация и классификацию, отсечение не нужных фактов, разложение явлений на составные части, обобщение. Критиковал рационализм.Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, то французский математик и философ Ренэ Декарт (1596—1650), напротив, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, вторые во многом определяют результаты познания. Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция. Делил мир на 2 рода субстанции духовную и материальную.духовная-обладает врожденными идеями. материальная – отождествляется с природой.Разум достигнет истинного знания если будет исходить из достоверного метода(дедукции) включающий в себя: ясность и отчетливость познания, разделение вопроса на несколько частей, осмысление предмета исследования по порядку. Абсолютизировав роль разума в познании, полагал с помощью дедуктивного метода можно вывести истинные знания о мире. Рационализм (от лат. ratio — разум) — философское воззрение, признающее (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.

Томас Гоббс(1588-1679) Основным предметом изучения философии и науки он считает природу и человека, источником философии-разум, а источником религии-авторитет церкви. По Гоббсу, построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц, можно, лишь перенеся методы геометрии в области политики. Гоббс полагал, что эти методы потому не используются при изучении общества, что их применение может затронуть частные интересы людей. В центр исследования следует поставить не частные вопросы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни. По Гоббсу если разложить структуру общества на отдельные части, можно убедиться, что существенной частью общества является человек, гражданин, т.е. человек в государстве. Государство –обладающее страшной силой: оно может защитить интересы человека, интересы партий и большой общественной группы. В своем произведении “Левиафан” Гоббс уподобляет этому “земному Богу” государство, поскольку оно не находится в зависимости от воли отдельных людей – оно устанавливается на вечно. Гоббс считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, общее благо людей, их согласие, что составляет “здоровье государства”; его отсутствие приводит к “болезни”, гражданским войнам и даже смерти государства. Следовательно все люди заинтересованы в совершенном государстве. По Гоббсу государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер. Наилучшая форма гос правления – абсолютная монархия. Понятие добра и зла различаются только государством. В основе нравственности лежит естественный закон человеческой природы – стремление к самосохранению. Нравственные ценности носят относительный характер и определяются их отношением к благу – предмету желания человека. Естественный закон нравственности совпадает с гражданскими добродетелями в идеальном гос-ве, поскольку величайшим благом для человека является гражданский мир.

Теория познания И. Канта.

Кант считал, что решению проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование человеческого познания и установление его границ. Условия познания заложены в разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Кант считал, что за основу взять- метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, как далеко могут простираться его границы. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы. Кант ввел воображение в теорию познания.Воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. В своей теории познания Кант часто рассматривает антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Согласно Канту, мы познаем только явления - мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.

Этика И. Канта.

Для этики Канта характерно учение о независимости морали. Предшественники Канта и современные ему философы-идеалисты полагали, будто основа этики в религии: нравственный закон дан или сообщен людям самим богом. В отличие от этого взгляда Кант провозглашает мораль независимой от религии, а нравственный закон - невыводимым из религиозных заповедей. По Канту, то, что возникает не из самой морали и не из ее свободы, не может заменить отсутствие моральности. Законы морали обязывают благодаря простой форме всеобщей законосообразности правил. Но хотя мораль не нуждается для своего оправдания ни в какой цели, предписанной божественным законодателем, и хотя для нее вполне достаточно того закона, который заключает в себе условие применения свободы, из самой морали все же возникает цель. Это идея высшего блага в мире, а для возможности этого блага необходимо признать высшее моральное всемогущее существо. Идея эта возникает, исходит из морали и потому не есть ее основа. Таким образом, Кант перевернул признанное в его время не только богословами, но и многими философами отношение между моралью и религией. Он признал мораль автономной, независимой от религии. Больше того, он поставил самое веру в Бога в зависимость.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь